Онк 140 горит красный и все. Руководство по эксплуатации
УТВЕРЖДАЮ
Технический директор ОАО "АПЗ"
Червяков А.П.
" ____ " "______________ " 1998 г.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА
( ограничитель грузоподъемности )
ОНК - 140
Руководство по ремонту
ЛГФИ.408844.009 РС
Содержание
1 Организация ремонта 5
2 Меры безопасности 7
3 Требования на ремонт 8
3.1 Защита от статического электричества 8
3.2 Требования к ремонтному фонду 8
3.3 Требования к демонтажу и последующей разборке ограничителя 8
4 Ремонт 9
4.1 Ремонт ограничителя грузоподъемности 9
4.2 Ремонт блока обработки данных 9
4.3 Ремонт преобразователя давления 11
4.4 Ремонт преобразователей усилия 13
4.5 Ремонт датчика длины стрелы 15
4.6 Ремонт датчиков угла маятникового и крена 18
4.7 Ремонт датчиков угла потенциометрического, азимута и перемещения 19
4.8 Ремонт источника питания 21
4.9 Ремонт модуля индикации 24
4.10 Ремонт контроллера 24
4.11 Ремонт блока выходных реле 26
4.12 Ремонт блока питания и выходных реле 28
4.13 Ремонт модулей защиты от опасного напряжения 29
5 Проверка и регулирование 36
5.1Установка напряжения "+5 VD" и порога срабатывания термостата 36
Приложение А - Перечень оборудования и средств измерения 34
Приложение Б - Расположение элементов коммутации и индикации на передней панели БОДа 35
Приложение В - Блок обработки данных. Схема электрическая принципиальная 39
Приложение Г - Блок обработки данных. Перечень элементов 40
Приложение Д - Блок обработки данных. Схема электрическая принципиальная 41
Приложение Ж - Блок обработки данных. Перечень элементов 42
Приложение И - Блок обработки данных. Кросс-плата с модулем питания. Сборочный чертеж 43
Приложение К - Источник питания. Схема электрическая принципиальная 44
Приложение Л - Источник питания. Сборочный чертеж 45
Приложение М - Источник питания. Перечень элементов 46
Приложение Н - Модуль индикации. Схема электрическая принципиальная 49
Приложение П - Модуль индикации. Сборочный чертеж 50
Приложение Р - Модуль индикации. Перечень элементов 51
Приложение С - Контроллер. Схема электрическая принципиальная 53
Приложение Т - Контроллер. Сборочный чертеж 55
Приложение У - Контроллер. Перечень элементов 56
Приложение Ф - Блок питания и выходных реле. Схема электрическая принципиальная 59
Приложение Х - БПВР. Модуль питания и управления выходными реле. Сборочный чертеж 60
Приложение Ц - Блок питания и выходных реле. Перечень элементов 61
Приложение Ш - МЗОН. Схема электрическая принципиальная 62
Приложение Щ - МЗОН. Источник питания. Сборочный чертеж 63
Приложение Э - МЗОН. Блок обработки сигнала. Сборочный чертеж 64
Приложение Ю - МЗОН. Перечень элементов 65
Приложение Я - МЗОН-1. Схема электрическая принципиальная 67
Приложение 1 - МЗОН-1. Модуль измерительный. Сборочный чертеж 68
Приложение 2 - МЗОН-1. Перечень элементов 69
Настоящее руководство является руководящим документом для специалистов, занимающихся обслуживанием ограничителей нагрузки крана ОНК-140 (в дальнейшем - ограничитель).
Руководство содержит указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения ремонта, контроля, регулирования и проверки работоспособности ограничителя после ремонта, а также сведения по устройству и работе ограничителя и его составных частей.
При проведении ремонтных работ дополнительно следует руководствоваться паспортом ЛГФИ.408844.009 ПС, руководством по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-хх РЭ и инструкцией по монтажу, пуску и регулированию ЛГФИ.408844.009-хх ИМ для соответствующей модификации ограничителя.
1 Организация ремонта
1.1 Ограничитель является сложным электронным устройством, в состав которого входят блок обработки данных (БОД) и комплект датчиков (согласно комплекта поставки).1.2 Для ускорения восстановления работоспособности ограничителя, ремонтным организациям рекомендуется иметь ремонтный комплект ЗИП, в состав которого входят сборочные единицы (платы) и изделия, указанные в таблице 1, а для ремонта плат - ремонтный комплект ЗИП, состоящий из электрорадиоизделий (ЭРИ), указанных в таблице 2.
1.3 Поиск неисправностей (дефектацию) составных частей ограничителя вести с учетом рекомендаций п. 3.4 руководства по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-хх РЭ для соответствующей модификации ограничителя.
1.4 Ремонт составных частей ограничителя рекомендуется вести в последовательности и по методике, указанным в разделах 4-6 настоящего руководства.
Таблица 1 – Ремонтный комплект ЗИП
Наименование изделия | Обозначение (тип) | Кол., шт. | Примечание |
Модуль индикации | ЛГФИ.301411.127-02 | 1 | |
Источник питания * | ЛГФИ.301411.219 | 1 | 9 -30 В |
Контроллер * | ЛГФИ.301411.126-хх | 1 | |
Реле * | 90.3747.010-01 или 901.3747.010-01 | 3 | 12 В |
Резистор | СП5-21А-6,8 кОм | 3 | |
Преобразователь давления | ЛГФИ.406233.001-01 | 2 | ПрД |
Датчик угла маятниковый | ЛГФИ.401221.005 | 1 | ДУГМ |
Звонок пьезоэлектрический | ЗП-5 | 1 | |
------------- *) Для обслуживаемой модификации ограничителя (ОНК-140-хх) |
Таблица 2
Наименование ЭРИ
| Обозначение (тип)
| Допустимая замена
| Наименование ЭРИ
| Обозначение (тип)
| Допустимая замена
|
Микросхема | 1НТ251 | Диод | КД212А | ||
140УД24 | 140УД17 | КД213А | |||
140УД1701А | КД510А | ||||
К1401УД2Б | IL9002 | КД521А | |||
К1401УД4 | |||||
КР1554АП5 | 74АС244 | Стабилитрон | КС191Ф | КС291У |
|
КР1554ЛА3 | КС456А | ||||
КР1820ВГ1 | COP4723 | КС515Г2 | |||
24С02АI/J | 1568РР1 | КС551А | |||
74HC04AN | 1564ЛН1 | ||||
74HC138AN | 1564ИД7 | Индикатор | |||
74HC175AN | 1564ТМ8 | жидкокристал- | |||
74HC367AN | 1564ЛП11 | лический | |||
Транзистор | КТ805АМ | цифровой | ИЖЦ18-4/7 | ||
КТ816Г | Индикатор | ||||
КТ817Г | единичный | АЛ307ЛМ | |||
КТ829А | КТ972Б | ||||
КТ3107А | Кнопка | ПКН-159-2 | ПКН-159-1 |
||
КТ3117Б |
1.5 Средства измерений и испытаний, применяемые при регулировке и проверке ограничителя и его составных частей, приведены в таблице Приложения А.
Примечания
1 Пульт ПТ1-ОНК-140 используется при стендовой настройке и проверке ограничителя и платы источника питания.
2 Платы переходные ЛГФИ.301411.064 (2 шт.) используются при ремонте плат БОДа.
1.6 Обучение и аттестацию специалистов по обслуживанию ограничителей ОНК-140 производят организации, имеющие соответствующую лицензию Госгортехнадзора РФ.
ОНК-140 предназначен для предупреждения опрокидывания и поломки металлоконструкций грузоподъемных кранов различного назначения при подъеме груза, для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, работе в стесненных условиях или вблизи ЛЭП.
Технические характеристики
Применяемость
ОНК-140 выпускаются для следующих типов кранов:
- Самоходные на автомобильном и гусеничном шасси с гидравлической или решетчатой стрелой
- Башенные с балочной стрелой
- Железнодорожные краны
- Краны-трубоукладчики
- Мостовые и козловые краны
Ограничитель для башенных кранов (ОНК-140-35, ОНК-140-53) дополнительно комплектуются датчиками ветра, датчиком пути и высоты подъема крюка, в нем предусмотрена сложная координатная защита типа ломанной линии с шестью точками перегиба отдельно для крюка и стрелы. Все датчики перемещения имеют редуктор 50:1. Ограничитель выдает предупредительный сигнал в схему автоматики крана при приближении загрузки крана к предельной, для снижения скорости работы механизмов, а также при приближении к введенной или встроенной координатной защите.
В состав ограничителей для башенных, железнодорожных (ОНК-140-41), мостовых и дизель-электрических (ОНК-140-15-38) кранов входит блок питания и выходных реле, который преобразует напряжение 220Вx50Гц в напряжение +24В и обеспечивает коммутацию электрических цепей крана 380Вx16А.
Ограничитель для кранов трубоукладчиков (ОНК-140-20, ОНК-140-46) имеет в своем составе датчик продольного и поперечного крена, который позволяет контролировать работу машины на наклонных поверхностях.
Лицензия на выпуск приборов безопасности № 43.И–01/2250–ПТО от 24.04.98 г. Нижегородского округа Госгортехнадзора РФ.
Особенности
Возможности системы безопасности ОНК-140:
ОНК-140 для самоходных кранов выдает информацию на жидкокристаллические индикаторы о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, угле наклона относительно горизонта, величине продольного и поперечного крена, о скорости ветра.
Ограничитель сигнализирует:
- зеленой лампой “Норма” — о нормальном режиме работы грузоподъемного механизма крана;
- желтой (или зеленой) лампой “90 %” и прерывистым звуковым сигналом о том, что подъемный механизм загружен более чем на 90 %;
- красной лампой “Стоп” и звуковым сигналом, с блокировкой подъемных и поворотных механизмов — при превышении максимально допустимой массы груза на крюке при данном вылете. В данной ситуации разрешены только операции опускания груза, уменьшение вылета стрелы.
Встроенный в ОНК-140 регистратор технических характеристик (блок телеметрической памяти) обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока службы ограничителя. Ограничитель ОНК-140 комплектуется модулем защиты от опасного напряжения. Его установка обеспечивает своевременное оповещение крановщика о наличии ЛЭП в непосредственной близости от крана и защиту от поражения током. В ограничителе предусмотрено 4 вида координатной защиты: «стена», «потолок», работа в секторе по азимуту («левый», «правый» угол). Установка защиты позволяет производить работы крана в стесненных условиях (под ЛЭП, вблизи и между зданий) без опасения столкновения стрелы крана с препятствием.
По желанию покупателя ограничитель ОНК-140 может измерять текущее значение следующих параметров:
- температура охлаждающей жидкости двигателя подъемной установки;
- температуру и давление масла в двигателе подъемной установки;
- давление масла в любых трех магистралях гидросистемы;
т.е. фактически выполняет и функции контрольно-диагностической системы.
Степень защиты составных частей ОНК:
- 1Р50(1Р54) –для блоков исполнения У(Т);
- 1Р55 –для датчиков исполнения У и Т;
По желанию заказчика система может быть упрощена уменьшением количества измеряемых параметров (количеством применяемых датчиков). Адаптирование системы безопасности кранов ОНК-140 к грузоподъемному механизму осуществляется поставщиком.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА
(ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ)
ОНК-140-13
Москва
ПИО ОБТ
2002
Руководство по эксплуатации
ЛГФИ.408844.009-13 РЭ
Согласно требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, стреловые краны для предупреждения их опрокидывания и разрушения их узлов должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %.
Руководство по эксплуатации ограничителя нагрузки крана (ограничителя грузоподъемности) ОНК-140-13** для кранов на специальном шасси автомобильного типа разработано во исполнение требований правил и в соответствии с ГОСТ 2.601-95 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы".
Руководство по эксплуатации прибора для кранов типа КС-6476*** содержит сведения о конструкции и принципе действия прибора, указания по правильной и безопасной эксплуатации, техническому обслуживанию прибора, правила его хранения, упаковки и транспортирования.
Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-13 РЭ входит в состав обязательных эксплуатационных документов, предусмотренных паспортами крана КС-6476 и его модификаций.
1. ОПИСАНИЕ И РАБОТА ПРИБОРА
1.1. Назначение прибора
1.1.1. Прибор предназначен для установки на стреловые краны на автомобильном шасси со стрелами, имеющими гидравлический привод, и служит для защиты крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме и перемещении груза, для защиты рабочего оборудования от повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линии электропередач - ЛЭП (координатная защита) и для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта.
Встроенный в прибор регистратор параметров - блок телеметрической памяти (БТП) - обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана, указанных в п. , а также о степени загрузки крана в течение всего срока службы ограничителя (12 лет). Порядок работы с БТП приведен в Инструкции пользователя ЛГФИ.408844.009 И1 (см. приложение к Руководству по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-13 РЭ).
1.1.2. В зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудования крана прибор производит выборку одной из заложенных в память БТП программ грузовых характеристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. в виде зависимости между вылетом и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления блокировочными устройствами грузоподъемных механизмов.
1.2. Характеристики прибора
о моменте опрокидывания крана М опр (в процентах относительно его максимально допустимого значения с учетом момента, создаваемого стрелой без груза, если М опр 100 %) или о степени загрузки крана (в процентах относительно максимальной грузоподъемности, если М опр > 100 %);
о величине вылета крюка R , м;
о фактической массе поднимаемого груза Q , т;
о длине стрелы L , м;
о высоте подъема оголовка стрелы H , м;
о максимальной грузоподъемности Q max , т, на данном вылете R , м;
об угле поворота платформы γ , градусы;
об угле наклона стрелы относительно горизонта a , градусы;
о температуре охлаждающей жидкости двигателя, °С;
о давлении масла в двигателе, атм;
о температуре масла в гидросистеме, °С;
о величинах трех давлений в гидросистеме крана, атм.
1.2.2. Прибор сигнализирует:
зеленым индикатором "Норма" - о нормальном режиме работы крана;
желтым или зеленым индикатором "90 %" и прерывистым звуковым сигналом - о том, что кран загружен не менее чем на 90 % и/или о выходе за пределы допуска хотя бы одного параметра двигателя и гидросистемы (с одновременным миганием единичного индикатора, отвечающего за этот параметр);
красным индикатором "Стоп", прерывистым звуковым сигналом (и отключает механизмы крана) - о превышении допустимого значения грузового момента, заложенного в программу на любом из режимов его работы;
красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя механизма подъема крюка;
красным индикатором - о срабатывании обогревателя (термостата) прибора;
красным индикатором - о наличии на приборе напряжения +5 В;
красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом оборудовании, опорном контуре и схеме запасовки грузового каната;
красными индикаторами - о выходе параметров двигателя и гидросистемы за установленные пределы;
включением соответствующих индикаторов (постоянным свечением) - о введении режима координатной защиты (по числу введенных ограничений);
красным индикатором "Стоп", прерывистым звуковым сигналом, отключает механизмы крана и дополнительно включает мигающим светом соответствующие светодиоды по числу введенных ограничений без отключения лампы зеленого света - при достижении заданных ограничений «Стена», «Потолок», «Поворот вправо», «Поворот влево» (координатная защита).
Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на индикатор кода неисправности.
Прибор предназначен для работы в следующих условиях:
при изменении температуры окружающей среды от -45 до +55 °С;
при относительной влажности воздуха до 98 % при температуре +25 °С.
Степень защиты корпуса прибора в соответствии с ГОСТ 14254-96 «Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты»:
I Р50 - для блоков;
I Р55 - для датчиков.
Диапазоны измерения и допустимые изменения значений основных параметров и характеристик, а также основные технические данные, не указанные выше, которые должен обеспечивать прибор:
Диапазон измерения:
угла поворота платформы, градусы15-345
давлений в гидросистеме, МПа0,1-40
угла наклона стрелы, градусы........................................................................ От -8 до +98
приращения длины стрелы, м...................................................................... 1-18 или 1-26
температуры, °С........................................................................................... От -40 до +100
давления масла в двигателе, МПа..................................................................... 0-1,5
Погрешность отображения информации на индикаторах в статическом режиме, %, не более:
о степени загрузки крана................................................................................. ±3,0
о фактической массе груза................................................................................ ±3,0
о максимальной грузоподъемности**.............................................................. ±1,5
о величине вылета.............................................................................................. ±1,5
о длине стрелы.................................................................................................... ±5,0
об угле наклона стрелы и крене платформы................................................... ±0,2
* Относительно максимального значения для используемой длины стрелы. При массе груза менее 2 т погрешность составляет ±0,1 т.
** При массе груза менее 6 т погрешность составляет ±0,1 т.
Погрешность срабатывания защиты при перегрузке грузоподъемного
механизма, %, не более.......................................................................................... ±3,0
Погрешность включения сигнализации координатной защиты, %, не более:
задания предельного угла поворота платформы крана для
ограничений «Поворот вправо» и «Поворот влево».......................................................................................................................... ±1,0
задания высоты подъема оголовка стрелы для ограничения «Потолок»..... ±1,5
задания проекции вылета стрелы крана на
исходную линию для ограничения «Стена».................................................... ±2,0
Коммутационная способность реле, А, не менее................................................ ±10
Напряжение питания, В......................................................................................... 20-30
Потребляемая мощность, Вт.................................................................................. 45
Диапазон рабочих температур, °С.................................................................. От -45 до +55
1.3 Состав прибора
№ п/п | Наименование составной части | Тип, маркировка | Обозначение | Количество |
Блок обработки данных* | БОД | ЛГФИ.408843.005-13 | ||
Блок выходных реле | БВР-01 | ЛГФИ.484461.001-01 | ||
Преобразователь давления | ПрД | ЛГФИ.406233.001 | ||
Преобразователь давления | ПрД-01 | ЛГФИ.406233.001-01 | ||
Датчик угла маятниковый | ДУГМ | ЛГФИ.401221.005 | ||
Датчик азимута | ДА | ЛГФИ.401221.003 | ||
Датчик длины стрелы (вылета) | ДД | ЛГФИ.401161.002-02 | ||
Датчик температуры | T М-100В | ТУ 37.003.800-77 | ||
Модуль защиты от опасного напряжения | МЗОН | ЛГФИ.411117.001 |
* БТП входит в состав блока обработки данных.
1.4. Устройство и работа прибора
1.4.1. Принцип действия прибора основан на последовательном опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков первичной информации в цифровой код, определении угла наклона и длины стрелы, расчете цифровыми методами величины вылета и высоты подъема стрелы (по заданным геометрическим размерам рабочего оборудования крана), а также вычислении фактической массы груза и степени загрузки крана с последующим их сравнением с предельно допустимыми значениями при выбранном режиме работы.
Блок-схема прибора приведена на рис. .
Рис. 1. Блок-схема прибора ОНК-140:
МЗОН - модуль защиты от опасного напряжения; ДД - датчик длины стрелы; ДУ - датчик угла (азимута); ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик подъема стрелы); БОД - блок обработки данных; ПрД - преобразователь (датчик) давления; МК - микроконтроллер; ПЗУ и ОЗУ - постоянное и оперативное запоминающие устройства; АЦП - аналого-цифровой преобразователь; R t - терморезистор - датчик температуры
1.4.2. Прибор подключается к системе управления крана (рис. ) посредством разъемов: через разъем X1 БОД и блок выходных реле проходят цепи управления исполнительными механизмами, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управления крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы.
Прибор безопасности грузоподъемных кранов ОНК-140 (ограничитель нагрузки крана ОНК 140)
Цифровой прибор безопасности подъемных кранов ОНК-140 появился в 90-х годах. До недавнего времени это был единственный современный отечественный ограничитель грузоподъемности - и "Арзамасский приборостроительный завод", производивший ОНК-140, поставлял эти приборы практически на все российские крановые заводы.
Сейчас ОНК-140 устарел и постепенно снимается с производства. Однако, малыми сериями он все еще выпускается.
Современные конкуренты ОНК-140 - это его же преемник ОНК-160С, ОГМ-240 а также прибор ПБК-1.
Ограничитель нагрузки (грузоподъемности) крана ОНК 140 применяется на:
Автокранах (автомобильных кранах)
Башенных кранах (две модификации)
Самоходных кранах на колесных спецшасси
Самоходных кранах на пневмоходу (пневмоколесниках)
Руководство по эксплуатации прибора ОНК-140
Ограничитель ОНК 140 обеспечивает:
Защиту от опрокидывания при перегрузке с помощью датчиков длины стрелы, угла и давления, подающих информацию на блок обработки данных
Защиту от опрокидывания при проваливании опор крана в мягкий грунт - с помощью маятникового датчика угла, измеряющего абсолютный угол подъема стрелы
Координатную защиту (защиту от контактов с посторонними предметами в стесненных условиях)
Защиту в зоне ЛЭП - с помощью модуля защиты от опасного напряжения (МЗОН)
Запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана
Прибор ОНК-140 обладает многофункциональным табло, на котором отображает цифровую информацию:
О моменте опрокидывания крана Мопр относительно его максимального значения
О величине вылета крюка R, в метрах
- о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах
О длине стрелы L, в метрах
О высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах
О максимальной грузоподъемности Q max (в тоннах) на данном вылете R
Об угле азимута поворотной платформы g , в градусах
Об угле наклона стрелы относительно горизонта a , в градусах
О температуре окружающей среды
О температуре охлаждающей жидкости двигателя, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)
О давлении масла в двигателе Рм , в атмосферах (при установке дополнительного датчика давления)
О температуре масла в гидросистеме t о, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)
О величинах трех давлений в гидросистеме крана Р 1 , Р 2 , Р 3. в атмосферах
Прибор ОНК140 состоит из следующих частей:
Блок обработки данных БОД
Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН-1 или МЗОН-1-01 (на всех модификациях с буквой "М" после номера. Например, ОНК-140-25М)
Преобразователь давления ПрД ЛГФИ 406233001 (для кранов с жесткой гидравлической подвеской стрелы. На кранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы применяется преобразователь усилия ПрУ )
Датчик угла маятниковый ДУГМ1 ЛГФИ 401221005
Датчик угла (азимута) ДА ЛГФИ 401221003
Датчик длины стрелы с барабаном (для кранов с телескопической стрелой) ДДС
- жгут соединительных проводов ЛГФИ 685623005
Масса прибора - от 11 кг для модификации 26М (без кабельного барабана в картонной коробке) до 50 кг для 01М (с кабельным барабаном в деревянном ящике).
Упаковка. Раньше была либо в деревянном ящике, сейчас - в двойном картонном, с прокладками. В общем, тоже очень качественная.
Установка прибора ОНК-140:
Совсем подробно об установке прибора на кран рассказывать не будем - долго, и для разных кранов установки различается. Приведем краткий перечень работ по установке ограничителя ОНК-140-25М на кран КС-3577 "Ивановец". Итак, что нужно сделать:
Установить МЗОН на оголовке стрелы на специально подготовленном кронштейне (не входит в комплект ОНК-140). Здесь заметим, что сверлить стрелу нельзя - можно прослабить, а значит, все кронштейны крепятся на сварке.
Установить кабельный барабан на приваренном кронштейне (также не входит в комплект поставки ОНК-140). Закрепить конец троса барабана на оголовке выдвижной секции стрелы на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140).
Установить ДУГМ на стреле на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140) либо приваренных бобышках с резьбой.
Приварить уголки либо другие детали для фиксации на стреле кабелей от ДД (барабана) и от ДУГМ.
С помощью специальных переходников подключить датчики давления к штоковой и поршневой полостям гидроцилиндра подъема стрелы. Переходники не входят в комплект поставки ОНК-140. Провести кабеля от датчиков давления к кабине крана.
Разобрать токосъемник и с помощью переходника (не входит в комплект ОНК-140) установить датчик азимута, затем собрать токосъемник.
Закрепить БОД в кабине крановщика таким образом, чтобы был свободный доступ к разъемам на его тыльной части
Подсоединить электрически МЗОН на оголовке стрелы, протащить в кабину кабеля от всех датчиков, разместить их излишки и подсоединить к БОД. Здесь отметим, что все датчики снабжены кабелями изрядной длины с разъемами. Это хорошо, т.к. не нужно эти разъемы перепаивать, но из-за избыточной длины кабелей образуются излишки, которые приходится размещать в кабине.
Подключить к клеммной колодке крана отдельные провода для подачи на БОД питания, провода на контакты реле БОД и др.
Вывести на отдельную кнопку блокировку концевых выключателей для координатной защиты
Настроить датчик длины и ДУГМ (для этого требуются измерения рулеткой вылета)
Отъюстировать прибор с контрольными грузами, проверить срабатывание ограничения по перегрузу, по координатной защите и работу кнопки блокировки концевика
Как видите, объем работы совсем не мал, причем установочные детали и кронштейны крепления датчиков приходится изготавливать самостоятельно. И первый раз это делается методом проб и ошибок.
Поэтому не удивляйтесь, если фирма-установщик хочет за такую работу стоимость прибора или выше. Ведь в этой цене не только стоимость солидного объема работы квалифицированных установщиков, но и стоимость установочных деталей, и опыт - сын ошибок трудных, а это интеллектуальная собственность.
На другие краны сложность установки может быть и меньше. Однако учтите, что если кран редкий, то опять-таки, возникает вопрос в установочных деталях - сделать их, конечно, можно, но опять-же, время и подгонка... Так что в среднем уровень сложности примерно такой.
Преимущества ограничителя ОНК 140:
В целом прибор сделан на достаточно высоком уровне качества.
Сейчас в России это один из самых массовых комплексных приборов безопасности кранов, находящихся в эксплуатации. Так что наладчики, умеющие работать с ОНК 140, есть.
Вам не придется заниматься дооборудованием крана другими приборами безопасности - ОНК 140 отвечает требованиям Ростехнадзора сегодняшнего дня.
Некоторое время назад остро стояла проблема запасных частей к прибору, но сейчас практически все, что может сломаться у ОНК-140, у нас есть в наличии по заводским ценам.
Недостатки ограничителя ОНК-140:
Наверное, самый главный недостаток ограничителя ОНК 140 на сегодняшний день - он почти снят с производства. Часть модификаций заказать уже нельзя, другие (например, ОНК-140-25М, ОНК-140-01М) еще выпускаются. Но непонятно, надолго ли.
В связи с этим возникают сомнения в будущем выпуске запчастей для ОНК 140. В свое время этот вопрос был довольно острым для предшественника ОНК-140, ограничителя ОНК МП-120 - после снятия его с производства запчасти были в большом дефиците.
В настоящий же момент большую часть запчастей к ОНК-140 можно купить вполне свободно, но периодически возникают дефициты на некоторые позиции.
Можно еще сказать, что ОНК-140 оснащен устаревшим регистратором параметров. За от время, пока производится ОНК-140, РД по регистрации параметров менялись несколько раз. Но это недостаток скорее теоретический. На практике же как максимум возможно некое недоумение у человека, привыкшего к современным программам, при виде программы регистратора ОНК-140. Она выполнена в интерфейсе DOS и до последнего времени не имела привязки к реальному календарю и часам.
Не так давно в БОД ОНК-140 были внедрены часы реального времени, и теперь его регистратор параметров удовлетворяет современным требованиям. Однако моральная старость прибора в этом аспекте, конечно же, чувствуется.
Еще недостаток по регистратору параметров - считывающее устройство СТИ-1 не входит в комплект поставки, а при заказе стоит совсем не дешево. Как утешение - у СТИ-1 информация с четырех приборов может храниться одновременно.
Имеет ли смысл устанавливать ОНК-140?
Как мы обычно говорим, ограничитель ОНК-140 имеет смысл установить вместо такого же прибора, вышедшего из строя. Обычно можно ограничиться покупкой блоков, вышедших из строя. Но, если сломался, например, БОД и несколько датчиков, имеет смысл купить прибор целиком - а оставшиеся датчики положить в ремфонд. Так получается существенно дешевле - если, конечно, Ваша модификация прибора еще производится.
Если же на Ваших кранах установлен устаревший ограничитель типа АСУ ОГП, ОНК МП-120, ОНК-М, ОГБ-3 и необходимо его обновить чем-то более свежим, то мы рекомендуем другие приборы.
В первую очередь это ПБК-1 , но также вполне можно использовать и ОГМ-240. Ограничитель ОНК-160С, к сожалению, все еще считается новым прибором, и с поставкой запчастей пока есть сложности.
Как заказать ограничитель ОНК 140?
Для заказа прибора ОНК 140 Вам необходимо знать его модификацию - или выбрать ее из списка кранов.
Прибор безопасности грузоподъемных кранов (ограничитель нагрузки) ОНК-160, ОНК-160С
Ограничитель ОНК 160 - это последователь прибора ОНК-140. А ОНК-160С - это замена прибора ОНК-140 для автомобильных и самоходных кранов.
В состав прибора ОНК-160С входят следующие компоненты:
Блок отображения информации БОИ
На внешнем индикаторном табло отображает информацию о работе ограничителя. Например, текущую длину стрелы, предельно допустимую и текущую нагрузку на крюке и т.д.
Внутри блока расположена плата контроллера - фактически, аналог материнской платы персонального компьютера, а также элементы, отвечающие за питание ограничителя грузоподъемности.
Датчик наклона стрелы ДНС
Предназначен для измерения угла наклона стрелы крана - от этого зависит текущая разрешенная грузоподъемность.
Датчик длины стрелы ДДС
С его помощью определяется текущая длина стрелы, если у крана она телескопируемая, а также передаются питание на оголовок стрелы и сигнал от контроллера оголовка КОС.
В состав данного датчика также входят:
Устройство пружинное УПр-02
Или пружина отдельно
Датчик вылета ДВ
Датчик, в который интегрированы ДДС и ДНС. Т.е. данный датчик измеряет и угол наклона стрелы, и ее длину. В его состав также входит устройство пружинное, а также:
Плата управления 043-05 (для некоторых ДВ)
Контроллер оголовка стрелы КОС
Аналог модуля защиты от опасного напряжения МЗОН прибора ОНК-140. Предназначен для обнаружения в опасной близости от стрелы крана линй электропередач переменного тока.
Контроллер поворотной части КПЧ, контроллер неповоротной части КНЧ.
Служебные части прибора ОНК-160. Предназначены для коммутации датчиков, установленных на поворотной и неповоротной частях подъемного крана, и блока обработки информации.
Датчик азимута
Предназначен для контроля за поворотной платформой крана. В случае наличия опасных для крана помех в зоне его работы возможно выставление координатной защиты по углу поворота (т.н. "стена") и по подъему стрелы ("потолок").
Датчик давления цифровой ДДЦ, датчик давления аналоговый ДДА.
Устанавливаются в поршневую и штоковую полости гидроцилиндра подъема стрелы. Предназначены для определения текущего веса поднимаемого груза.
Датчик угла маятниковый цифровой ДУГМЦ
Предназначен для определения текущего угла наклона стрелы. Не имеет механического поводка, в корпус встроена микросхема, определяющая свое положение относительно горизонта бесконтактным образом.
Датчик усилия цифровой ДУЦ
Устанавливается взамен датчиков давления ДДА и ДДЦ на краны с электрическим приводом подъема стрелы.
Также прибор может быть укомплектован другими датчиками необходимыми для работы прибора на конкретном кране.
Руководство по эксплуатации прибора ОНК-160
Основные отличия прибора ОНК-160С от ОНК-140:
Все датчики теперь цифровые. Т.е. сами-то датчики, конечно, аналоговые, но в них встроен аналогово-цифровой преобразователь. И теперь связь между блоком и датчиками цифровая, а значит, более помехозащищенная;
Другая сторона этой медали - датчики у ОНК-140 и ОНК-160 невзаимозаменяемы.
Датчик угла теперь объединен с датчиком длины стрелы - меньше сварных работ;
Память БОД теперь на бОльшее число кранов - значит, модификаций стало меньше;
Регистратор параметров отвечает современным требованиям и приобрел более современный интерфейс. Считывающее устройство, как и раньше, в комплект поставки не входит;
Изменился в более удобную сторону интерфейс настройки прибора. Как и прежде, это делается с помощью средств самого прибора, без дополнительного оборудования.
Прибор безопасности ОНК-140 - один из первых, которым оснащались отечественные грузоподъёмные машины. Он был разработан и начал серийно выпускаться ещё в 90-х годах прошлого столетия, и «Арзамасский приборостроительный завод» поставлял его на все крановые заводы России. Таким образом, на рубеже веков появились краны с ОНК-140: автомобильные, башенные , самоходные на спецшасси (колёсных) и так называемые стреловые «пневмоколёсники». В настоящее время первые модификации прибора ОНК-140 - уже уходящие в прошлое предшественники и «дедушки» следующих современных электронных блоков безопасности кранов, к которым относятся серии приборов ОНК-160С , ОГМ-240. В ряде случаев, когда владелец подъёмной машины хочет купить ОНК-140 старой модификации, ему уже предлагают заменить такой прибор на новый, более «продвинутый». Тем не менее, у комплексного электронного устройства ОНК-140 есть ряд функций, с выполнением которых оно отлично справляется вне зависимости от течения времени, поэтому различные исполнения этого прибора ещё долго будут предлагаться и приобретаться на рынке комплектующих к спецтехнике.
В качестве самой главной функции прибора, как правило, выделяют именно защиту от перегрузки крана, от подъёма груза неразрешённого веса на слишком длинной стреле и в прочих ситуациях, не соответствующих заявленным техническим характеристикам и возможностям машины. Прибор зачастую называют именно «ограничителем нагрузки крана ОНК-140». Тем не менее, это слишком узкое суждение о возможностях этого электронного блока с памятью и процессорной платой, работающего с большим набором датчиков, располагаемых на различных рабочих органах подъёмной машины. Устройство ОНК-140 отслеживает в контуре обратной связи безопасность работы машины в комплексе, и не всегда можно сказать, что опаснее для крана в той или иной нештатной ситуации - перегруз или проваливание опор вывешивания в мягкий грунт, когда машина может опрокинуться. Для такого «ситуационного управления» и призвана в помощь электроника.
Что может прибор ОНК-140
Для наглядности сведём в таблицу все задачи, которые может выполнять прибор ОНК-140:
Номер функции |
Описание |
Какие датчики задействованы |
Функция 1 |
Защита от опрокидывания в результате перегрузки |
Датчик длины стрелы ДДС Датчик угла (азимута) ДА Датчик давления (преобразователь давления ПрД) |
Функция 2 |
Защита от опрокидывания машины, которое может случиться при проваливании опор в неустойчивый грунт |
Маятниковый датчик угла, измеряет угол подъёма стрелы в абсолютных величинах, модель ДУГМ1 |
Функция 3 |
Координатная защита, своеобразная «парковочная функция» для предотвращения столкновения с другими объектами в условиях ограниченного рабочего пространства, например, на строительном объекте |
Датчик азимута, связан с поворотной платформой автокрана, устанавливается недалеко от ОПУ |
Функция 4 |
Защита от опасного приближения к высоковольтным ЛЭП, за которые может зацепиться стрела, крюковая обойма, груз |
Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН |
Функция 5 - «чёрный ящик» |
Хранение в памяти, регистрация крановых операций, параметров крана |
Стоит упомянуть, что последователи прибора ОНК-140 - например, более «развитые» модификации ОНК-160С (одних только их разновидностей для установки на разные машины существует до сотни) - имеют больше возможностей и функций. Их датчики и цепи обратной связи можно встраивать уже и в гидравлику автокрана для отслеживания работы гидропривода, для регулировки скорости рабочих органов. Они стыкуются для передачи данных с современными компьютерами. Появилось понятие настройки комплексного прибора безопасности крана на «короткий» или «углублённый» режим работы, из которых последний очень сложен в наладке, зато отслеживает малейшие отклонения работы крана от заданных параметров. Прибор ОНК-140 работает с более простыми датчиками аналоговых сигналов (например, датчик длины стрелы с барабаном типа ДДС, используемый для телескопических стрел автокранов).
Покупка ОНК-140: сложная наладка - не забудьте профессионалов
При приобретении комплексного прибора безопасности следует принимать во внимание не только сам электронный блок ОНК-140 по цене с набором его датчиков. Его рыночная стоимость формируется в среде естественной конкуренции разных поставщиков, чья сфера деятельности - промышленная электроника и комплектующие для спецтехники, и исходя из реальных затрат фирмы-изготовителя (приборостроителя). В ценах 2016 года она составляет в среднем 100-140 тысяч рублей. Однако следует учитывать и очень большой объём сложных работ по установке прибора, для которых требуются квалифицированные специалисты, - это стоит дополнительных денег.
Например, на автокране при монтаже и наладке ОНК-140 нужно будет провести следующие операции (приводим только некоторые основные , так как этот список на самом деле гораздо длиннее):
- установку на оголовок стрелы модуля защиты от опасного напряжения МЗОН, причём есть правила и ограничения в его установке (например, нельзя для этой цели сверлить стрелу автокрана);
- установку датчика ДУГМ на кронштейне, который надо приваривать;
- монтаж кабельного барабана датчика длины стрелы ДДС и соединение конца кабеля с оголовком стрелы;
- подключение датчиков давления к штоковой и поршневой областям гидроцилиндра подъёма стрелы;
- для установки датчика азимута ДА разбирается и затем снова собирается токосъёмник крана;
- блок обработки данных с датчиков (БОД) ставится в кабину крановщика таким образом, чтобы был доступ для работ с его тыльной стороны, выполняется весь комплекс работ по его подключению к электрическим цепям машины;
- блокировка концевиков координатной защиты выводится под отдельную кнопку, и т.д.
Затем производится настройка всех датчиков и прибора в целом, начиная от пробной механической (датчики) и заканчивая точной отладкой.
Когда эта непростая работа будет выполнена, прибор ОНК-140 сможет оперативно, при «управлении по ситуации», выдавать следующую информацию, и не только:
- опасный момент опрокидывания крана;
- величину вылета крюка;
- массу поднимаемого груза по факту;
- длину стрелы;
- высоту подъёма оголовка;
- угол поворота платформы;
- базовые давления в гидросистеме крана и т.п.