Поучения оптинских старцев. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. Изречения безымянных старцев

Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: "Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага" Авва Исаия

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога Авва Исаия

Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнее место, не оскорбись в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин лучшего. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят к человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и к исправлению человека или за грехи его. .Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог - праведный Судия. Изречения безымянных старцев

Если естественные силы души не будут очищены от скверн, которыми они погребены из-за грехов, и если не получат затем должного исцеления, преображения и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть излечено и укреплено, чтобы стать пригодным к служению. Преподобный Симеон Новый Богослов

"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: "Будь верен до смерти" (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: "Да будет воля Твоя". Святитель Тихон Задонский

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).
Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией - всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод
Епископ Феофан Затворник

Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы (Лк. 11, 10-13). Если же отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что хлеб и рыба-то, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камнем и змеей,- и не дает просимого. Скажешь: зачем же молиться? Нет, не молиться нельзя. Но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: "если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным". Святой Исаак Сирии и всякую молитву советует сокращать так: "Господи, ты знаешь, что для меня полезно: сотвори же со мною по воле Твоей" Епископ Феофан Затворник

Что - заповеди Божии? Это - воля Божия, объявленная Богом людям для руководств в действиях, зависящих от произвола их. Что - судьбы Божии? Это - действие или попущения Воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия?.. Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: "Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя", как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие будут попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток, которые получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Воля Божья

Сегодня поговорим о воле Божьей.

Говоря об этом, я разумею два главных вопроса:

1. Что хочет Бог от человека?

Какова воля Божья относительно людей, тебя и самое главное относительно меня самого. Эта воля Божья, она одинакова для всех или разная относительно тебя и меня?

Может быть, я или ты особенные, так что Бог хочет он нас что-то особенное?

2. Как человек должен поступать и жить, чтобы эта жизнь была угодна Христу, нашему Господу?

Вот два очень важных вопроса, которые мы попробуем сегодня разобрать

Говоря о вере, несомненно, вера это самый главный вопрос, того что хочет Бог от человека, но вопрос веры оказывается не такой простой, потому что очень много заблуждений в вопросе веры. Мы видим, сколько в этом мире разновидностей веры – сотни, а может и тысячи. Так ли хочет Бог или у Бога есть только один путь?

Бог от сотворения мира имеет планы относительно человека, и человек не оставлен Господом, и Бог желает, чтобы каждый человек искал и нашел Господа и жил с ним в согласии.

(Деян.17:27)

27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

Для того, чтобы человеку стало возможным познать, кто есть Бог и какова воля Божия по отношению к человеку, Бог проявил себя, заявил о Себе через своих пророков и оставил нам в Священном Писании все необходимые наставления и законы, достаточные для того, чтобы человек узнал кто такой Бог и что Он хочет от человека.

(Втор.30:15-20)

15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

16 [Я] заповеди которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его , то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;

17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,

18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему ; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Мы читаем:

Во-первых , Бог для человека не является каким то приложением в его жизни, как бы говоря: «хочешь живи как хочет Бог, а хочешь живи сам по себе». Господь сразу предупредил нас, людей, что дело касается не каких-то малозначительных вопросов, а дело касается жизни и смерти, добра и зла.

Бог сказал, что Я дам тебе, человек, Свои заповеди, законы и наставления. Если ты, человек, будешь исполнять эти заповеди, то Бог благословит тебя и твое потомство. Здесь речь идет не только о земли обетованной, для нас это вопрос вечности.

Если человек не будет исполнять наставления Божии, то Господь говорит: «вы погибнете и не пробудете долго на земле» , таким образом, вопрос послушания Богу не есть вопрос малозначимый или второстепенный, но это есть вопрос жизни и смерти, добра и зла, благословения и проклятия. Это решение человека исполнять или нет волю Божью имеет вечные последствия.

Второй вопрос , какие требования Бога к человеку? Что должен делать человек?

Что на это сказал Господь:

16 …любить Господа Бога твоего,

20 … слушал глас Его и прилеплялся к Нему верить, доверять

Третий вопрос возможно ли исполнить волю Божию, если ты только знаешь закон и стараешься его исполнять?

Мы видим, что это только одно из требований Бога - ходить по путям Его и исполнять заповеди Его , но еще есть два пункта – любить и верить.

Почему фарисеи стали первыми врагами Христа? Ведь они прекрасно знали закон и старались исполнять его. Тогда почему они не могли разуметь и исполнять волю Божью? Потому что не могли исполнить еще два условия, которые установил Господь - любить и верить они не смогли, оставили эти наставления, не искали и не просили этого. Поэтому отвечая на вопрос, можно ли исполнить волю Богу – зная и исполняя закон? Христос ответил.

(Матф.23:23-26)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Мы с вами должны понять, что Бог желает видеть свое творение похожим на Иисуса Христа, имеющего и душу, и дух, и тело совершенными, не оскверненными. В вопросе исполнения воли Божьей мы должны быть искренние. Мы не можем угодить Богу если будем исполнять какую-то часть Его наставлений. Это не функционирует с Богом, потому что Бога обмануть невозможно.

Когда Христос начал Свое служение, Он сразу заявил о главной Воле Божьей:

(Мар.1:15)

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Брат говорил в предыдущих проповедях, что сама по себе вера есть составляющая личности человека. Бог создал человека по образу Своему и подобию – личностью, и вложил в основу человеческой личности - веру. На вере человека строится все мировоззрение и разум человека, его принципы, нравы, образ мышления и др. составляющие личности. Если у человека отобрать веру, то не будет личности, это будет человек с расстройством сознания и психики, он потеряется. Поэтому становится понятным, когда в разговоре с человеком о вере, как правило, в 90% мы услышим: «Я верю». И эти люди не обманывают, они действительно имеют веру.

Тогда следует задать второй вопрос: «Если ты верующий, то какова воля Божья, относительно твоей жизни? Как ты должен поступать, чтобы угодить Богу?». Т.е. твоя вера – есть вера Божья? Последует ли понятный и четкий ответ такого верующего человека? – как правило, нет.

Потому что если человек не знает Бога, то не знает и волю Божию, и он начинает верить во что угодно: ритуалы, гадание, обряды, традиции, знамения, чудеса, удачу, успех, здоровый образ жизни, вегетарианство, НЛО, пришельцев, гуманоидов, перерождение, реинкарнацию и пр. чепуху. Человек заполняет свою внутреннюю пустоту чем угодно и начинает искренне в это верить. Таким образом, получается такая смесь всяких заблуждений человеческих, что Христос имел возмущение об этом.

(Иоан.5:43,44)

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Путь спасения один для всех людей через покаяние и веру в Евангелие. Если человек хочет найти другой путь, или он считает себя особенным, что Бог должен сделать для него что-то особенное – то не есть вера Божья. Это не есть путь, на который указал Христос. И путь такого человека, не есть путь исполнения воли Божьей, не есть путь Евангельский, такой человек не исполняет волю Божья, а исполняет какую-то другую волю. Как правило, свою, человеческую, эгоистичную волю, другими словами, похоти свои, и это никак не связано с Христом.

(1Иоан.2:17)

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Вопрос спасения одинаков для каждого, и путь для всех один, через познания истины, которая есть Христос.

(1Тим.2:4)

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Есть путь спасения указанный нам в Евангелии, указан нам Христом. Это есть путь исполнения Воли Божьей относительно каждого человека.

В нашей христианской жизни бывают ситуации, когда стоит выбор поступить так или так, и мы не знаем как правильно поступить. Живя в этом мире без Бога, мы как поступали? По своему разумению принимали решение быстро, чтобы как можно скорее решилась проблема, и казалось, мы шли вперед. А оказалось, что шли в никуда, потому что не считались с Богом, с Его волею.

А во Христе мы уже так не поступаем, мы не принимаем поспешно решения, а обращаемся ко Христу, и Он указывает нам путь.

(Иер.29:11-13)

11 Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;

13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.

(Пс.24:12)

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

В таком случае может возникнуть искушение у тех, кто ищет иные пути, особенные пути, не хотят расставаться со своим «богатством»: грехи, взгляды, мнения, эгоизм. Человек не прошедший путем покаяния и веры не имеет прощения грехов, он грешник:

(Иоан.9:31)

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает.

Для человека, не имеющего мир с Богом, чья совесть осуждает, есть один единственный путь соответствующей воли Божьей – путь покаяния и веры во Христа: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Часто бывает так, что человек придумывает себе, что он получил какие-то особые откровения – это, как правило, является обольщением, самомнением, проявлением гордости, и человек попадает в заблуждения и сети.

Для нас с вами примером исполнения воли Божьей есть Христос. Давайте посмотрим Писание, как Иисус поступал, чтобы исполнить волю Божью. Христос пришел именно для того чтобы указать этот путь исполнения воли Божьей, путь спасения. И здесь переходим ко второму вопросу нашей сегодняшней проповеди:

Что должен сделать человек, чтобы исполнить волю Божию?

(Матф.6:9,10)

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Братья, воля Божья – она благая, она хорошая, на добро? На небе воля Бога исполняется, там Его царство, и Он царь и все Его слушают и исполняют Его волю – волю Божию. Христос хочет, чтобы здесь на земле, и я, и ты, и все люди исполняли волю Божью. Христос хочет, чтобы это было в нашем сердце постоянно, чтобы Его воля была в нашей жизни здесь на земле.

(Матф.7:21)

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Господь четко говорит, что не достаточно только знать и уметь говорить и рассуждать о Боге. То, что ты познал о Боге должно реализоваться в твоей жизни, иначе эти знания будут источником дополнительного осуждения, большей строгости и наказания Богом по отношению к тем, кто знал и не исполнил.

(Иоан.4:31-34)

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

(Иоан.6:38)

38 ибо Я Христос сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Христос пришел на землю с одной целью – исполнить волю Отца. И это есть для нас пример, как и мы должны жить на этой земле исполняя волю Божью.

(Иоан.7:16-18)

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его , тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

Кто хочет творить волю Божию, тот узнает, что Евангелие, которое возвестил Христос - оно от Бога. Давайте вспомним, когда мы пришли к Христу, как нас убедил Господь – Своею истиною.

Христос указал, что наша жизнь идет не правильно, мы и сами это понимали, но не могли сами изменить свою жизнь и сделать ее правильной. Но когда обратились к Богу, то Христос осветил весь наш мрак и указал нам путь. И мы приняли решение, жить уже не по своей личной человеческой воле, которая разрушала наши жизни, а принять и творить волю Божью, потому что поняли, что Его воля нам во благо. И когда мы приняли волю Божью, вся наша жизнь изменилась, все встало на свои места: отношения с Богом, отношения с окружающими, отношение к самому себе.

Как отличить человеческую волю от Божьей воли? Господь сказал: 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе. Человеческая воля всегда, я подчеркиваю всегда, ищет славы себе. Эгоизм есть не что иное как воля человеческая , воля моя которую эгоизм никогда не будет уступать никому, и не даст чести никому кроме самого себя.

А Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. А кто ищет славы Божьей, тот исполнит волю Божью. Как возможно воздать славу Богу? Только при одном условии – если ты преступишь через свое Я, свои желания и интересы, если ты не станешь давать славы себе, и блюсти свою волю, а примешь для себя волю Божию.

(Лук.22:41-42)

41 И Сам отошел от них на вержение камня (некоторое расстояние), и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Пример Христа, когда он понимал, что впереди Его ждут страдания, унижения и смерть. Как человек Он испытывал страх, Его плоть боялась и не желала страдать, и его человеческая воля сопротивлялась тому, что его ждет. И самое страшное в том, что Христос знал, что на Него будет излит гнев Божий за все грехи людей, в том числе за мои и твои грехи. На Праведника, который был без греха, и Он понес на себе наказание за все грехи мира – это было самое больное в страданиях Христа.

Поэтому зная о своих страданиях, Иисус сказал: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

Но Христос знал, что Он должен был пройти через это, иначе не свершиться воля Божия, иначе не возможно будет твое и мое спасение, и в итоге не прославиться Бог. И зная это, Христос всю свою волю направил на то, чтобы принять и пойти исполнить волю Божью. И поэтому сказал: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Христос, не смотря на предстоящие страдания направил Свою волю на то, чтобы исполнить волю Божью.

Куда человек направляет свою волю, та воля и будет им исполняться, потому что у человека всегда, повторяю всегда, есть выбор:

У человека есть выбор сказать нет греху, это находится в воле человека;

У человека есть выбор обратиться к Богу и склонить перед Ним колени;

У человека есть выбор и возможность смирить себя, не желать славы себе, а желать славы Богу.

Выбор человека и определяет чью волю будет исполнять человек: свою человеческую волю и свои желания или волю Божью.

Эти решения человека и определяют чью волю он будет исполнять. Поэтому категорически не принимаются такие заявления человека как:

- «Я жду, что что-то произойдет в моей жизни»

- «может Бог даст мне какие-нибудь откровения и наконец я смогу поверить»

Нет, не в этом дело. Дело в том, что ты еще до сих пор не принял решение отказаться от своей собственной воли, и не принял волю Божию. Христос для тебя уже все сказал: покайтесь и веруйте в Евангелие. Больше нечего говорить – либо ты принимаешь это, либо иди, исполняй волю свою.

(Иоан.6:39,40)

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Из этих стихов мы видим: какова забота Бога о нас, какова ответственность и забота о нас Христа. Чтобы ничего не погубить, но всех нас довести до конца, до вечности.

Соответственно, насколько важно и ответственно наше обращение к Иисусу, как мы должны быть благодарны Иисусу, любить Его, исполнять Его волю, хранить себя в святости. Повторяю, это не есть вопрос второстепенный, мы видим какова забота о нас Христа, потому что это вопрос жизни и смерти вечной.

(1Фесс.4:3-7)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше , чтобы вы воздерживались от блуда;

4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;

6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Бог освободил нас от власти греха. Воля Божия в том, чтобы мы, получив в начале нашего пути - прощение грехов, хранили святость. Святость - это незаслуженный дар нам от Христа, который стал возможен, когда Иисус превозмог страх и отвергнул волю человеческую, обратил Свою волю, чтобы исполнить волю Божию.

(Евр.10:36-39)

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию , получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет ; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.

ИТОГИ. Мы сегодня рассмотрели два вопроса:

1. Какова воля Божья относительно человека.

Мы убедились в том, что воля Божья одинакова для всех людей: через покаяние и веру во Христа мы получаем возможность исполнить волю Божию. Чтобы исполнить волю Божью мы должны познать ее целиком, быть искренними по отношению к себе, чтобы не оставлять что-то за собой. Не иметь религиозный подход, который есть лицемерие, который разделяет волю Божию, и допускает не исполнять какую-то часть воли Божьей, что и осудил Христос на примере фарисеев.

С Христом так не функционирует – мы должны полностью исполнить волю Божию.

2.Как человек должен поступить.

Это направить свою волю на путь исполнения воли Божьей, т.е. правильно распорядиться своей свободной человеческой волей. Не исполнять волю свою, эгоистичную, греховную, но исполнять волю Божию, избрать Евангельский путь спасения, который указал нам Христос:

Человек должен искать Бога, обратиться к Слову Божьему;

Человек должен уверовать во Христа;

Через Слово Божие Дух Святой обличает человека, и становиться возможным покаяние;

Человек кается перед Христом в своих грехах, и Бог прощает человека, дает возможность жить новой святой жизнью в общении с живым Богом;

Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17). Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos - вместе действующий). Мы не можем спастись без Божией благодати (подается она только тому, кто поступает по воли Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией. Сделать это невозможно, не отсекая свою волю. Здесь и начинается самое трудное. Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных - у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю! Мы вступили в полосу удручающего нравственного оскудения. Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка помочь ему исправиться.

Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов). В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример - преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. «Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения - смирению, и принятую от святых старцев заповедь: "будь милостив и кроток" исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: "достигший отсечения своей воли достиг места покоя". Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).

Молись Богу о удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой.


Игнатий Брянчанинов

Что будет, то будет. А будет то, что Бог даст. Бог же устрояет все только полезное, и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь перед Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать, чтобы и на нас сбылось евангельское слово Господне: Не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). И паки: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). И паки: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34).
Если Господь доселе промышлял о нас по Своему милосердию, то благость Его и вперед нас не оставит всеблагим Своим Промышлением. А пока на досуге постараемся поточнее истолковать слова святого Ефрема Сирина: «Боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни».


Амвросий Оптинский (Гренков)

Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к Доброму, будь добрым; приступая к Правдивому, будь правдивым; приступая к Терпеливому, будь терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым. А также будь достойным и во всем ином, приступая к Добросердному, к Благосклонному и Щедрому в благах, к Милующему всякого. И если еще что усматривается Божественного, во всем этом уподобляйся произволением и приобретай тем дерзновение в молитве. Ибо невозможно лукавому иметь общение с добрым и нечистому с чистым и нескверным.


Григорий Нисский

Да творим мы не что нам угодно, но что угодно Богу, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что угодно Богу и что не угодно. Этот священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; для того он и поставлен милосердным нашим Небесным Отцом. «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105). Хотим мы в праздности и лености жить, но Богу это не угодно – сотворим же угодное Богу и, стряхнув сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах... Хотим мы страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодны Ему целомудрие и святость наши сотворим же угодное Богу и будем жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит 2, 12). Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу это не угодно обуздаем же язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово растворим солью разума «для назидания в вере» (Еф. 4, 29) нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему.


Тихон Задонский

«Мир проходит, и похоть его» (1 Ин. 2, 17). Кто этого не видит? Все течет вокруг нас: явления, лица, события, и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вкусим сладость от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая. Гонимся за другой и с тою то же; гонимся за третьей – опять то же. И ничто не стоит, все приходит и уходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, продолжает апостол: «Исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин., 2, 17). Этот текучий мир чем держится? Хочет Бог и он стоит. Воля Божия – непоколеблемая и несокрушимая его основа. Так и из людей; кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим. Но как только кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания улягутся. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него и внутри и вовне приходит в спокойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот глубокий мир и безмятежность перейдут и в другую жизнь – и там пребудут вовеки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас – не текущего и постоянного в нас: хождение в воле Божией.


Феофан Затворник

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле (Мк. 3, 12), но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Оттого в церкви начинают петь: «Слава в вышних Богу», а к концу доходят до слов: «Исцели душу мою... научи мя творити волю Твою». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящей из души, а только возносимой языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели наши дела и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалой Богу, ибо Он творит все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела восходит. Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без словесной хвалы будем непрестанно славословить Господа. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его расходится далеко – так надо жить и всем христианам.


Феофан Затворник

Воля Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на него – к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, – и эта последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в этом бывает воля Божия – по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали.


Макарий Оптинский (Иванов)

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично – монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается – считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть.
Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя!
Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей.


Никон Оптинский (Беляев)

Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих.


Никон Оптинский (Беляев)

Веруя в пекущийся обо мне Промысел Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо наблюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудности… Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему.


Никон Оптинский (Беляев)

Если на волю Божию положиться – все хорошо, даже и неприятности, все ведет ко спасению души нашей, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8, 28).


Никон Оптинский (Беляев)

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, – но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией.


Никон Оптинский (Беляев)

Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество.


Игнатий Брянчанинов

Приготовлением <к молитве> служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа.


Игнатий Брянчанинов

Обученные внутренними бранями познают всесвятую волю Божию, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение о своем спасении.


Игнатий Брянчанинов

Блажен муж, вся воля которого в Законе Божием. Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее, как благ Господь, стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа.


Игнатий Брянчанинов

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия?.. Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: «Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя», как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком.


Игнатий Брянчанинов

<Бог хочет>, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей... по благоволению, т. е. всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное; вот это - воля Божия благая.


Авва Дорофей

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией – всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод.

СТАРЕЦ говорил: «Хорошо всегда и во всем искать от Бога вразумления, что и как нужно сделать или сказать». Иными словами, - в каждом отдельном случае должно искать познания воли Божией и путей к осуществлению ее.

Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь ее, человек включается в вечную божественную жизнь.

Познание воли Божией возможно различными путями. Один из них - слово Божие, заповеди Христовы. Но в заповедях евангельских при всем их совершенстве, или лучше сказать, в силу их совершенства, воля Божия выражена в ее конечном общем смысле, и человек в жизни своей, встречаясь с бесконечным разнообразием положений, очень часто не понимает, как ему поступить, чтобы действие его было в потоке воли Божией.

Чтобы действие, поступок имел добрый конец, недостаточно знать только общее выражение воли Божией в заповеди, а именно - любить Бога всем сердцем, всем умом, всею крепостью, и ближнего, как самого себя; нужно еще иметь просвещение от Бога о способе осуществления в жизни этих заповедей; больше того, - нам необходима для этого и сила свыше.

Стяжавший любовь Божию в сердце своем, движимый этой любовью, действует по побуждениям, приближающимся к воле Божией; однако, только приближающимся, а не совершенным. Непостижимость полного совершенства делает обязательным для всех непрестанное обращение к Богу с молитвой о вразумлении и помощи.

Человеку не достает не только совершенства любви, но вместе и совершенства всеведения. Действие, истекающее, казалось бы, из самого лучшего побуждения, часто имеет последствия нежелательные и даже недобрые. Это потому, что средства или образ осуществления был недобрым или просто ошибочным для данного случая. Часто приходится слышать, что кто-либо оправдывает себя тем, что имел благое намерение, но этого недостаточно. И такими ошибками переполнена человеческая жизнь. Вот почему любящий Бога всегда ищет вразумления свыше, постоянно внутри себя прислушиваясь к голосу Божию.

Практически это совершается так: всякий христианин, и особенно епископ или священник, стоящий перед необходимостью найти в том или ином случае решение, согласное с волей Божией, внутренне отказывается от всех своих познаний, предвзятых мыслей, желаний, планов и, свободный от всего «своего», внимательно в сердце молится Богу, и первое, что родится в душе после этой молитвы, принимает, как указание свыше.

Подобное искание познания воли Божией чрез непосредственное обращение к Богу с молитвой, особенно в нужде и скорби, приводит к тому, что человек, как говорил Старец, «в душе своей слышит ответ от Бога и научается понимать руководство Божие… Так всем нам надо учиться познавать волю Божию; а если не будем учиться, то никогда не познаем этого пути».

Делание это в более совершенной форме предваряется навыком постоянно молиться, держа внимание в сердце. Но чтобы достовернее услышать голос Божий в себе, человек должен совлечься своей воли и быть готовым на всякую жертву, подобно Аврааму, и даже, по заповеди Апостола Павла, подобно Самому Христу, Который «был послушен Отцу даже до смерти» (Фил. 2, 8).

Вступивший на этот путь - преуспеет, если только на опыте познал он, как действует благодать Святого Духа в человеке, и если в сердце его укоренилось гневное самоотвержение, т. е. решительный отказ от своей маленькой «индивидуальной» воли, ради достижения и совершения святой воли Божией. Таковому откроется подлинный смысл вопроса, заданного Старцем Силуаном Отцу Стратонику: «Как говорят совершенные?»; ему станут родными слова Святых Отцов: «Изволися Духу Святому и нам»; он будет яснее понимать те места в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, где говорится о подобной непосредственной беседе души с Богом; он приблизится к истинному уразумению того, как говорили Апостолы и Пророки.

Человек создан по образу и подобию Божию и призван к полноте непосредственного богообщения, а потому все люди без исключения должны были бы идти этим путем, но в опыте жизни он оказывается доступным далеко «не для всех». Это потому, что большинство людей не слышит в сердце своем голоса Божия, не понимает его, и следует голосу страсти, живущей в душе и заглушающей шумом своим кроткий голос Божий.

В Церкви исходом из такого плачевного положения является иной путь, а именно - вопрошание духовного отца и послушание ему. Сам Старец любил этот путь, шел им, указывал на него и писал о нем. [ Смотрите его прекрасные главы «О Пастырях и духовниках» и друг.] Смиренный путь послушания он считал вообще наиболее надежным. Он твердо верил, что ради веры вопрошающего ответ духовника всегда будет добрым, полезным, богоугодным. Вера его в действенность таинства Церкви и благодати священства особенно утвердилась после того, как он на Старом Русике, великим постом на вечерне, увидел духовника старца Авраамия преображенным, «в образе Христа», «невыразимо сияющим».

Полный благодатной веры, он жил в реальности таинств Церкви, но, помним, он находил, что и «по-человечески», т. е. в плане психологическом , нетрудно увидеть преимущество послушания духовному отцу; он говорил, что духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати.

Ответ духовника в большинстве случаев будет носить печать несовершенства; но это не потому, что духовник лишен благодати познания, а потому, что совершенное действие превосходит силы вопрошающего и недоступно ему. Несмотря на несовершенство духовнического указания, оно, будучи воспринято с верой и действительно исполнено, всегда приведет к возрастанию в добре. Извращается этот путь обычно тем, что вопрошающий, видя пред собой «человека», колеблется в своей вере и потому не принимает первого слова духовного отца и возражает ему, противопоставляя свои мнения и сомнения.

Об этом важном предмете Старец Силуан беседовал с Игуменом, Архимандритом Мисаилом († 22 янв. 1940), мужем духовным, к которому благоволил и которому явно покровительствовал Бог.

Отец Силуан спросил Игумена:

Как монах может познать волю Божию?

Первое слово мое он должен принять за волю Божию, - сказал Игумен. - Кто так делает, на том почиет благодать Божия, а если кто воспротивится мне, то я, как человек, отступлю.

Слово Игумена Мисаила имеет следующий смысл:

Духовный отец, когда его спрашивают, молитвою ищет вразумления от Бога, но как человек, он отвечает в меру своей веры, по слову Апостола Павла: «Мы веруем, потому и говорим» (2 Кор. 4, 13), но «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). В своем стремлении не погрешить, сам он, давая совет или делая указание, пребывает на суде Божием, и потому, как только встретит возражение или хотя бы внутреннее сопротивление со стороны вопросившего, не решается настаивать на слове своем, не дерзает утверждать его, как выражение воли Божией, и «как человек, отступает».

Это сознание очень ярко выражалось в жизни Игумена Мисаила. Однажды он вызвал к себе новоначального монаха О. С. и возложил на него сложное и трудное послушание. Послушник с готовностью принял его и, сделав положенный поклон, направился к двери. Вдруг Игумен позвал его. Послушник остановился. Наклонив голову на грудь, Игумен спокойно, но значительно сказал:

Отец С., помни: Бог дважды не судит, поэтому когда ты что-нибудь делаешь за послушание мне, то я буду судим от Бога, а ты свободен от ответа.

Когда кто-либо на поручение или наставление Игумена Мисаила возражал хотя бы в малой мере, то этот мужественный вообще подвижник, несмотря на занимаемый им пост администратора, обычно отвечал: «Ну что же, делайте, как хотите», и после не повторял своего слова. И Старец Силуан, встречая сопротивление, тоже немедленно умолкал.

Почему же это так? Потому что, с одной стороны, Дух Божий не терпит ни насилия, ни спора, с другой, - слишком великое дело - воля Божия. В слове духовного отца, которое всегда несет на себе печать относительности, она не может вместиться, не может получить совершенного выражения, и только тот, кто воспринимает слово, как угодное Богу, не подвергая его своему суду, или, как часто говорят, «без рассуждения», только тот нашел верный путь, ибо он действительно верует, что «Богу все возможно» (Мф. 19, 26).

Таков путь веры, познанный и утвержденный тысячелетним опытом Церкви.


Говорить об этих предметах, составляющих нетайную тайну христианской жизни, выходящих, однако, за пределы ленивой повседневности и обычно малого духовного опыта, всегда не безопасно, потому что многие могут неверно понять слово и неправильно применять его на деле, и тогда вместо пользы возможен вред, особенно если человек приступает к подвигу с гордой самоуверенностью.

Когда кто-либо искал совета Старца, он не любил и не хотел давать ответ «от своего ума». Он помнил слова Преподобного Серафима Саровского: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки», и добавлял при этом, что ошибки могут быть малые, но могут быть и большие.

То состояние, о котором он говорил Отцу Стратонику, а именно, что «совершенные от себя ничего не говорят… Они говорят лишь то, что дает им Дух», не всегда дается даже и тем, которые приблизились к совершенству, подобно тому, как Апостолы и прочие Святые не всегда творили чудеса, и Дух пророческий не равно действовал в Пророках, но иногда с великой силой, иногда же отходил от них.

Старец ясно различал «слово от опыта», от непосредственного внушения свыше, т. е. слова, которое «дает Дух». Ценно и первое, но второе выше и достовернее (Ср. 1 Кор. 7, 25). Иногда он с верою и определенно говорил спрашивавшему, что воля Божия, чтобы он сделал так-то, а иногда отвечал, что не знает воли Божией о нем. Он говорил, что Господь иногда не открывает Своей воли даже Святым, потому что обратившийся к ним обратился с неверным и лукавым сердцем.

По слову Старца, у того, кто усердно молится, бывает много перемен в молитве: борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, с воображением, и в таких случаях ум не чист и все не ясно. Но когда приходит чистая молитва, когда ум, соединившись с сердцем, безмолвно предстоит Богу, когда душа ощутимо имеет в себе благодать и предалась на волю Божию, свободная от омрачающего действия страстей и воображения, тогда молящийся слышит внушение благодати.

Когда к этому деланию - искания воли Божией через молитву - приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать» .

«Не принимая», христианин ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение счесть за Божественное, и таким образом научиться [не] «внимать духам обольстителям и учениям бесовским» и воздавать божественное поклонение демонам.

«Не отвергая», человек избегает другой опасности, а именно: божественное действие приписать демонам и через то впасть в грех «хулы на Духа Святого», подобно тому, как фарисеи изгнание бесов Христом приписали «силе веельзевула, князя бесовского».

Вторая опасность страшнее первой, так как душа может привыкнуть отвергать благодать и возненавидеть ее, и настолько усвоить себе состояние богопротивления, что так определится и в плане вечном, благодаря чему грех сей «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 22–32). Тогда как при первом заблуждении душа скорее познает свою неправду и покаянием достигает спасения, потому что нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

Об этом чрезвычайно важном аскетическом правиле - «не принимать и не отвергать», и о том, как оно применяется в жизни подвижника, следовало бы многое сказать, но так как в данном труде перед нами стоит задача изложения лишь основных положений, а не деталей, то мы возвратимся к прежней теме.

В своей более совершенной форме, познание молитвой воли Божией - явление редкое, возможное только при условии долгого труда, большого опыта борьбы со страстями, после многих и тяжелых искушений от демонов, с одной стороны, и великих заступлений Божиих, с другой. Но усердная молитва о помощи - есть доброе дело и всем необходимое: начальствующим и подчиненным, старшим и младшим, учащим и учащимся, отцам и чадам. Старец настаивал, чтобы все без исключения, независимо от своего положения, или состояния, или возраста, всегда и во всем, каждый как умеет, просили Бога о вразумлении, чтобы таким образом постепенно приближать свой путь к путям святой воли Божией, доколе не достигнут совершенства.

23. …Апостолов и Святых Отцов…

24. …что нетрудно…