Что обозначает икона троеручица. Почему у Божией Матери три руки, или история иконы «Троеручица

Образ Богородицы «Троеручица» — один из наиболее чтимых и узнаваемых в православии. Но за отличительной для него третьей рукой скрывается важная предыстория, а о множестве чудес, бывших и происходящих от чудотворных списков, можно долго говорить. Мы же остановимся только на самом главном и более близком к нам по времени.

Как на иконе появилась третья рука

История «Троеручицы» тесно связана с именем святого Иоанна Дамаскина. Ему же она обязана появлением третьей руки на образе и своим названием. В то время, когда жил преподобный, в начале VIII века, разразилась настоящая война против икон, их отыскивали и сжигали.

Одним из ярых иконоборцев был император Византии Лев III Исавр. Он особой нелюбовью воспылал ко святому Иоанну, так как в Дамаске, что в Сирии, сохранялось почитание святых образов именно благодаря письменным трудам преподобного в их защиту. В ту пору святой занимал должность советника халифа — правителя Дамаска. Не имея возможности непосредственно навредить ему, Лев Исавр пошел на хитрость. В чем она состояла?

Он нашел человека, который подделал почерк Иоанна Дамаскина и написал письмо от его имени самому императору Византии. В этом письме советник халифа якобы предательски призывал воспользоваться отсутствием халифа и напасть на Дамаск. Это письмо Лев Исавр передал Дамасскому халифу. Цель была достигнута. Без лишних разбирательств, заподозрив своего советника в измене, правитель Дамаска велел отрубить ему правую руку и повесить ее для назидания другим на центральной площади.

Вечером, когда халиф немного успокоился, преподобный попросил забрать повешенную руку с площади. Ему разрешили. Всю ночь святой Иоанн провел в слезной молитве перед образом Богородицы, семейной реликвией. Приложив к руке отрубленную кисть, он умолял Владычицу об исцелении и дал обещание, что если оно произойдет, он всю свою жизнь будет писать в защиту икон. И чудо свершилось!

Утром святой с удивлением обнаружил, что кисть срослась, и на запястье остался только тоненький шрам в напоминание. В благодарность святой повелел вылить серебряную руку и приложил ее к иконе в память о произошедшем с ним дивном исцелении. Подобная традиция до сих пор существует, например, в Греции. Таким образом икона «Троеручица» и обрела свое название. Также святой Иоанн в благодарность Пречистой написал песню О Тебе радуется, Благодатная… , которую мы всегда слышим на Литургии Василия Великого.

Узнав о случившемся, халиф сразу же раскаялся о своем поступке и просил преподобного вновь занять свою должность. Но на то время святой Иоанн уже решил для себя избрать другой путь и уйти из мира, всецело предав себя служению Богу и Богородице.

Чудесное прибытие образа на Афон

Вскоре святой Иоанн покинул Сирию и навсегда уехал в Палестину. Здесь, в Лавре святого Саввы Освященного, его постригли в монахи. Икона все это время находилась с ним. В монастыре он узнал о пророческом завещании святого Саввы. Перед смертью он велел рядом со своей могилой укрепить игуменский посох и предсказывал, что когда-то для поклонения сюда придет царский сын с таким же именем, как у него — Савва. Игуменский посох должен был упасть на него.

Этому тезоименитому царскому сыну Савва Освященный завещал отдать в благословение игуменский посох (патерицу) и чтимую икону монастыря «Млекопитательница». Узнав об этом, преподобный Иоанн оставил также в дар неизвестному Савве и свою икону «Троеручица».

Спустя пять веков могилу преподобного Саввы действительно посетил афонский монах царского происхождения с именем Савва (мы знаем его сегодня как прославленного в лике святых преподобного Савву Сербского). При поклонении на него, как и было предсказано, упал игуменский посох. Однако отцы монастыря вначале усомнились и водрузили посох на место.

На следующий день монах снова пришел на могилу, и вновь на него падает патерица. Тогда монахи спросили у него имя, узнали о происхождении — сомнений быть не могло. Они вручили избраннику Божию завещанный посох и образа. «Троеручицу» Савва забрал с собой в монастырь Хиландар, в котором подвизался сам. Так икона в первый раз прибыла на Афон.

Спустя столетия, уже после смерти Саввы, сербский царь Душан, как благословение, забрал икону «Троеручица» с Афона в Сербию. С его двора она попала в монастырь Студеницу. Однако в XV веке существовала большая угроза разграбления сербских монастырей турками. Желая спасти чудотворный образ, монахи водрузили его на осла и, предавшись воле Божьей, отпустили его, будучи уверены, что Богородица Сама приведет животное туда, где желает быть.

Пройдя Сербию, Македонию, осел прибыл на Афон и остановился прямо возле монастыря Хиландар. Старцы сразу же поняли, какая Гостья к ним прибыла, и вышли Ее встречать. Осел тут же на месте умер. И до сих пор ежегодно к этому месту совершается Крестный ход с «Троеручицей» в память о дивном возвращении святыни на Святую Гору.

Неизменная Игуменья Хиландара

Еще одно необычное событие, связанное с иконой «Троеручица», произошло спустя некоторое время. Как-то в монастыре преставился игумен, и нужно было выбирать нового. Тогда между братией возникли раздоры, так как обитель была многонациональной — здесь подвизались сербы, греки, болгары, русские — и все хотели, чтобы новый настоятель был их национальности.

Тогда во время вечерней службы вся братия услышала исходящий от иконы голос Богородицы, Которая говорила, что отныне Сама будет Игуменьей монастыря. Однако этому не придали значения. Наутро «Троеручицу» не обнаружили в храме на обычном месте, но нашли ее на игуменском престоле. Но тогда решили, что это, вероятно, что-то перепутал алтарник, и перенесли образ назад. Когда же то же самое повторилось и на следующий день, уже в пустом и закрытом храме, монахи поняли, что такова воля Пресвятой Богородицы.

И по сегодняшний день икона «Троеручица» неизменно пребывает в игуменском месте в Хиландаре. Игумена здесь не выбирают, а назначают только про-игумена, наместника для решения хозяйственных вопросов, который всегда занимает второе место, рядом с иконой. Монахи, каждый день с утра подходя к образу, уверены, что берут благословение на свои послушания у Самой Пречистой Девы. И Матерь Божья, конечно, не оставляет послушников без Своего покровительства.

Другие чудеса от иконы

Кроме уже упомянутых, еще много чудес произошло и продолжает совершаться от чудотворной иконы. Конечно, с необычным исцелением руки преподобного Иоанна Дамаскина вряд ли может что-либо сравниться, но мы расскажем еще о некоторых наиболее значимых и масштабных случаях заступничества Богородицы через ее святой образ.

В 1889 году в Киеве разразился сыпной тиф, грозивший забрать жизни многих людей. Тогда основатель Свято-Троицкого монастыря, прославленный сегодня как преподобный Иона Киевский, решил отслужить перед образом молебен, прося Богородицу о заступничестве. В тот же день бедствие прекратилось. Эта икона и по сей день находится в монастыре.

В 1905 году во время русско-японской войны Русская армия попросила монахов Хиландарского монастыря привезти «Троеручицу» в помощь православному войску. В ответ на просьбу им была отправлена ее близкая копия. Вскоре после этого русские смогли одержать ряд побед и было подписано перемирие.

В 1945 году сильный пожар охватил лес монастыря и вплотную подошел к его стенам. Тогда монахи приняли решение совершить крестный ход вместе с иконой «Троеручицей». Однако только они успели дойти до моста, как подул сильный ветер и отогнал пожар.

Известны также случаи, когда нападавшие иноплеменники сами видели неизвестную Жену над монастырем, защищающую обитель.

Защитница православной веры

Празднование иконы в нашей Церкви совершается дважды в июле: 11 и 25 числа . 11 июля — в память о том, как чудотворный список впервые был привезен в Россию патриархом Никоном в 1661 году. 25 числа — в память о Киевском образе, спасшем город от мора.

Через этот образ мы почитаем Матерь Божью как нашу Ходатаицу и Защитницу православной веры. Об этом свидетельствует как случай исцеления Иоанна Дамаскина, так и другие, связанные с ним чудеса. Традиционно, впрочем, для нашей Церкви возникло и другое, «прикладное» значение иконы.

Считается, например, что особенно хорошо перед иконой молиться об исцелении рук и почему-то ног. С изображенной на иконе третьей рукой кто-то еще связывает помощь в разного рода ремесле и рукоделии. Но стоит прочитать тропарь «Троеручице», где есть такие слова: во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, — чтобы понять истинный символизм иконографии.

И это, согласитесь, гораздо важнее, чем вязание крючком или даже на спицах.

Все, кто желает помолиться перед иконой, может почитать соответствующий акафист с молитвой .

Подробнее же о ней можно узнать из сюжета:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Образ Благословенной Богоматери «Троеручица» считается действительно особой иконой .

Суть в том, что внизу иконы нарисована третья рука. Она способна являться равно как третья кисть Пресвятой Богоматери, так и независимой составляющей.

Возникновение этой святой иконы поясняет история Иоанна Дамасского. Непосредственно сама икона считается весьма знатной и почитаемой, а все верующие люди на планете знают о её целебных свойствах.

В этой статье мы детально поведаем об истории её происхождения, её значимости и в чём может помочь образ «Троеручица».

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИКОНА « ТРОЕРУЧИЦА»

В истории верующих людей существовало некоторое количество печальных периодов, один с которых иконоборчество. Данный инцидент христианской религии попадает на восьмое столетие. Основное данного периода в том, что правитель Лев третий Исаврянин встал в основание иконоборческой позиции и говорил абсолютно всем: «не разыскивать идола на небесах, не услуживать и не приклонятся ему».

Несомненно, данное движение никак не понимало различия между языческим кумиром и христианским образом. Иконоборческий промежуток времени погубил огромное количество дорогостоящих культурных памяток: статуи безгрешных, святилища, образы, картины и фрески. Храмы понесли большие внутренние потери.

История этой чудодейственной иконы сопряжена с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Эта икона причисляется к виду Одигитрии, только лишь с маленьким различием, что Ребёнок пребывает не в левой руке, а в правой. У многочисленных людей возникает вопрос: что обозначает икона Благословенной Богоматери и где взялась ещё одна рука? К тому же рука представлена либо в светлых тонах (в серебряном цвете) либо в более тёмных тонах, однако совсем не телесного цвета.

В промежуток времени иконоборчества Иоанн Дамасский стремительно мешал небезопасной лжи. Интенсивный приверженец Лев Исавр пришёл от данного в гнев и принял решение уничтожить создателя трактатов, однако просто так данное совершить было невозможно. Так как Иоанн занимал значительную позицию при дворе и не был обыкновенным подчинённым.

По этой причине Лев Исавр сделал гадкий поступок – Лев отдал приказ подчинённым начеркать записку императору будто бы от Иоанна с проектом покорения Дамаска полный неискреннего лицемерия. Византийский правитель пришёл в ярость и отдал приказ отрубить правую руку святого, отняв у него все непорочные статусы.

Мучения пресвятого невозможно рассказать словами. Пару ночей блаженный мучился и возносил молитву. А по истечению ещё нескольких суток непорочный приложил отсеченную руку к участку отруба и начал возносить молитву о поддержке, для того чтобы приобрести возможность работать во имя Всевышнего Господа. Во время сна к нему явилась Благословенная Божья Матерь и сообщила, что излечит его. Пробудившись, блаженный заметил, что рука его на месте и остался только лишь шрам.

В признательность за покровительство Блаженный дорисовал в святая святых серебряную руку, как в показатель того, что эта рука не его. Таким образом и возник образ «Троеручица», значимость которой для христианской религии весьма огромна.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Взглянув на икону, возможно, заметить, что основная доля рисунка предназначена под Малыша Иисуса Христа. Иисус находится в сидячем положении на руках у Благословенной Богоматери.

В случае если приглядеться, то возможно осознать, что Иисус Христос благословляет собственной ручкой всех, кто именно пребывает перед образом. А сама Пресвятая Богоматерь указывает на собственного Малыша, как на дорогу к Спасению.

Образ принадлежит к обычному живописанию Одигитрии с учётом того, что икона миновала через непростой промежуток времени христианской религии. Это ещё один раз подтверждает, что этот священный образ не амулет либо оберег, а окошко в мир с которым возможно контактировать и который предоставит согласно нашей религии. А кисть блаженного Иоанна – это доказательство того, что от Святой Божьей Матери прибывает счастье и защита. Необходимо только лишь предоставить себя служению Всевышнему Господу.

КОГДА ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ИКОНЫ «ТРОЕРУЧИЦА»

Празднование этого лика Благословенной Богоматери общепринято осуществлять 28 июня и 11, 12, 25 июля.

ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ ОБРАЗ «ТРОЕРУЧИЦА»

Наиболее ценимый перечень блаженной иконы пребывает в Свято – Даниловском храме в Москве . Данный перечень был прописан в семнадцатом веке. Наиболее известным её удивительным чудом стало выздоровление плохого зрения художника, который проводил её восстановление.

Второй известный образ находится в Храме – на – Крови, который размещён в Петербурге.

Имеется, в том числе и церковь, которая названа в её честь. Это церковь Образа Богоматери
«Троеручица».

Помимо данных трёх чудодейственных списков эта икона Благословенной Божьей Матери зачастую попадается на глаза в иных Церквях Российской федерации.

О ЧЁМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»

У священного облика Непорочной Божьей Матери молят поддержки в последующих случаях:

Чтоб она охраняла от недругов;

Чтоб препятствовала при опасности жилью либо домашнему благоденствию;

Для помощи в приумножения благосостояния;

Молят об излечении от всевозможных болезней;

Молят о здоровье родственников и близких людей.

Ещё о чём просят Пресвятую Богоматерь «Троеручице»?

Её молят об излечении заболеваний рук, ног и глаз. Моление к этому святому лику сможет освободить от плохих мыслей и хандры. Помимо этого, этот образ содействует и благодетельствует тем, кто увлекается различной работой.

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ «ТРОЕРУЧИЦА»

Мольба первая

« О Блаженная и Благословенная Божья Матерь, Непорочная Мария! Приклоняемся и молимся Тебе перед блаженным образом Твоим, вспоминая славнейшее диво Твоё, излечением отсечения руки святого Иоанна Дамаскина от образа этого появившееся, как предзнаменование до сих пор вероятно имеется на ней, в образе третьей ручки, к образу Твоему применённая. Возносимся Тебе и молим Тебя, добродушная и великодушная рода нашего Покровительница: расслышь нас, возносившие мольбы Тебе, и как непорочного Иоанна. В страдании и заболевании к Тебе взмолившегося, услыхала это, так и нас, тоскующих и болезненных страстей множественных, не проигнорируй и стремительно к Тебе от всего сердца сокрушённого приходим. Ты приструни, Владычица мира, бессилие наше, злость нашу, потребность, в Твоей поддержке нуждаемся, когда со всех сторон противник обступает нас, и нет направляющего, далее защищающего, если не Ты Благословенная Богоматерь подумаешь о нас, Богородица. Ей, просим Тебя себя, вонми гласу мучительному нашему и подсоби нам православную религию вплоть до окончания наших дней сберечь, в абсолютно всех заповедях Всевышнего непреклонно ходить, раскаяние подлинное о проступках наших постоянно Господу приносить, и удостоиться спокойной христианской смерти и хорошего решения на Жутком суде Отпрыска Твоего и Всевышнего Господа нашего, Его же моли за нас Материнским молением Твоим, да не осудит нас по бесправиям нашим, но безусловно помилует нас по великой и невысказанной благосклонности Своей. Благословенная Божья Матерь услышь нас и не оставь нас без Твоей поддержки властной, безусловно Тобою защиту приобретём, взмылим и восхвалим Тебя на всей планете живых и родившегося от Тебя Иисуса Христа нашего, Всевышнего Вседержителя, Ему же надлежит известность и страна, почтение и преклонение, вместе с Отцом и Непорочным Духом, постоянно, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь».

Вторая мольба

«Непорочная Правительница мира Божья Матерь, великое диво священному Иоанну Дамаскину пришедшая, будто веру подлинную и надежду бесспорную изобразившая! Услышь нас, греховных невольников Твоих (проговаривается имя раба), перед чудодейственным Твоим образом старательно просящих и молящих Твоей поддержки: не откажи в молитвах этого многочисленных ради согрешений наших, однако, равно как Мать сострадания и благодеяния, отреши нас от заболеваний, страданий и тоски, извини свершенные нами проступки, осуществи восторг и ликование всех чтущих непорочный образ Твой, безусловно весело воспоём и с пристрастием восхвалим имя Твоё, как Ты это от всех родов выбранная, блаженная в вежды столетий. Аминь».

Тяжелобольному на излечение

« О, Благословенная и Пресвятая Божья Матерь Дева Мария! Припадаем и преклоняемся тебе перед блаженным образом Твоим, не забывая знаменитое диво Твоё, излечением отсечённой руки святого Иоанна Дамаскина, от образа этого оказанное. Его ведь предзнаменование до сих пор вероятно имеется на ней в роли третьей руки, к картине Твоей приложена. Подсоби, Троеручица, в излечении дивной Твоею рукою невольника Господнего (проговаривается имя раба). И услышь нас, и не оставь нас без поддержки Твоей Властной. Во имя Отца и Отпрыска и Священного Духа. Аминь».

Да пусть всегда Вас защищает Всевышний!

Икона «Троеручица» особо почитается в православии и является чудотворной . Празднование во ознаменование этого образа ежегодно проходит в июле 11 и 25 числа. Тип этой иконы – «Одигитрия», что означает «Путеводительница» для всех верующих христиан. На иконе изображена Богородица с Младенцем Иисусом, которого она держит правой рукой, левая же рука её обращена к сердцу.

Однако, самое главное – это изображение третьей руки, что располагается снизу. Иногда иконописцы рисуют эту руку отдельно, как не принадлежащую Богородице. Бывает и такая трактовка образа, когда третья рука пишется так, словно является частью тела самой Божьей Матери . Икона Троеручица значение в чем помогает? Ответ на этот вопрос как раз заключается в удивительном символе третьей руки, смысл же образа таков: служение Богу есть спасение.

Явление чудотворного образа «Троеручица»

Византийский император Лев Исавр, живший в 717 году н.э., был жестоким деспотом. Особенно яростно он подвергал притеснениям и мучениям православных христиан. Он приказывал уничтожать, сжигать христианские святыни, иконы и книги, Библию. Проповедающих же Слово Божие он повергал особым издевательствам перед казнью.

В это время в Дамаске, среди мусульман, жил христианин, божий человек Иоанн. Он был известен своей честной и праведной жизнью, хоть и занимал очень высокий пост. Он исправно служил советником правителя города и пользовался уважением.

Пришла беда, интриганами и завистниками был оклеветан достойный божий человек. Они обвинили советника Иоанна Дамасского в измене не только городу, но и императору Льву Исавру. К сожалению, халиф поверил этой клевете. По существующим в то время законам и по приказу императора, божий человек Иоанн Дамасский должен быть подвергнут публичному наказанию. На площади, при большом стечении народа, божий человек Иоанн лишился кисти правой руки, её отрубил палач. После чего отсеченную часть тела повесили на всеобщее обозрение и устрашение, дабы другим было неповадно выступать против существующей власти.

Поскольку божий человек Иоанн многое сделал для города, халиф, сменив к вечеру гнев на милость, удовлетворил его просьбу. А просил Иоанн только об одном – вернуть ему отрубленную руку и позволить уединиться на ночь в келье.

Всю ночь горячо молился божий человек Иоанн Дамасский перед иконой Богоматери, приложив отрубленную кисть к своей раненой руке. Он просил об исцелении, чтобы и далее он мог полноценно служить ближним своим и с достоинством нести жаждущим сердцам Имя Господа своего.

Когда же Иоанн задремал, то в видении явилась ему сама Богородица с благим известием об исцелении его руки. Она сказала Иоанну, что отныне его предназначение – служить Богу, а его рука должна работать только во Имя Божье и прославлять Его.

После пробуждения Преподобный Иоанн Дамасский увидел, что свершилось чудо, рука его оказалась исцеленной и совершенно невредимой.

Именно этой, чудесным образом исцеленной рукой, он и записал составленную им самим особую хвалебную песнь, посвященную Богородице. Она известна до сих пор под названием «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Дабы чудо, свершенное Девой Марией, оставалось всегда в памяти людей, Святой Иоанн Дамасский прикрепил к чудотворной иконе изображение кисти правой руки , которая была отлита из серебра.

Весть о необыкновенном, чудесном событии покорило сердце халифа, обрадовало многих людей, особенно православных христиан, в разных уголках страны. Клеветники же были опозорены. Божий человек Иоанн Дамасский вновь был удостоен высокой должности при дворе правителя, но он ответил вежливым и смиренным отказом, попросив позволения удалиться. Он отправился в Иерусалим, взяв с собой минимум необходимых вещей, а главное – чудотворную икону. В Иерусалиме Преподобный Иоанн Дамасский предался уединению и постоянной молитве.

История чудотворной иконы «Троеручица»

Икона «Троеручица» несколько столетий могла находиться в Иерусалиме. В 13 веке она была передана Святому Савве, архиепископу Сербскому.

В 15 веке в Сербию пришли воины Османской империи. Они не щадили христиан, как и христианские святыни. Положение было настолько серьезное, что монахи не могли более защищать чудотворную икону. Поэтому было принято решение довериться Царице Небесной, и чудесная икона была отдана на волю Божественного Провидения . Её возложили на осла и отправили в божий путь. Никто не мог себе даже представить, куда попадёт чудотворная икона и кто станет её владельцем. Надежда была только на чудо. И оно свершилось.

В конце долгого путешествия, по воле Небес, осел с иконой на спине оказался в самом центре православного христианстве – на Афоне. Неведомые Божественные Силы привели животное прямо к воротам Хиландарского монастыря. Этот монастырь был основан два столетия назад, в 13 веке, Симеоном (Стефаном), господарем сербским.

Чудесная история в монастырских стенах

Монахи с душевным трепетом, благоговением и радостью приняли этот божий Дар Небес . Они установили икону «Троеручица» в соборе на алтарь. Она до сих пор там и находится, к ней не иссякает паломничество. Ежегодно в честь чудотворной иконы «Троеручица» свершается крёстный ход, множество верующих из разных стран мира приезжают в храм специально к этому событию, чтобы почтить Божественное чудо и испросить благословения у самой Божьей Матери.

И это вовсе не голословное утверждение, ведь прикасаясь к чуду иконы «Троеручица», можно, действительно, получить благословение Свыше. Почему это чудо может произойти с каждым молящимся? Необычайное происшествие, случившееся в монастыре, этому свидетельствует.

Когда один из игуменов Хиландарского монастыря покинул юдоль земную, вопрос о том, кто будет теперь возглавлять обитель, оказался непростым. Среди братии не было единогласия, они никак не могли решить, кого же избрать главой. Однако, сама Мать Божия разрешила э тот спор.

Однажды, собравшись на утреннее богослужение, монахи обнаружили на игуменском месте чудотворную икону «Троеручица». Они подумали, что кто-то тайно перенёс икону с алтаря на пустующее место, где молился игумен. Однако, это оказалось не так.

Монахи вновь попробовали испытать судьбу – установили икону на алтарь, покинули храм и опечатали на ночь входную дверь. Однако, утром икона «Троеручица» снова оказалась на игуменском месте. Это повторилось не один раз.

Божья Мать, защитница и покровительница – история монастыря

Прослышав о необычайных событиях, в монастырь явился один из афонских отшельников . Он поведал братии, что ему было видение, в котором Мать Божья поведала о недопущении разногласия среди монахов. Поэтому взяла на себя управление обителью. С тех пор икона «Троеручица» стала находиться в храме на почетном месте игумена.

Заведует же монастырем иеромонах-наместник, который во время богослужения должен находиться рядом с иконой «Троеручица».

По сей день монахи считают, что их монастырём правит сама Мать Божья . Поэтому игумена здесь никогда не выбирают. Братие считают, что испросив благословения у иконы и приложившись к ней, они получают его у самой Богоматери.

Существуют и другие легенды, согласно которым чудотворная икона «Троеручица» не один раз спасала афонских монахов от нападения турков-османов, являясь им в видениях в виде чудесного лика защитницы монастыря.

Икона «Троеручица» и её особое почитание в России

В России икона «Троеручица» стала известной в 17-м веке. Список с чудотворной иконы был подарен Московскому Патриарху Никону в 1661 году. С тех пор верующие в России полюбили этот божий светлый образ. Божья Мать столетиями защищает и охраняет многие и многие людские души.

Сегодня одна из самых почитаемых икон «Троеручицы» хранится в Успенском храме, в Москве. Известны также копии иконы, с образом Мать Божья «Троеручица», которые находятся сегодня в разных храмах по всей стране:

  • В Архангельске это Шенкурский Троицкий женский монастырь.
  • В Твери – храм Симеоновский, Борисоглебский и Трёхсвятительский.
  • В Тамбове есть копия иконы в Жаменском Сухотинском женском монастыре и других местах.

О чем можно молиться иконе «Троеручица»

Существует множество копий чудотворной иконы «Троеручица» по всему миру. Тем не менее, Мать Божья, святой ее образ помогает людям вне зависимости от того, перед какой именно иконой в данный момент молиться человек – подлинником или списком с него.

Свидетельством тому является чудо, случившееся в Киеве летом 1889 года. В то время в городе случилась повальная эпидемия сыпного тифа. Основатель Свято-Троицкого монастыря, Преподобный Иона, вместе с монахами, отслужил молебен перед списком с чудотворной иконы «Троеручица». Мать Божья спасла город и сотни жизней его жителей. Ведь после этой чудесной молитвы болезнь отступила, люди перестали умирать .

Эта история имела своё современное продолжение. В девяностые годы прошлого, 20-го века, мощи Преподобного Ионы и икона «Троеручица» помогли одной из прихожанок монастыря, которая стала молиться об исцелении – она обожгла руку кислотой. Выздоровление произошло чудесным образом, благословила Божья Мать.

В каких случаях помогает молитва перед иконой «Троеручица»

Как читается акафист перед иконой «Троеручица»

Акафист – это особая молитва, которая представляет собой хвалебную песнь, посвященную самой Богородице. Читают акафист тогда, когда ищут защиты или помощи от тяжелых жизненных обстоятельств. Вот правила чтения перед иконой Мать Божья «Троеручица».

Икона Богородицы « Троеручица»

История

В IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за рев­ност­ное по­чи­та­ние свя­тых икон пре­по­доб­ный († ок. 780; па­мять 4 де­каб­ря) был окле­ве­тан им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–740) пе­ред Да­мас­ским ка­ли­фом в го­судар­ствен­ной из­мене. Ка­лиф при­ка­зал от­сечь кисть ру­ки пре­по­доб­но­го и по­ве­сить ее на рын­ке. К ве­че­ру свя­той Иоанн, ис­про­сив у ка­ли­фа от­руб­лен­ную кисть, при­ло­жил ее к су­ста­ву и пал ниц пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­по­доб­ный про­сил Вла­ды­чи­цу ис­це­лить ру­ку, пи­сав­шую в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. По­сле дол­гой мо­лит­вы он за­дре­мал и уви­дел во сне, что Пре­чи­стая об­ра­ща­ет­ся к нему, обе­щая ско­рое ис­це­ле­ние. При этом Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла ему без ле­ни тру­дить­ся этой ру­кой. Про­бу­див­шись от сна, пре­по­доб­ный Иоанн уви­дел, что ру­ка невре­ди­ма. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние свя­той при­ло­жил к иконе сде­лан­ную из се­реб­ра ру­ку, от­че­го ико­на и по­лу­чи­ла на­зва­ние "Тро­е­ру­чи­ца". По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Иоанн на­пи­сал бла­годар­ствен­ную песнь Ма­те­ри Бо­жи­ей "О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь", ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­до­стой­ни­ком в ли­тур­гии свя­то­го .

Свя­той Иоанн Да­мас­кин при­нял ино­че­ство в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и пе­ре­дал ту­да чу­до­твор­ную ико­ну. Лав­ра да­ро­ва­ла ико­ну "Тро­е­ру­чи­цы" в бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­лю († 1237; па­мять 12 ян­ва­ря). Во вре­мя на­ше­ствия ту­рок на Сер­бию хри­сти­ане, же­лая со­хра­нить ико­ну, по­ру­чи­ли ее по­пе­че­нию Са­мой Ма­те­ри Бо­жи­ей. Они воз­ло­жи­ли ее на ос­ла, ко­то­рый без по­гон­щи­ка при­шел на и оста­но­вил­ся пе­ред . Ино­ки по­ста­ви­ли ико­ну в со­бор­ном хра­ме. Во вре­мя раз­но­гла­сий при вы­бо­ре на­сто­я­те­ля Ма­терь Бо­жия бла­го­во­ли­ла Са­ма при­нять на­сто­я­тель­ство, и Ее свя­тая ико­на за­ня­ла игу­мен­ское ме­сто в хра­ме. С тех пор в Хи­лен­дар­ской оби­те­ли из­би­ра­ет­ся толь­ко на­мест­ник, а ино­ки, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, по­лу­ча­ют от свя­той ико­ны бла­го­сло­ве­ние на все по­слу­ша­ния.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».

Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ име́ющи в себе́, о Всеми́лостивейшая, всея́ тва́ри Честне́йшая,/ Засту́пнице на́ша Де́во Богоро́дице,/ честны́й о́браз Тво́й,/ и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́ удивля́еши/ и мир ми́рови да́руеши,/ во о́браз бо Святы́я Тро́ицы явля́еши трие́ ру́це:/ двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, но́сиши,/ тре́тиею от напа́стей и бед/ ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши,/ и от потопле́ния изыма́еши,/ и всем поле́зная да́руеши,/ и преподо́бному Михаи́лу Малео́нскую го́ру показа́,/ и всех всегда́ ми́луеши,/ честно́ю ри́зою Свое́ю покрыва́еши жи́тельство сие́/ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная.

Перевод: Сегодня радостно торжествует царствующий город Москва, имея у себя, о Всемилостивейшая, превыше всего творения Почитаемая, Защитница наша Дева Богородица, священный образ Твой, им же удивляешь все концы вселенной и даруешь мир всему миру, ибо по образу Святой Троицы являешь три руки: двумя Сына своего, Христа Бога нашего носишь, третьей - от напастей и бед с верой к тебе обращающихся избавляешь, и от потопа спасаешь, и всем полезное даруешь, и Малеонскую гору показала, и всем всегда оказываешь милость, драгоценной ризой Своей покрывая государство это и все города и села наши, да взываем к Тебе: «Радуйся, Обрадованная».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.

Перевод: Как светозарная звезда из Сербии на Афон чудесно прибыла почитаемая всеми икона Твоя Троеручица, ее же монастырь Хиландар с благоговением приняв, как Божественный дар свыше, прославляет Тебя, Владычицу, и в сокрушении сердечном взывает: «Не удали милость Твою от нас, но пребудь с нами во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.

Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.

Перевод: Дева сегодня расположение к нам проявляет, гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангелы и монахи в молитвах Ее прославляют, Троеручица из Сербии чудесно путешествует, ибо нас ради она пришла и поселилась во святой обители Хиландар.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная Де́во,/ и чтим чудеса́ о́браза свята́го Твоего́,/ трех пречи́стых рук Твои́х явле́ние// в сла́ву Божества́, в Тро́ице Бо́га на́шего.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную - наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред свято́ю ико́ною Твое́ю, воспомина́юще пресла́вное чу́до Твое́, исцеле́нием усе́ченныя десни́цы преподо́бнаго Иоа́нна Дамаски́на, от ико́ны сей явле́нное, его́же зна́мение доны́не ви́димо есть на ней, во о́бразе тре́тия руки́, ко изображе́нию Твоему́ приложе́нныя. Мо́лимся Ти и про́сим Тя, Всеблагу́ю и Всеще́друю ро́да на́шего Засту́пницу: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и я́коже блаже́ннаго Иоа́нна, в ско́рби и боле́зни к Тебе́ возопи́вшаго, услы́шала еси́, та́ко и нас не пре́зри, скорбя́щих и боле́знующих ра́нами страсте́й многоразли́чных, не пре́зри, усе́рдно к Тебе́ от души́ сокруше́нныя прибега́ющих. Ты зри́ши, Госпоже́ Всеми́лостивая, не́мощи на́ша, озлобле́ние на́ше, нужду́, во Твое́й по́мощи потре́бу, я́ко отвсю́ду врази́ окружа́ют нас, и несть помога́ющего, ниже́ заступа́ющаго, а́ще не Ты умилосе́рдишися о нас, Влады́чице. Ей, мо́лим Ти ся, вонми́ гла́су боле́зненному на́шему и помози́ нам святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти, покая́ние и́стинное о гресе́х на́ших всегда́ Бо́гу приноси́ти и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Его́же умоли́ за нас ма́тернею моли́твою Твое́ю, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да поми́лует нас по вели́цей и неизрече́нной ми́лости Свое́й. О, Всеблага́я! Услы́ши нас и не лиши́ нас по́мощи Твоея́ держа́вныя, да, Тобо́ю спасе́ние получи́вше, воспое́м и просла́вим Тя на земли́ живы́х и Ро́ждшагося от Тебе́ Искупи́теля на́шего, Го́спода Иису́са Христ́а, Ему́же подоба́ет сла́ва и держа́ва, честь и поклоне́ние, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Песнь 1

Ирмос: Несть Тебе подобен, Препрославленный Господи: рукою бо крепкою избавил еси люди, яже стяжал еси, Человеколюбче.

Просвети душу мою, ум и сердце, Премилостивая Мати Божия, и даждь ми дар воспети Тя, крепкую Предстательницу, благих Ходатаицу и в печалех сладкое утешение.

Облак светозарный явилася еси преподобному Иоанну Дамаскину, егда молитву его скоро услышала еси и отсеченную десницу его здраву сотворила еси.

Днесь согласно торжествуют вси концы земли, вкупе Тя воспевающе, твердую Помощь и Хранительницу жизни нашея.

Твою всечестную и чудотворную икону Троеручицу стяжавши, святая обитель Хиландар вопиет Ти: радуйся, стено нерушимая и крепкое заступление обители сея.

Песнь 3

Ирмос: Свят еси, Господи Боже наш, утверди и наша сердца непрестанно вопити Тебе: праведен несть, паче Тебе, Господи.

Верных собори совокупляются днесь к прославлению Твоего благосердия, еже явила еси преподобному Иоанну Дамаскину, исцеливши отсеченную десницу его.

Очи сердец наших воспущаем к Тебе, Владычице, егда взираем на чудотворную икону Троеручицу, буди нам держава и ограждение и Вышняго причастия сподоби нас.

Юже славословят силы Небесныя, поем Тя, Всепетая Дево, спаси ны от греховнаго пленения и всякия скорби, находящия на ны.

Моли, Егоже родила еси, Мати Безневестная, о всех, притекающих к честней иконе Твоей, яко да защитит их и просветит.

Седален

Егда иноцы Хиландарстии видеша пречестную икону Твою, Владычице, на осляти, никимже водимем, ко вратом обители Хиландарския принесенную, радостию велиею возрадовашася и, покланяющеся ей, прославляху Твое к ним благоволение.

Песнь 4

Ирмос: Услышах слух Твой, Господи, яко явился еси на земли, и прославих Твою силу.

Источника Приснотекущаго источила еси, Пречистая Дево, вся удолия напаяюща, погрузи и вся наша соблазны и до конца потреби.

Лествицу Иаковлю, Гедеоново руно, радости Ходатаицу, крепость и похвалу всех верных, приидите, вси воспоим, глаголюще: радуйся, Дево Чистая.

Образ Твой честный целующе, Всечистая, к Твоей благости прибегаем и, колена преклоняюще, с плачем молим Тя: не презри нашего воздыхания, но в День судный буди нам покров и Помощница.

Слово Божие рождшая, посети нас благодатию Твоею, и омраченныя наша души и сердца просвети, и подаждь нам от бед избавление и всех грехов оставление.

Песнь 5

Ирмос: Законом заповедей Твоих, Едине Человеколюбче, просвети сердце мое, молюся, Господи, и помилуй мя.

Твоя всечестная икона Троеручица ясно всем свидетельствует, яко Ты крепость наша и сила еси, сего ради прославляем матернее Твое к нам милосердие.

Преподобный Иоанн Дамаскин слезно моляшеся Тебе пред честною иконою Твоею, Ты же молитву его скоро услышала еси и усеченней руце его исцеление даровала еси.

Радости Ходатаице, мольбы раб Твоих приими, вся противных врагов советы разжени и стадо Твое невредимо сохрани и от всех скорбей спаси.

Избавляемы прегрешений Твоими святыми молитвами, Благословенная Богородице, благоразумно Тя вси ублажаем.

Песнь 6

Ирмос: Вечер, и утро, и полудне хвалим Тя, Господи Боже наш, услыши глас наш.

Блажим Тя и славим, Богородице Дево, ибо Ты, о Благодатная, благодатию Твоею всегда нас осеняеши, покрывающи, и заступающи, и от лукавых врагов избавляющи.

Ездяй на Херувимех и Певаемый от Серафим из Твоих ложесн явися, и все человечество спасено бысть, сего ради славим Тя, яко Заступницу нашу Непостыдную.

Грядите, людие, на поклонение Божией Матери, благодать бо света Ея и нам возсия и научи пети: сподоби нас, о Благодатная, Вышняго причастия.

Ангелов радость Ты еси, Богородице, и всех человеков воистину веселие; спаси души всех, поющих Тя, Чистая.

Кондак, глас 3

Дева днесь благоволение к нам являет, Гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангели и иноцы славословят, Троеручица из Сербии чудесно путешествует: нас бо ради прииде и вселися во святую обитель Хиландарскую.

Икос

Воистину пречудное явление: преславная икона Твоя Троеручица, юже первосвятитель сербский, Савва, от святыя Лавры Саввы Освященнаго, со благоговением, яко многоценен дар, в страну Сербскую принесе, на безсловеснем осляти от Сербии на Афон чудесно приносится и ко святей обители Хиландарстей прииде. Иноцы же обители сея, восприимше сию с радостию, яко дар Небесный, поставиша ю в олтари соборныя церкве обители, ибо разумеша сбытие сие яко явное Твое к ним благоволение. Сего ради с радостию и любовию покланяхуся всечестней иконе Твоей, целующе ю и Тебе воспевающе: радуйся, святую икону Твою залогом милости нам даровавшая, всем верным скорое поможение.

Песнь 7

Ирмос: В начале Безначальное Слово, со Отцем и Духом Сын Единородный, благословен еси, и превозносимый Боже отец наших.

Едину Тя обрете Чистую Содетель всех и вселися в Тя, яко в храм прекрасный, сего ради поем Ти: Христа Бога нашего Мати, благословенна еси.

Милостию Твоею весь мир обогащаеши и души просвещаеши, Едина Всепетая, темже воспеваем Ти: Христа Бога нашего Мати, благословенна еси.

Безневестная Дево, многоплодное древо явилася еси, снедию Небесною вся насыщающее, добродеяния всем источи, да вси поем Ти: Христа Бога нашего Мати, благословенна еси.

Образа Твоего пришествием от злых избавляемся и посрамляются вси, рабом Твоим злая являющии, сего ради вопием: благословенна еси, Мати Христа Бога нашего.

Песнь 8

Ирмос: Во образе Ангела, явльшагося в пещи огненней песнословцем, Христа Бога пойте, отроцы, священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки.

Гласы молебными, приидите, вси воспоем Чистую Деву, се бо ныне веселие приближается, вернии спасаются, и воскликнем в веселии: Богородицу пойте и превозносите во вся веки.

Очима ангельскима глубина неудобозримая, человеческими помыслы высота неудобовосходимая прииде к нам во образе Троеручицы, поклонимся убо честному образу и возопиим: Богородицу пойте и превозносите во вся веки.

Радующеся, приступаем образу Твоему честному и, умильно молящеся, из глубины души взываем: Богородицу пойте и превозносите во вся веки.

Огнем возгарашеся гора Синайская, не терпяше бо снития славы Божия, Ты же, весь Божественный Огнь сущ, Божие Слово во чреве Твоем неопально носила еси, сего ради поем: Богородицу пойте и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Безсеменное Рождество Твое, Богородице Чистая, Христа Бога нашего песньми немолчными величаем.

Днесь радуется Православная Сербия и вся Гора Афонская, изряднее же обитель Хиландарская, ибо прииде и вселися в ню всечестная икона Троеручица, являющи к нам благоволение Божия Матере.

Имеющи святую икону Твою Троеручицу во игумена себе, Твоя воля бысть, Богородице, обитель Хиландарская благоуханием святыни исполняется и непрестанно славословит имя Твое.

Цвете прекрасный, облагоухаяй вся, противных нахождения отгоняяй и веселия всех исполняяй, буди нам стена, и ограждение, и спасительное прибежище.

Егоже воспевают Ангели, родила еси, но и Девою пребыла еси, сего ради вопием Ти: радуйся, скорая Помощнице и крепкая Заступнице всего мира.

Светилен

Светом благосердия Твоего всех озаряющи, всякую болезнь и недуг исцеляеши, не забуди и нас, верных раб Твоих, но да знаменается на нас свет лица Твоего во вся дни живота нашего.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Богообрадованной Приснодеве Богородице, посетившей Гору Афонскую явлением чудотворныя иконы Своея и многия милости ею дарующей роду христианскому, похвальное возглашаем ныне пение; Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую и Матернее о нас попечение, предвари на помощь к нам и от всяких бед избави зовущих Ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный преподобный Иоанн Дамаскин от любве теплыя к Тебе, Богомати Владычице, икону Твою святую соорудити потщася и сию в келлии своей благоговейно поставив, пред нею сице Тебе в молитвах усердных глаголаше:

Радуйся, Радость вечную, Спасителя миру рождшая; радуйся, всегубительнаго ада силу Рождеством Твоим поправшая.

Радуйся, пророческих глаголов исполнение принесшая; радуйся Адама и Евы преступление загладившая.

Радуйся, Единаго от Троицы на руку Твоею нетрудно носившая; радуйся, Огнь Божества неопально во чреве Твоем вместившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 2

Видя преподобный Иоанн Дамаскин десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от невернаго мучителя и, приложив к усеченному ея составу, пред честною иконою Твоею, Пречистая Дево, слезно моляшеся Ти, о еже исцелитися ей. Ты же, Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступнице, молитву его скоро услышала еси и, во сне представши ему, исцеление усеченной руце его даровала еси, да благодарственно поет Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, иконою Твоею, о Богомати, чудесно являемых, не может изъяснити и чудо велие, како отсеченная десница преподобнаго во едину нощь цела и здрава обретеся, на нейже токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, слышащею от нас сия похвалы:

Радуйся, скоро являющаяся утешительнице скорбящих душ; радуйся, радостотворная посетительнице болезнующих сердец.

Радуйся, безнадежных страдальцев надеждою исцеления ободряющая; радуйся, врачми оставленных болезнующих на Свои руце приемлющая.

Радуйся, усеченную десницу Божия избранника целу и здраву вышеестественно соделавшая; радуйся, яко ничтоже невозможно Тебе, Милосердая Предстательнице, нам всегда заступление показующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 3

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченный десницы своея познав богоглаголивый Иоанн, песньми красными воспе Тя, Владычице Всеблагая, и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному Твоему образу ради памяти всегдашния о великом чудеси. Тем ныне видима есть и именуется сия святая икона Твоя Троеручица, тремя руками, на ней написанными, проявляющая таинство Святыя Троицы, чудесы же, от нея бывающими, всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец Святыя Церкве и Божественный славитель ея, сладкий преподобный Иоанн, хвалебными пеньми до конца жизни своея прославляше Твою к нему дивную милость, Богородительнице, в память же бывшаго чудесе плат, имже усеченная рука его обязана бе, на главе своей ношаше, икону же Твою многоцелебную, яко наследие богатое, святей Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго по себе остави, да вси вернии зовут к изображенней на ней Целительнице душ и телес сице:

Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкая поборнице; радуйся, проповедников Евангельскаго учения покровительнице.

Радуйся, благочестивых христиан защито и похвало; радуйся, боголюбивых иноков утешение.

Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая споспешнице; радуйся, ревнующим о целомудрии и чистоте изрядная пособнице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты воспети славу Твою, Пречистая Дево, юже во иконе Твоей святей явила еси, даровавши ю нам в помощь и защиту от враг видимых и невидимых. Темже, величая неисчетныя милости Твоя к роду христианскому, исповедую чудеса Твоя и смиренномудренно пою Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы святыя Лавры Саввы Освященнаго о великих добродетелех пришедшаго в Лавру на поклонение первосвятителя сербскаго Саввы, по внушению Твоему, Богомати, дароваша ему на благословение святую икону Твою Троеручицу, юже он со благоговением, яко дар многоценен, в страну Сербскую принесе, поучая паству свою звати Тебе:

Радуйся, от востока и до запада силу всемогущества Христова иконою Твоею возвещающая; радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая.

Радуйся, Сербстей стране икону Твою в залог благоволения даровавшая; радуйся, чудесы Твоими Православие в ней крепко утвердившая.

Радуйся, Симеона Мироточиваго область благодатно посетившая; радуйся, Саввы первопрестольнаго паству Матерним покровом Твоим приосенившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородительнице, по воли Твоей святей на осля поставленная и отпущенная из Сербии: осляти, никимже водиму, принесеся им на Гору Афонскую ко вратом обители Хиландарския, юже яко дар небесный восприимше иноцы, поставиша в алтаре соборныя церкве обители, зовуще во умилении глубоцем благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше иноцы хиландарстии Твое к ним благоволение, Преблагословенная Дево, в чудеснем пришествии к ним святыя иконы Твоея Троеручицы явленное, с радостию и любовию ей поклоняхуся, целующе и песненно возглашающе Ти благохваления сицевая:

Радуйся, путеводительнице подвижников благочестия к горнему Сиону; радуйся, пустыннолюбивых иноков приводящая к небесному Иерусалиму.

Радуйся, безсловесное осля воли Твоей святей чудесно покорившая; радуйся, на осляти икону Твою благодатную от Сербии на Афон дивно принесшая.

Радуйся, пустыню Афона благоуханием святыни исполнившая; радуйся, Хиландарскую обитель благоволением Твоим облагодатствовавшая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 6

Проповедует обитель Хиландарская на Афоне богатство милостей и щедрот Твоих, Богородице Дево, и светло красуется, имущи святую икону Твою Троеручицу во игумена себе, ибо таковая бысть воля Твоя, еже пребывати иконе Твоей тамо на игуменстем месте во храме Божием и в душах братии, от Тебе Единыя благословение на всякое послушание приемлющей и хвалебно зовущей тако благоволившему о них Творцу: Аллилуиа.

Икос 6

Возвестила еси волю Твою, Богомати, иноком хиландарским, разногласием во избрании игумена смущенным, чудесно поставивши святую икону Твою на игуменстем месте во храме Божием и открывши единому от них в видении, яко Сама Ты хощеши пребывати настоятельствующею в обители их иконою Твоею честною, и да прочее не избирают себе игумена. Они же во умилении душ и сердец, обрадованнии возопиша к Тебе:

Радуйся, иноков благоподвизаюшихся известная и всемощная Покровительнице; радуйся, к Сыну Твоему и Богу теплая о них Предстательнице.

Радуйся, жезл игуменский в Хиландарстей обители невидимо приемшая; радуйся, обитель сию доселе целу и благоустроену сохраняющая.

Радуйся, страхом и благоговением сердца братии, благословение от иконы Твоея приемлющих, исполняющая; радуйся, неблагоговейныя и дерзостныя грозно наказующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 7

Хотя соделати не токмо Афон, но и вся иныя страны православныя причастны благодати великих чудес, иконою Твоею Троеручною изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, сию во всех градех, весех, церквах и обителех иноческих распространила и дивными чудесы прославила еси. Темже вся верная чада святую икону Твою Троеручицу любовию чествуют и на ней вкупе с Тобою изображенному Христу усердно зовут: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являеши, Преблагословенная Дево, милости верным людем и святою иконою Твоею Троеручицею преславныя чудеса содеваеши силою Благодати Христовы: слепыя просвещаеши, разслабленныя укрепляеши, недужныя врачуеши и всем прибегающим к целебному Твоему образу скорую помощь Твою присно являеши, подвизающи звати к Тебе:

Радуйся, Святую Гору Афонскую в жребий Себе избравшая; радуйся, и вся страны православныя покровом милости Твоея осенившая.

Радуйся, Хиландарския обители настоятельнице неизменная; радуйся, многих мест и пустынь сокровище исцелений неоскудное.

Радуйся, на Афоне, в России, Сербии и иных странах иконою Твоею преславно чудодействующая; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 8

Странно есть видети иноки хиландарския, к иконе Твоей, яко к игумену приходящия и от Нея благословение на послушания своя приемлющия. Но, о Всеблагая, якоже приемлеши их милостивно и благословляеши, тако и нас, недостойных, не лиши Матерняго Твоего милосердия и попечения, приими благоутробно молитвы наша пред святою иконою Твоею возносимыя, осени нас благословением Твоим благодатным, избави от всяких бед и скорбей и научи богоугодно пети Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир преисполнен, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нихже, яко денница лучезарная, икона Твоя Троеручица предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего к нам милостиваго призрения. Сего ради чествуем пречистаго лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:

Радуйся, Богообрадованная и Пренепорочная Приснодево; радуйся, Едина Чистая и Благословенная в женах.

Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати; радуйся, прекрасная и светоносная палато святых святейшаго Слова.

Радуйся, крине белоснежный и благовонный девства и чистоты; радуйся, Царице и Владычице Небесе и земли.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 9

Всяк возраст верных благопользуется Твоим Матерним попечением, Всеблагая Владычице: младенцы милосердно окормляеши, отроки невидимо руководствуеши, мужи во благочестии утверждаеши, старцы в немощех укрепляеши, всем же вся благая и душеполезная даруеши всесильным ходатайством Твоим у Престола Пресвятыя Троицы, Ейже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 9

Витии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же, любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Тебе песни таковыя:

Радуйся, державная заступнице рода христианскаго; радуйся, благосердая Мати всех скорбящих и обремененных.

Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая; радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая.

Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая защитнице; радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная ходатаице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 10

Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, якоже древле прорекла еси божественному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас утверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам и ликом иноческим, Богоневестная Дево, всем усердно к Тебе прибегающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим, ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевство недугом душевным и телесным и сим внушает пети Тебе:

Радуйся, добрая младопитательнице дев и безматерних сирот; радуйся, иноков и инокинь благоскорбящих предводительнице к наградам небесным.

Радуйся, в узах и темнице седящих посещающая утешением благодатным; радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.

Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания; радуйся, старцев приводящая к благому житию и мирней кончине.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 11

Пение молебное наше, Тебе пред пречистым образом Твоим с верою и любовию возносимое, милостивно услыши, Госпоже Всемилостивая, и сохрани нас от тлетворных учений, неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая православная вера, избави нас от лукавых совращений, сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол и от всяких нестроений и злых развращений, врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве богоприятно пети Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемлемая свеща икона Твоя святая, Богородице Дево, мир весь сиянием чудес просвещает, сердца же наша любовию воспламеняет к Тебе, Пречистей и Преблагословенней Матери Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, даровавшаго нам Тебе в покров и защиту противу полчищ сатанинских, иже боятся и трепещут самаго имене Твоего, ведающе силу Твою, юже величаем и Тебе зовем:

Радуйся, враги наша видимыя и невидимыя премудро запинающая; радуйся, хулителей святыя православныя веры невидимо карающая.

Радуйся, духов злобы от нас державно отгоняющая; радуйся, преовладети им над нами не попускающая.

Радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая; радуйся, вся благая прошения наша скоро исполняющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 12

Благодать свыше даровася святей иконе Твоей Троеручице, Владычице Преблагая: скорбящия утешати, болящия исцеляти, слепыя просвещати, разслабленныя укрепляти, верныя во благочестии утверждати, неверныя к познанию истины приводити, знаменьми и чудесы от нея бываемыми, яже воистину превосходят разумение человеческое и токмо верою постигаются, приводяще верныя души к немолчному славословию Творца богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поем чудеса Твоя, благодатная Богородительнице, не таим щедрот Твоих, исповедуем благодеяния Твоя, прославляем неисчетную милость Твою к роду христианскому, юже ведят вси концы земли, ибо от востока до запада хвально имя Твое святое, благословляемое от всех родов и в молитвах призываемое во всех странах. Тебе убо, сице прославленней и превознесенней Сыном Твоим и Богом, и мы хвалебно вопием:

Радуйся, тихое пристанище плавающих в пучине житейскаго моря; радуйся, треволнение страстей умиротворяющая Своим сердобольным участием.

Радуйся, во уныние и отчаяние впадших подъемлющая надеждою спасения; радуйся, сомнениями в вере колеблющихся вразумляющая знаменьми и чудесы.

Радуйся, в обителех иноческих подвизающимся богоугодно подательнице блаженнаго упокоения; радуйся, и в мире благочестно живущия не лишающая Твоего заступления.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и Матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе святых святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел земный…» и кондак 1-й «Взбранной Воеводе…».

Молитва 1-я

О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Ти пред святою Троеручною иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду враги окружени есмы, и несть помогающего, ниже заступающего, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан. Икона Троеручица: молитва иконе, ее значение и в чем она помогает, далее об этом подробнее.

Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан

«Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.

Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.

Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.

Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

В чем помогает икона

Помощи у иконы Троеручица просят:

  • те, кто имеет различные физические увечья, травмы, недуги;
  • кто страдает от апатии и уныния;
  • люди, которых постигли жизненные беды;
  • кто желает успешного развития своего собственного дела.

У каждого верующего должен быть свой молитвенный угол, куда и следует повесить Икону Троеручица, постоянно обращаясь за помощью к ней и не забывая при этом о ее значении и в чем она помогает.

История возникновения иконы

История иконы начинается в 8 веке н.э. и связана с именем Иоанна Дамаскина, получившего свое имя в честь города, в котором он жил и работал — Дамаска, столицы Сирии.

В это время православная церковь переживала не лучшие времена, подвергаясь притеснениям. Император Лев Третий, который правил Византией в то время, призывал уничтожать все православные иконы и все атрибуты, которые были связаны с православной верой.

История иконы начинается в 8 веке н.э.

Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором. Он занимал высокую государственную должность и служил советником местного правителя.

Дамаскин писал различные труды в защиту икон и называл возникшее течение в православии ни как иначе, как ересью. Византийскому императору не нравилось, что Дамаск отделился и выступил против иконоборчества. Тогда он решил исправить ситуацию подлостью и хитростью.

Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором

Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского. В нем писавший предлагал свою помощь в завоевании Дамаска и заверял императора, что перейдет на его сторону.

Это письмо император и направил местному правителю в качестве доказательства предательства со стороны Иоанна. Сам император объяснял это тем, что не хочет портить отношения с халифом и пытается решить все мирным путём.

Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского

Халиф был взбешён тем, что тот, кто служил ему верой и правдой в течение долгих лет решился на такой поступок. Наказание последовало незамедлительно: правитель приказал отрубить Иоанну руку и вывесить ее на базарной площади, чтобы другим было не повадно.

Иоанн попросил халифа лишь об одном, чтобы тот разрешил ему уединиться в своей кельи и получил на это разрешение.

Он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении

Там он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении. В ходе молитвы он уснул. Ему явилась Богородица и сказала о том, что он будет исцелен, а его выздоровевшая рука должна до конца дней его земной жизни прославлять Бога.

Когда Иоанн проснулся рука была на месте. Следы раны полностью исчезли. Узнав о произошедшем чуде, халиф стал просить прощения у Иоанна и просил его вернуться на службу к нему. Но Домаскин отказался и выбрал путь затворничества.

Иоанн Дамаскин, пораженный произошедшим с ним чудом сочинил хвалебную песнь Богородице. А чтобы память об этом чуде жила в веках приложил к образу Богородицы кисть руки, отлитую из серебра. Так появилась и приобрела свое значение для христиан чудотворная икона Троеручица, а также стало ясно в чемона помогает верующим.

Судьба иконы

Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме. Именно туда отправился Иоанн после того как отказался от предложения работать советником правителя Дамаска. Там икона хранилась до 15 века. Затем родина образа Богородицы подверглась нападению Османской империи.

Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме

Икону надо было спасать и ее судьбу решили доверить воле случая. Икону закрепили на осле, которого отпустили в вольное путешествие. Естественно, никто из людей не мог предположить куда направится животное. Осел пришел на гору Афон, тогдашнюю обитель христианства, и остановился возле монастыря.

Монахи приняли этот подарок не иначе как дар Божий. Икона Троеручица приобрела огромное значение для верующих и ее водрузили на алтарь местного храма, где она находится до настоящего времени и к которой едут помолиться паломники со всего мира, помня о том в чем она помогает.