Праведный гнев. Гнев как благая сила души, вложенная в нас Богом

«Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека» (Сир.1, 22)

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости… Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения».

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Гнев есть зверь, и сколько другие стараются над обучением львов, столько покажи старания над собою и необузданный гнев свой сделай тихим и кротким: ибо гнев имеет столь страшные зубы и когти, что истребит все, если не укротишь его. …Он не только вредит телу, но расстраивает само душевное здравие, поедая, терзая, раздробляя всю силу его и соделывая его ни к чему не способным. У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, когда все внутренности его изъедены. Как же можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя сего змея (я разумею гнев), снедающего внутренности наши? Каким образом избавимся от сей язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренних червей и змей. Но какое питие… имеет такую силу? Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется . Она может уврачевать всякую болезнь.

А вместе с сим – внимательное слушание Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми сими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мертвых…

Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великой силой. Гнев губит и разумныя (Притч.15, 1), говорит Премудрый. Помраченное им око души, как бы в ночном сражении, не может отличать друзей от неприятелей и честных от безчестных, но относится ко всем одинаково и, хотя бы предстояло потерпеть какой-нибудь вред, скоро решается на все, чтобы доставить удовольствие душе. Ибо пылкость гнева заключает в себе некоторое удовольствие, и даже сильнее всякого удовольствия овладевает душою, низвращая все ее здравое состояние. Он производит гордость, несправедливые вражды, безрассудную ненависть, часто принуждает без разбора и без причины наносить оскорбления и заставляет говорить и делать много другого подобного, так как душа увлекается сильным напором страсти и не может собраться со своими силами, чтобы противостать ее стремлениям.

Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса».

Преподобный Макарий Великий (391): «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя».

Преподобный Ефрем Сирин (306-378): «Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и, однако же, Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а, напротив того, молился за них, говоря: Отче, отпусти им грех сей: не ведят бо, что творят (Лк.23, 34)».

Преподобный Максим Исповедник (662): « Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор.13, 4): то, очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога : поелику Бог есть любовь (1 Ин.4, 8).

Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти».

Преподобный Григорий Синаит (1360 г.) пишет о гневе: «Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие. Они разбивают врагов, осаждающих город (души): первое – внешних, второе – внутренних».

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) : «Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «С раздражительностью бороться надо. Первый шаг – не поддаваться… стиснуть зубы и отойти… Всякий раз молиться до слез… Смилуется Бог и исцелит».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) : «Замечательно, что люди раздражительные после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал для них наказание в них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный палач и вместе мучитель каждого одержимого ею человека. Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря потому, какое ты сам даешь ей направление» .

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860): «Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделывает (Иак.1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Раздражительность постом не укрощается , а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

…Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы».

Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873): «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894): «Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Что ж нам с тобою делать?.. Куда ж нам убежать от себя? Потерпи, …и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольские. Святый Исаак Сирин говорит, что грешаща человека милует Бог кающагося, ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения. А что строги к тебе иные, тем не смущайся. Строгость многих спасла, а поблажка многих погубила. И Златоуст говорит, что большая часть спасающихся спасается страхом геенны».

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911): «Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаешься».

Старец Арсений (Минин) (1823-1879): «Громоотвод. Если когда (что в прискорбии нередко бывает) ты на кого прогневаешься, то вспомни, что начальник всякого зла – дьявол, он посевает между людьми раздоры и вместо того, чтоб гневаться на ближнего, обрати свой гнев на того, кто главная причина всех зол. Человек нередко бывает слепым орудием духа злобы , а потому заслуживает снисхождения и сожаления.

Когда ты сердишься, настаиваешь на своей воле или противозаконно услаждаешься чем-либо, то бес, зауздав тебя, пляшет около тебя с торжеством , а Ангел хранитель, посуплен, отдаляется.

Быть гневливым и раздражительным есть ни что иное, как наказывать себя за чужие глупости».

Старец схиигумен Савва (1898-1980): «Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните: «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Безчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души , поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу».

Видя, как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо пожалеть, помолиться за него».

«Важно для человека сохранить спокойствие духа, не поддаваться раздражительности и гневливости. А если раздражились, то очень важно удержать язык в эту минуту или уйти. Иисусовой молитвой или молитвой «Богородице Дево, радуйся» убивайте свою раздражительность и гнев. Почитайте в эту минуту Евангелие, если есть возможность. Хоть и ничего не понимаете в эту минуту, а все равно читайте, потому что чрез зрение лучи благодати пройдут в душу. Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь. А если и опять раздражитесь и вспылите, не надо смущаться неудачами, непокорностью сердца. Старайтесь постепенно искоренять свою вспыльчивость и Господа просите о помощи».

Одной рабе Божией на исповеди, выслушав ее жалобу на свою вспыльчивость, старец сказал:

— Очень много взяла на себя. Делай все по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться, что люди твоих трудов не оценивают. Делай все по своим силам ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности. Награды жди всегда от Господа, а не от людей ! Понятно? Так избавишься от возмущения, а я помолюсь.

Духовная дочь вспоминает : «…Огорчалась я из-за детей, что они мне не помогают. Приезжаю к батюшке и спрашиваю:

— Как быть?

— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.

Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, смотрю на фотографию батюшки и прошу:

— Отец Савва, помогите, я раздражаюсь.

Приезжаю к нему, он говорит:

— Вот ты все пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). – В руке у него иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он дает ее мне и говорит:

— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне сделалось легко, я перестала раздражаться.

— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные »

Старец Паисий Святогорец (1924-1994 ):
«…Если человек кипит гневом , что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится».

главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Преподобный авва Исаия:
Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви.

Святитель Димитрий Ростовский:
Бог предусмотрительно создал пчелиную матку не имеющей жала: если бы имела она его, всех бы умерщвляла. Это пример начальствующим: ибо начальствующему совсем не следует предаваться слепому, беспамятному гневу и ярости, чтобы не умерщвлял он всех, повинующихся ему, своим яростным нападением. Итак, побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением.
Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу. Хотя иногда они и ожесточались на согрешающих, однако не с яростью и не гневаясь без памяти, но благоразумно и с долготерпением, молясь Богу о согрешающих, их исправляли и наставляли.

Преп. Ефрем Сирин:
Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога.
Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве...
Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен.
Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть.

Святитель Василий Великий:
Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого.

Святитель Григорий Богослов:
Гнев - опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно.

Святитель Иоанн Златоуст:
«Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать.
Гнев - сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным.
Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого.
Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви. (Авва Иосиф).

Святитель Тихон Задонский:
Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают ее у меня различные страсти, в особенности... лютый гнев, я лишен всей власти кротости над собой. Кротость возвращает мне эту власть.

Святитель Тихон Задонский:
Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. "Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу" (Еф. 4, 26-27), говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если попустишь сердцу твоему ожесточиться злопамятством и оправдаешь твой гнев гордостью, то отвратится от тебя Господь Бог твой и будешь предан на попрание сатане.

Авва Исаия:
Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.

Святитель Иоанн Златоуст:
Потому ты и оскорбляешь, что сам ты ничто: человеку не свойственно наносить оскорбления.
В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин этого.
Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов - вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас.
Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу.

Святитель Василий Великий:
Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога.

Преподобный Ефрем Сирин:
Если увидишь лежащую змею - бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце.

Святитель Иоанн Златоуст:
Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса.
Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость.

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым.
Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу.

Преподобный Нил Синайский:
Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться.

Святитель Тихон Задонский:
«Не нужно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало, которое отражает недостатки лица твоего. За что же гневаться на проповедника, указывающего на твои грехи?
Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

Преподобный Ефрем Сирин:
Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия.

Святитель Иоанн Златоуст:
В этом-то (примирении) и состоит исцеление душ и ран наших, в этом - самый лучший путь угождения Богу, в этом - самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом.

Преподобный Исидор Пелусиот:
Примирение нас друг с другом всего вожделеннее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не позволяя возникнуть им, а возникшее исторгая с корнем.

Святитель Иоанн Златоуст:
Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там...

Цветник духовный

Гнев – это поток разрушительной, негативной энергии, потеря душевного равновесия, возникающая на внешний раздражитель. Привести к злости может социальная несправедливость, плохая оценка, маленькая зарплата, измена, критика.

Состояние выражается в обвинениях, желании наказать и обидеть, разрушить, отомстить, вызвать страх. Гневливый человек неприятен, загрязнен бранными словами, местью, злобой.

С точки зрения современного общества и православия для христианина приемлемы: добродушие, уважение, спокойствие, долготерпение. Со стороны окружающих, даже праведный гнев, оценивается как возмутительное, неподобающее, безобразное поведение.

Необузданный гнев – эмоция, разрушающая душу

Проявления гнева считаются , о нем говорится в Новом завете. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание , медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Слова из Послания апостола Иакова не потеряли своего значения сегодня. Гнев – это порок, вызванный гордыней, толкающий на мщение. Люди, государства в порыве мести двигаются к самоуничтожению.

Нужно учиться слышать друг друга, прощать обиды. Гневное чувство уместно к людям, нарушающим закон, злоупотребляющим своим положением. Каждый человек в случае опасности обязан защитить себя, семью, страну. Но не должен поддаваться желанию мести, неконтролируемому насилию, жестокости.

Совет. От гнева очень хорошо помогает святая вода, как можно чаще пейте её и сходите на исповедь в Церковь!

В повседневных жизненных ситуациях христианин должен научиться бороться с раздражением. Это способствует духовному развитию, помогает уничтожить зло. Гнев и злость убивают все доброе вокруг. Гневаясь, христианин не доставляет удовольствия себе, поселяет ответное чувство ненависти или боль в душе обиженного.

Последствия гнева

Гнев можно обозначить как раздражительность, обиду, желание зла огорчившему, агрессию. Если христианин не в состоянии их контролировать возникают опасные ситуации, совершаются преступления.

Вечно негодующий, злой человек вызывает у окружающих негативные эмоции, ответный гнев и месть. От него отдаляются близкие люди, коллеги. Гневные вспышки, направленные на окружающих, возвращаются рикошетом.

Гнев и злость порождают опасные страсти:

  • ненависть;
  • злопамятство;
  • ревность;
  • ярость;
  • ложь.

Гнев дает кратковременное иллюзорное наслаждение властью, побуждает к клевете, физическому насилию, делает несчастным самого человека и его окружение. В грехе гнева христианин отходит от Бога, совершает убийства и самоубийства.

Постоянно подавляемая в себе агрессия становится причиной сердечных заболеваний, депрессии, психических нарушений, ослабляет иммунитет. Обе крайности опасны, мешают нормальному восприятию окружающей обстановки.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гнев – сильный, всепожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным».

Как избавиться от греха гнева?

Отрицательная эмоция не возникает на пустом месте, у нее всегда есть предвестник. Чтобы молоко не убежало из кастрюли, его нужно вовремя снять. Чтобы гнев не завладел мыслями, его нельзя пускать в душу. Нужно прекратить общение с раздражающей персоной, уйти из помещения, где назревает скандал, мысленно отгородиться от негатива.

Принимайте грубо высказанные замечания, не как личную обиду, а как слова некультурного человека, которому стыдно уподобляться. Когда почувствуете себя на грани срыва, начинайте глубоко дышать, мысленно отдалитесь от неприятной ситуации.

Не накапливайте злость и раздражение. В спокойной обстановке докажите свою правоту, расскажите, что вас не устраивает. Безгрешных людей не бывает, нужно научиться понимать, прощать, вести диалог, а не предаваться греху гнева.

Постарайтесь найти оправдания поступкам ближних. Во время ссоры представьте себя на месте ребенка, принесшего плохую оценку, задержавшегося на работе мужа, критикующего начальника.

Это поможет устранить раздражение, понять причину. При приближении гнева молитесь, просите у Господа терпения, спокойствия. Помните, христианин не должен говорить злобных слов. Это грех, за который придется отвечать на . Если не проходит озлобленность, обида, .

На собственном примере не учите гневу ребенка, приучайте его к миролюбию. Недостаток внимания, постоянная критика, нравоучения провоцируют вспышки злости. Воспитывайте детей в любви, обращайте внимание на свое поведение.

Малыши и подростки, которые видят гневных, ругающихся родителей, могут начать вести себя подобным образом. Поддержите ребенка, помогите разобраться с негативными ситуациями, не подавляйте, а научите управлять эмоциями. Это поможет стать миролюбивым, гармоничным, успешным человеком.

Укрощая гнев христианин:

  • сохраняет хорошие отношения с окружающими людьми;
  • сохраняет энергию и здоровье, достоинство и уважение;
  • находит правильный выход из ситуации.

В тяжелых случаях, когда ярость пытается завладеть мыслями, прочтите молитву Аввы Дорофея.

Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.

Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.

Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.

Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?

Здесь у святых отцов абсолютно единодушное мнение: гнев — оружие, которое человек получил от Бога при сотворении, чтобы обороняться им от дьявола — злобного духа, врага рода человеческого. А также — от греховных помыслов, которые этот враг все время пытается внушить людям.

У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.

Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.

Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь.