Папа римский иоанн павел 1. Павел I (папа римский)

Преемник: Стефан III (IV) Рождение: (0700 )
Рим , Италия Смерть: 28 июня (0767-06-28 )
Рим , Италия

Лангобарды к этому времени заняли города Имола , Осимо, Болонья и Анкона , на которые претендовал Рим, а в 758 году захватили герцогства Сполето и Беневенто. Подавив восстание в Беневенто, король лангобардов Дезидерий посетил Рим и вынудил Павла написать Пипину письмо с просьбой признать все лангобардские претензии. Он обещал вернуть Имолу, но при условии, что папа убедит Пипина вернуть лангобардских пленников .

В письме, которое должно было обеспечить безопасный проход послов через территорию лангобардов, Павел согласился на требования Дезидерия и умолял Пипина признать завоевания лангобардов, заключить мирный договор и вернуть заложников. При этом в секретном письме Павел умолял франков о помощи, советуя стравить лангобардов и византийцев .

Пипин счел целесообразным сохранить хорошие отношения с Дезидерием, и Павел, по-видимому, мало преуспел в своей двойной игре. Позже, однако, Пипин оказал папе некоторую поддержку и выступил в качестве арбитра при решении споров между римлянами и лангобардами.

Почитание

В жизнеописаниях Павла I подчёркивается его милосердие, он помогал разорившимся людям, помиловал большое количество заключённых. В 761 году основал в своём доме в Риме монастырь св. Сильвестра, который ныне является титулярной базиликой Сан-Сильвестро-ин-Капите , где дал приют греческим монахам, бежавших в Рим от преследований иконоборцев . Внёс большой вклад в строительство и реставрацию многих римских храмов. Вскоре после смерти стал почитаться святым.

Первоначально был похоронен в базилике св. Павла , но затем его мощи были перенесены в Собор Святого Петра . Память в Католической церкви - 28 июня

Напишите отзыв о статье "Павел I (папа римский)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Kirsch, Johann Peter. «Pope Paul I.» The Catholic Encyclopedia. Vol. 11. New York: Robert Appleton Company, 1911.

В четверг, 9 ноября, Ватикан официально объявил о том, что Альбино Лучани, лучше известный как Папа Иоанн Павел I, продвинулся вперед на пути к святости, и теперь его можно официально называть «досточтимым» (лат. venerabilis).

Папа Франциск дал «зелёный свет» в этом продвижении накануне, 8 ноября, в ходе встречи с Префектом Конгрегации по канонизации святых, кардиналом Анджело Амато.

После одобрения его героической добродетели, Папу Лучани, который до сих пор носил титул «Слуга Божий», теперь можно называть «досточтимым» — это является шагом на пути его беатификации.

Родившийся 17 октября 1912 года в северном регионе Венето в Италии, Альбино Лучани был избран Папой 26 августа 1978 года и избрал двойное имя в честь своих непосредственных предшественников, св. Иоанна XXIII и бл. Павла VI.

Его неожиданная смерть через 33 дня после избрания потрясла весь мир — это был один из самых коротких понтификатов в истории Церкви.

Первый Папа, родившийся в 20-м веке, он также является последним итальянским Понтификом и часто упоминается как «Улыбающийся Папа» теми, кто знал его или помнил его избрание.

Несмотря на то, что он жил в относительной бедности, он поступил в небольшую семинарию в Фельтре в 1923 году, когда ему было всего 11 лет, и через 19 лет вошел в Григорианскую семинарию в Беллуно.

Он был рукоположен в пресвитеры 7 июля 1935 года, а после службы в приходе в течение нескольких месяцев, в декабре того же года был назначен преподавателем религии в Горнотехнологическом институте в Агордо. Он стал проректором семинарии в Беллуно всего два года спустя, в 1937 году — должность, в которой он будет трудиться в течение следующих 10 лет.

В то же время он преподавал в семинарии и продолжал заниматься своими богословскими исследованиями. Завершив работу в качестве проректора в 1947 году, он получил докторскую степень в области Священной теологии в Папском Григорианском университете в Риме.

В том же году, в возрасте 36 лет, он был назначен канцлером епархии Беллуно и получил звание «Монсеньор». В этом году он также был назначен секретарем епархиального синода епископов.

Год спустя, в 1948 году, он был назначен заместителем генерального викария епархии Беллуно и директором центра катехизации. Шесть лет спустя, в 1954 году, он сам становится генеральным викарием.

В 1958 году Лучани был назначен епископом епархии Витторио Венето святым Иоанном XXIII и был возведен в епископское достоинство самим Папой в базилике Святого Петра.

Лучани был одним из епископов, присутствовавших на открытии Второго Ватиканского собора в 1962 году и на каждой из четырех сессий до закрытия Собора в 1965 году.

В 1969 году он был назначен Патриархом Венеции Папой Павлом VI. Традиционно Архиепископ Венеции имеет титул кардинала, и Лучани получил свою красную шляпу от Павла VI в 1973 году.

В 1971 году он участвовал в Синоде епископов на тему «Справедливость в мире», а в 1972 году был избран вице-президентом Итальянской Конференции епископов и занимал эту должность до 1975 года.

В августе 1978 года конклав избрал его Папой после смерти Павла VI. Он успел провести всего четыре общих аудиенции перед смертью. Его понтификат составил всего 33 дня (34 — включая день его избрания, который считается каноническим).

Внезапный характер его смерти породил различные теории. Однако книга, опубликованная 7 ноября текущего года итальянским журналистом Стефанией Фаласка, вице-постулатором процесса его беатификации, развенчала теории заговора и инсинуации о его убийстве.

В своей книге, выпущенной на итальянском языке и озаглавленной «Иоанн Павел I: Хроника смерти», она предоставляет документы и показания, свидетельствующие о том, что покойный Папа пережил короткий сердечный приступ за ночь до смерти, что, вероятно, было связано с ранее существовавшей проблемой с сердцем, которая, по его мнению, была решена, но, скорее всего, и стала причиной его смерти.

В 2003 году епископ епархии Беллуно Винченцо Савио попросил открыть епархиальный процесс беатификации, поскольку именно там Лучани провел большую часть своего служения, а в Риме — лишь последний месяц перед смертью.

Запрос был принят, и епархия Беллуно официально открыла дело Иоанна Павла I в ноябре 2003 года. Обширный документ с подробным описанием жизни и добродетелей покойного Папы был представлен Конгрегации по канонизации святых в день его рождения, 17 октября 2016 года.

В четверг 9 ноября папа Франциск подписал декрет, согласно которому Католическая церковь признала «героические добродетели» папы Иоанна Павла I (Лучиани; 1912-1978), последнего на сегодняшний день папы-итальянца, вошедшего в историю благодаря одному из самых кратких понтификатов - его правление продолжалось всего 33 дня.

Теперь Иоанну Павлу I усвоен титул «достопочтенный». Это еще один шаг на пути к канонизации, отмечает Crux.

Решению папы Франциска предшествовало положительное заключение богословской комиссии, которое было дано еще в июне этого года, а также одобрение Конгрегации по канонизации святых, последовавшее 7 ноября.

Согласно католической традиции, до недавнего времени необходимыми условиями для канонизации считались мученичество либо «героические добродетели» - особенные проявления личного подвижничества. Однако в июле 2017 года в Ватикане было обнародовано апостольское послание папы Франциска motu proprio (по собственному почину) ”Maiorem hac dilectionem”, согласно которому еще одним основанием для официального признания святости человека со стороны Римско-католической церкви стало считаться его «пожертвование жизнью».

Кроме этого, должны быть засвидетельствованы два случая чудесной помощи по молитвенному ходатайству того или иного подвижника веры. При этом римский понтифик имеет право по своей воле упразднить необходимость второго чуда и тем самым ускорить процесс канонизации. Так, папа Франциск уже прибегал к этой процедуре в ходе прославления папы Иоанна XXIII.

Иоанн Павел I был объявлен «слугой Божьим» еще в 2003 году. Соответствующее решение принял его преемник, папа Иоанн Павел II.

Иоанн Павел I. Краткая биография

Будущий папа, до интронизации - Альбино Лучиани, родился 17 октября 1912 года в г. Форно ди Канале-д’Агордо в семье рабочего. Молодой Альбино Лучани учился сначала в духовной семинарии Фельтре, а затем перешел в семинарию Беллуно. Он получил сан священника 7 июля 1935 года, после чего перевелся в Грегорианский университет, где получил степень доктора теологии.

В декабре 1958 года был избран епископом. С марта 1973 года - кардинал. На момент избрания папой носил титул патриарха Венеции.

Избрание на папский престол кардинала Лучиани состоялось на конклаве 26 августа 1978 года, последовавшем за кончиной папы Павла VI (1897-1978).

Впервые за историю Католической церкви взял себе двойное имя - в честь двух своих непосредственных предшественников: Иоанна XXIII и Павла VI.

Иоанн Павел I отказался от средневековой церемонии коронации, заменив ее торжественной мессой на паперти собора Св. Петра. Отказался он также и от ношения тиары. Эти действия расценили как окончательный отказ от притязаний на светскую власть.

В торжествах по случаю интронизации папы участвовала делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), который скончался от инфаркта во время приема у нового главы Католической церкви.

С первых же дней папства Иоанн Павел I продемонстрировал стремление к обновлению института папства, к простоте и демократичности. Апостольский дворец, официальную папскую резиденцию, он называл «святой клеткой», в которой он ощущает себя узником.

В проповедях использовал простой и доступный язык, предпочитал произносить церковные поучения, импровизируя, отказываясь зачитывать заранее заготовленные тексты выступлений. За общительность и доступность получил прозвище Il Papa del Sorriso - «улыбающийся папа».

Внезапная кончина Иоанна Павла I

28 сентября 1978 года тело Иоанна Павла I было найдено в папской спальне. Согласно официальному заявлению Ватикана, внезапная смерть папы наступила от инфаркта миокарда.

Различные исследователи неоднократно высказывали предположения о том, что смерть папы Лучиано стала результатом заговора в Ватикане. Его участниками называли Государственного секретаря Ватикана кардинала Жана Вийо, Пола Марцинкуса, возглавлявшего Институт религиозных дел - Ватиканский банк, кардинала Джона Коуди, архиепископа богатейшей в мире Чикагской епархии, ряд финансистов и банкиров, связанных с Банком Ватикана, а также Личо Джелли - одного из самых влиятельных на тот момент представителей преступного мира в Италии. Однако серьезные доказательства в пользу этой теории до сих пор отсутствуют.

Сюжет с внезапной смертью римского понтифика был воплощен на киноэкране: в фильме «Крестный отец-3» от отравления скоропостижно умирает кардинал Ламберто, избранный накануне папой.

Правление Иоанна Павла I продолжалось всего 33 дня. Это самый короткий понтификат с 1605 года. За свое краткое пребывание на папском престоле папа не выпустил ни одной энциклики и не совершил никакого другого значимого акта.

Существуют свидетельства, что в родном приходе папы Иоанна Павла I в Беллуно по молитвам ему происходят чудесные исцеления.

Беатификация и канонизация в Католической церкви

Беатификация (лат. beatificatio) - процедура причисления к лику блаженных, этап, предшествующий канонизации, или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника.

В Православной церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых.

В католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV.

Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников).

Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника.

Сначала в Ватикан представляется так называемое “positio” - достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части - неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до 1983 года критиков доводов в пользу канонизации назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»).

Если процесс завершается в пользу кандидата, досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по канонизации святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения.

Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого кандидата. Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.

Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI (документ “Sanctitas clarior”, 1969 г.) и сам Иоанн-Павел II (апостольская конституция “Divinus Perfectionis magister”, 1983 г.). В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях кандидата, и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.

Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение “nihil obstat” («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий».

Обычно решение “nihil obstat” дается не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.

Процесс беатификации завершается собственного обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе св. Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.

Согласно учению Римско-католической церкви об авторитетности декретов о беатификации и канонизации, канонизация, то есть причисление к лику святых, представляет собой окончательное и последнее суждение, посредством которого Церковь и Римский Папа утверждает, что тот или иной человек прожил святую жизнь и вошел в Царство Небесное, и предлагает их верующим для почитания как заступников и как пример для подражания. Это торжественное, или формальное провозглашение человека святым начиная с эпохи папы Александра III осуществляется Апостольским престолом, то есть властью римского понтифика.

(лат. Ioannes Paulus PP. I, итал. Giovanni Paolo I; до интронизации - Альбино Лучани, итал. Albino Luciani; 17 октября 1912, Форно ди Канале д’Агордо (Италия) - 28 сентября 1978, Ватикан) - папа римский, глава Римско-Католической церкви на протяжении 33 дней - с 26 августа по 28 сентября 1978.

Священник с 1935, епископ с 1958. Возведён в кардиналы Павлом VI. До избрания патриарх Венеции, с церковной политикой связан не был. Внезапная кончина спустя всего месяц после избрания (самый короткий понтификат с 1605 г.) привлекла внимание к его личным качествам, которые ассоциировались с простотой, демократизмом, обновлением института папства. Папу называли «улыбающийся папа», «неизвестный папа», «папа-отрок».

Начало пути

Родился в семье рабочего-строителя, считавшего себя социалистом. Молодой Альбино Лучани учился сначала в духовной семинарии Фельтре, а затем перешёл в семинарию Беллуно. Он получил сан священника 7 июля 1935, после чего перевёлся в Грегорианский папский университет, где получил степень доктора теологии. Его докторская диссертация была посвящена католическому богослову Антонио Росмини (1797-1855), один из трудов которого, «Семь язв церкви», был включён в Индекс запрещённых книг.

После своего избрания на папский престол Лучани рассказал журналистам о своих любимых писателях, среди которых почётное место занимали Марк Твен, Франческо Петрарка, Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Гилберт Кит Честертон. Что интересно, Марк Твен был атеистом, ещё двое авторов из этого списка были протестантами. Петрарка, хоть и был католиком, но папство сравнивал с публичным домом. Только Честертон был действительно набожным человеком. Так что литературные вкусы у Иоанна Павла I не совсем соответствовали привычному для католических клерикальных кругов стереотипу, соответственно это вызывало самые различные комментарии. За несколько лет до избрания Лучани выпустил книгу «Знаменитейшие» (Illustrissimi), содержащую диалоги с разными выдающимся писателями и философами, а также Пиноккио (любимейший его персонаж, на которого он неоднократно ссылался в проповедях).

Лучани высказывался против политики «исторического компромисса», предложенного итальянскими коммунистами, что не мешало ему признавать за католиками право быть членами компартии при условии сохранения ими веры. Об атеизме он говорил, что одна из причин, порождающих его, заключается в противоречии между словами и делами католиков.

Сентябрьское папство

Лучани взял себе двойное имя впервые за всю историю католической церкви (и вообще он был первым папой более чем за 1000 лет, использовавшим новое имя). Это предсказывало некоторые нововведения, которые появились практически сразу. Лучани отказался от средневековой церемонии коронации, заменив её торжественной мессой на паперти собора Св. Петра. Отказался он также и от тиары. Все эти действия оценили как окончательный отказ от притязаний на светскую власть. Церемония интронизации папы не прошла без происшествий. В церемонии участвовала делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), который скончался от инфаркта во время его приёма новым главой Католической церкви (после поднесенной ему чашки кофе). Этот трагичный эпизод был истолкован как плохое знамение для нового понтифика.

В четверг 28 сентября 1978, в Риме вышли экстренные выпуски газет, в которых громадными буквами было написано о смерти папы Иоанна Павла I. Ранним утром папа был найден мёртвым в своей опочивальне. По официальному ватиканскому сообщению, внезапная смерть папы наступила от инфаркта миокарда. Существует теория заговора об отравлении папы. В 12 часов того же дня его тело было выставленно для прощания в одном из покоев Апостолического дворца.

Он был папой всего 33 дня, один из кратчайших понтификатов за всю историю папства. Иоанн Павел выбрал это имя в честь двух своих непосредственных предшественников: Иоанна XXIII и Павла VI.

За своё краткое пребывание на папском престоле папа не выпустил ни одной энциклики и не совершил никакого другого акта, позволившего бы сделать о нём какое-либо суждение. Но тем не менее, его краткосрочное правление не прошло бесследно для судеб церкви.

В римской курии за его поведением наблюдали с всё нарастающей тревогой. Лучани ежедневно нарушал десятилетиями, если не столетиями, сложившиеся правила ватиканского «хорошего тона». По мнению сановников курии, он вёл себя так, будто собирался решить все проблемы церкви в течение месяца. Их раздражало то, что он пренебрежительно относился к дипломатическим интригам, а выступая, он предпочитал импровизировать, а не читать заготовленные ему чиновниками курии шпаргалки. Он чувствовал себя узником в «святой клетке», как он образно назвал Апостолический дворец. По свидетельству его родственников, в первый день избрания, папа был «оптимистом и весёлым», а незадолго до смерти стал «очень озабоченным и грустным».

В 2003 г. началась процедура его беатификации, утверждается, что в его родном диоцезе Беллуно по молитвам ему происходят чудесные исцеления.

  • - См.: Сказание о убиении... князя Михаила Черниговского.....

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - 1. – пророк, предвестник Иисуса Христа, казненный царем Иродом Филиппом I; см. тж ИОКАНААН, КРЕСТИТЕЛЬ) Уже встал Иоанн, Изможденный от ран, Поднял с земли Отрубленную голову, Ес917 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Кароль; псевд.: А.Я. , Явень, Петр и др.) папа Римский, польский священник, краковский кардинал, ученый-богослов, проповедник, публицист, поэт, драматург...

    Энциклопедия культурологии

  • - папа римский, глава Римско-католической церкви с 16 октября 1978 по 2 апреля 2005...

    Католическая энциклопедия

  • - груз. мыслитель, сын последнего груз. царя. В 1801 переселился в Петербург. В филос. примыкал к неоплатонизму Петрици. Б. признавал Бога основоначалом мира...
  • - археолог и дух. пис., р. в сент. 1792, с. прот. Моск. еп., придворный протоиерей, † 1 н. 1852...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - духовн. писатель, законоуч. Юрьевск. учительск. семинар...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Bayer) - заслуженный немецкий юрист; род. 21 сент. 1792 г. в Раурисе в Зальцбурге, учился в Зальцбурге и Ландсгуте и начал в 1813 г. свою судебную карьеру при ландгерихте в Ландсгуте...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - последние болгарские цари, сыновья Иоанна-Александра, по смерти которого одновременно управляли разделенной на две части страной и владели: первый - Трновом и восточной Болгарией, с остававшеюся за ней частью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - южно-африканский политический деятель, уроженец Капской колонии, голландского происхождения...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый криминалист; род. в 1775 г. в Йене, умер в 1833 г. во Франкфурте-на-Майне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый криминалист, род. в 1775 г. в Иене, ум. в 1833 г. в Франкфурте-на-Майне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в миру - Кароль Войтыла, римский папа с 1978 . Учился в Краковском университете и в католическом университете Фомы Аквинского в Риме. В 1946 принял сан священника. С 1958 епископ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римский папа с октября 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил сан кардинала...
  • - Иоа́нн Па́вел II , римский папа с октября 1978. С 1964 архиепископ Кракова, с 1967 кардинал. Первый неитальянский папа...

    Большой энциклопедический словарь

"Иоанн Павел I" в книгах

Глава XI Папа Римский Иоанн Павел II

Из книги Сильвио Берлускони – Премьер Италии автора Ильинский Михаил Михайлович

Глава XI Папа Римский Иоанн Павел II Италия – страна католическая, здесь более 90 % населения – католики, из которых свыше трех четвертей регулярно посещают церкви (меньше двух церквей не бывает даже в самой маленькой деревне, а в Риме 1050 церквей). Более того на территории

Глава VI. Ницше и Святой Павел, Лоуренс и Иоанн Патмосский*

Из книги Критика и клиника автора Делёз Жиль

Глава VI. Ницше и Святой Павел, Лоуренс и Иоанн Патмосский* Это не тот, не может быть, чтобы это был один и тот же… Лоуренс вступает в ученый спор тех, кто хочет знать, написаны ли Евангелие и Апокалипсис одним и тем же Иоанном25. Лоуренс приводит аргументы весьма личного

Иоанн и Павел

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Иоанн и Павел Учение Иоанна не столь развито и аргументировано, как учение Павла, но более совершенно. Ум Иоанна не был таким мощным и всеобъемлющим, как ум Павла, но парил выше и был готов принять блаженное видение. Павел намного превосходил Иоанна как теоретик (и практик),

Иоанн Павел II (Р. 1920 г. – ум. в 2005 г.)

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Иоанн Павел II (Р. 1920 г. – ум. в 2005 г.) С 1978 г. папа римский и глава государства-города Ватикан. Духовный пастырь 850 миллионов католиков. Выдающийся реформатор и борец за демократию. Римские папы всегда были политиками. Хотя бы потому, что являлись государями пусть

9.4.7. Иоанн Павел II - папа римский в новейшую эпоху

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.4.7. Иоанн Павел II - папа римский в новейшую эпоху В 1978 г. в католическом мире произошло удивительное событие. Впервые с 1523 г. римским папой стал не итальянец, да к тому же еще и славянин. 264-м папой римским под именем Иоанн Павел II стал Кароль Юзеф Войтыла, польский

Иоанн Павел II

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

ИОАНН ПАВЕЛ II (Ioannes Paulus II, 1920–2005), римский папа с 1978 г.

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ИОАНН ПАВЕЛ II (Ioannes Paulus II, 1920–2005), римский папа с 1978 г. 253…Чтобы Церковь снова начала дышать «обоими легкими»: речь идет о Востоке и Западе. Энциклика «Redemptoris Mater» («Матерь Искупителя») от 25 марта 1987 г., II, 34 ? Markiewicz, s. 194 Также на встрече с представителями некатолических общин в

ИОАНН-ПАВЕЛ II

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ИОАНН-ПАВЕЛ II (Ioannes Paulus II, 1920–2005), римский папа с 1978 г.12Откройте границы государств, экономических и политических систем <…>! Не бойтесь!Проповедь при вступлении на папский престол 22 окт. 1978 г.? Markiewicz, s. 19413Вы наши возлюбленные братья и, можно сказать, – наши старшие

ИОАНН-ПАВЕЛ II (Ioannes Paulus II, 1920-2005), римский папа

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ИОАНН-ПАВЕЛ II (Ioannes Paulus II, 1920-2005), римский папа 224а Откройте границы государств, экономических и политических систем (...)! Не бойтесьПроповедь при вступлении на папский престол 22 окт. 1978

глава тридцать четвёртая «Пророческая „бригада”»: хресмологи (Даниил, Иоанн Богослов и др.), профеты (Иоанн, Павел и др.), мантис Понтий Пилат, провозвестники и иные

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава тридцать четвёртая «Пророческая „бригада”»: хресмологи (Даниил, Иоанн Богослов и др.), профеты (Иоанн, Павел и др.), мантис Понтий Пилат, провозвестники и иные В «молитвенном доме» любой протестантской деноминации пасторы рассаженным в правильные ряды внимающим

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников)

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Святые отцы наши Александр, Иоанн и Павел, патриархи Константинопольские

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святые отцы наши Александр, Иоанн и Павел, патриархи Константинопольские Святой Александр был архиереем (хорепископом ) при святейшем Митрофане, первом патриархе константинопольском ; сей Александр был преукрашен всякими добродетелями. Когда был созван первый

Иоанн Павел II и Новая Европа

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Иоанн Павел II и Новая Европа Избранный после Иоанна Павла I папой краковский кардинал Кароль Войтыла стал первым в истории папой-поляком и первым папой-неитальянцем с 1523 г. Приняв имя Иоанн Павел II (1978–2005), также показывал Церкви и миру, что он будет преемником политики

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там уверовали в Него

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Детство Иоанна Павла I

При рождении мальчика звали Альбино Лучани. На свет он появился в семье простого строителя-социалиста в маленькой деревне на севере Италии. Отец работал на заводе, и семья была бедной. В этих условиях и начал учиться Альбино.

Первым местом обучения для молодого Лучани была духовная семинария Фельтре. Позже он учился в семинарии Беллуно.

Альбино стал священником в 1935-ом. На этом своё обучение он не прекратил. Лучано продолжил обучение в папском университете и стал там доктором теологии. Его докторская была о католическом богослове Антонио Росмини.

Начало духовной карьеры будущего понтифика Иоанна Павла I

Своим призванием Лучани всегда считал именно пастырскую деятельность. После получения образования, он вернулся в епархию Беллуно и стал помогать священнику. Преподавание детям из простых шахтёрских семей закона божьего было одной из его обязанностей.

Начиная с 1937-го года, он из приходского священника за десять лет стал заместителем викария в своей епархии.

В 1958-ом, после того как Лучани был возведён в епископы, он получил своё новое назначение и отправился туда с большим удовольствием. Это назначение нравилось Альбино, так там была «его стихия», ведь епископство Витторио Венето было бедным и совсем небольшим. Лучани с каждым из верующих смог познакомиться лично.

В 1969-ом Лучани был назначен патриархом Венеции, а ещё через четыре года произведен в кардиналы. Став высшим священнослужителем, он так и остался жизнерадостным, простым и очень приветливым человеком. В Венеции Лучани чувствовал себя чужим. Ещё за год до того, как был произведен в кардиналы, он задумывался об отставке. Причина была в противоречии, возникшем у него с духовенством епархии касательно отношения к движению священников-рабочих. Поведение, продемонстрированное им, можно назвать консервативным. Так, успехи Компартии на выборах, по его мнению, представляли немалую опасность для церкви.

Иоанн Павел I на троне Папы римского

После кончины Павла VI конклав должен был решить путём голосования, кто будет следующим папой. Все ожидали, что выборы будут длиться несколько дней, но всё оказалось наоборот. За короткое время папой избрали Лучани.

Не только для него это стало неожиданность, но и для многих других. Впервые в истории произошло то, что папа выбрал себе двойное имя, состоящее из имён тех, кто был на папском троне до него – Иоанна и Павла. Он стал называться Иоанн Павел I. Скорее всего, Лучани хотел этим показать, что будет продолжать их дело.


Его понтификат длился лишь тридцать три дня. Лучано создал образ «смеющегося папы», так как часто улыбался, а иногда даже раскованно смеялся. Это было очень непривычно, ведь его предшественник часто болел, был серьёзным и хмурым человеком. Кроме того изъяснялся Лучани очень просто, на языке, который был понятен народу. Это касалось и торжественных моментов.

Интронизация прошла просто и задушевно. Чувствовалось, что новый папа римский пришёл действительно служить, и не намерен вести себя, подобно владыке. Установленный прежде порядок этой церемонии был им отменён, кроме того, он отказался от тиары. К алтарю новый папа шёл пешком, в честаторию садиться не стал. Корона была заменена на палий, а грохот пушек на мелодичные звуки хора. Во время мессы папа не излагал свою программу. Им была произнесена гомилия, к которой он добавил несколько собственных мыслей и выводов. Так он хотел дать понять, что на престол взошёл духовный пастырь. Его планам не дано было осуществиться. Личная жизнь

Сложно судить о том, как Альбино Лучани представлял своё папство. Он успел по этому поводу высказаться лишь несколько раз. Однозначно можно сказать, что Иоанн Павел I планировал продолжать то дело, которое было начато предшественниками Иоанном и Павлом. Он с простодушием признавал, что в отличие от них не обладает ни образованностью одного, ни глубокой мудростью другого.

Курия и протокольный этикет для Лучани стали непосильным бременем. Он привык жить среди настоящих людей, простых прихожан.

Часто по вечерам папа звонил родственникам и вёл с ними длительные беседы. У него был друг - беллунойский епископ, с которым тот общался и поддерживал дружеские отношения, где бы он ни служил.

Смерть Иоанна Павла I

«Смеющегося папы» не стало ночью 29 сентября, спустя 33 дня после интронизации. Личный секретарь нашёл его мёртвым утром, когда вошёл к нему в комнату. Он обнаружил горевшую ночную лампу и раскрытую книгу. Вероятнее всего, смерть наступила внезапно.

Согласно свидетельствам врачей, священнослужитель умер от инфаркта миокарда, довольно распространённой болезни. Они же сказали, что можно утверждать, что смерть наступила ближе к ночи 28 сентября.

Родственники Альбино Лучани позже рассказали, что сразу после избрания папой, он во время разговора был очень весел, совсем иное настроение было у него незадолго до смерти.

В 2003-м году епархией Беллуно было инициировано начало процесса беатификации Иоанна Павла I. Прихожане этой епархии утверждают, что при молитвах ему происходят исцеления.