Первые жилища древних людей. Глава V Жилище и хозяйственные постройки

Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. И в самом деле, ведь ничего делать не нужно. Всё уже есть: стены, потолок, вход, правда без двери. Да и не умели в древности люди строить жилища. Приспосабливали естественные объекты для жизни.

Ведь, что такое пещера? Это естественная полость, чаще всего в горе, образовавшаяся в результате какого либо природного процесса. К примеру, некоторые пещеры образуются в результате размыва мягких горных пород потоком воды. Почему не использовать такую полость для жилища первобытного человека?

И пещеры действительно использовали для жилища первобытные люди. Многочисленные находки археологов это подтверждают. К примеру, знаменитая Денисова пещера на Алтае, служила жилищем первобытному человеку на протяжении тысяч лет. И раскопки археологов это подтверждают. Неандертальцы стали жить в ней ещё за 280 тысяч лет до сегодняшнего дня.

Благодаря раскопкам в этой пещере, археологи выяснили, что климат в этом районе центральной Азии был раньше гораздо теплее. Здесь даже рос бамбук и обитали животные, каких невозможно встретить сегодня, когда на этой территории стало гораздо холоднее. Что ещё нужно для жизни первобытному человеку?

Правильно – огонь! Но если разведёшь костёр в замкнутом пространстве, то можешь задохнуться угарным газом, да и дым приятен только в придачу к шашлыкам. А когда первобытный человек научился разводить огонь и запекать на нём мясо, то и в пещере стал разводить огонь.

Но не все пещеры подходили как жилище первобытного человека. В некоторых можно было и задохнуться. Поэтому огонь часто разводили у входа в пещеры. А некоторые пещеры, в том числе и Денисова пещера, имели в сводах, вверху, сквозное отверстие, через которое и уходил дым.

Именно такие пещеры и становились жилищем первобытного человека на долгие тысячелетия. Сквозное отверстие вверху позволяло не только разжигать костёр, но и проветривало пещеру и такие пещеры были часто сухими и тёплыми.

Конечно по комфорту жизнь в пещере не сравнишь с жизнью в городской квартире. Но ведь, тогда и представления о комфорте были совсем другими!

Где находятся пещеры – жилища первобытного человека

Пещеры находятся чаще всего в горных районах. И многие из них были жилищами первобытного человека. На всех континентах земли есть пещеры. Первобытные люди, где находили пещеру, там и жили. Естественно, что первобытные жили люди в пологих и горизонтальных пещерах.

А есть ещё и вертикальные пещеры – колодцы или шахты. Но в таких пещерах жить неудобно. Глубина таких пещер может доходить до полутора километров. А длина пещер может достигать десятков километров.

Археологи за современную историю обнаружили много пещер со следами жизни первобытного человека в самых разных частях нашей земли. пещеры находятся в Европе, Африке, обеих Америках, Азии и Австралии.

В некоторых пещерах находят рисунки, выполненные неизвестными художниками тысячи лет назад. И тогда были талантливые для своего времени люди. В некоторых, самых красивых пещерах, проложены специальные маршруты, чтобы туристы могли их посещать.

На территории России тоже есть немало пещер. Это Кунгурская пещера на Урале, Большая Азишная пещера в Краснодарском крае, Большая Орешная в Красноярском крае и многие другие. В горном Алтае находятся пещеры доступные для туристов. Это Тавдинские пещеры недалеко от Туристического комплекса Бирюзовая Катунь, да и та же Денисова пещера и многие другие.

Быт человека в пещере на картинках

Как выглядел быт первобытного человека в пещере учёные восстанавливают на основе археологических раскопок. Часто это всего лишь их догадки и предположения. Разумом сегодняшнего человека невозможно до тонкостей постичь о чём думали и как жили люди десятки и сотни тысяч лет назад. Представления о жизни в те времена были, мягко говоря, несколько другими.

Путешествуя по Горному Алтаю довелось побывать в Национальном музее имени О.В. Анохина. Этот современный музей расположен в большом трёхэтажном здании. Кстати, слышали о принцессе Укока? Сейчас она находится именно в этом музее в цокольном этаже. Там довольно прохладно и царит соответствующая атмосфера. Сама же мумия расположена в специальной камере, где поддерживаются нужные климатические условия.

В этом музее представлена реконструкция быта первобытного человека в пещере. Всё сделано в натуральную величину. Выглядит это довольно естественно. К сожалению, сделано только два фото. Посмотрите на жизнь древнего человека в пещере. Так сказать, взгляд со стороны.

Были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в , хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, а также мутационный процесс, изоляция – применимы к . Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций – хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

естественный отбор на фоне борьбы за существование
дрейф генов
изоляция
наследственная изменчивость
2) Социальные

общественная жизнь
сознание
речь
трудовая деятельность
На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних – социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны – мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян – парапитекам.

Парапитеки дриопитеки питекантроп синантроп неандерталец кроманьонец современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с к конкретным и различным условиям существования.

Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие парапитеки:

Проплиопитеки , Орангутан
Дриопитеки Шимпанзе, Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек
Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами – человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК

Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

значительно мельче человека (рост около 110 см);
вел преимущественно древесный образ жизни;
вероятно, манипулировал предметами;
орудия труда отсутствуют.
АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 150–155 см, вес до 70 кг;
объем черепа – около 600 см3;
вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
характерно прямохождение;
челюсти массивнее, чем у человека;
сильно развитые надбровные дуги;
совместная охота, стадный образ жизни;
часто доедали остатки добычи хищников
ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 165–170 см;
объем мозга около 1100 см3;
постоянное прямохождение; формирование речи;
овладение огнем
СИНАНТРОП

Жил, вероятно, 1–2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост около 150 см;
прямохождение;
изготовление примитивных каменных орудий труда;
поддержание огня;
общественный образ жизни; каннибализм
НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Жил 200–500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост 165–170 см;
объем мозга 1200–1400 см3;
нижние конечности короче, чем у современных людей;
бедренная кость сильно изогнута;
низкий скошенный лоб;
сильно развитые надбровные дуги
Социальные:

жили группами по 50–100 особей;
использовали огонь;
изготовляли разнообразные орудия труда;
строили очаги и жилища;
осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
сохранялся каннибализм
КРОМАНЬОНЕЦ

Жил 30–40 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост до 180 см;
объем мозга около 1600 см3;
отсутствует сплошной надглазничный валик;
плотное телосложение;
развитая мускулатура
Социальные:

жил в родовой общине;
строил поселения;
изготовлял сложные орудия труда из кости и камня;
умел шлифовать, сверлить;
сознательно захоранивал умерших собратьев;
появляются зачаточные религиозные представления;
развитая членораздельная речь;
носил одежду из шкур;
целенаправленная передача опыта потомкам;
жертвовал собой во имя племени или семьи;
бережно относился к старикам;
возникновение искусства;
приручение животных;
первые шаги земледелия
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Живет в настоящее время на всех материках

Характерные признаки:

Биологические:

рост 160–190 см;
объем мозга около 1600 см3;
наличие разных рас
Социальные:

сложные орудия труда;
высокие достижения в науке, технике, искусстве, образовании

Разработка урока в 11 классе по биологии

Семинар по теме «Этапы эволюция человека»

Цель : формирование материалистического представления о происхождении человека

Задачи:

образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза;

развивающая: формирование умений самостоятельной работы с литерату-рой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом;

воспитательная: показать несостоятельность теории расизма

Тип урока : семинар- практикум

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Оборудование : компьютер с проектором, презентация, видеофрагмент, таблицы, схемы, тест.

План

1 Организационный момент 1 мин.

2 Обсуждение особенностей антропогенеза 30 мин.

3. Подведение итога 2 мин.

4. Самостоятельная работа. 3-4 мин.

5. Выводы 1 мин.

6. Рефлексия 2 мин.

7. Самоанализ. Выставление оценок 2-3 мин.

8. Видеофрагмент 2 мин.

Ход урока

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Фирдоуси

1. /На фоне видеофрагмента без звука/

Учитель: Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле - происхождение человека. В наши дни этот раздел учения об эволюции стал одним из быстроразвивающихся; каждое десятилетие приносит сенсацион-ные открытия, заставляющие существенно дополнять, а порой и пересматри-вать сложившиеся представления. Задача сегодняшнего урока расширить знания об антропогенезе, его современном этапе.

2. Ученик: Еще в античное время человек признавался «родственником» жи-вотных (Анаксимен, Аристотель). В первой половине 18в. К. Линней отвел ему место в отряде приматов класса млекопитающих и дал видовое назва- ние Гомо сапиенс (человек разумный) /Стенд К. Линнея / В конце 18 в. на эту тему писали Дидро, Кант, Лаплас, а в начале 19 в. гипотезу естественного происхождения человека выдвинул Ж.Б. Ламарк /Портрет /в своем труде «Философия зоологии» Исходным предком человека считал четверорукое высокоразвитое существо, которое с деревьев спустилось на землю и посте- пенно превратилось в двурукое, способное к прямохождению, но антропоген-ная гипотеза Ламарка не имела успеха, как и его эволюционная концепция в целом. Фундаментальный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в специальном труде 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин впервые попытался научно объяснить и движущие силы ан-тропогенеза. /Стенд / В последующее время накопилось много данных, дока-зывающих родство человека и антропоидов не только по морфологическим, но и по другим признакам:

Установлено большое сходство в строении голосового аппарата (гортани) учеловека и шимпанзе;

У орангутана значительно увеличены размеры 41-го поля коры головного мозга, и именно этот отдел мозга у человека сложно дифференцирован в связи с развитой речью только у высших обезьян и человека имеется червеобразный отросток слепой кишки;

У антропоидных обезьян установлены те же 4 группы крови;

Половое созревание наступает сравнительно поздно;

Срок беременности у гориллы близок к 9 месяцам;

Порядок прорезания зубов у высших обезьян сходен с таковым у человека;

Высоко развиты у антропоидов формы заботы о потомстве, длителен период детства;

Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%

Учитель: Как же шла эволюция человека?

Ученик: Выделяют основные этапы антропогенеза:

Дриопитеки – общие предки антропоморфных обезьян и гоминид. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное происхождение. Спо-собность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровид-ному суставу плечевой кости могла возникнуть только у древесной формы. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древе-сных млекопитающих. Для них характерны древесный образ жизни, манипулирование предметами и стадность.

Древнейшие австралопитековые сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Анатомическое строение таза и ног свидетельствовало о его вертикальном положении. Он использовал палки, камни, крупные кости антилоп в качестве орудий. Общественный образ жизни позволял им устоять

против хищников и самим нападать на других животных. Именно у них, как считает антрополог Рогинский, начался процесс потери шерстяного покрова. От перегрева человек защищается интенсивным потоотделением. Приспособление это было очень эффектным, но лишало организм ионов натрия, нехватка которого стимулировала хищничество или заставляла искать источники поваренной соли.

Человек умелый – в 1962 г. в Танзании, центральной Африки нашли остатки австралопитека, объем мозга которого составлял более 600 см (совр. ок 2000см), но более чем у примитивных форм, а главное – он изготовлял орудия. Этот наш предок был назвал человек умелый. (галечная культура)

Ученые утверждают, что именно на этой стадии антропогенеза зарождается речь, т.к. совместная охота требовала общения, одними жестами не обойтись.

Человек прямоходящий от своих предшественников отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Рука их более развита, а стопа приобрела небольшой свод, позвоночник получил некоторые изгибы, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Объем мозга – 800-1200 см Формирование речи, наиболее развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Коллективная охота требовала не только общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, т.к. опиралась на разделением труда ме-жду мужчинами – охотниками и женщинами – собирателями пищи и храни-телями огня.

Неандерталец – объем мозга – 1200-1400 см. Высокая культура изготовле- ния орудий. Совершенствование речи и племенных отношений. Сильные, выносливые, они первые, приспособившиеся к жизни в суровом климате. У них появляются обряды, забота о потомстве, передаче опыта. Использовали огонь для приготовления пищи – жарили мясо, шили из одежду шкур, кото-рые очищались от жира, сушились над огнем, чтобы придать им мягкость и гибкость. Это говорит о развитости мышления.

Кроманьонец – тип современного человека. Жил в пещерах или хижинах в самом конце ледниковой эпохи. Они научились делать множество орудий, использовали метательные устройства, ловили рыбу при помощи гарпунов. Вероятно, они были первыми, кто научился делать иглы и шить. Они делали ожерелья из камешков, ракушек… Во Франции и Испании обнаружены на-скальные рисунки, которым более 30 тыс. лет. Рисунки заклинания, предска-зания, победы над хищником, а сегодня – нам привет от них.

Учитель: Какие основные моменты можно отметить в формировании человека разумного?

Ученик: Становление человека разумного отмечено 2-мя важными момен-тами:

С одной стороны - завершается формирование морфологического типа

С другой – биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась соци-альным развитием

С эволюционной точки зрения возникновение человека – это крупнейший ароморфоз, не имевший себе равного во всей истории жизни на Земле. Об-щей закономерностью был все ускоряющийся темп антропогенеза. Филоге-нетическое развитие гоминид представляет собой яркий пример «мозаичной эволюции», характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем органов. Прогрессивной эволюции мозга предшествовало прямохож-дение и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечно стей. Характерная черта антропогенеза – однонаправленность эволюцион-ных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде, совершенствованием коллективного образа жизни.

Учитель: Что же двигало этим? Какие точки зрения по этому поводу вы знаете?

Ученик: Уникальность процесса становления биосоциальной природы чело-века определялась своеобразным действием движущих сил антропогенеза.

По вопросу соотношения биологических и социальных факторов антропоге-неза существуют разные мнения. Одни считают, что движущая сила антро-погенеза заключалась в единстве действия биологических и социальных фак-торов. Другие придерживаются мнения, что это факты, которые действовали параллельно, но в итоге привели к одному результату. Кроме того, имеются принципиальные разногласия по вопросу о том, какие факторы играли веду-щую роль в эволюции предков человека. В зарубежной литературе – это ис-ключительно БЗС и отбор. Фальсификация взглядов Ч. Дарвина на БЗС как причину антропогенеза явилась источником реакционного направления в буржуазной социологии – социал-дарвинизма.

Английский философ эволюционист Г. Спенсер в 1852 г. выдвинул форму-лу «выживание наиболее приспособленных» в качестве закона обществен-ного развития, поэтому призывал к элиминации потерпевших в борьбе за существование – это бедных и больных.

Граф де Гобино утверждал, что высшей расой среди всех человеческих рас является арийская раса, а сторонники расовой гигиены считали, что интел-лект и моральные качества определяются исключительно его наследственны- ми задатками, поэтому социальное положение обусловлено чисто генетичес-кими факторами.

Ф. Гальтон предлагал путем подбора пар разводить колониальные народы, а для европейцев создавать благородную элиту. Расисты превратили Африку, по словам К. Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих» и обещали неграм рай на небе вместо ада на земле.

Большинство современных исследователей считают, что ближе к истине представление не только о единой биосоциальной природе движущих сил ан тропогенеза, но и их качественном изменении в процессе эволюции от древ-нейших гоминид до современного человека. На ранних этапах эволюции че-ловечества шел отбор индивидов, более способных к изготовлению прими- тивных орудий, с помощью которых они могли добывать себе пищу и защи-щаться от врагов. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд – первое основное условие всей челове- ческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». На стадии австралопитеков определяющую роль играл отбор на основе индивидуальной избирательной элиминации. По-степенно объектом отбора становилось характерное свойство как стадность и связанные с ней относительно развитые формы отношения. Выживали те, кто сообща мог противостоять неблагоприятным факторам среды. Индиви-дуальный отбор способствовал формированию прямохождения, кисти руки, мозга, а групповой отбор совершенствовал социальную организацию. Сов-местные действия получили названия биосоциального отбора. На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы, а затем расширились до тенденции к выживанию лучше организованных посе-лений или племен. Все уровни биосоциального отбора были взаимосвязаны. Скорость и размах формообразования в эволюции гоминид были возможны на основе широкой генетической изменчивости. Темп же мутационной из-менчивости, характерный для всех организмов (в среднем 1 х 10 в степени -5 мутационных изменений на ген в поколение), не мог обеспечить достаточно материала для отбора при создании человека. Следовательно, для процесса антропогенеза необходимы были другие, дополнительные источники изменчивости.

Учитель: И что же это может быть? Есть мнения?

Ученик: Д.К. Беляев утверждает, что увеличение массы и усложнение мозга в входе эволюции гоминид не ограничивалась совершенствованием нервных механизмов, а сочеталась с эндокринной. На примерах показывает, что в ус-ловиях одомашнивания наблюдается резкая дестабилизация многих функций организма, обусловленная и привыканием к человеку. Одна из важнейших особенностей эволюции человека заключалась в том, что в результате стрес совых реакций при общении предков человека друг с другом изменялась вся система нейроэндокринных регуляций, что в свою очередь вызвало широкий размах изменчивости по самым разным признакам. Этот источник генетичес кой изменчивости играл существенную роль в прогрессивной эволюции го-минид. Ученые давно предполагали, что в прогрессивных эволюционных преобразованиях (в происхождении человека) важны не столько изменения самих генов, сколько изменение их активности. Даже небольшое изменение нуклеотидной последовательности одного – единственного гена-регулятора может привести к драматическим изменениям активности многих других генов, а это, в свою очередь, может вызвать радикальные перемены в стро-ении организма. Ученые выявили 110 генов, активность которых различается у человека и шимпанзе (55 активнее у людей и 55 – у наших ближайших родственников) Выявлено49 генов, активность которых изменилась именно в человеческой линии (30 генов увеличили активность, 19 понизили). Инте-ресно, что у шимпанзе транскрипционных факторов оказалось всего 9%, причем у половины из них активность повысилась, а у половины - понизи-лась. Между прочим, исследования на мушках дрозофилах тоже не показали сильных изменений в активности транскрипционных факторов. Похоже, уси-ленная экспрессия многих регуляторных генов- специфическая особенность эволюции именно человеческой линии. Смысл данного явления пока не вполне ясен.

Учитель: Сенкевич однажды в передаче сказал, что природа никогда не пере станет нас удивлять, т.к. постоянно открывается что-то новое, неизвестное не похожее на предыдущее или просто измененное. А что можно сказать о человеке как составной части природы и общества?

Ученик : Человек – неотъемлемая часть природы во все времена. Меняется ли его облик, можно ли ждать таких изменений в будущем? Рассмотрим, как действуют эволюционные факторы в сегодняшнем обществе. Во-первых, все меньшее значение имеет изоляция, во- вторых, резко ослабляется значение случайных изменений численности в человеческом обществе. 12-14 веках во время эпидемии чумы население могло сокращаться в течение 1-2-х лет в несколько раз, то в настоящее время, благодаря развитию медицины, таких колебаний численности не наблюдается. Таким образом, значение волн чис-ленности как эволюционного фактора тоже падает. Сложнее с мутационным процессом и естественным отбором. В Англии в 1922 г. только 22% случаев слепоты были наследственны, а в 1952 г. уже 68% слепоты имело наследст-венную основу. В популяциях накапливается все больше неблагоприятных мутаций: сейчас выживает много людей, которые раньше наверняка бы не выжили. Популяция все более насыщается мутациями еще и потому, что по-высился уровень радиоактивного излучения, то же происходит при засоре-нии биосферы химическими веществами, которые вызывают мутации. В развитом обществе социальные закономерности действуют сильнее, чем отбор. Именно социальные – общественные закономерности определяют успех того или иного человека.

Учитель: Да, ведущую роль на современном этапе стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого человека подчинена биологи-ческим закономерностям. Сохраняет все свое значение и мутационный про-цесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере дейст-вует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выра-женные отклонения от средней нормы. В процессе социальной эволюции человечества создаются более благоприятные возможности для раскрытия индивидуально- сти каждого человека, его личных качеств. Общественный характер труда по-зволил выделить человека из природы, создать для себя искусственную среду обитания. Каждый из нас обладает неповторимым, уникальным, м.б. самым лучшим, неповторимым.

3. Подведение итога

Учитель: итак, мы рассмотрели особенности эволюции человека. Что основное вы усвоили из информации?

Ученик: 1.Эволюция человека – чрезвычайно сложный, длительный процесс: от животного к человеку разумному. На этом пути постепенно теряли свое значение факторы биологические на смену им приходили факторы социальные;

2.В эволюции человека необходимо выделить 2 узловых пункта, 2 момента. Первый и наиболее важный из них – начало изготовления орудий, переход от стадии животных предшественников человека к стадии древнейших форм, формирующих людей.

3.Возникновение человека и его дальнейшая эволюция проходили путем разрешения острых противоречий. Через весь период его становления проходило разрешение важнейшего противоречия между морфологической структурой и его деятельностью. Оно снималось в основном в процессе отбора и… завершилось в итоге происхождения существа, достигшего такого уровня строения, который делал возможным безграничное расширение его деятельности без каких либо перестроек его морфологической структуры.

4. Самостоятельная работа. Тест. Происхождение человека.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение:

Человек относится к ласу млекопитающих

Копчиковая кость в скелете человека – атавизм

Аппендикс у человека – рудимент

Густой волосяной покров у человека – атавизм

5.Человек и человекообразные обезьяны – близкородственные организмы. 6.Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам

7.В процессе становления человека различают три стадии

8.Движущими силами антропогенеза являются только социальные факторы

Вместо точек подберите соответствующие слова:

Теория о происхождении человека -….

Человек разумный относится к отряду …

3. Все люди, населяющие нашу планету относятся к виду….

Единичное появление у человека признаков предка -…

Речь, мышление, труд относятся к факторам..

Наследственная изменчивость, БЗС относятся к факторам ….

Род человека произошел от …..Исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных признаков …

Первые доказательства животного происхождения человека представил …

Работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» написал …

Первые орудия труда умели изготовлять …

Первые очаги и жилища строили …

Подбородочный выступ развит у …

Человечество образует три большие расы …

5. Выводы. Учитель: Какие можно сделать выводы в заключении урока?

Ученик: О становлении человека разумного можно сделать вывод словами Дальневосточного поэта С. Щипачева:

Природа! Человек – твое творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачев

Ученик: А словами Р. Рождественского можно сделать вывод о единстве рас:

Для всех угнетенных,

Трудом обожженных

Разница в цвете кожи –

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых –

Красная кровь течет!

Р. Рождественский

6. Рефлексия: Стимулирование учащихся к осмыслению проделанной работы

Рефлексивный алгоритм:

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой…)

Достиг ли цел учения?

Какие затруднения возникли?

7. Анализ работы (учащимися) Выставление оценок

Всем спасибо за работу.

Видеофрагмент, доказывающий единство происхождения всех рас (2 мин.)

Используемая литература:

Яблоков А.В. Мир эволюции. М.: Дет. Лит.,1985

Белов А.В., Прохоров А.И. Мир вокруг нас. М.: Из-во политической литературы, 1976

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. М.: Просвещение, 1991

Учитель биологии: Беркетова С.С.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект- исследование. Тема «Эволюция жилища: от прошлого до настоящего». Выполнила: ученица 9 класса Павлова Ирина

2 слайд

Описание слайда:

1 знать исторические и археологические данные об истории возникновения первых жилищ человека. 2 сделать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека. 3 уметь различать виды жилищных построек. Цели Задачи. 1 Подобрать и изучить литературу по данной теме 2 Изучить историю возникновения жилища 3 Проследить историю развития жилища до нашего времени

3 слайд

Описание слайда:

Этапы работы над проектом 1 Подготовительный этап: - Планирование проекта - Составление плана проекта - Обсуждение источников информации 3 Заключительный этап: Представление результатов. - Отчёт о проделанной работе - Защита проектов - Подведение итогов 2 Основной этап. Организационно-исследовательский. Поиск материала по теме - сбор и систематизация материала в соответствии с целями работы. Организационно -консультационные занятия. - Обработка материалов к проекту - Подготовка к презентации по проделанной работе

4 слайд

Описание слайда:

Проблемный вопрос Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека? Учебные вопросы. 1.Что такое жилище? 2. Из чего строятся дома в разных частях света? 3 Как климат определяет архитектуру строения? 4.Влияют ли образ жизни и традиции разных народов на форму, содержание внешний вид жилого помещения?

5 слайд

Описание слайда:

Жилище… Каждая эпоха предъявляет к нему свои требования, им никогда не перестаёт интересоваться человек. Неизменен интерес науки к жилищу прошлого, так как многое из того, что характерно для него, что создавалось веками народной мудростью, не теряет смысла и в наши дни. Проходили времена и люди научились строить более надёжные жилища, приспосабливая их к местным климатическим условиям. До нашего времени многие из них, почти не видоизменяясь, по-прежнему служат человеку верой и правдой. Интересен тот факт, что в стародавние времена человек был ближе к природе, как бы «чувствовал» её, поэтому свои жилища он сооружал с учётом всех возможных стихийных бедствий Актуальность темы

6 слайд

Описание слайда:

Причинами создания жилища стали: -удержание и сохранения тепла, особенно в период похолодания, связанного с обледенением Северного полушария, -хранение собранных припасов, -создание семейных отношений

7 слайд

Описание слайда:

Люди используют жилище со времен первобытнообщинного строя. Изменения климата, похолодания, вынуждали людей всё активнее заниматься строительством жилищ. Первоначально это были различные пещеры, гроты, землянки, шалаши и пр. Вид жилища, которые человек строил в древности, зависел почти полностью от климата, в котором человек жил. А также от доступности строительных материалов, которыми он обладал. Рабочим материалом служили деревья, а также кости животных. В пещерах первобытный человек искал убежища от непогоды и хищных зверей. Об этом говорят раскопки: в пещерах нашли золу древних костров, об этом поведали и стены пещер, которые расписаны первыми в истории художниками ЖИЛИЩА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

8 слайд

Описание слайда:

Жилища раннего каменного века, которыми первобытные люди могли бы гордиться и называть домами, построенные из костей мамонтов, найдены в Межиричах - на равнинах нынешней Украины. В 1965 г. один сельский житель, копая яму для погреба под полом своего дома обнаружил целое поселение 15-тысячелетней давности. Археологи нашли здесь четыре хорошо сохранившихся жилища из бивней костей мамонтов. Внутри каждого располагался очаг, кухонные приспособления. На самое большое древнее жилище, найденное в Межиричах, пошли кости примерно ста мамонтов.

9 слайд

Описание слайда:

Ещё одно древнее сооружения под холмами учёные относят к эпохе позднего неолита. В 1850 году свирепая буря сорвала верхний слой земли с одного такого холма. Изумлённые местные жители увидели скрытое в холме жилище. Каменная кладка стен, миниатюрные кровати, низкие потолки, дверные проёмы. Всё было сделано для людей ростом не выше метра. Согласно легендам, маленькие существа были как могущественны, так и опасны. Они зачаровывали людей, завлекали в свои подземные жилища, а когда люди возвращались домой, оказывалось, что прошло несколько лет. Жилище на берегу Скара Брэ

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

ИГЛУ зимнее жилище эскимосов (Гренландия, Аляска, Арктика, Канада. На севере у эскимосов Аляски всегда не хватало стройматериалов, зато был много снега. И потому живущие в крайних широтах народы придумали особый куполообразный дом, собранный из снежных или ледяных блоков. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3 - 4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Все блоки устанавливались по особым принципам, снаружи, чтобы сделать его крепче, дом могли поливать водой. Иглу полностью состоит из снега. Даже вместо стёкол в отверстия-окна вставлены льдинки. Мебель(лежанки для сна) тоже сделана из снежных глыб. Национальные виды жилища

12 слайд

Описание слайда:

шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра (народы Крайнего Севера – чукчи, эвенки, коряки) В современных ярангах оленеводов имеется несколько жилых помещений, кухня, прихожая, центральная комната с открытым очагом посередине. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера следует потратить около 50 шкур. ЯРАНГА

13 слайд

Описание слайда:

конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами (народы Севера, Сибири, финно – угорские, тюркские и монгольские племена) .Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывали шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища. Летом-вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом-грубой тканью. В центру чума находился очаг, по обе стороны от входа- места для спанья: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху-оленьи шкуры. ЧУМ Национальные виды жилища

14 слайд

Описание слайда:

переносное каркасное жилище с войлочным покрытием (народы степей Средней Азии и Монголии) Вместе с жителями, пасущими стада, юрты без особых усилий перемещаются от одного пастбища к другому. Собрать или разобрать такое жилище семья может примерно за пару часов: сначала сооружали каркас из жердей, который потом покрывали специальными циновками- и дом готов! В центре потолка оставлялось небольшое отверстие для тяги. В ней кочевники находят защиту от летнего зноя, суховеев, дождей и зимних морозов. ЮРТА Национальные виды жилища

15 слайд

Описание слайда:

Жители жарких стран селятся в домах на сваях. Легкие жилища из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стоят так высоко над водой, что им не страшны наводнения и хищники. В наши дни подобные дома являются редкостью. Они сохранились в Центральной Африке, на Новой Гвинеи, в Индонезии.

16 слайд

Описание слайда:

Хата-мазанка В строительстве мазанки использовались местные строительные материалы, такие как глина, солома, камыш, дерево. Стены традиционной мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название).

17 слайд

Описание слайда:

РУССКАЯ ИЗБА Избы строились чаще всего из бревен деревьев хвойных пород – сосны и ели. Избы были четырехстенные и пятистенные. Планировка избы долгое время оставалась неизменной: по одну сторону сени по другую клеть. В давние времена избу топили по черному: дым выходил через дверь или специальное окошко над ней. Сбоку от печи настилали полати. К теплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть не выходя во двор. Такая особенность жилища обусловлена холодными зимами

18 слайд

Описание слайда:

Жилище для человека должно отвечать нескольким требованиям: должно быть удобным, защищать от непогоды, экологичным и экономичным. Попробуем оценить с этих точек зрения разные виды жилья человека. Сведения собраны в результате опроса учащихся и выведен средний балл. Защищённость Экологичность Удобства пещера 2,3 3,3 1,2 чум 2,2 3,2 2,3 иглу 2,4 3,5 1,9 Русская изба 4,1 3,9 4,1 небоскрёб 4,4 3,1 4,7

19 слайд

Описание слайда:

Дома бывают разные, и строят их из разных материалов, и форма тоже может быть разная. В наше время архитекторы создают различные интересные конструкции домов. Например такие: Все, кто приезжают на отдых в Кабардинку или в Геленджик, стараются посетить этот перевернутый дом, ведь не каждый день такое увидишь! ДОМ ВВЕРХ ДНОМ

20 слайд

Описание слайда:

ДОМ -КАКТУС В Роттердаме (Голландия) построили роскошный белоснежный 19-этажный необычный дом-кактус, который состоит из пластин-лепестков, расположенных друг на друге. Такой цвет архитекторы выбрали для меньшего нагрева здания по жаркой погоды Свое название он получил благодаря сходству с колючим растением за счет планировки открытых терасс-балконов для садоводства. ДОМ -КОРЗИНА Дом-корзина в американском штате Огайо – самый большой памятник плетеной корзине из всех, когда-либо создававшихся. Это сооружение высотой с семиэтажный дом представляет собой великолепное зрелище.

21 слайд

Описание слайда:

ДОМ НА СКАЛЕ (МАЛАЙЗИЯ) Добраться до этого дома можно лишь с соседней скалы, где специально для этого построена канатная дорога. Во Франции в местечке Le Pian Medoc, находится необычный дом. Он построен на высоте и вокруг дерева, которое является его центром!

22 слайд

Описание слайда:

О доме сложено много поговорок и пословиц Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна пирога. Не выноси сор из избы. Где ты родился, там и пригодился. Дом дело найдёт. Дом хорош, да хозяин не гож Дома и стены помогают. Не дом человека красит, а хозяин-дом. Человеку необходим дом, крыша над головой, тепло, уют, но, на мой взгляд самое главное, и это мы увидели и услышали в русских пословицах и поговорках, чтобы в доме, семье, которая живёт в этом доме, сложились дружные, доброжелательные отношения, была любовь, взаимопонимание, забота о ближнем.


Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Это – глава из стенгазеты, выпущенной благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном». Нажмите на миниатюру газеты ниже и читайте остальные статьи по интересующей вас тематике. Спасибо!

Стенгазета «Жилища народов мира» – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги». Все стенгазеты, изданные нашим благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном», ждут вас на сайте сайт. Есть также группа вконтакте и ветка на сайте Питерских родителей Литтван , где мы обсуждаем выход новых газет. Любой желающий может бесплатно получать наши газеты в местах раздачи в Петербурге .

Как всё начиналось

Category: Без рубрики Tags:

По гипотезе, выдвинутой американским археологом Джоном Кларком, появление долговременных стоянок и жилищ связано с удлинением продолжительности детства. Пока происходит обучение подрастающего поколения, подвижность группы гоминид ограничена. «Молодой шимпанзе достигает самостоятельности между семью и восемью годами, и передача более сложных навыков, которыми владели ранние гоминиды, должна была потребовать ещё более длительного времени», - писал Кларк.
Жилище обеспечивает бóльшую безопасность для потомства. Это очень важно для человекообразных, у которых редко рождается более одного отпрыска. А особенно критичной проблема хищников становится при жизни не на дереве, а на земле. Заботу о ребёнке лучше осуществлять в относительно безопасном месте, где один из родителей присматривает за потомством, пока другой добывает еду. Правда, даёт ли защиту какой-то «ветровой заслон»? Сомнительно… Хищник легко найдёт людей, спрятавшихся за хлипкой загородкой, по запаху.
Другая гипотеза, развиваемая советским археологом В.Я.Сергиным, предполагала, что долговременные жилища возникли в местах разделки и поедания крупной охотничьей добычи. Конечно, мелкая добыча поедается буквально на ходу. Но когда удалось добыть слона - за один присест его не съешь и не утащишь. К месту добычи (будь то убитое умелым охотником или умершее своей смертью животное) приглашается всё сообщество - так делают, например, современные пигмеи в Центральной Африке. Мясо не должно пропасть, его нужно употребить в пищу целиком, попутно отгоняя подступающих со всех сторон падальщиков. Семейство древних гоминид располагалось лагерем вокруг добычи и закатывало пир на несколько дней; сюда притаскивали орудия и сырьё для их приготовления; сооружался очаг… Впрочем, нет, очагов в то время ещё не было. А вокруг, может быть, выставлялся некий заслон из веток, прижатых камнями - защита то ли от ветра, то ли от любопытных.
Понятно, что выше представлена некая очень умозрительная картина. Что давало людям первое подобие жилища? Защиту от ветра? От солнца? От хищников? От посторонних глаз? От потусторонних сил? От дождя? От холода?… Эстетическое чувство «уюта»? Всё вместе?
Как бы то ни было, современные охотники-собиратели, останавливаясь на привал - даже на одну ночь - часто сооружают себе простейшие укрытия.
Для начала было бы неплохо выяснить, когда они появляются - первые жилища. Но легко сказать! Как пишет американский антрополог Джерри Мур, «В идеале, каждая стоянка должна быть чем-то вроде покрытых пеплом руин древних Помпей: момент, замороженный во времени». Но, увы - Помпеи палеолита нам неизвестны. А древнейшие жилища были, очевидно, недолговечными. Оседлая жизнь - не для древних охотников. Если верна аналогия с современными охотничьими группами, их убежища представляли собой не более чем загородки из веток и, возможно, шкур, в лучшем случае придавленных камнями. Через несколько дней люди снимались с места и бросали остатки жилищ, которые разваливались, гнили и, скорее всего, бесследно исчезали. Оставался лишь набросанный людьми мусор - объедки, кости, сломанные орудия; возможно, углубления на местах, где в землю были вкопаны опоры. Если в результате счастливой случайности всё это быстро погребалось под толщей осадков - получался некий «отпечаток» жилища, контуры которого в принципе можно выявить по распределению культурных остатков.
Однако такой отпечаток ещё нужно суметь прочитать. Изыскания в этом направлении стали возможны только после появления достаточно совершенной методики раскопок - такой, при которой вскрывается существенная часть площади древней стоянки, расчищается древний «пол», на котором жили люди. Любые значительные находки - кости, орудия и т.п. - фиксируются на местах и наносятся на план; затем анализируется весь древний «жилой комплекс». Теперь по тому, как расположены скопления артефактов, можно попытаться понять: где разделывали добычу, где изготовляли орудия, куда бросали кости, и где располагались жилища - если только они здесь, в самом деле, были.
Именно в результате использования такой техники и удалось обнаружить жилые сооружения каменного века. Разумеется, древнейшие из них - самые спорные.

Ранние люди

Category: Без рубрики Tags:

Итак, древнейшая находка такого рода сделана британским антропологом Мэри Лики в 1962 году. На одной из стоянок Олдувайского ущелья (подарившего миру Homo habilis – Человека умелого), возрастом около 1,8 миллиона лет, найдено множество каменных орудий и останки животных – древних жирафов, слонов, зебр, носорогов, черепах, крокодилов… Так вот, на одном из участков этой стоянки команда Лики обнаружила ряд камней, расположенных (выложенных?) в форме круга. Как писала Мэри Лики, эта кольцевая выкладка - «древнейшая структура, сделанная человеком. Она состоит из отдельных лавовых блоков и составляет от трёх с половиной до четырёх метров в диаметре. Поразительно сходство с грубыми каменными кругами, сооружаемыми для временного убежища современными кочевыми народами». Итак, Мэри Лики сочла, что нашла древнейший дом на Земле. Камни, по её мнению, служили для укрепления жердей или веток, воткнутых в землю и образующих нечто вроде ветрового заслона или простейшего шалаша.
В другом олдувайском местонахождении, знаменитом находкой черепа парантропа Бойса, выявлено овальное скопление раздробленных костей и мелких каменных обломков. Оно окружено относительно свободным от находок пространством, снаружи которого также находятся фрагменты костей и орудия. Мэри Лики предположила, что и на этом месте когда-то находился ветровой заслон, окружавший центральную часть стоянки.
Позже подобные находки сделаны и за пределами Олдувая.
Достаточно ли этих свидетельств, чтобы утверждать, что уже полтора миллиона лет назад наши предки могли строить себе простейшие жилища? Увы, не все специалисты согласились с такой интерпретацией. И, чем древнее стоянка, тем с меньшим наборов фактов приходится работать археологам.