Великая история. Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери

В прошедшие выходные 18 и 19 августа я вместе с друзьями, большой компанией в 11 человек, съездил в Ярославскую область в интересную и познавательную поездку по окрестностям Ростова Великого.
За неполные два дня мы осмотрели старинное село Великое, основанное еще в XIII веке и известное прежде всего благодаря ансамблю Великосельского кремля; прогулялись по бескрайним лугам от с. Великое до пос. Семибратово мимо огромных прудов и исчезнувших деревень, где лишь развалины старинных храмов напоминают о том, что когда-то здесь жили люди; прошлись по окрестностям с. Татищев Погост, где сохранились полуразрушенные храмы со старинными росписями.


Раннее субботнее утро 18 августа. Еще лишь недавно наступило семь утра, а мы уже собрались в Ярославском экспрессе, чтобы уже через несколько минут отправиться из Москвы в Ростов Великий, где нас ждет интересная программа на предстоящие выходные.
Нас в этот раз много - одиннадцать человек - я, tehi4ka , marisha_amber , putik75 , nadushenka , jenyay , maydyk , Оля, Света, Никита, Виктор. Вообще-то нас могло быть и больше, но мне пришлось в какой-то момент всё-таки ограничить набор желающих.
До Ростова ехать чуть больше 200 км или около трех часов, но это время пролетело достаточно быстро за обсуждением наших дальнейших планов. Так, что уже вскоре мы вышли на станции Ростов, где особо не задерживаясь, купили билеты на ближайший автобус в с. Великое, который отправлялся чуть меньше, чем через 15 минут.

Великое - одно из древнейших сел в Ярославской области. Оно расположено посредине между Ярославлем и Ростовым, несколько в стороне от Ярославской трассы. Но так было не всегда. В прошлом вплоть до начала XVIII столетия ярославский тракт проходил через село, и на протяжении многих веков село было расположено на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой Ярославль, Ростов, Москву и Суздаль.

Первые упоминания о селе относятся еще к XIII веку, но есть все основания предполагать, что поселение в этом месте могло существовать и раньше. Нет и единого ответа на вопрос о происхождении названия - в то время, как одни предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с Великим Новгородом, другие же, основываясь на том, что слово "великий" в древнерусском языке означало "большой", предполагают, что название села происходит из того, что оно было больше ближних сел и деревень.

Но обратимся к истории. В самом начале XVIII века бывшее дворцовое село Великое было пожаловано Петром I своему сподвижнику, герою Полтавской битвы, князю А. И. Репнину в личное имение. И уже в 1712 году по велению Репнина в селе был воздвигнут храм Рождества Богородицы - памятник победе в Полтавской битве. Именно этот храм и положил начало будущему ансамблю Великосельского кремля.

Время шло и уже в 1741 году П. И. Репнин (внук А. И. Репнина) основал в селе вторую церковь - храм Покрова Богородицы. А уже в 1758 году между храмами была воздвигнута семиярусная 75-метровая Соборная колокольня. В дальнейшем храмовый ансамбль (Великосельский кремль) был обнесен каменной оградой с четырьмя часовнями-башнями и торговыми рядами.

Время шло и в 1759 году часть села покупает известный промышленник Савва Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры и многочисленных уральских рудников. А уже через тридцать три года в 1792 году Яковлевы становятся полноценными хозяевами села и открывают здесь полотняную мануфактуру. К этому времени село постепенно становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров.

XIX век стал временам расцвета села. По данным за 1859 год село имело 620 дворов с 3849 жителями и являлось самым большим в губернии торговым и фабричным селом. При этом большинство жителей занимались кустарными промыслами, торговлей, и лишь около 10% - земледелием. В это же время значительно изменился внешний облик села. Вокруг главного водоема - Черного пруда – встали пять центральных посадов, четыре запрудных и три слободы. Напротив кремля были выстроены торговые ряды, волостное правление, трехэтажная гостиница, богадельня, весовая, склады. Центральная часть села, соборная площадь были вымощены булыжником, имели тротуары и переходы.

Но хватит про историю, пора рассказать и про нашу прогулку.

А начали же мы осмотр села с ансамбля Великосельского кремля. Именно рядом с ним мы и оказались, когда приехали на автобусе в пол двенадцатого утра.


Ансамбль Великосельского кремля. Вид с площади.


Храм Рождества Богородицы (1712).


Храм Покрова Богородицы (1741).


Соборная колокольня.


И еще один вид на Великосельский кремль из-за деревьев.

Осмотрев ансамбль кремля, мы продолжили нашу прогулку по селу.


Памятник погибшим в Великой Отечественной Войне в центре села.


На улицах села.

Недалеко от центра на Ярославской улице располагается очень интересный особняк, дом фабриканта А. А Локалова, построенный в 1890 году архитектором Ф. О. Шехтелем в псевдорусском стиле. Очень интересен интерьер особняка - в нём сохранилась уникальная комната-грот с зимним садом. Но попасть внутрь можно лишь с экскурсией (в здании сейчас располагается детский дом), поэтому нам осталось лишь довольствоваться фотографированием снаружи.


Особняк А. А. Локалова.

Осмотрев особняк, мы возвратились обратно на центральную площадь и, обойдя Черный пруд, вышли на дорогу, ведущую в пос. Плещеево. Но, прежде чем покинуть село, мы еще вышли по тропинке на противоположный берег пруда, чтобы оттуда сфотографировать последний вид на Великосельский кремль.


Великосельский кремль. Вид с берега Черного пруда.

Закончив же небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь - сначала по улице сквозь село, а потом, когда село закончилось, по узкой асфальтовой дороге, идущей сквозь поля, то спускаясь, то поднимаясь на очередной холм,.


Село Великое остается позади.


На окраине села.


Вид вперед.


Окрестные поля.

Вскоре и село Великое скрывается за горизонтом, а впереди уже появляется пос. Плещеево - сначала взору открываются развалины фермы слева от дороги, а несколько погодя и поселок. Сам поселок достаточно большой - есть даже дом культуры, работающий время от времени, есть и местный автобус, ходящий несколько раз в день.



Дом культуры в пос. Плещеево.


Заросший пруд в пос. Плещеево.

Асфальт же, ведущий в поселок, вскоре за автобусной остановкой заканчивается. Вперед же идет дорога из бетонных плит, которая, проведя нас мимо развалин еще одной фермы, сменяется грейдером.


Полуразвалившаяся ферма около пос. Плещеево.

Но нам этот грейдер уже не по пути, и вскоре мы сворачиваем направо, на узкий проселок, идущий через дамбу пруда на р. Дубровка. Здесь же, в живописном месте на краю поля, недалеко от пруда, мы и устраиваем перекус. Желающие же в это время купаются в пруду.


Пруд на р. Дубровка.

Перекусив же и набравшись сил, мы продолжаем наш путь по узкому проселку, идущему сквозь бескрайние поля. Дорожка же эта, немного попетляв, выводит вскоре нас к еще одному очень красивому пруду. Где-то тут должна была быть деревня Заречье, но то ли она уже исчезла, то ли дома её были где-то в стороне, но мы её не увидели.

А раньше здесь было много деревень, было и село с каменной церковью 1817 года постройки, но сейчас лишь остатки плодовых деревьев рядом с дорогой, развалины храма, да старое кладбище напоминают о прошлом.


По дороге через бескрайние поля.


Пруд.


Окрестные виды.

Около пруда мы временно разделились - и пока девушки отправились купаться в пруду, я вместе с maydyk , jenyay , Никитой и Виктором отправились осматривать полуразрушенный храм, что уже виднелся в роще рядом с дорогой.

Когда я планировал эту поездку, то я не смог найти никакой информации об этом месте - ни фотографий, ни описаний. Лишь крестик в атласе Ярославской области, да что-то, напоминающее разрушенный храм, на спутниковом снимке, сподвигло меня обратить внимание на это урочище.

И лишь позавчера, изучая старую книгу "Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии" мне удалось найти хоть какую-то информацию об этом месте.

Храм этот был построен в 1817 году в селе Мирославка и имел в то время два прихода - Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы.


Полуразрушенный храм в ур. Мирославка (1817).

Пока мы осматривали храм, девушки уже успели искупаться, так что вскоре, еще раз уже вместе осмотрев храм, мы продолжили неспеша наш путь по дороге, уводящей нас на запад.

Вокруг были снова поля - где-то заросшие, а где-то уже и перепаханные. Если же приглядеться, то на северо-западе, за полями на горизонте виднелся уже другой храм - Церковь Илии Пророка в ур. Усово. И именно туда мы вскоре и направились, когда увидели дорогу, уходящую на север вдоль края поля.


По дороге из ур. Мирославка.


На горизонте уже виднеется храм в ур. Усово.


Окрестные виды.


По дороге в ур. Усово.


Посреди перепаханного поля вдали от деревень возвышается старинный пятиглавый храм Илии Пророка 1803 года постройки. Когда-то здесь было село Усово, а сейчас лишь одинокий храм напоминает о былом. Информации о храме очень мало - известно лишь, что раньше в нем было два придела - Святого Пророка Илии и Великомученика Дмитрия Солунского.


Храм Илии Пророка в ур. Усово (1803).


Окрестные виды.

Осмотрев храм и вдоволь нафотографировавшись, мы продолжаем наш путь в сторону пос. Семибратово, откуда нам еще предстоит уехать вечером в Ростов.

Приятная полевая дорожка, немного попетляв среди полей, вывела нас на окраину дер. Кандитово. Рядом с деревней сейчас располагается крупное хозяйство - около пруда за оградой множество гусей, в вольерах утки, где-то слышны овцы. Поле тоже относится к хозяйству, так что некоторое время слева от дороги тянется забор из колючей проволоки.


По дороге в дер. Кандитово.


В дер. Кандитово.


Гуси у пруда.


По дороге из дер. Кандитово.


Окрестные поля.

Дорога же, ведущая из дер. Кандитово, вскоре приводит нас к развилке - прямо уходит проселок в дер. Крутой Овраг и далее на Ярославское шоссе. Но нам туда не надо, так что мы сворачиваем налево, на грейдер, который через пару километров, перейдя через грузовую железнодорожную ветку Семибратово - Гаврилов Ям, выводит нас на дорогу, ведущую в сторону пос. Семибратово.

До автобусной остановки остается идти чуть больше часа - сначала по пустынному шоссе мимо железнодорожной ветки и многочисленных полей, а потом и вдоль Ярославского шоссе через пос. Семибратово. Вскоре же после прихода на остановку нас подбирает полупустой автобус Ярославль - Москва, который и довозит нас до Ростова, где нас ждет ночлег и ужин в кафе. А прогулка на этом заканчивается.

PS: Наш маршрут на карте можно увидеть здесь.

Страница 5 из 8

Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы .

Четверик ее увенчан пятиглавием. Интересно, что центральный купол находится не в центре, а смещен к востоку, к алтарю. Стены и перекрытия выполнены из кирпича местного производства. Раньше стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, часть из них сохранилась до наших дней. Сама по себе церковь, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляет. Но весь ансамбль в целом производит неотразимое впечатление.

К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы .

Я прочитала в интернете, что она причудливо сочетает в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Судить об этом трудно. Сейчас, лишенная пятиглавия и изуродованная, церковь Покрова Богородицы в то же время прекрасно участвует в создании этого очень интересного ансамбля. На гладкой стене церкви рельефно выделяются фигурные наличники окон.

Внутреннее убранство церкви Покрова Богородицы, к сожалению, не сохранилось.

Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Весь комплекс завершила каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами. В композиционном плане эти сооружения напоминают знаменитый храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле. Их величавость и монументальность позволяет жителям называть ансамбль Великосельским кремлем.

Великое находится в 40 км от населённого пункта, занимающего в списке крупнейших российских городов третье место, то есть от Ярославля. Когда-то давно через село пролегла дорога, ведущая в Ростов. В другом направлении отсюда можно добраться до Суздаля. Но не географическим положением интересно село Великое в Ярославской области. Достопримечательности, которые имеются здесь, привлекают тех, кому не безразлична история и культура страны.

Важнейшие события политические и общественные свершались в Москве. Село Великое Ярославской области от столицы отдаленно на расстоянии в 220 км. Но как ни странно, именно в этих местах происходили знаменательные исторические события. Здесь зарождались основы централизованного государства. В впервые воплотилась идея объединения княжеств.

Сражения в Великом

В конце четырнадцатого столетия там, где сегодня расположено несколько культурных и исторических памятников, совершались бои между русскими ратниками и татарами. В 1425 году началась Между потомками Дмитрия Донского в те времена возникла вражда за Великое княжество. Крупные сражения вели несговорчивые родственники на полпути между Ростовом и Ярославлем - там, где сегодня находится село с неоднозначным названием. Это событие относится к 30-м годам пятнадцатого столетия. А спустя полтора века на этих землях снова состоялось сражение, теперь уже между русскими князьями и польскими шляхтичами.

В начале XVII столетия в селе Великом Ярославской области останавливались ополченцы Минина и Пожарского. Они направлялись в сторону Москвы, опять же на борьбу с дерзкими поляками, захватившими столицу. Местные жители отнеслись к освободителям весьма уважительно: делились провиантом, а ночью помогали нести службу по охране дружинников. Немало крестьян примкнуло к отважным защитникам Отечества.

Строительство первых храмов

В XIX веке в Великом сделали привал ополченцы, направляющиеся на войну с французским императором. До и после 1812 года здесь нередко останавливались русские цари. Бывал здесь и Пётр I. Великому реформатор, видимо, придвинулись живописные места. Награждая подданных за участие в Полтавской битве, одному из своих сподвижников царь пожаловал Великое. В 1712 году здесь была воздвигнута церковь Рождества Богородицы, что и положила начало архитектурному облику села.

Великое в Ярославской области со временем стало довольно известным населенным пунктом. В середине XIX столетия стала на фабричном центром в губернии. Здесь, например, развивалась льняная промышленность. Продукция местных заводов в начале XX века известна была во всей стране. О том, какие промышленные предприятия действуют здесь сегодня, рассказано ниже. Сперва стоит перечислить достопримечательности села Великого Ярославской области. Фото храмов и прочих представлено в статье.

Великосельский кремль

Это главная достопримечательность. История кремля начинается в начале XVII века, тогда, когда была заложена вышеупомянутая церковь. Архитектурный памятник в Великом принято связывать со знаменательными событиями под Полтавой . Как уже было сказано, именно благодаря победе в сражениях один из приближённых Петра 1 стал владельцем земель под Ярославлем.

Главным объектом на территории кремля, конечно, является церковь Рождества Богородицы. Ее украшает несколько куполов с разнообразными фресками. В Ярославской области сохранилось немало архитектурных памятников, но тот, что находится здесь, выделяется на общем фоне торжественностью, величием. Не зря населенный пункт, на который когда-то обратил внимание Пётр Великий, получил столь запоминающееся название.

Помимо церкви, в архитектурный комплекс входят Святые Ворота, храм Покрова Богородицы, колокольня и различные хозяйственные постройки. Здесь также есть часовни и торговые ряды. Каждое здание украшают произведения ярославского зодчества: фронтоны, шпили, арки.

В тридцатые года кремль был частично разрушен. Сегодня территория украшена клумбами, но требуются серьезные реставрационные работы. Колокольню возвели в середине XVIII века. Высота ее составляет 75 метров. Это довольно необычное сооружение, имеющее квадратное основание. За церковью находится старое кладбище. Здесь присутствует захоронения, которые производились более трех столетий назад.

Музей картофельного бунта

Название этого учреждения уже говорит о том, что в его стенах представлена довольно необычная выставка. Картофель появился в России в первой половине XIX века. Крестьяне не желали заниматься выращиванием непривычного, тогда еще экзотического растения. Позже, как известно, они оценили его по заслугам. Картофель вошел прочно в русскую национальную кухню.

Посетители музея имеют возможность узнать малоизвестные факты из истории клубнеплоды. Кроме того, здесь действует интерактивная программа, что весьма популярно сегодня во всём мире. На первом этаже находится небольшое кафе, в меню которого представлено разнообразие блюд, приготовленных, конечно же, из картофеля.

Усадьба купца Локалова

Самая необычная постройка на территории села Великого возведена в конце XIX столетии. Она создана в неорусском стиле. Украшена элементами, присущими классическому русскому терему. Неожиданному сочетанию архитектурных стилей постройка обязана неиссякаемой фантазии Федора Шехтеля . По проектам архитектора было построено в XIX веке несколько зданий в Ярославской области. Усадьба имеет статус культурного наследия России, но находится в довольно запущенном состоянии. До начала Великой Отечественной войны здесь размещался музей. С сороковых годов - детский дом.

На территории усадьбы воспитанники возделывают приусадебный участок. Напротив каждого растения - табличка с названием и описанием. Здесь регулярно устраивают театрализованные и торжественные мероприятия. Среди воспитанников детского дома, расположенного более 60 лет в здании бывшей усадьбы, есть известные люди. Информация о них содержится на памятных досках, помещенных на стене здания. Стоит сказать, что в Великом совсем мало современных построек. Это один из старинных населенных пунктов, в которых время словно остановилось. Хотя есть здесь и мебельное предприятие.

Краеведческий музей

Великое когда-то было самым большим селом Ярославской области. В начале XX века здесь проживало около четырех тысяч человек. Сегодня - менее двух тысяч. Тем не менее история села весьма насыщенна. Неудивительно, что в местном краеведческом музее располагается несколько интересных выставок. Одна из них посвящена льняному делу, получившему развитие в XIX веке. Приблизительно в это же время возрос спрос на кожевенные товары. В XIX столетии начало развиваться не только льняное дело, но и кожевенное производство. Наиболее известными купцами в те времена были Моругины и Бутиковы .

Несколько выставок повествует посетителям музея о жизни ремесленников в селе Великом. Есть зал, в котором показано купеческий быт. Имеется в музее и выставка, посвящённая советской эпохе.

Другие достопримечательности

В селе есть два крупных пруда. Один из них в восьмидесятые годы получил статус памятника природы. Существует мнение, что на его берегу некогда расположена была кузнеца. Вся копоть от работы мастеров шла в водоем . Отсюда и название - Чёрный . Второй водоём называется Белым. Вероятно, в отличие от первого, он находился поодаль от кузницы. Здесь находится Боголюбский храм, а также музей " Светелка " , оформленный в стиле старинной купеческой избы.

"Русский ротанг"

В селе Великом Гаврилов-Ямского находится предприятие, которое в последние годы широко известно и в других регионах России. Компания создана не так давно - в 2012 году. Осуществляет производство и продажу мебели из ротанга. В селе Великом Ярославской области изготавливается оборудование для ресторанного и гостиничного бизнеса. Но не только. Ассортимент довольно широк. Компания производит комплекты мебели, кухонные стулья, журнальные столики, диваны, шезлонги, подвесные кресла.

Село Великое Ярославской области, таким образом, славится не только уникальными памятниками архитектуры, но и качественной мебелью. Популярность продукции у владельцев ресторанов и гостиниц объясняется невысокой стоимостью. Ехать для того чтобы приобрести что-нибудь из мебели в село Великое Ярославской области необязательно. Интернет-магазин " Русский ротанг" работает каждый день, доставка налажена. Склады находятся и в Ярославской области, и в Москве.

Между Ярославлем и Ростовом, слегка в стороне от сегодняшней Ярославской трассы, находится одно из древнейших сел Ярославской области – село Великое. В прежние времена село было более развитым и богатым, чем его близлежащие соседи, так как располагалось на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Ярославль, Ростов, Москву, Суздаль.

Первые упоминания об этом поселении относятся к XIII веку, они связаны с битвой с татаро-монгольскими войсками. Однако ученые-краеведы склонны утверждать, что заселение этого места произошло значительно раньше.

Существует несколько гипотез происхождения названия села. Согласно первой из них, село получило название из-за того, что у славян слово «Великий» имело значение «Большой», а размер поселения как раз соответствовал этим определениям.

Вторая версия гласит, что название селу дали переселенцы из Великого Новгорода, которые таким образом хотели увековечить память о своем родном городе.

В настоящее время, в селе, которое лишь по странному недоразумению не получило статус города во времена правления Екатерины II, присваивавшей это звание многим местечковым поселениям во время своих вояжей по стране, есть уникальные памятники старины и старорусской архитектуры, которые уже давно получили статус объектов культурного наследия.

Туристы, интересующиеся культурой, архитектурой и историей своей страны, посетив это место, откроют для себя много нового.

На берегу Черного озера, в самом центре села, возвышается Великосельский Кремль. Его уникальность заключается еще и в том, что это единственный в Росси Кремль, возведенный не в городе, а в селе. Ансамбль Кремля состоит из двух церквей, летней, зимней и колокольни, как бы соединяющей собой оба храма.

Первая церковь, летняя, это Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она возведена в 1712 году, в память о победе над Полтавой.

Инициатором ее постройки был А. И. Репнин. Архитектура пятикупольного храма выполнена в стиле ярославского зодчества.

Внутренние интерьеры церкви сохранили часть росписи, в настоящее время идут реставрационные работы по их полному возрождению.

В годы революции храм был разрушен и закрыт, но в настоящее время функционирует. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является зимней церковью комплекса, она построена в 1741 году. Церковь возведена стараниями внука А. И. Репнина. Архитектура этой пятиглавой церкви изящная и утонченная, с интересными каменными наличниками. В 30 годы прошлого столетия церковь была лишена куполов и закрыта, сегодня она полноценно функционирует, как и прежде.

Являющаяся центром архитектурного комплекса, колокольня была возведена в 1758 году. Высота сооружения составляет 75 метров, в основе – массивный четверик. Колокольня построена из красного кирпича и имеет семь ярусов.

Около Кремля можно увидеть небольшую сохранившуюся часть церковной ограды с угловыми башнями-часовенками.

Местоположение: улица Советская — 36.

Возведенный в 1890 году достаточно известным в то время архитектором Ф. О. Шехтелем, особняк А.А. Локотова является самой узнаваемой достопримечательностью села и объектом, правда не охраняемым, культурного наследия.

Здание построено в псевдорусском стиле, который находился в те годы на пике популярности.

В каменном особняке два этажа, множество декоративных элементов, изразцы и мозаика. Дополняют это великолепие витые полуколонны, высокие и узкие оконца, башенка, увенчанная шпилем.

В общем облике здания угадывается не только псевдорусский, но еще и псевдоготический стиль архитектуры.

После революции, в бывшем особняке размещались музей, а потом детский дом, который там находится и по сей день. В настоящее время обветшалый особняк красноречиво требует реставрации и реконструкции полноценного внешнего и внутреннего убранства.

В двухэтажном особняке розового цвета, ранее принадлежавшему богатом Великосельскому купцу Бутикову, в настоящее время располагается Краеведческий Музей.

Что интересно, история появления большинства экспонатов музея связана с обычными жителями села, которые добровольно приносили сюда старинные вещи и семейные реликвии.

Основные и постоянные экспозиции музея рассказывают о: купеческом быте, жизни жителей села 19-20 века, сельских промыслах, советском периоде, времени ВОВ.

В музее представлены скульптуры и картины местного таланта – художника А. В. Яшина.

Местоположение: улица Труфанова — 13.

С 1985 году это озеро является памятником природы. Именно вокруг водоема, который являлся, можно сказать, сердцем поселения, радиальными кольцами строились посады и слободы села. Его воды пополняются за счет талых и подземных вод.

Название озеру дали из-за того, что ранее, по преданию, по его берегам находились кузницы, сажа и копоть из которых придавала воде черный цвет.

В 19 веке, по инициативе городского врача И.Д. Писарева водоем основательно очистили от загрязнений, после чего его площадь несколько уменьшилась.

Сейчас, к сожалению, этим никто не занимается. Однако посмотреть на Черное Озеро обязательно стоит, так как оно сыграло важную роль в истории застройки села.

Дом П.Д. Иродова

Это здание также проектировал Ф. О. Шехтель, на этот раз его архитектура выдержан в стиле модерн. В каменном двухэтажном здании также прослеживаются сглаженные элементы псевдоготики. Очень интересны изразцы и декоративные элементы крыши, в целом дом заметно отличается от других зданий по соседству.

Надо заметить, что два произведения Шехтеля на небольшое село, говорят о том, что его жители были даже богаче, чем в некоторых городах.

Дома этого архитектора придают даже небольшому населенному пункту особый, столичный шик. Этот дом относится к памятникам культурного наследия.

Этот дом знаменит тем, что в нем некогда останавливался Петр I, о чем молчаливо свидетельствует мемориальная доска.

Известно, что император отрицательно относился к излишнему убранству и декору, поэтому компактный по размерам, приземистый, с массивной каменной кладкой и небольшими оконцами, дом идеально подошел ему для отдыха.

Скорее всего и хозяин дома каким-то образом был связан с императором, но, к сожалению, сейчас об этом ничего не известно.

Второй водоем в селе называется белым озером. В России много можно встретить озер с подобным названием, оно обычно давалось жителями близлежащих территорий водоемам с кристально чистой водой.

Озеро достаточно чистое, ухоженное, в летнее время здесь катаются на плотах, лодках. К водоему ведут аккуратные и чистые деревянные мостки. Общая атмосфера в этом месте умиротворяющая и даже несколько поэтическая.

Монумент представляет собой высокохудожественную скульптуру солдата в железной каске, поза которого говорит о сильном горе, которое он переживает.

Памятник находится в тени высоких елей, которые подчеркивают общую атмосферу печали и скорби. Около скульптуры можно увидеть табличку с именами героев, родившихся здесь, но отдавших свои жизни за победу. Монумент находится в небольшом сквере, около сельского Кремля.

Местоположение: улица.

В 1846 году, на западной стороне села по инициативе церковного старосты Михаила Крашенникова была построена церковь.

Архитектура церкви выполнена в стиле позднего классицизма, отличающегося строгими и четкими линиями, при отсутствии излишних декоративных элементов.

Красивый храм при сельском кладбище в годы советской власти был разрушен и разграблен, но сейчас функционирует, реставрационные работы продолжаются по сей день. На старинном кладбище, около которого находится церковь, можно увидеть древние церковные ворота и остатки надгробий.

Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери

Старинная церковь, построенная на средства прихожан и меценатов, находится на улице Красной. Церковь была построена в интересном архитектурном стиле псевдоготики, но сейчас, к сожалению, полностью разрушена и ее восстановлением никто не занимается. Осматривая церковь, можно увидеть затейливые декоративные элементы архитектурного стиля: вытянутые и ажурные окна, шатровую крышу, строгие обналичники.

Эта однопрестольная церковь, была, что называется, зимней церковью, то есть полноценно отапливалась.

Цель поездки — село Великое, Ярославская область.

Дата поездки — 04.05.2014.

Бюджет поездки — примерно 680 руб. (на двоих).

В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.

В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час. , цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.

Используемая информация: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», сайты: http://letopisi.org , http://www.myrusland.ru , http://www.yartravel.ru , http://www.votpusk.ru , http://www.turlog.ru , http://sobory.ru (храмы), Википедия.

3

«… ПОДЛИННО ВЕЛИКОЕ СЕЛО»

Именно так сказал И.С. Аксаков , российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века . Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.

1


Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году . Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск , в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба» . Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году , великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.

4


Да и князь Аникита Иванович Репнин , фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.

1


Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль» . Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов . Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?

2


В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву , владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна» .

4


Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.


Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.

2


Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.

3


Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция . Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!» . В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено» .

1


Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.

6


Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга» . Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность» , «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.

9


К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».

3


СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ

«Пахом соты медовые

Нес на базар в Великое…»

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).


Вот так, с легкой руки «певца земли русской» , нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой , уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии» , когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.


Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.

3



На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).

2


Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.


Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная . Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой . Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.

3


Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом» .


И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца» .

4


Особняк А.А. Локалова (с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю . Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия» , который, как водится, охраняется из рук вон плохо.

8


Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!

2

Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.

2

К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.

1

В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.

3


И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!

1

На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.

2


1


С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни» . Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..

3

Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII-XIX веков . Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.

3


Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет , некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.

1


В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I , о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.