Откровение 13 глава. Библия онлайн

ОТКР 13

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 13

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 1 И стах на песце морстем: и видех из моря зверя исходяща, имуща глав седмь и рогов десять, и на розех его венец десять, а на главах его имена хулна.

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 2 Зверь, егоже видех, бе подобен рыси, и нозе ему яко медведи, и уста его яко уста львова: и даде ему змий силу свою и престол свой и область великую.

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 3 И видех едину от глав его яко заколену в смерть, и язва смерти его изцеле. И чудися вся земля вслед зверя, и поклонишася змию, иже даде область зверю,

4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? 4 и поклонишася зверю, глаголюще: кто подобен зверю и кто может ратоватися с ним?

5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 5 И дана быша ему уста глаголюща велика и хулна, и дана бысть ему область творити месяц четыредесять два.

6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 6 И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити имя его и селение его и живущыя на небеси.

7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. 7 И дано бысть ему брань творити со святыми и победити я: и дана бысть ему область на всяцем колене (людий) и на языцех и племенех.

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 8 И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных агнца заколенаго от сложения мира.

9 Кто имеет ухо, да слышит. 9 Аще кто имать ухо, да слышит.

10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. 10 Иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет: аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти. Зде есть терпение и вера святых.

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. 11 И видех инаго зверя восходящаго от земли, и имеяше рога два, подобна агнчым, и глаголаше яко змий.

12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 12 И власть перваго зверя всю творяше пред ним: и творяше землю и вся живущыя на ней поклонитися первому зверю, емуже изцелена бысть язва смертная:

13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. 13 и сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки.

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. 14 И льстит живущыя на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити, глаголя живущым на земли, сотворити образ зверю, иже имать язву оружную и жив бысть.

15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. 15 И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут.

16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 16 И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челех их,

17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. 17 да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его.

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. 18 Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шесть сот шестьдесят шесть.

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОТКР 13 в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • в Справочнике по ошибкам BSOD:
    EMPTY THREAD REAPER …
  • в Справочнике Кодов регионов в номерных знаках автомобилей.
  • ЧИСЛО 13 "ЧЕРТОВА ДЮЖИНА"
    цифра, которой приписываются множество вредных и (что значительно реже) полезных магических свойств. Некоторые "совпадения" с этим числом настолько поразительны, что …
  • УФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    непростые взаимоотношения исследователей АЯ и служителей современных религий. В распространенной брошюре "НЛО в свете Православной Веры" [Москва, 1992] Иеромонах Серафим …
  • ЭТИМАСИЯ
    (греч. готовность, уготованность) престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить [суд] над живыми и мертвыми (Пс IX, 5-8). …
  • СПАС В СИЛАХ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (серафимов, херувимов и престолов …
  • НЕДРЕМАННОЕ ОКО в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (Спас Недреманное Око) символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, в которых Христос сравнивается со …
  • ИЕЗЕКИИЛЬ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (евр. Бог укрепляет) третий из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до …
  • АГНЕЦ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (лат. ягненок) 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении …
  • ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без …
  • ХЕРУВИМ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Херувимы, один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы …
  • ФИАТИР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фиатир (ныне Акхисар (Akhisar) - "белый мрамор"), город на западе Турции, население 81,5 тыс. …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) , книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 …
  • МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо.
  • МАРК, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк или Иоанн-Марк (+ 63), апостол от 70, евангелист. Память 4 января (70 …
  • КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колена Израилевы. От 12 сыновей Иакова, из которых каждый являлся праотцем своего потомства, произошли …
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon ; лат. Actus …
  • ДАНОВО КОЛЕНО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Даново колено - одно из колен Израилевых, утерянное после Ассирийского пленения. Произошло от Дана …
  • ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый церковный праздник. Празднование 14 сентября Греческое название праздника …
  • АСИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Асия Так во времена Маккавеев называлось царство Селевкидов, находившееся на территории Малой и Передней Азии. …
  • АМИНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аминь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, …
  • АЛЬФА И ОМЕГА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Альфа и Омега - первая и последняя буквы греческого алфавита, обозначают начало и конец и …
  • АД в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ад (греч. hades или aides — безвидный), в древнегреческой мифологии — название царства мертвых, нижнего мира, …
  • АГНЕЦ БОЖИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Агнец Божий - символическое имя, данное Господу нашему Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием. Пророк …
  • ЯПОНИЯ
    (япон. Ниппон, Нихон). I. Общие сведения Я. - государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе …
  • ЮГОСЛАВИЯ
  • ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • ТУРКМЕНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ХРОНОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Хронология исторических событий 9-1 века до н. э. 9-6 вв. до н. э.- Государство Урарту. 7-3 вв. до н. э.- …
  • СССР. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строй В 1-й половине 1-го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПОЛЬША в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. - социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне …
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    статистика, раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом …
  • ЛАТВИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ГЕРМАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально - страна немцев, от Deutsche - немец и Land - страна), государство …
  • ВЕРОЯТНОСТНЫЙ АВТОМАТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    автомат, система, в которой переход из одного состояния в другое происходит случайным образом. Вероятность этого перехода определяется последовательностью его предыдущих …

Глава описывает обследование земли, куда направлялись израильтяне и где течёт молоко и мёд.
Только двое из двенадцати имели уверенность в Боге и в том, что Он без труда введёт Свой народ в любую землю, даже если она населена сильными людьми-воинами. Позже Бог оценил это доверие к Нему со стороны потомков Ефрема и Иуды (Ефрем получил «благословение первенца» Иосифа, хотя был вторым после Манассии, Быт.48:17-19, Иуда станет прародителем Христа, Быт. 49:10).

13:1-16 После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран.
2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.
4 И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых.
5 Вот имена их: из колена Рувимова Саммуа, сын Закхуров,
6 из колена Симеонова Сафат, сын Хориев,
7 из колена Иудина Халев, сын Иефонниин,
8 из колена Иссахарова Игал, сын Иосифов,
9 из колена Ефремова Осия, сын Навин,
10 из колена Вениаминова Фалтий, сын Рафуев,
11 из колена Завулонова Гаддиил, сын Содиев,
12 из колена Иосифова от Манассии Гаддий, сын Сусиев,
13 из колена Данова Аммиил, сын Гемаллиев,
14 из колена Асирова Сефур, сын Михаилев,
15 из колена Неффалимова Нахбий, сын Вофсиев,
16 из колена Гадова Геуил, сын Махиев
Как только общество Израиля остановилось лагерем в пустыне Фаран, Бог побудил Моисея разведать качество земли Ханаанской и послать для этой миссии по одному человеку от каждого колена. Каждый из разведчиков (главный в родовом колене сынов Израилевых) назван здесь с указанием своего колена, к которому он принадлежал (стихи 4-16).
В свете дальнейшего развития событий особый интерес представляет для нас Халев, представитель Иуды (стих 7), и Осия, избранный Ефремом (стих 9).

13:17 Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом
Моисей называет имя Осии, сына Навина - Иисусом. Осия означает «спасение», Иисус - «Иегова есть спасение». Возможно, именно о нём речь идёт в Чис.11:28, когда Иисус Навин возревновал о Моисее. И именно его Бог изберёт впоследствии в преемники Моисея, под руководством которого Бог дал Израилю завоевать землю обетованную.

13:18-2 1 И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на [ней] дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
Прежде, чем войти на территорию земли обетованной, Моисей приказал разведать путь и выяснить, с кем же им придётся иметь дело. Путь, которым шли разведчики, вел в гористую страну.

Миссия разведки была четко определена: осмотреть, какова она, эта земля, сама по себе, и выяснить, сильны или слабы живущие на ней племена. Хотя Израиль находился под присмотром Бога, тем не менее, завоёвывать землю они должны были бы сами, равно как и планировать стратегические и тактические действия по продвижению к местам обетованным.

13:22,23 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
23 и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;
Маршрут, которым шла группа разведки, начинался в пустыне Син и простирался на север до Емафа, крупного арамейского города в большой центральной долине. Емаф располагался в нижней части этой долины, которая начиналась сразу же на север от Галилейского моря.

На обратном пути двенадцать вождей прошли через Хеврон. О Хевроне сказано особо по нескольким причинам: 1) он играл важную роль в жизни патриархов (Быт.12:14-18; 14:13; 23:2; 25:9; 35:27-29; 50:13); 2) был одним из самых древних городов Египта 3) вокруг него лежали весьма плодородные земли 4) Хеврон стал достоянием Халева (Нав. 14:13-15). 5) позднее он стал столицей царя Давида, когда тот правил Иудеей (2 Цар. 2:1-4; 5:5).
В дни Моисея Хеврон был городом сыновей Енаковых, племени высокорослых людей (Чис. 13:33; Втор. 9:2), которым предстояло впоследствии сделаться непримиримыми врагами Израиля (Иис.Нав. 15:13-14).

После того как Иисус Навин завоевал Ханаан, Хеврон стал одним из важнейших городов Израиля.

13:24-26 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв;
25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней
Долина Есхол («виноградная кисть») располагалась недалеко от Хеврона. Там разведка и срезала такую огромную и тяжелую ветвь с одною кистью ягод, что понадобилось двое мужчин для её переноса. Виноград, гранаты и смоквы произрастали в этой долине, через 40 дней осмотра близлежащих земель вся группа разведчиков возвратилась в стан Израиля с отчётом.

13:27-30 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана

Вернувшиеся из разведки израильтяне предъявили всем свои трофеи и заверили общество, что Ханаан - действительно земля, в которой течет молоко и мед. Однако и недостатки были там обнаружены: обследуемую территорию заселяли сыны Енаковы - потомки Енака, родоначальника племени высокорослых и сильных людей (Втор.1:28; Иис. Нав. 11:21,22; 14:12,15; Суд. 1:20). От наличия этих огромных воинов разведчики пришли в ужас.
Кроме того они видели там очень большие и укрепленные города и пришли к выводу, что народы, живущие там сильны, там же проживают Амаликитяне, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи (хананеи, расселившиеся на прибрежной равнине Средиземного моря и в долине реки Иордан)

Справка из исследования учёных Далласской семинарии :
Хананеи, были исконными жителями Ханаана, потомка Хама. Аморреи пришли туда из северо-восточного Арама (Сирии), где-то в самом конце третьего тысячелетия до н.э.; они изгнали хананеев из горной части страны и обосновались там. Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); они известны примерно с 1800 г. до н.э.; медленно распространялись они на юг и юго-восток и, вероятно, слились с аморреями в Ханаане.

О иевусеях ничего не известно, кроме того, что основная их масса жила в Иерусалиме; их считают одной из аморрейских групп (Иис. Н. 10:5). Еще четыреста лет спустя после Моисея они владели Иерусалимом, но затем были изгнаны оттуда царем Давидом, который взял город и сделал его своей столицей в 1004 г. до н.э. (2-Цар. 5:6-10).

13:31,32 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
Повествуя о городах и жителях обследованной территории, отряд разведчиков разделился во мнениях. Халев побуждал Моисея не останавливаться и завладеть землей - не откладывая. Он был всецело уверен, что они смогут овладеть этой землёй. Иисус Навин был согласен с Халевом об этом косвенно упоминается в дальнейшем (см.14:6-9)

Остальные 10 человек были настроены пессимистично, дескать, силы неравные, незачем и идти туда. Естественно, мнение большинства имело и больший вес, всё это расхолаживало народ, тем более, что эти десять не только отчитались негативно, но и стали распускать в народе худую молву об земле, которую им предлагал Бог:

13:33,34 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их.
Худая молва о земле поядающей (на которой войны не прекращаются) распространилась усилиями и стараниями десяти – на весь народ. К чему это приведёт – узнаем из следующей главы.

Здесь сыны Енаковы названы также «исполинами», сравните Втор. 9:2. Слово «исполин» используется также в Быт. 6,4 для описания сильных и рослых людей (нефилимов), которые жили на земле до потопа и творили много зла.
Их присутствие до потопа привело к осуждению допотопного мира, также и присутствие их в Ханаане предрекало близость Божиего суда над этой землей.

Видение зверя с семью головами и десятью рогами.

1 . И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Дан. 7:7 , Отк. 12:3 , Отк. 17:3

2 . Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

3 . И видел я, что одна из голов его как - бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

4 . И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

5 . И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. Дан. 7:8 , Дан. 11:36

6 . И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

7 . И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. Дан. 7:21 , Отк. 11:7

8 . И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Дан. 12:1 , Фил. 4:3 , Отк. 17:8 , Отк. 21:27

9 . Кто имеет ухо, да слышит.

10 . Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Быт. 9:6 , Ис. 33:1 , Мат. 26:52 , Отк. 14:12

Видение зверя с двумя рогами, число которого 666.

11 . И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

12 . Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

13 . И творит великие знамения, так - что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. Втор. 13:2 , Мат. 24:24 , Отк. 16:14

14 . И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

15 . И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16 . И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, Отк. 14:11

17 . И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

18 . Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. Отк. 17:9

. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Под "зверем" иные разумеют некоторую нижайшую силу сатаны, властвующую над прочими демонами, а под выходящим после него из земли – антихриста. Мефодий, Ипполит и другие настоящего зверя считают за самого антихриста, выходящего из моря житейского, потрясаемого бурями и сильно волнующегося. Десять рогов с венцами и семь голов указывают, что диавол и антихрист одно и то же (ибо и выше это отнесено к нему же), но вместе с этим и на разделение в последние времена земли на десять царств и соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и разделяющееся, как увидим ниже, на семь периодов. Поэтому сатана, действующий в нем, и называется князем века сего. Его хульное имя написано на его головах, то есть помощниках и слугах, ибо они непрестанно хулили Бога от начала мира до великого и благочестивого Константина, после которого богохульниками были Юлиан и Валент.

. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва;

"Рысью" называется царство греческое, "медведем" – персидское, а "львом" – вавилонское; над ними будет господствовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит их глиняные персты, означающие слабость и удоборазрушимость разделенного на десять частей царства.

и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Сатана, сей мысленный змей, чтобы погубить некрепких, даст антихристу всякую власть и силу в ложных знамениях и чудесах.

. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

Слова «видех едину от глав его яко закалену в смерть» указывают или на то, что кто-нибудь из его князей, умерщвленный посредством чарований антихриста и ослепления людей, будет им ложно показан воскрешенным, как делал это Симон волхв, обличенный апостолом Петром – или же что римское царство, как бы погибавшее от разделения, под единою властию антихриста (как кесаря Августа) восстанет снова сильным.

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

«И чудися вся земля». Чудо, ложно сотворенное антихристом, будет приписано действующему в нем диаволу; чрез него будут поклоняться и змию; для ослепленных духовно он покажется воскресителем мертвых и совершителем чудес.

. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

«Сорок два месяца» означают, что он, по попущению Божию, будет иметь власть хулить Бога и притеснять святых три с половиною года. "Селение Божие» означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой во святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление.

. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

«И дана бысть ему область на всяком колене и на языцех». Власть свою он употребит против всякого племени и народа, но завладеет лишь теми, чьи имена не записаны в книгу жизни.

. Кто имеет ухо, да слышит.

. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Если кто пленяет, тот сам будет пленен, и каждый получит соответствующее его делам воздаяние; так, замышляющие зло ближнему будут пленены диаволом и подвергнутся смерти душевной от меча сатаны, как говорит апостол Петр: «имже... кто побежден бывает, сему и работен есть» (). Содержащие же неоскверненную, чистую веру и твердое в искушении терпение не будут изглажены из книги животной. Да удостоит милосердый Бог быть соучастниками их и нас, которые считают ничтожными по сравнению со славою, ожидающею святых, страдания настоящей жизни и мужественно идут по тесному пути, чтобы в конце его, в будущем веке достигнуть славы, покоя и широты душевной и воцариться со Христом, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает всякое благодарение и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья тридцать седьмая

О лжепророке

. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

По мнению одних, зверь этот – антихрист, а по другим – сатана, а два рога его – антихрист и лжепророк. Если полагать, что и лжепророк явится в своем лице, то не будет неуместным принять змея за сатану, зверя, выходящего из моря – за антихриста, а этого зверя, по мнению блаженного Иринея, за лжепророка. Он выходит из земной, полной скверн жизни и имеет два рога, как агнец, чтобы овчею шкурою скрыть убийственность волка и потому, что сначала он примет образ благочестия. Об этом блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, которого называют и лжепророком, нужно сказать, что он говорил как змей. Ему сообщена власть совершать знамения и чудеса, чтобы, шествуя пред антихристом, приготовить ему путь погибели. Исцеление язвы зверя мы считаем или за временное, кажущееся соединение разделившегося царства, или же за восстановление на краткое время антихристом владычества сатаны, разрушенного Крестом Господним, или, наконец, мнимое воскрешение какого-нибудь умершего из близких ему. Будет говорить как змей, ибо он будет делать и говорить свойственное начальнику зла – диаволу».

. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста все будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине. Поэтому неудивительно, если обольщенные увидят глазами сходящий с неба огонь, так как нам известно еще из истории Иова, что по попущению Божию с неба действием сатаны сошел огонь и сжег его стада ().

. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле,

Обольщает тех, у кого сердце постоянно устремлено на земное, но он не может обольстить тех, которые приобрели жительство на небе, ибо они совершенно утверждены предсказанием его пришествия.

говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Рассказывают, что бесы по волшебству нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и прочего; может быть, даже и чрез тела умерших, как показывал это Симон волхв перед римлянами в присутствии апостола Петра, который и обличил обман его, показав восстание мертвых, которых он воскресил сам. Поэтому нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему и попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною от недостатка, необходимого для поддержания жизни.

Статья тридцать восьмая

О скверном имени антихриста

. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу. Собственные, например: Лампетис («лампетио»), Титан («титан»), Латинник («латинос»), также Венедикт («венедиктос»), что значит благословенный, может быть, в подражание единому благословенному Христу; нарицательные же: худой руководитель («какое одигос»), древний завистник («палевасканос»), истинно вредный («алифос влаверос»), неправедный агнец («амнос адикос»). Этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное.

6. ШЕСТОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ МОРЯ (13:1)

а. Появление зверя из моря (13:1-2)

Откр. 13:1-2 . В 13 главе появляется персонаж, играющий важную роль при конце времен. Это - выходящий из моря зверь. Его семь голов и десять рогов, увенчанных десятью венцами, многими понимаются как образ восстановленной Римской империи, которая в книге пророка Даниила представлена четвертым зверем, тоже имевшим десять рогов (Дан. 7:7-8; сравните Откр. 13:3; 17:3,7). В Откр. 13 и 17 "зверь" - это правитель мира, тогда как в Дан. 7 он символизируется малым рогом на голове "зверя".

На языке Священного Писания воды моря и рек - это нередко людские массы, мятущиеся, неспокойные народы, враждебно относящиеся к Богу. "Зверь" в 13:1 выходит из "моря", т. е. выходит из их среды.

Хотя многие полагают, что "зверь" олицетворяет один из персонажей прошедшей истории, судя по контексту, он выйдет на ее арену за три с половиной года до второго пришествия Христа. Под его властью объединятся 10 стран Среднего Востока (сравните Дан. 7:24 - десять рогов - десять царей).

Поскольку "рог" - символ могущества в Священном Писании, а десять - число полноты, то эти "рога" (по некоторым другим толкованиям) свидетельствуют об особых силе и могуществе "зверя". Диадемы - тоже символ царской власти, которую "зверь" получит от "дракона" (стих 2). Соответственно происхождению своей власти относится "зверь" к Богу, и это находит выражение в именах богохульных па головах его (здесь смысл тот, что его самовозвеличение и богоотрицание как бы написаны у него на лбу). Сказанное тут перекликается со словами апостола Павла во 2-Фес. 2:8-9 о "беззаконнике", т. е. антихристе, этом первом "звере" из Откр. 13, "которого пришествие по действию сатаны… со всякою силою и… чудесами ложными".

В сходстве "зверя" с барсом, медведем и львом видят символическое изображение соответственно трех могущественных империй древности: Греции (барс; сравните Дан. 7:6), Мидо-Персии (медведь; сравните Дан. 7:3) и Вавилона (лев; сравните Дан. 7:4). Имеется и другое толкование, согласно которому "барс" олицетворяет лукавство антихриста, "медведь" - его упорство, а "лев" - высокомерие и алчное честолюбие.

Сила дьявола, которую он даст антихристу, - это присущие ему от начала могущество и способности как духа высокой иерархии; престол его - это весь мир, "князем" которого он является. Господь попускает ему пользоваться властью над этим миром (и соответственно допустит частичную передачу им этой власти антихристу), но лишь постольку, поскольку сам мир, погрязший в грехах, позволяет дьяволу управлять собою.

б. Смертельная рана зверя (13:3)

Откр. 13:3 . Многие пытались отождествлять этого "зверя" с тем или другим выдающимся государственным деятелем прошлого, который вновь возвратится при конце мира, чтобы стать его последним правителем. Назывались имена императора Нерона, Муссолини, Гитлера, Сталина и многих других; однако ни к одному из них "не приложимы" конкретные специфические особенности будущего правителя.

Что же может означать смертельная рана зверя, которая была исцелена? Наиболее вероятными кажутся два толкования, одно из которых предлагается богословом Элфордом. он считает, что смертельная рана символизирует падение Римской языческой империи и возникновение на ее месте христианской Римской империи.

Однако не трудно заметить, что такое толкование скорее имеет отношение к истории, чем к осуществлению пророчества. А вот восстановление в последнее время Римской империи, утратившей свой преимущественно христианский характер, действительно могло бы в рамках этого толкования означать, - что смертельная рана исцелела.

Другое возможное объяснение: антихристу при выходе его на арену истории будет кем-то нанесена смертельная рана, которая чудесным образом будет исцелена сатаной. Противник Божий не обладает властью воскрешать мертвых, но, по-видимому, сила исцеления ему дана. Важно в этом контексте, что последний правитель придет к власти при явной и сверхъестественной поддержке сил зла.

е. Поклонение сатане и зверю (13:4-6)

Откр. 13:4-6 . В лице "зверя" люди "поклонятся" (т. е. станут поклоняться) самому сатане, воздавая ему почести, которых достоин лишь Бог. Это и было погубившей его мечтой "сына зари", который отпал от Бога. Как читаем о нем у Исаии (14:14): "Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Осуществление дерзкой этой мечты в пределах земли и станет последним проявлением лжерелигии, ибо дьявол попытается полностью занять в сердцах людей место Бога Отца, поставив на место Христа, в роли Царя царей, - антихриста. По-видимому, эта ситуация возникнет при начале последнего "трех с половиной летия", ознаменовав собой начало великой скорби.

Повседневное действие сил явно сверхъестественных и приведет к тому, что люди станут задаваться такими вопросами, как: "Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?" (Откр. 13:4). В этих риторических вопросах содержится и объяснение того, как удастся "зверю", не доведя дело до мировой войны, захватить господство над миром. На протяжении сорока двух месяцев будет продолжаться его правление, которому будет сопутствовать открытое произнесение хулы на Бога, на небеса и на небожителей.

г. Господство зверя над миром (13:7-8)

Откр. 13:7-8 . Словами и дана была ему власть над всяким коленом и народом, а языком и племенем снова подчеркивается тотальная власть антихриста над миром. О его "царстве" предсказано было пророком Даниилом, что оно "будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее" (Дан. 7:23). Жестоко будут преследоваться в этом "царстве" святые, т. е. те, кто в годину великой скорби обратятся к истинному Богу и "поклонятся" Ему, а не "зверю" и его покровителю.

Ведь достигнув политического господства над миром, антихрист запретит все религии вообще - с тем, чтобы люди поклонялись ему одному (2-Фес. 2:4). И все живущие на земле, за исключением тех, чьи имена записаны в книге жизни у Агнца, поклонятся зверю. В выражении закланного от создания мира слова "от создания мира", по-видимому, относятся к какому-то моменту в вечности, с точки зрения земного времени давно прошедшему, когда Божеством было вынесено решение о жертвоприношении Сына; речь тут, конечно, не о времени фактического распятия Христа. С этим местом в каком-то смысле перекликается сказанное Павлом в Еф. 1:4, что Бог избрал нас во Христе "прежде создания мира".

По мнению некоторых, в "книге жизни" записано имя каждого человека, которому предстоит родиться на земле, но коль скоро человек умирает, не уверовав во Христа, имя его из этой книги вычеркивается. Такое толкование основано на Откр. 3:5, где Христос обещает верующим в Сардисе, что имя "побеждающего" не будет "изглажено" из книги жизни, а также на Откр. 22:19, где содержится грозное предупреждение: кто "отнимет" что-либо от слов Откровения, "у того отнимет Бог участие в книге жизни".

Однако слова, записанные в Откр. 13:8, вероятно, означают иное, а именно: спасенные записаны в книгу жизни в какой-то момент в вечности - в предвидении крестной смерти Христа за них, и их имена не будут вычеркнуты из нее. Смысл стихов 7-8 в том, что в последний период человеческой истории, в условиях безраздельного господства над миром сатаны и его антихриста, только те, кто придут ко Христу, будут избавлены от вечной погибели.

д. Призыв слушать (13:9-10)

Откр. 13:9-10 . В стихе 9 звучит призыв знакомый нам по обращению Господа к семи церквам в Малой Азии (главы 2-3): Кто имеет ухо, да слышит… Многие мечтают сегодня о, единой церкви и общемировой религии, и это станет реальностью в последнее время, только поклоняться в этой церкви станут не Богу, а дьяволу, и церковь и религия эти будут сатанинскими.

В такой ситуации призыв, услышанный Иоанном, мог быть обращен только к тем отдельным людям, которые в страшные эти времена найдут в себе желание и силы искать Господа. А Бог и в последние дни, как в каждом веке и в каждый момент времени, будет говорить тем, кто готов слушать Его; мысль эта повторяется в Евангелиях (Матф. 11:15; 13:9,43; Мар. 4:9,23; Лук. 8:8; 4:35).

В отличие от посланий семи церквам, где призыв "слушать" был каждый раз адресован именно к церкви, здесь упоминания о церкви нет. И это еще одно свидетельство в пользу того, что прежде начала великой скорби Церковь будет восхищена. Книга Откровения становится яснее, если рассматривать ее как обращение не к первому лишь поколению христиан, стоявших перед лицом жесточайших преследований, но к верующим всех времен, и особенно к тем, которые будут жить в последнее время. В стихе 10 Бог как бы напоминает тем, кто расположены внимать Ему, что их покорность Его слову может стать причиной гонений на них и даже их гибели, но одновременно Он заверяет их в том, что повинных в их страданиях нечестивцев во главе с антихристом ожидает Его возмездие. Последнюю фразу стих 10 надо читать как призыв святых к терпению, вере и верности.

7. СЕДЬМОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ (13:11-18)

а. Появление зверя, выходящего "из земли" (13:11-12)

Откр. 13:11-12 . В отличие от первого зверя, "выходящего из моря" (стих 1), второго зверя Иоанн видит выходящим из земли. И хотя по отношению к обоим этим существам употреблено одно и то же слово "зверь" ("серион"), первый явно относится к беспокойному богоборческому миру, из среды которого (символизируемой морем) появляется, тогда, как символику второго толкуют по-разному, Так, в слове "земля" усматривают указание на "землю обетованную", и на этом основании считают второго "зверя" выходцем из иудейского народа. Такая точка зрения не представляется достаточно обоснованной. Да в сущности ни национальная, ни географическая "привязки" и не имеют тут значения. Скорее всего, второй "зверь" - это тот, о котором в Откр. 19:20 и 20:10 говорится как о лжепророке.

Второй зверь имел два рога, подобные агнечьим, но говорил как дракон, т. е. как сатана. Отсюда можно заключить, что это будет религиозный деятель, чья роль будет состоять в поддержке первого зверя, т. е. политического диктатора-антихриста. Он тоже будет обладать большой властью, полученной как от сатаны, так и от антихриста: Иоанн видит, что этой властью он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела.

Таким образом вся эта религиозная система явится подражанием Святой Троице. Сатана попытается занять место Бога Отца; первый зверь будет претендовать на место Сына - Иисуса Христа, Царя царей (даже исцеление его сатаной от смертельной раны есть как бы подражание воскрешению Сына Отцом ред.); второй зверь, лжепророк, станет играть роль подобную роли Святого Духа, Который побуждает верующих поклоняться Иисусу Христу: этот станет побуждать "живущих на земле" поклоняться сатане. Все это и будет последней попыткой сатаны подменить веру во Христа лжерелигией.

б. Чудеса, творимые зверем (13:13-15)

Откр. 13:13-15 . И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. Так будет действовать второй "зверь", чтобы заставить людей поклониться первому "зверю". Люди иногда забывают о том, что не только Бог творит сверхъестественные вещи, но и сатана в известных пределах тоже в состоянии совершать чудеса; в видении апостола Иоанна он до конца использует эту свою силу, чтобы обольщать обитателей земли и побуждать их поклоняться антихристу.

Помимо низведения огня с неба, второй "зверь" принудит людей сделать образ (первого) зверя. Это изображение, возможно, будет установлено в Иерусалимском храме, который будет к тому времени отобран у евреев. Апостол Павел пишет, что первый зверь сядет в храме, "выдавая себя за Бога" (2-Фес. 2:4). Возможно, "образ зверя" будет установлен в том же храме для того, чтобы люди могли поклоняться ему в отсутствие самого "зверя".

Об этом образе в Откровении упоминается неоднократно (13:14-15; 14:9,11; 15:2; 16:2; 19:20; 20:4). Не исключается, впрочем, что под "образом" здесь понимается как "изображение", так и воплощение антихриста в "образе" правителя мира. В любом случае он явится символом силы первого "зверя".

То обстоятельство, что второму "зверю" дано… было вложить дух в образ (первого) зверя, чтобы образ… и говорил и действовал, затрудняет понимание этого места - ведь в Библии нигде не говорится о том, что и сатана имеет силу вселять жизнь в неодушевленные предметы. Творцом жизни является только Бог. Возможно, здесь подразумевается, что "образ зверя" (его изображение) будет лишь производить впечатление живого и говорящего, наподобие современных компьютеризированных роботов. Возможно и то, что в нем будет действовать какое-то сочетание "высокой механики" со сверхъестественной силой - во имя того, чтобы "зверю из земли" достичь своей цели. И он, по всей видимости, достигнет ее.

Приказание поклоняться образу, как и самому первому зверю, будет исполняться по той причине, что каждому "уклоняющемуся" будет грозить смерть. "Грозить" не означает, однако, непременного уничтожения на деле. Ведь для обнаружения каждого "неповинующегося" на земле потребуется немало времени. Пример из недавней истории: Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев, и охота за ними продолжалась многие годы, но осуществить свой план до конца он так и не смог. Однако о множестве замученных говорится в Откр. 7:9-17.

в. Начертание зверя (13:16-18)

Откр. 13:16-18 . Стараясь укрепить свои власть и влияние во всем мире и заставляя людей поклоняться первому "зверю", второй "зверь" сделает обязательным начертание на правой руке или на лбу каждого человека, без коего свидетельства о том, что человек этот поклонился "зверю", не будет у него возможности ни покупать, ни продавать, т. е. обеспечивать себя пищей, одеждой, насущно необходимыми вещами. Это тоже заставит подавляющее большинство живущих на земле поклониться "зверю".

Существует множество соображений и догадок относительно "начертания зверя". Бесчисленны попытки расшифровать число 666 - обычно на основании буквенно-числовых эквивалентов, которые приняты были в еврейском, греческом и других алфавитах древности. "Антихристов" таким способом "вычисляли" во многих исторических личностях прошлого, включая Магомета, Наполеона и др., но все это остается более или менее бездоказательным. Приходится допустить, что имя личности, стоящей за этим числом, которая еще не приходила, но явится в будущем, тогда и откроется, а до тех пор знание этого имени - бесполезно.

Тем не менее, небезинтересно привести наилучшее, пожалуй, толкование числа 666, не открывающее стоящего за ним "имени", но, возможно, приоткрывающее символику его с другой стороны. Это толкование исходит из того, что "шестерка" - цифра на единицу меньшая, чем совершенное число "семь", и, будучи повторено трижды, может означать, что все попытки "подстроиться" (соображения, высказанные в этой связи выше) под Божественные совершенство и всемогущество окажутся тщетными, так как сатана и два его "зверя" остаются "тварью", и Творцом стать не могут.

На то, что "шесть" - число человеческое, указывается многими обстоятельствами в Библии, включая и то, что человек должен шесть дней трудиться, а на седьмой - отдыхать. Заметим, что гематрия - попытки отыскивать скрытый смысл в цифрах, приводимых в Священном Писании, - имела широкое распространение в древнем мире. Возможно, и апостол Иоанн имел в виду какую-то конкретную личность, определить которую были в состоянии люди близкие ему.

Однако из раннехристианской литературы, дошедшей до нас, следует, что и между отцами Церкви было по этому поводу немало разномыслия и споров, так что лучше оставить эту загадку нерешенной до времени. Процитируем, пожалуй, соображение, высказанное богословом Торенсом, которое перекликается с приведенным выше: "Злая троица "666" постоянно подделывается под Святую Троицу "777", но неизбежно терпит при этом неудачу".

Тринадцатая глава является важной, поскольку "вводит" двух из главных персонажей Откровения - "зверя, выходящего из моря" (мирового диктатора), и "зверя, выходящего из земли" (лжепророка его и главного сообщника). Распространенной, но не имеющей подтверждения является та точка зрения, что один из двух "зверей" 13 главы будет евреем. Скорее всего оба они будут из "язычников", поскольку о периоде великой скорби говорится, что он будет последним временем язычников, "попирающих" Иерусалим (Лук. 21:24); оба "зверя" будут преследовать как евреев, так и уверовавших язычников.

Тринадцатая глава, кроме того, позволяет глубже проникнуть в характер грядущего последнего времени. Это будет период единого всемирного правительства и единой всемирной религии - при единой же мировой экономической системе. Те, кто не захотят поклоняться зверю и окажут ему сопротивление, будут объявлены вне закона, обречены уничтожению, и число убитых в те дни, возможно, превысит число верующих, которые выживут. Это явится последней попыткой сатаны обмануть мир и заставить его поклониться ему, отвратив людей от поклонения истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу.

Глава эта также свидетельствует, что мечта постмиллениалистов о том, что мир будет становиться все лучше и лучше, благодаря стараниям и усилиям христианской Церкви и распространению Евангелия, не подтверждается Библией. Напротив, последней формой мировой религии станет религия сатанинская и богохульная. В наше время многие признаки говорят о том, что мир движется именно в таком направлении. Из этого следует вывод, что время второго пришествия Христа приближается.