Какие бывают мифы древней греции. Мифы - древнегреческая мифология

Мифы Древней Греции – древние предания, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира, обо всех процессах, происходящих в обществе и в природе. Одним словом, – их мировоззрение и миропонимание.

Зачем нам нужно знать мифы?

Можно ведь решить, что это бесполезные, второсортные знания. В наше время точных знаний самым важным кажется умение создавать машины и управлять ими. А мифы – это балласт, который навязываю нам по привычке, по устаревшей, утратившей всякий смысл традиции. Эти знания невозможно применить на практике. Миф о Геракле не поможет строить высотные дома, заводы, гидростанции, а «Одиссея» не подскажет, где искать нефть. Но подобные рассуждения, в конце концов, приведут к отрицанию литературы и искусства вообще. Литература и искусство зародились в недрах мифологии и одновременно с мифологией. Человек, создавая сказания о богах и героях, совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. Литература и искусство с тех давних времен прошли долгий путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек сам должен его заново пройти: нельзя, не сделав первого шага, делать последующие шаги.

И потому «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных творениях величавой древности».

Именно так считает А. С. Пушкин.

В Древнем Риме рабов называли «инструментум вокале» – «говорящее орудие». Раб ничего не знал, кроме своей тачки или весла. Он таким стал не по своей воле, – таким его сделало насилие. В наше время человек, довольствующийся только утилитарными, технологическими знаниями, по доброй воле становится «говорящим инструментом», а тот факт, что он приковывает себя не к тачке, а к компьютеру, ничего не меняет. Компьютер – лишь примета нового времени. Такой «технарь» остается при убеждении, что Геркулес – это всего-навсего овсяная крупа, Орфей – название сигарет, а Орион – магазин хозтоваров.

Почему древнегреческая мифология самая-самая?

Мы называем мифы сказками. Однако для древних они были как нельзя более серьёзными попытками объяснить мир, его происхождение, место и роль в нём человека. Мифы есть и были у каждого народа, однако именно греческая мифология, как никакая другая, оказала глубокое, формирующее и непреходящее влияние на развитие европейской культуры, литературы и искусства.

Почему так получилось?

Греческая мифология не была самой древней. Мифы шумеров, египтян, хурритов были значительно старше.

Греческая мифология не была самой распространенной. Греки никогда и не пытались её распространять, навязывать свои верования другим народам. Их боги прежде всего были богами домашнего очага, враждебными всем посторонним. При этом не агрессивная, совершенно не воинственная греческая мифология совершает поразительные и совершенно бескровные завоевания. По доброй воле ей покорятся, её признают своей римляне и разнесут её до самых отдаленных границ громадной Римской империи. Но и позднее, после тысячелетнего забвения, она возродится и покорит уже не один народ, а всю Европу.

Греческую мифологию называли самой прекрасной, но ведь для каждого народа всё равно ближе и понятнее свои мифы. Эстетические достоинства, конечно, сыграли большую роль в распространении древнегреческой мифологии, но решающими были не они, а качества этические, нравственные.

Человек в древности ещё не мог своим бедным пока разумом объяснить и понять все явления природы, все события окружающего мира. Он не умел мыслить абстракциями, а все, что он видел и знал, били либо предметы мёртвой природы, либо растения и животные, либо он сам. Поэтому все мифические чудовища образуются либо арифметическим наращиванием частей тела (пёс Кербер с тремя головами, у Лернейской гидры голов уже девять, а у гекантохейров по целой сотне рук), либо соединением воедино нескольких существ: человека и змеи, человека и птицы, человека и лошади.

Человек уже знал, что он сильнее и умнее предметов и животных, а раз так, то все опасные и благодетельные силы должны иметь облик человека.

Эллины уподобили богов людям потому, что узнали, что никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям потому, что увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям потому, что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек.

К антропоморфизму приходят почти все мифологии. Но ни у какой другой он не доходит до такого поразительного реализма, конкретности, почти натурализма.

«Много есть на свете поразительного, но нет ничего поразительнее человека». Так скажет Софокл в своей «Антигоне» только в V веке до н. э. Но эллины, ещё много столетий до Софокла, ещё не умея с такой силой и точностью выразить эту мысль, вложили её в своё первое творение – мифологию, которая была отражением отношений, сложившихся на земле.

Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу челове4ка, перенесенную в бога.

Древний эллин безоговорочный реалист. Его мышление сугубо конкретно. И хотя он поклоняется своим богам, он любознателен, любопытен до нескромности, дерзок и своеволен в своих отношениях с олимпийцами, не говоря уже о богах второстепенных. Сделав богов подобными людям, он идёт в этом уподоблении до конца и наделяет богов всеми человеческими качествами.

Боги не возникли сами по себе, из пустого места, они рождены. Они устают и спят, им нужно есть и пить, они страдают от боли. Боги бессмертны, их нельзя убить, но можно ранить. Их снедают те же страсти и пороки: они завистливы и тщеславны, они влюбляются и ревнуют. Греческие боги хвастливы и злопамятны, при случае могут соврать и обмануть, бывают малодушны и просто трусливы.

Чем же отличались греческие боги от людей? Они сильнее? Да, конечно, но они далеко не всесильны. Не раз случалось, что и люди давали им почувствовать свою силу. Геракл ранит Плутона, вступает в борьбу с Аполлоном, а бога смерти Танатоса ему было достаточно стиснуть покрепче и настращать, чтобы тот отступил. Диомед ранит Афродиту и самого Ареса так, что тот, взвыв не своим голосом, прячется на Олимпе. Они красивее? Но и среди смертных были такие, кто мог сравниться с богами своей красотой.

Боги древних греков были далеки от идеала. Но и из людей греки не придумывали идеальных героев, образцов и примеров для подражания. Они не боялись правды, а правда состоит в том, что человек может быть великим и ничтожным, в нём уживаются возвышенные устремления и постыдные слабости, героический дух и пороки, черты благороднейшие и самые низменные, презренные.

И если человек, обыкновенный смертный, со всеми его недостатками и слабостями, способен на благородство и самопожертвование, на захватывающий дух героизм, которые неведомы ни богам, ни другим живым существам, кроме человека, если он всё меньше полагается на чудо, а больше на самого себя, если мысль человека бесстрашна и неостановима, если он способен восставать даже против богов – для него нет пределов прогресса, его самосовершенствование безгранично.

Эта мифология, любящая человека, верящая в человека, прославляющая человека, не могла не возродиться к новой, очищенной от религиозного содержания жизни в эпоху Ренессанса. Она стала органической частью гуманизма (от латинского «гуманус» - человеческий). С тех пор столетие за столетием художники, композиторы, скульпторы, драматурги, поэты и даже политики припадают к этому неиссякающему источнику, черпают в нём вдохновение, находят недосягаемые образцы.

Мифы древних греков


Мифы Древней Греции – это мифы о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.
Традиционно выделяют два основных типа мифов:

  • космогонические;
  • героические.

Мифы о сотворении мира

Боги

Вначале был Хаос. Никто не может сказать точно, что такое Хаос. Кто-то видел в нём божественное существо, не имеющее определенной формы. Другие (а их было большинство) представляли Хаос как великую бездну, полную творческих сил и божественного семени. Бездна виделась единой беспорядочной массой, тёмной и тяжелой, смесь воды, земли, огня и воздуха. Она содержала в себе все зародыши будущего мира, и из этой наполненной бездны появилась первая пара богов – Уран – Небо и Гея – Земля. От их супружеской связи произошли сторукие великаны – гекантохейры и одноглазые циклопы . Затем Уран и Гея породили великий род титанов . Старшим из них был Океан , бог могучей реки, которая широким голубым кольцом опоясывала всю землю. Дети Урана, которые были либо безобразны, либо свирепы, вызывали у отца страх и отвращение. Не ожидая от детей ни уважения к его отцовской власти, ни благодарности, Урон сбросил их в бездонные бездны Тартара .
Гея слышала доносившиеся их бездонных глубин земли стоны титанов. Она устроила заговор против жестокой власти преступного отца. Младший из титанов – Кронос , который ещё оставался на свободе, поддался уговорам матери. Он подстерёг Урана, вооружившись стальным серпом, и позорно искалечил его (оскопил).
Вытекшая из раны поверженного бога кровь породила трёх страшных богинь мести – Эринний , со змеями вместо волос. Уран, скрытый небесной лазурью, сошел со сцены истории богов.
Вместе с богами родился мир. Из Хаоса твёрдой сушей выделилась земля. Над ней светило молодое солнце, а из туч падали обильные дожди. Постепенно всё стало приобретать знакомый вид. Поднялись первые леса, и вот землю покрыла огромная шумящая чаща. Немногочисленные бродили по неведомым возвышенностям. Озёра выбрали удобные котловины, источники нашли свои гроты, снежный гребень обрисовался на фоне голубого неба. В тёмных просторах ночи сверкали звёзды, а когда они бледнели, птицы приветственной песней встречали зарю.
Миром управлял Кронос вместе с женой Реей. Он боялся, что и у него сын отберет власть, поэтому проглатывал каждого ребенка, которого рожала ему Рея. Так он проглотил пятерых детей. Вместо шестого ребенка Рея подсунула мужу завернутый в пеленки камень. Думая, что это ребенок, Крон проглотил камень, а Рея сошла на землю, где оставила малыша в пещере на попечении у горных нимф . Мальчика назвали Зевсом . Коза Амалтея вскармливала его своим молоком. Эту козу ребенок очень любил. Когда Амалтея сломала рог, Зевс взял его в свои божественные руки и благословил. Так появился рог изобилия , который наполнялся всем, чего пожелает его обладатель.
Прошло время, Зевс вырос и вышел из укрытия. Теперь ему предстояла борьба с отцом. Он посоветовал матери дать Кроносу незаметно рвотное средство. В страшных мучениях Кронос изрыгнул проглоченных детей. Это были молодые прекрасные боги: дочери – Гера , Деметра и Гестия и сыновья Аид и Посейдон .
В это время добрая коза Амалтея умерла. Она оказала своему питомцу ещё одну услугу даже после смерти. Зевс сделал из её кожи щит, который не могло пробить никакое оружие. Так появилась эгида – чудесный щит, с которым Зевс не расставался в битвах.
И первой была битва с отцом. На сторону Кроноса встали другие титаны. Десять лет продолжалась война, которая получила название титаномахия, и без всякого результата. Наконец, Зевс освободил из Тартара циклопов и гекантохейров, помощь которых и решила исход битвы.
Как прежде Уран, теперь Кронос пал в бездну забвения. Новые боги поселились на Олимпе .
Недолго пользовалось новое поколение богов плодами своей победы. Против них восстал род гигантов, сынов Геи – Земли. Одни гиганты были подобны огромных размеров людям, у других тела чудовищ оканчивались клубками змей. Чтобы добраться до Олимпа, гиганты, перебрасывая горы, воздвигли баррикады.
Зевс поражал врагов молниями, ему помогали другие боги. Гиганты не уступали. Молнии не причиняли им вреда. Скалы, бросаемые ими, сыпались, как град, а попадая в море, превращались в острова. Зевс узнал, заглянув в Книгу Предопределений, что победить гигантов может только смертный человек. И тогда Афина привела Геракла .
Наступил решающий день битвы. Боги и богини сплотились вокруг Геракла. Герой вкладывал ежесекундно стрелу в лук и посылал её в гущу нападающих. Тут подоспел Дионис с отрядом своих сатиров верхом на ослах. Эти животные, пораженные диким видом гигантских фигур и шумом самого сражения, подняли такой ужасающий крик, что безумный, непреодолимый страх охватил неприятеля. Уже легко было в сумятице добить бегущих. Только один гигант остался – прекрасный Алкионей. Он был сыном Земли и смеялся над всеми ударами, поскольку ему было достаточно прикоснуться к тому месту, где он родился, как раны мгновенно заживали, и в него вливались новые силы. Геракл схватил его, оторвал от земли – источника силы, унес далеко за пределы его родины и там убил.
Гиганты были детьми Геи. Столь жестокого обращения ср своим потомством престарелая богиня простить не могла. Решив отомстить, она произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Это был Тифон .

У него было огромное человеческое тело от головы до бёдер, а вместо ног вились клубки змей. На голове и подбородке торчали щетиноподобные волосы, всё остальное тело обросло перьями. Он превосходил ростом самые высокие горы и достигал звёзд. Когда он раскидывал руки, правая рука погружалась во мрак далёкого запада, а пальцы левой руки касались места, откуда восходит солнце. Как мячи он перебрасывал гигантские скалы. У этого чудища из глаз вырывался огонь, а из пасти текла кипящая смола. В воздухе он летал, наполняя его криком и шипением.

Когда боги увидели у небесных врат это чудовище, их охватил страх. Чтобы Он не узнал их, боги бежали в Египет и там обернулись на животных. В борьбу с Тифоном вступил только один Зевс, используя в качестве оружия серп, которым когда-то Кронос искалечил своего отца Урана. Ему удалось ранить Тифона, и раненый гигант так сильно истекал кровью, что стали красными Фракийские горы, и с того времени их называют Гемос – Кровавые горы. Наконец Тифон совсем обессилел, и Зевс смог придавить привалил его островом Сицилия . Всякий раз, когда Тифон пытается вырваться из своего заключения, земля Сицилии дрожит, а из пасти поверженного чудовища сквозь кратер Этны вырывается огонь.

Люди

Люди уже были на земле, когда Зевс вступил на небесный трон, и перед их испуганными глазами происходили битвы богов за господство над миром. Существовали различные предания о том, откуда появились люди. Одни утверждали, что люди вышли прямо из лона земли, общей матери всего сущего; другие считали, что леса и горы создали людей, как деревья и скалы; третьи думали, что люди произошли от богов. Но наиболее популярной была легенда о четырёх веках человечества .

Вот что она сообщает:

Сначала был золотой век. Миром правил Кронос. Земля родила всё в изобилии, не понуждаемая к тому трудом земледельца. Реки текли молоком, из деревьев сочился сладчайший мёд. Люди жили, как небожители, – без трудов, без забот, без печали. Их тело не старело никогда, а жизнь они проводили в бесконечных забавах и беседах. Золотой век кончился с падением Кроноса, а тогдашние люди превратились в божественных духов.

Следующий век был серебряный, а значит, намного хуже. Очень медленно развивались люди, целых сто лет продолжалось их детство, в зрелом возрасте их жизнь была коротка и полна лишений. Они были чванливы и злы, не хотели чтить богов, как полагалось и приносить им жертвы. Зевс уничтожил их всех.

Грубое, любящее войну племя жило в бронзовом веке. У людей, имеющих силу гигантов, сердца были как камень. Они не знали железа и всё делали из бронзы – и утварь, и оружие, и дома, и стены городов. Это был героический период. Тогда жили храбрый Тезей и великий Геракл , герои Трои и Фив . Они совершали такие необычайные подвиги, которые в следующем железном веке уже не повторились, а железный век продолжается и поныне.

Другие предания рассказывали, что людей создал один из титанов - Прометей, вылепив их из глины, смешанной со слезами. Он дал им душу из небесного огня, украв несколько искр из солнечной кузницы.

Созданный Прометеем человек был наг и слаб. Фигурой он был подобен образу богов, однако ему недоставало их силы. Хрупкие ногти людей не могли противостоять когтям хищных животных. Сонными призраками блуждали люди, беспомощные перед силами природы, которых они не понимали. Все их поступки были беспорядочны и бессмысленны.

Жалея людей, Прометей вновь прокрался в сокровищницу небесного огня и принёс людям на землю первые тлеющие угли. Запылали очаги в жилищах людей, отпугивая хищных зверей и согревая жителей. Прометей научил людей ремёслам и искусству.

Это не понравилось Зевсу. Он ещё хранил память о недавней битве с гигантами и опасался всего, что исходит от земли. Он приказал Гефесту по образцу бессмертных богинь создать женщину чудной красоты. Каждый из богов наградил эту женщину каким-то особым качеством – красотой, привлекательностью, обаянием, умением уговаривать, льстивым характером. Её одели в золото, увенчали цветами и назвали Пандорой , что означает «всеми одаренная». В приданое она получила плотно закупоренный сосуд, содержимое которого никто не знал.

Посланец богов Гермес привел Пандору на землю и оставил перед домом Прометея. Но мудрый титан сразу почуял подвох. Он отослал женщину и всем другим советовал это делать. Не послушался титана только его брат Эпиметей . Он пленился красотой женщины и немедленно на ней женился. Не имея уже возможности это исправить, Прометей советовал брату хотя бы не открывать сосуд, который Пандоре дали боги. Но любопытная женщина не удержалась и приоткрыла крышку сосуда. В тот же момент на свет вылетели все огорчения, заботы, нужда, болезни и окружили несчастное человечество. А на дне сосуда была надежда. Пандора тут же захлопнула крышку, и надежда осталась внутри. Вот отсюда и произошел фразеологизм «ящик Пандоры ».

Решил Прометей подвохом на подвох отплатить богам. Он убил быка и на две части разделил его: мясо завернул в шкуру и положил отдельно, а в другой части сложил кости, которые сверху накрыл жиром. Затем он обратился к Зевсу: «Какую часть возьмешь, та с тех пор и будет посвящаться богам.». Разумеется, Зевс выбрал ту часть, где был толстый слой жира, будучи уверенным, что под жиром лежат самые нежные куски мяса. Когда верховный бог понял свою ошибку, ничего изменить было невозможно. С тех пор в жертву небесным богам приносят именно эти части животных.

Зевс жестоко отомстил Прометею. Титан был прикован к скале в горах Кавказа по его приказу. Голодный орел прилетал каждый день и выклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Безответные стоны сжигаемого горячими лучами солнца титана падали в горные провалы как мёртвые камни.

Люди, лишившись руководства мудрого Прометея, становились порочными и злыми. Попав на землю, боги наталкивались на пренебрежение и оскорбления. Боги считали, что в этом повинна преступная кровь гигантов, пропитавшая землю, из которой лепил Прометей людей. Решено было уничтожить человечество потопом.

Отовсюду ветры согнали тучи. Начались большие дожди. Реки и моря вышли из берегов. Граница между небом и морем исчезла. Человек плыл по полям, по которым недавно ходил за плугом. Уставшие от полёта птицы, не находя себе опоры, падали в пучину. Всё живое обратилось в беспорядочное бегство. Землю охватили запустение и тишина. На вершинах Олимпа боги слышали только дыхание беспредельного моря.

Скрылись самые высокие горы. Над волнами возвышалась только вершина Парнаса в Беотии . Единственный жалкий челн колыхался в безбрежном океане. В нём дрожали от страха два старика – Девкалион и Пирра . Их челн пристал после девяти дней и ночей странствий к вершине Парнаса. Вода начала спадать. Медленно обнажились холмы, потом возвышенные равнины, потом заполненные илом низины, в которых лежали трупы людей и животных.

Старики обратились к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как можно снова заселить землю. Из вещей пещеры они получили ответ: «Идите, прикрыв лицо, и бросайте через голову кости вашей матери». Пирра ужаснулась совету, но мудрый Девкалион правильно понял прорицание: общая мать всего живущего – земля, а кости – её камни.

Супруги закрыли лица покрывалами и в чистом поле бросали за спину камни, и камни превращались в людей. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, из брошенных Пиррой – женщины. Долго они трудились, а устав, присели отдохнуть.

Вокруг возрождался мир. Из земли, оплодотворённой обильными дождями, рождались растения, животные и птицы. Робко и медленно появлялись первые редкие селения. Их строило рожденное из камня племя, и это племя было более жизнеспособным, закаленным в страдании и труде.

Девкалион, как патриарх, ходил среди своих детей и учил их необходимым в жизни вещам, насаждал почитание богов и ставил храмы.

Зевс видел из окон олимпийского дворца как мир поднимается к новым предназначениям. Он убедился вскоре, что люди не запомнили кару, постигшую их предшественников, во всяком случае, не стали лучше, но больше уже не насылал на них потопа.

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Вместе с развитием общества изменялись и мифы, в которых выражалось его мировоззрение.

Мифы Древней Греции – это мифы о пантеоне богов , о жизни титанов и гигантов, о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.

Боги в мифах Древней Греции

Олимпийские боги
Греческие богини
Музы
Имена богов по алфавиту
Аид
Аполлон
Арес
Артемида
Асклепий
Астерия
Астрей
Атлант или Атлас
Афина
Афродита
Бия
Гармония
Геката
Гелиос
Гемера
Гера
Герас
Гермес
Гестия
Гефест
Гея
Гипнос
Гипперион
Деймос
Деметра
Дионис
Зевс
Зел
Иапет
Каллиопа
Кей
Керы
Кето
Клио
Кратос
Крий
Кронос
Лето
Мельпомена
Менетий
Метида
Мнемосина
Мойры
Немезида
Ника
Никта
Нимфы
Океан (мифология)
Оры
Паллант
Пан
Перс (мифология)
Персефона
Плутос
Полигимния
Понт
Посейдон
Прометей
Рея
Селена
Стикс
Талия
Танатос
Тартар
Тейя
Терпсихора
Тефида
Титаны
Уран
Урания
Феба
Фемида
Фетида
Фобос
Форкий
Хариты
Эвтерпа
Энио
Эос
Эпиметей
Эрато
Эреб
Эрида
Эринии
Эрос
Эфир

Герои Древней Греции

Персонажи греческих мифов

Автомедонт
Агава
Агамемнон
Адмет
Андромеда
Антигона (жена Пелея)
Антилох
Ариадна
Ахерон
Беллерофонт
Гекатонхейры
Гектор
Гекуба
Герион
Геспериды

Герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции, вся греческая культура, особенного позднего времени, когда была развита и философия, и демократия, оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации в целом. Мифология складывалась на протяжении долгого времени. Сказания, легенды становились известными, потому что по тропам и дорогам Эллады странствовали декламаторы. Они несли более или менее длинные истории о героическом прошлом. Некоторые давали лишь краткое содержание.

Легенды и мифы Древней Греции постепенно становились знакомыми и любимыми, а то, что создал Гомер, было принято знать образованному человеку наизусть и уметь цитировать с любого места. Греческие ученые, стремившиеся все упорядочить, начали работать над классификацией мифов, и превратили разрозненные истории в стройный ряд.

Главные греческие боги

Самые первые мифы посвящены борьбе различных богов между собой. Часть из них не имела человеческих черт - это порождения богини Геи-Земли и Урана-Неба - двенадцать титанов и еще шесть чудовищ, которые ужаснули отца, и он их поверг в бездну - Тартар. Но Гея уговорила оставшихся титанов свергнуть отца.

Это сделал коварный Кронос - Время. Но, женившись на своей сестре, он боялся рождавшихся детей и глотал их сразу после рождения: Гестию, Деметру, Посейдона, Геру, Аида. Родив последнего ребенка - Зевса, жена обманула Кроноса, и он не смог проглотить младенца. А Зевс был надежно спрятан на Крите. Это только краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции страшно описывают происходящие события.

Война Зевса за власть

Зевс вырос, возмужал и заставил Кроноса возвратить на белый свет своих проглоченных сестер и братьев. Он призвал их на борьбу с жестоким отцом. Кроме того, в борьбе приняли участие и часть титанов, великаны и циклопы. Десять лет длилась борьба. Огонь бушевал, моря кипели, от дыма ничего не было видно. Но победа досталась Зевсу. Врагов свергли в Тартар и заключили под стражу.

Боги на Олимпе

Зевс, которому циклопы сковали молнии, стал верховным богом, Посейдону подчинялись все воды на земле, Аиду - подземное царство мертвых. Это было уже третье поколение богов, от которых произошли все остальные боги и герои, о которых начнут рассказывать истории и сказания.

Древнейшие относят к циклу о Дионисе, и виноделия, плодородия, покровителя ночных мистерий, которые проводились в самых мрачных местах. Мистерии были страшными и таинственными. Так стала намечаться борьба темных богов со светлыми. Реальных войн не было, но стали постепенно уступать место светлому богу солнца Фебу с его рациональным началом, с его культом разума, науки и искусства.

А иррациональное, экстатическое, чувственное отступило. Но это две стороны одного явления. И одно было невозможно без другого. Богиня Гера, жена Зевса, покровительствовала семье.

Арес - войне, Афина - мудрости, Артемида - луне и охоте, Деметра - земледелию, Гермес - торговле, Афродита - любви и красоте.

Гефест - ремесленникам. Их взаимоотношения между собой и людьми составляют сказания эллинов. Их полностью изучали в дореволюционных гимназиях России. Только сейчас, когда людей касаются по большей части земные заботы, они при необходимости обращают внимание ни их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции все дальше уходят в прошлое.

Кому покровительствовали боги

Они не очень благоволи людям. Часто завидовали им или вожделели к женщинам, ревновали, бывали жадными до похвал и почестей. То есть они были очень похожи на смертных, если брать их описание. Сказания (краткое содержание), легенды и мифы Древней Греции (Кун) весьма противоречиво описывают своих богов. «Ничего так не радует богов, как крах человеческих надежд», - считал Еврипид. И ему вторил Софокл: «Боги всего охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Зевсу подчинялись все боги, но для людей он имел значение как гарант справедливости. Именно когда судья судил неправедно, человек обращался за помощью к Зевсу. В делах войны главенствовал только Марс. Мудрая Афина покровительствовала Аттике.

Посейдону все моряки, уходя в море, приносили жертвы. В Дельфах можно было просить милости у Феба и Артемиды.

Мифы о героях

Один из любимых мифов был о Тесее, сыне царя Афин Эгея. Он родился и воспитывался в царской семье в Трезене. Когда он вырос и смог достать меч своего отца, то отправился на встречу с ним. По пути он уничтожил разбойника Прокруста, не дававшего пройти людям по своей территории. Попав к отцу, он узнал, что Афины платят дань девушками и юношами Криту. Вместе с очередной партией рабов, под траурными парусами, он отправился на остров к чтобы убить чудовищного Минотавра.

Царевна Ариадна помогла Тесею пройти лабиринт, в котором находился Минотавр. Тесей сразился с чудищем и уничтожил его.

Греки радостно, освободившись навсегда от дани, возвращались на родину. Но они забыли сменить черные паруса. Эгей, не сводивший глаз с моря, увидел, что сын погиб, и от непереносимого горя бросился в пучины вод, над которыми стоял его дворец. Афиняне ликовали, что они навсегда освободились от дани, но и плакали, узнав о трагической кончине Эгея. Миф о Тесее длинный и красочный. Это его краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции (Кун) дадут о нем исчерпывающее описание.

Эпос - вторая часть книги Николая Альбертовича Куна

Легенды об аргонавтах, о путешествиях Одиссея, о мести Ореста за смерть отца и злоключениях Эдипа в Фиванском цикле составляют вторую половину книги, которую написал Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание по главам указано выше.

Возвращаясь из Трои на родную Итаку, Одиссей провел много долгих лет в опасных скитаниях. Трудно давалась ему дорога домой по бурному морю.

Бог Посейдон не мог простить Одиссею то, что, спасая свою жизнь и жизнь своих друзей, он ослепил Циклопа, и насылал неслыханные бури. По дороге они гибли от сирен, увлекавших своими неземными голосами и сладкозвучным пением.

Все его спутники погибли в путешествиях по морям. Всех уничтожила злая судьба. В заточении у нимфы Калипсо Одиссей томился многие годы. Он умолял отпустить его домой, но отказывала прекрасная нимфа. Только просьбы богини Афины смягчили сердце Зевса, он сжалился над Одиссеем и вернул его к семье.

И о походах Одиссея создал в своих поэмах Гомер - «Илиада» и «Одиссея», мифы о походе за золотым руном к берегам понта Эвсинского описаны в поэме Апполония Родосского. Софокл написал трагедию «Эдип-царь», трагедию об Аресте - драматург Эсхил. Их дает краткое содержание «Легенды и мифы древней Греции» (Николай Кун).

Мифы и легенды о богах, титанах, многочисленных героях тревожат воображение художников слова, кисти и кинематографии наших дней. Стоя в музее около картины, написанной на мифологическую тему, или слыша имя прекрасной Елены, хорошо бы хоть немного представлять себе, что стоит за этим именем (огромная война), и знать детали сюжета, изображенного на полотне. Этому могут помочь «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание книги раскроет смысл увиденного и услышанного.

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми - смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Что такое миф?

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание - большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое - «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них - это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

О чем рассказывают древнегреческие легенды?

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов - Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Мифы Древней Греции (краткое содержание). Про Зевса Громовержца

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи - времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей - богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

Вместо эпилога

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни - земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.

© ООО «Филологическое общество „СЛОВО”», 2009

© ООО «Издательство Астрель», 2009

Начало мира

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Война богов


Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.

Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.

Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.

Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.

Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.

Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.

Посейдон, повелитель морей


Глубоко на самом дне моря живет теперь в своем роскошном дворце брат могущественного Зевса Посейдон. После той великой битвы, когда молодые боги победили старых, кинули сыновья Крона жребий, и Посейдону досталась власть над всеми морскими стихиями. Спустился он на дно морское, да так и остался там жить навсегда. Но каждый день поднимается Посейдон на поверхность моря, чтобы объехать свои бескрайние владения.

Величественный и прекрасный, мчится он на своих могучих зеленогривых конях, и послушные волны расступаются перед своим повелителем. Самому Зевсу не уступает Посейдон в могуществе. Еще бы! Ведь стоит ему взмахнуть своим грозным трезубцем, как поднимается на море неистовая буря, к самому небу вздымаются громадные волны и с оглушительным ревом обрушиваются вниз, в самую бездну.

Страшен могучий Посейдон в гневе, и горе тому, кто окажется в такое время на море. Словно невесомые щепки, носятся по бушующим волнам огромные корабли, пока, вконец изломанные и искореженные, не рухнут они в морскую пучину. Даже морские обитатели – рыбы и дельфины – стараются забраться поглубже в море, чтобы переждать там в безопасности гнев Посейдона.

Но вот его гнев проходит, величественно поднимает он свой сверкающий трезубец, и успокаивается море. Поднимаются из морских глубин невиданные рыбы, пристраиваются сзади к колеснице великого бога, устремляются следом за ними веселые дельфины. Кувыркаются они в морских волнах, развлекают своего могучего повелителя. Веселыми стайками плещутся в прибрежных волнах прекрасные дочери морского старца Нерея.

Однажды Посейдон, как всегда, мчался по морю на своей быстролетной колеснице и на берегу острова Наксос увидел прекрасную богиню. Это была Амфитрита, дочь морского старца Нерея, который знает все тайны будущего и даёт мудрые советы. Вместе со своими сестрами-нереидами она отдыхала на зеленом лугу. Они бегали и резвились, взявшись за руки, водили веселые хороводы.

Сразу полюбил Посейдон прекрасную Амфитриту. Он уже направил могучих коней к берегу и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита испугалась неистового Посейдона и ускользнула от него. Потихоньку пробралась она к титану Атланту, который держит на своих мощных плечах небесный свод, и попросила, чтобы он где-нибудь спрятал ее. Пожалел Атлант прекрасную Амфитриту и укрыл ее в глубокой пещере на дне Океана.

Долго искал Посейдон Амфитриту и никак не мог найти ее. Подобно огненному смерчу носился он по морским просторам; все это время свирепая буря не утихала на море. Все обитатели морские: и рыбы, и дельфины, и все чудища подводные – отправились на поиски прекрасной Амфитриты, чтобы успокоить своего разбушевавшегося повелителя.

Наконец дельфину удалось найти ее в одной из отдаленных пещер. Приплыл он побыстрее к Посейдону и показал ему убежище Амфитриты. Примчался Посейдон к пещере и увез с собой свою любимую. Не забыл он поблагодарить и того дельфина, который помог ему. Он поместил его среди созвездий на небе. С тех пор дельфин так и живет там, и все знают, что есть на небе созвездие Дельфин, только не всем ведомо, как оно там оказалось.

А прекрасная Амфитрита стала женой могущественного Посейдона и счастливо зажила с ним в его роскошном подводном замке. С тех пор редко случаются на море свирепые бури, потому что нежная Амфитрита очень хорошо умеет укрощать гнев своего могущественного супруга.

Пришло время, и у божественной красавицы Амфитриты и властителя морей Посейдона родился сын – красавец Тритон. Сколь красив сын властителя морей, столь и шаловлив. Только подует он в раковину – и сразу заволнуется море, зашумят волны, грозный шторм обрушится на незадачливых мореходов. Но Посейдон, видя проказы своего сына, тут же поднимает свой трезубец, и волны как по волшебству утихают и, нежно шепчась, безмятежно плещутся, ласкаясь о прозрачный, чистый морской песок на берегу.

Морской старец Нерей часто навещает свою дочку, приплывают к ней и ее веселые сестры. Иногда Амфитрита отправляется вместе с ними поиграть на морском берегу, и Посейдон уже не волнуется. Он знает, что она больше не будет от него прятаться и обязательно вернется в их чудесный подводный дворец.

Мрачное царство


Глубоко под землей живет и царствует третий брат великого Зевса суровый Аид. Досталось ему по жребию подземное царство, и с тех пор он там полновластный хозяин.

Темно и мрачно в царстве Аида, ни единый лучик солнечного света не пробивается туда сквозь толщу. Ни один живой голос не нарушает печальное безмолвие этого сумрачного царства, только жалобные стоны мертвых тихим, неясным шелестом заполняют все подземелье. Мертвых здесь уже больше, чем живых на земле. А они все прибывают и прибывают.

Течет на границах подземного царства священная река Стикс, на ее берега и прилетают после смерти души умерших. Терпеливо и безропотно ждут они, когда приплывет за ними перевозчик Харон. Нагружает он свою ладью безмолвными тенями и везет их на другой берег. Только в одну сторону везет он всех, обратно его лодка всегда плывет пустая.

А там, у входа в царство мертвых, сидит грозный страж – трехглавый пес Кербер, сын ужасного Тифона, на шее у него шипят и извиваются злобные змеи. Только он больше сторожит выход, а не вход. Без задержки пропускает он души умерших, но обратно ни одна из них уже не выйдет.

А дальше путь их лежит к трону Аида. Посреди своего подземного царства сидит он на золотом троне вместе со своей женой Персефоной. Однажды он похитил ее с земли, и с тех пор Персефона живет здесь, в этом роскошном, но мрачном и безрадостном подземном дворце.

То и дело подвозит Харон новые души. Испуганные и дрожащие, сбиваются они стайкой перед грозным властелином. Жалко их Персефоне, она готова всем им помочь, успокоить их и утешить. Но нет, не может она этого делать! Здесь же рядом сидят неумолимые судьи Минос и Радамант. Они взвешивают на своих ужасных весах несчастные души, и сразу становится ясно, сколько нагрешил человек в своей жизни и какая участь ожидает его здесь. Плохо приходится грешникам, а особенно тем, кто сам никого не жалел при жизни, грабил и убивал, издевался над беззащитными. Ни минуты покоя не дадут им теперь неумолимые богини мщенья Эринии. Они носятся по всему подземелью за преступными душами, гонят их, размахивая грозными бичами, отвратительные змеи извиваются на их головах. Никуда не скрыться от них грешникам. Как бы хотелось им, хотя бы на секундочку, очутиться на земле и сказать своим близким: «Будьте добрее друг к другу. Не повторяйте наших ошибок. Ужасная расплата ждет всех после смерти». Но отсюда нет пути на землю. Есть только сюда с земли.

Опершись на свой грозный разящий меч, в широком черном плаще стоит возле трона ужасный бог смерти Танат. Только взмахнет Аид рукой, как срывается с места Танат и на своих черных громадных крыльях летит к постели умирающего за новой жертвой.

Но вот как будто светлый луч пронесся по мрачному подземелью. Это прилетел прекрасный юный Гипнос, бог, который навевает сон. Он спустился сюда, чтобы поприветствовать Аида, своего повелителя. А потом опять помчится на землю, где его ждут люди. Плохо им бывает, если Гипнос задержится где-то.

Летает он над землей на своих легких, ажурных крыльях и льет из рога снотворный елей. Нежно касается он ресниц своим волшебным жезлом, и все погружается в сладкий сон. Ни люди, ни бессмертные боги не могут противиться воле Гипноса – такой он могущественный и всесильный. Даже великий Зевс послушно смыкает грозные очи, когда взмахивает прекрасный Гипнос своим чудесным жезлом.

Часто в полетах сопровождают Гипноса боги сновидений. Они очень разные, эти боги, как и люди. Есть добрые и веселые, а есть мрачные и неприветливые. Так и получается: к кому какой бог прилетит, такой сон человек и увидит. Кому-то приснится радостный и счастливый сон, а кому-то тревожный, нерадостный.

А еще бродят по подземному царству ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами и чудовищная Ламия, которая любит по ночам пробираться в детские спальни и утаскивать маленьких ребятишек. Ужасная богиня Геката властвует над всеми этими чудовищами и привидениями. Как только наступает ночь, выходит вся эта жуткая компания на землю, и не дай бог кому встретиться с ними в эту пору. Но с рассветом опять скрываются они в своем мрачном подземелье и сидят там до темноты.

Вот такое оно – царство Аида, страшное и безрадостное.

Олимпийцы


Самый могущественный из всех сыновей Крона – Зевс – остался на Олимпе, досталось ему по жребию небо, и отсюда он стал царствовать над всем миром.

Внизу, на Земле, бушуют ураганы и войны, стареют и умирают люди, а здесь, на Олимпе, царит мир и покой. Никогда здесь не бывает зимы и морозов, не льют дожди и не дуют ветры. Золотое сияние днем и ночью разливается вокруг. В роскошных золотых дворцах, которые построил для них мастер Гефест, живут здесь бессмертные боги. Пируют и веселятся они в своих золотых чертогах. Но и о делах не забывают, ведь у каждого из них есть свои обязанности. Вот и сейчас позвала всех Фемида, богиня закона, на совет богов. Захотелось Зевсу обсудить, как лучше им управлять людьми.

Сидит великий Зевс на золотом троне, а перед ним в просторном зале разместились все остальные боги. Возле его трона, как всегда, богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая Ника, богиня победы. Здесь же и быстроногий Гермес, посланец Зевса, и великая богиня-воительница Афина Паллада. Сияет своей небесной красотой прекрасная Афродита.

Опаздывает вечно занятый Аполлон. Но вот и он подлетает к Олимпу. Три прекрасные Оры, которые охраняют вход на высокий Олимп, уже приоткрыли перед ним густое облако, чтобы освободить ему путь. И он, сияющий красотой, сильный и могучий, закинув за плечи свой серебряный лук, входит в зал. Радостно поднимается ему навстречу его сестра – прекрасная богиня Артемида, неутомимая охотница.

И тут в зал входит величественная Гера, в роскошных одеждах, прекрасная, светлокудрая богиня, жена Зевса. Все боги встают и почтительно приветствуют великую Геру. Она опускается рядом с Зевсом на свой роскошный золотой трон и прислушивается к тому, о чем говорят бессмертные боги. У нее тоже есть своя постоянная спутница. Это легкокрылая Ирида, богиня радуги. По первому слову своей повелительницы готова Ирида лететь в самые отдаленные уголки Земли, чтобы выполнить любое ее поручение.

Сегодня Зевс спокоен и миролюбив. Спокойны и остальные боги. Значит, все в порядке на Олимпе, и на Земле дела идут хорошо. Поэтому нет сегодня у бессмертных никаких огорчений. Они шутят и веселятся. Но бывает и по-другому. Если рассердится могущественный Зевс, взмахнет он своей грозной десницей, и тут же оглушительный гром сотрясет всю Землю. Одну за другой мечет он ослепительные огненные молнии. Плохо приходится тому, кто чем-то не угодил великому Зевсу. Бывает, что и безвинный становится в такие минуты невольной жертвой безудержного гнева повелителя. Но тут уж ничего не поделаешь!

А еще стоят у ворот его золотого дворца два загадочных сосуда. В одном сосуде лежит добро, а в другом – зло. Зачерпывает Зевс то из одного сосуда, то из другого и бросает пригоршнями на Землю. Всем людям должно доставаться поровну и добра, и зла. Но случается и так, что кому-то достается больше добра, а на кого-то сыплется одно зло. Но сколько бы ни посылал Зевс из своих сосудов добра и зла на Землю, повлиять на судьбу людей он все-таки не в силах. Этим занимаются богини судьбы – мойры, которые тоже живут на Олимпе. Сам великий Зевс зависит от них и не знает свою судьбу.

Одна из этих неумолимых богинь, Лахесис, еще до рождения человека вынимает ему, не глядя, жребий. Кому какая судьба достанется, так и будет. Ее сестра, мойра Клото, без устали прядет жизненную нить. Как только она обрывается, заканчивается и жизнь человека. Никто не может изменить ни судьбу, ни срок жизни, которые назначили человеку Клото и Лахесис, потому что есть еще и третья сестра, мойра Атропос. Она заносит в длинный список все, что назначили ее сестры. А то, что занесено в свиток судьбы, уже никогда не изменится.

Много бессмертных богов и богинь живет на Олимпе. Есть среди них жестокие и злые, вот как Арес, например, бог несправедливой войны, и хоть и является он сыном громовержца Зевса, не любит его отец за кровожадность и свирепость. Ничто так не радует сердце злого и грозного Ареса, как кровь и стоны падающих в смертной битве воинов, не глядя разит Арес своим ужасным мечом и сеет вокруг себя смерть и разрушение. А есть и другие – светлые и добрые, как богиня счастливой судьбы Тюхэ. Ходит она по земле со своим рогом изобилия и осыпает счастьем всех, кто ей встречается на пути. Только ходит она почему-то тайными тропами, и никто не знает, где они находятся. Но зато если кто встретится с Тюхэ, тот всегда потом будет самым счастливым человеком на свете. Хоть и редко бывают такие встречи, но каждый человек надеется, что когда-нибудь встретит он на своем пути Тюхэ, прекрасную богиню счастья.

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои

Местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.

Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов - эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более

Его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы - ореады, в лесах - дриады, в реках - наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.

Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты - огромные великаны, которые сражались с самими богами.

Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой - куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии - боги и герои.

В основе греческой религии лежал антропоморфизм - уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное - бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой богиней, царицей богов, которая покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств; На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса - Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь сущим – несчастьем. Сын Зевса Аполлон - бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусарёт, т. е. предводитель муз.

Музами называли богинь, спутниц Аполлона, покровительниц наук, поэзии и искусств: Клио - истории, Евтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Терпсихора- танцам, Каллиопа - эпической поэзии, Полигимния - гимнов, пантомимы, Урания- астрономии, Эрато – любовной, эротической поэзии.

Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. В скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес - бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, Выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина - гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственности и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства Гефест. Его изображали в фартуке и с кузнечным молотом, среди искр и дыма. Гефест - единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, считался искусным мастером ковки.

Жена Ареса, прекраснейшая Афродита, - богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала любовь в сердцах и богов и смертных и поэтому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия: без ее могучей силы ничего не родилось.

Любимейшим богом был также сын Зевса Дионис, покровитель виноградарства и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Помимо главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос - бог сна; Танатос - бог смерти; Гименей:- бог брака; Асклепий, сын Аполлона и Корониды, - бог врачевания; Эрида - богиня раздоров; Ника - богиня победы и др.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

В числе популярных героев Греции известный по многим мифам Персей, сын Зевса и Данай, также совершил немало подвигов. Подобно Прометею, он запечатлен в произведениях мирового искусства, на полотнах Рубенса, Рембрандта и Тициана. Величайшим героем Греции считался и Тесей, которому приписывали создание древнего государственного строя в Афинах. Героями почитались легендарный певец Орфей; величайший архитектор и зодчий Дедал; богач Тантал, столь возгордившийся, что счел себя равным богам, и за это был жестко наказан; Пигмалион, скульптор, способный даже оживлять свои создания.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.

Миф о Пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к статуе со словами, но она была нема. Тогда на празднике в честь златой Афродиты он принес ей в жертву телку с позолоченными рогами и обратился с мольбой к богине любви дать ему в жены девушку столь же прекрасную, что и его статуя. После этого пламя жертвенника ярко вспыхнуло. Это был знак того, что богиня услышала его просьбу. Когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что прекрасная статуя - живая. Так богиня любви дала Пигмалиону в жены красавицу девушку. Этот сюжет, оригинально переосмысленный, лежит в основе известной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.

Миф о троянской войне

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию, Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису с предложением решить этот спор, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить яблоко ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера – обещала власть над всей Азией; Афина - воинскую славу и победы; Афродита - в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятие. В рядах ахейских (греческих) воинов находятся Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего, согласно преданию, более ста тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.