Жизнь и быт западной европе 16 века. Народы Европы: история, особенности, традиции, обычаи, культура, языки, религии, быт

Планировка городов была хаотичной. Наиболее типична была улица шириной 7-8 м, небольшие улицы были шириной не более 2-м. Причина – дороговизна городской земли, зажатой между городскими стенами. Уличное движение состояло из 3-х элементов: пешеходов, животных и повозок. Серьёзной проблемой было поддержание чистоты улиц. Мусор и нечистоты обычно сбрасывались в реки или близлежащие рвы. В качестве отопительного устройства у рчдовых горожан применялся открытый очаг с глиняным полом. Он использовался также для освещения и приготовления пищи. Печи появились в XV в. Система отопления была весьма пожароопасной, поэтому складывались особые нормы, требовавшие не загромождать улицы. Относились они, прежде всего к лавочникам и купцам. Запрещалось так же выводить печные и каминные трубы в закрытые проходы и на многолюдные улицы. Уделялось внимание проблемам безопасности. Многие улицы перегораживались цепями. Во многих городах предписывалось не выходить из дома без фонаря после 3-го звона вечернего колокола. Жилища были закрытыми. Цель средневекового дома – обособиться от соседей, отсюда – глухая стена или забор, ибо быть увиденным означало потерять свободу. Планировка и застройка городов зависела от рода деятельности различных групп населения. Купеческие кварталы располагались у ворот и мостов. На окраинах размещались кожевенные мастерские по санитарным соображениям; котельщики из-за производимого шума; кузнецы из-за опсаности пожаров. . Туалеты были далеко не в каждом доме. Мылись редко, обычно в лоханях дома. Бани появились с XIII в. Питались нерегулярно, обычно 2 раза в день.

29 Быт европейских крестьян

Большинство исследователей сходятся на том, что крестьянская жизнь в средние века была балансированием на грани голодной смерти. Жилища, пища, одежда, утварь были простыми, созданными своими руками, покупали мало. Преобладающей формой крестьянского поселения оставалась деревня. Территория деревни обычно обносилась изгородями, прежде всего для охраны скота о хищников. В пище крестьян преобладали овощи, дикие фрукты и коренья, вареное зерно, рыба. Одежда мужчин состояла из длинных штанов, нижней рубахи – комизы и верхней рубахи с коротким рукавом. Женская одежда состояла из длинных широких юбок и широких рубах с длинными рукавами. Зимой носили либо кожухи, либо драповые свитки. Крестьянская семья обычно состояла из родителей с неженатыми детьми и насчитывала 4-5 человек. Невеста должна была приносить приданное (одежда, постельное белье, хозяйственная утварь или деньги). Жених так же делал подарок на утро после свадьбы. Жена находилась под покровительством мужа, который мог применять телесные наказания (не до крови).Еще больше была его власть над детьми. Связь жителей деревни с внешним миром была ограничена. Быт носил замкнутый, патриархальный характер. Все интересы крестьян концентрировались в родной деревне, были связаны отношениями с соседями, своим и соседними сеньорами. Феодальный обычай запрещал крестьянам носить оружие. В отношениях сеньора к крестьянину преобладала жестокость, ибо господа были убеждены, что их сервы – люди неполноценные и другого обращения не поймут. Важным элементом общественной и духовной жизни крестьян были церковь и приходской священник. Местная приходская церковь была общественным центром в деревне, при ней создаются различные братства не только для религиозных целей, но и для починки дорог, охраны полей и т. п.

В целом быт и повседневная жизнь крестьян определялись уровнем развития хозяйства и степенью их эксплуатации. Большинство исследователей сходится на том, что крестьянская жизнь в средние века была балансированием на грани голодной смерти. Отсюда – бедность, наличие только самого необходимого. Жилища, пища, одежда, утварь были простыми, созданными обычно своим трудом; покупали мало.

Преобладающей формой крестьянского поселения оставалась деревня. Даже там, где были распространены выселки, хутора, они тяготели к более крупному поселку как административному, религиозному, экономическому центру. В нем вершились общинные и вотчинные дела, была церковь, нередко - торжище, куда свозились оброки. Насчитывали деревни обычно не более 200-400 человек. Усадьба, крестьянский двор - сложный комплекс, включавший в себя дом и другие строения, сад, огород, небольшие земельные участки. При этом трудовая деятельность крестьянина, даже крепостного, в его дворе никем не регламентировалась.

Хозяйственный подъем ХII-ХIII вв. отразился и на сельском домостроительстве. Прежние землянки и полуземлянки повсеместно сменяются наземными домами. Преобладали так называемые однокамерные дома (одна жилая комната с печью и холодным тамбуром). Из-за нехватки в Западной Европе строительного леса стены домов делали из деревянного каркаса, забутованного битым камнем и глиной. Но фундаменты с ХII в. уже повсеместно были каменными. Покрывали крышу домов соломой, камышом, дранкой. Лишь богатые крестьяне могли позволить себе двухкомнатные дома, полностью сложенные из камня. Недостаток леса на западе особенно обострился после "великих расчисток". А ведь лес нужен был еще на дрова. Окон в домах нередко не было, а небольшие отверстия в холодное время затыкали соломой. Печи с дымоходами были у богатых, остальные довольствовались курным способом топки. Готовили пищу и согревались от очагов.

Территории деревень обычно обносились изгородями, прежде всего для охраны скота от хищников. Строить более мощные укрепления было привилегией лишь феодалов.

О санитарном состоянии средневековых деревень данных мало.. Из предметов личной гигиены чаще встречаются костяные гребни. Бриться могли маленькими тонкими ножами с тупыми концами. Посуду с пригоревшей пищей обычно выбрасывали, ибо глиняная посуда изготавливалась практически в каждой деревне и была столь же непрочной, сколь и дешевой. Ее обломками буквально усеяны все исследованные археологами поселения.

В пище крестьян преобладали овощи (особенно бобовые, капуста), дикие фрукты и коренья, вареное зерно, рыба. Трудности обмолота зерна, малочисленность мельниц и хлебных печей, баналитеты на их использование предопределяли редкость хлеба и преобладание каш и похлебок в рационе крестьян. Хлеб, особенно белый, давали больным. Мясо употребляли только по праздникам. На питание влияли и церковные ритуалы, посты и праздники, когда было принято есть мясо. Охоту и рыбную ловлю ограничивали феодальные запреты. Все это делало крестьянское меню весьма однообразным и ограниченным.

Крестьянская семья обычно состояла из родителей с неженатыми детьми и насчитывала 4-5 человек. Невеста должна была приносить приданое (обычно это было движимое имущество: одежда, постельное белье, хозяйственная утварь или деньги). Жених также делал подарок (в зависимости от размера своего имущества или приданого невесты). Но делал этот подарок обычно уже в качестве мужа, то есть наутро после свадьбы (так называемый "утренний дар"). Жена обычно находилась под покровительством мужа, который мог применять и телесные наказания ("не до крови"). Еще большей была его власть над детьми. Имущественные сделки осуществлялись с согласия обеих супругов. Уравнивал мужа и жену в деревне труд. При пахоте плуг держал и направлял взрослый мужчина, подростки правили тягловым скотом и чистили плуг. На мужчин возлагалась и забота о тягловых животных. За остальным домом ухаживали женщины, хотя общинный скот обычно пасли мужчины. На жатве чаще были заняты женщины, на косьбе - мужчины. Обмолачивали урожай мужчины и женщины совместно. Судя по миниатюрам ХIII-ХIV вв., в корчевании пней при расчистках вместе с мужчинами участвовали и женщины.

Связь жителей деревни с внешним миром была ограничена. Быт носил замкнутый, патриархальный характер. Все интересы крестьян концентрировались в родной деревне, были связаны отношениями с соседями, своим и соседними сеньорами. Феодальный обычай запрещал крестьянам носить оружие. По той же причине были запрещены и вооруженные столкновения крестьян между собой. На поведении крестьян сказывалась и двойственность их положения. С одной стороны они зависели и от феодала - собственника земли, и от общинных распорядков. Причем эти распорядки служили некоей гарантией стабильности крестьянских хозяйств. С другой стороны, крестьяне имели наделы, вели индивидуальное хозяйство. И постепенно их частные интересы входят в противоречие не только с интересами их сеньоров, но и с авторитетом общин.

Важным элементом общественной и духовной жизни крестьянства были церковь и приходский священник. Местная, приходская церковь была общественным центром в деревне, при ней создаются различные братства не только для религиозных целей, но и для починки дорог, охраны полей и т.п. До активной внутренней колонизации и усиления связей с городскими рынками в ХI-ХIII в. приходский священник был основным советчиком и авторитетом у крестьян.

Европеец 16-18 веков – это человек эпохи Возрождения и Просвещения. Впрочем, культурное возрождение и движение просвещения вряд ли явственно коснулись его, если это среднестатистический европеец. Он, скорей всего, не умеет ни читать, ни написать собственного имени и ставит крест вместо подписи. Уже высшие круги населения теперь живут более светской, чем религиозной, как в средние века, жизнью, и культура стала уже мирской, а не религиозной. Но простой человек живет по-прежнему по принципам средневековья, в глубокой религиозной вере.

Население Европы в тот период, как и средние века, делится на сельское и городское. Большинство живет в селах. Среднестатистическая женщина того времени рожает за жизнь десять-пятнадцать детей. Но выживает из них в лучшем случае половина, а часто и треть.

Жизнь в городах

Города эпох Возрождения и Просвещения напоминают города средневековые: в них почти ничего не меняется. По-прежнему города окружены средневековыми каменными крепостными стенами и валами, а в центре города, на возвышении, находится замок местного вельможи, феодала. По-прежнему, как в средние века, власть этого феодала над жителями города очень сильна.

Города грязные, улочки узкие и чаще всего немощеные, а жители выливают помои прямо на улицу, рискуя окатить прохожего. Случайный путник, берегись! В дождь на улице можно провалиться в лужу, в яму с грязью, да там и застрять. По улицам гуляют свиньи, куры и гуси местных жителей.

Горожанина того времени прежде всего волнует, появится ли в городе хоть какая-то канализация, как обещают ему городские власти?

Устройство дома и быта

В доме среднего европейца 16-18 веков все домочадцы едят из общей посуды и спят в единственной общей комнате дома. Если это крестьянский сельский дом, то и кроватей в нем нет – все обходятся охапкой сена на полу. Расписной красивый сундук имеется только в доме богачей. Моются европейцы в то время тоже редко, и одежду стирать не любят, зато лихо пользуются новинкой техники – блохоловкой. С ее помощью отлавливают вшей, что водятся в костюме.

Интересно, но тогда все вторые блюда, кроме супов и похлебок, например, жареное мясо, ели только руками. Первые изобретатели вилок с двумя зубцами были подняты обществом на смех как чудаки. Особенно воспитанные дамы вытирали ручки после еды платочком, а остальные – об одежду или о свои нестриженые волосы. Вельможи вытирали жирные пальцы о волосы своих слуг. Правила хорошего тона тогда строго воспрещали плевать в тарелку с едой…

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В раннем средневековье парная семья – родители с детьми – как самостоятельная обычно не воспринималась и включалась в более широкий круг родственников и всех, живших под одной крышей, в том числе и слуг.

С IХ в. для благословения новобрачных начинают привлекаться священники. В ХI в., не без церковного влияния, в качестве основной ячейки начинает восприниматься малая парная семья. С этого времени влияние церкви на семью усиливается, венчание в храме превращается в основной обряд ее создания, хотя обязательным оно стало только в ХIII в. Но и позднее сохранялось не освященное церковью сожительство, особенно в крестьянской среде, хотя дети от таких связей часто считались незаконнорожденными.

Чувства не были основой семьи, а ее дополнением. Суть брака церковь видела только в продолжении рода человеческого. Страсть осуждалась, ибо уводила от любви к Богу. Поэтому пылкое отношение мужа к своей жене квалифицировалось как грех, вид разврата.

В брак вступали рано. Согласно церковным правилам, жених должен был достигать 14 лет, невеста - 12. Выбор супругов, особенно таких малолетних, осуществляли родители исходя из экономических или престижных соображений.

Женщина в семье, как и в обществе, занимала приниженное положение, что во многом опиралось на церковное представление о ней как приманке сатаны, орудии соблазна и грехопадения, пришедшее из монастырей. Как самостоятельные личности женщины в средние века не воспринимались, в том числе и большинством их самих. Участие женщин в общественной жизни допускалось только через монашество. Аристократки в качестве настоятельниц могли добывать и реализовывать права на власть. Показательно, что адюльтер жены почти всегда считался поводом к разводу, а измена мужа – нет.

С другой стороны, развитие городской экономики позволило, в ряде случаев, повысить статус женщин. Постепенно в городах складывается набор женских профессий и занятий: ткачество, прядение, выпечка хлеба, пивоварение, управление трактирами. Однако дискуссия о грамоте для женщин продолжалась до конца средневековья (дома читать должны были мужчины).

Развитие семьи в средние века получило своеобразное отражение в изменениях оформления погребений . С V-VI вв. семья и дети исчезают с надгробий, как, впрочем, и сами надгмогильные изображения. Вновь надгробия появляются в ХI-ХII вв., но муж и жена захораниваются раздельно, дети вообще не изображаются. Совместные захоронения супругов отмечены с ХIV в. Тогда же появляются изображения детей, но без указания возраста и слов скорби. В ХVI в. появляются надписи о горе родителей, а изображения конкретного ребенка – лишь в ХVII в.

В условиях, когда чуть ли не большинство детей умирало в младенчестве, а почти половина женщин – при родах, когда эпидемии уничтожали всех подряд, когда редкая рана заживала и когда не зарубцовывался почти не один шрам, когда и сама жизнь, и церковь приучали постоянно думать о смерти, мысли о ней были будничными, привычными. До ХIII в. вообще считалось, что до второго пришествия Христа и Страшного Суда люди не умирают, а впадают в сон. Лишь с усложнением жизни, прежде всего, в городах, уже с ХII в. появляется страх перед смертью. А с ХIII в. представление о сне до Страшного Суда сменяется понятием Чистилища, в котором после смерти определяется, где пребывать душе, в раю или аду.

О развитии семьи свидетельствует история имен . Христианство ограничило выбор имен святцами (церковным календарем с именами святых, которые почитались церковью в тот или иной день). Имен в итоге стало меньше. Причем быстрее к этой традиции приобщалась знать, что выделяло ее среди остального населения. Но быстро появилось много одинаковых имен, что привело к возникновению фамилий, которые в Западной Европе произошли в ХII в. от прозвищ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ. В средневековой Европе применялся солнечный календарь, возникший у древних земледельческих народов из потребности определять по солнцу начало полевых работ. В средние века европейцы использовали юлианский календарь . Но он был не совсем точным. Принятая в нем продолжительность среднего солнечного года превосходила истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в 1 день. В результате сроки действительного весеннего равноденствия перестали совпадать с календарными. Это имело принципиальное значение для Пасхальных расчетов. Ошибку обнаружили в средние века, но лишь в ХVI в., когда ошибка составила уже 10 дней, при папе Григории ХIII создали комиссию по реформе календаря. В итоге появился новый, григорианский календарь , в котором ошибка в 1 день набегает за 3280 лет. Декретом папы вслед за 6 октября 1582 г. должно было следовать 15 октября. Но переход на новый календарь из-за рассмотренной консервативности людей затянулся даже в Западной Европе и на ХVII в.

На средние века приходится установление еще одного временнóго признака – христианской эры . Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, высчитавшим дату рождения Христа (753 г. от основания Рима). В документах понятие "христианская эра" стало употребляться с VII в. Но лишь с ХV в. все папские документы получили дату от Рождества Христова, а всеобщим это летосчисление стало только в ХVIII в.

Семидневная неделя в средние века была заимствована также от древних, от римлян, в средневековую Европу пришли и названия дней недели. Первое время христиане, как и иудеи, праздновали субботу как день, посвященный Богу. Но во II в. день отдыха был перенесен на день Солнца, а император Константин узаконил этот праздник. Каролинги сделали эту традицию обязательной по всей империи, объявив воскресенье днем отдыха и молитв.

Средневековый человек вообще был почти безразличен ко времени, что вызывалось общей рутиной жизни, ее однообразием, связью человека с природным ритмом. Время не ощущалось, его не берегли, хотя жили не долго, в среднем, до 30-35 лет. Считалось, что время – собственность Бога, человек над временем не властен.

Однако, при неторопливости, медлительности общества в целом, при медленном течении жизни, зависимой от природных циклов, люди быстро взрослели и быстро реализовывали свои способности: малая продолжительность жизни как бы спрессовывала время и к 25-30 годам люди много успевали. Особенно это относится к верхам общества: молодые короли, герцоги, епископы и т.д. Старость начиналась с современного зрелого возраста. Средневековым же миром правили молодые. Но церковное представление – все смертны – вело к недостатку жажды жизни.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ. Оно было таким же неторопливым, как и течение времени. За сутки обычно покрывали лишь несколько десятков километров. Столь неторопливо путешествовали не только из-за того, что не знали цену времени. В основном передвигались пешком, ибо на лошади было дорого. Часто аристократов, едущих верхом, сопровождали пешие слуги, т.е. преимущества в скорости у всадника не было. Но путешествие на лошади было комфортнее и отражало определенное социальное положение путника. Т.е. средняя скорость передвижения в средние века определялась скоростью пешехода и редко превышала 30 км.

В очень плохом состоянии были дороги. Прежде всего, они были узкими, более напоминая тропы. Зимой и в дожди они становились непроезжими. Лучше были дороги во Франции, благодаря введению королями и монастырями дорожной повинности. Мостов было мало, и отличались они непрочностью. Каменные мосты начали строить в ХIII в. Более удобными для передвижения были реки – "божьи дороги", как их тогда называли.

Вообще, средневековые дороги нельзя рассматривать с современной точки зрения. У них тогда были иные функции, ибо большинство людей передвигались пешком или верхом, что не требовало больших затрат на их твердое покрытие. Удобство при ходьбе и хороший обзор – вот все, что от них требовалось.

Мешала передвижению обстановка феодального произвола: таможенные пошлины, обязательные маршруты для купцов, которые определяли феодалы в своих владениях (путь нередко специально удлиняли для взимания дополнительных пошлин), плата за обязательный конвой, который должны были предоставлять феодалы. Хотя чаще они брали деньги за охрану и выдавали соответствующую грамоту. Но было бы неверно делать вывод о том, что дороги были почти всегда пустынными. Ездили много. Отсутствие надежной связи требовало личных контактов: буквально не слезали с седла многие короли. Часты были переезды феодалов из поместья в поместье: и для контроля, и для проедания запасов – легче было приезжать самими, чем перевозить продукты. Ездили купцы-коробейники из-за недостатка покупателей.

СВЯЗЬ. Описанное состояние путей сообщений приводило к тому, что на доставку писем уходили месяцы. Препятствием в развитии почтовой связи была и всеобщая неграмотность.

В ХII в. переписка становится более интенсивной, причем писали, в основном, любовные и религиозные письма. С ХIII в. распространилась и деловая переписка. Но надо заметить, что даже образованные люди чаще диктовали свои письма, ибо письмо было сложным и трудоемким делом. Почтовая служба была учреждена лишь в 1490 г. императором Фридрихом III Габсбургом.

ГИГИЕНА средневекового населения находилась на весьма низком уровне. Почти невозможно было стирать из-за отсутствия мыла, позднее – из-за его дороговизны. Большинство европейских народов не знали полотенец, носовых платков; до ХIII-ХIV вв. отсутствовало и нижнее белье. Посуда была общая, пили из общих кубков, пищу брали руками доставая ее из общего горшка.

Во многих городах по улицам бродили свиньи, валялись дохлые кошки, собаки. Даже в позднем средневековье почти не было водопроводов – вода часто была непригодной для питья. Там же, где все же были резервуары для воды, также часто плавали трупы кошек и крыс. Нечистоты из выгребных ям нередко попадали в соседние колодцы. Кладбища обычно находились около церквей, а так как церкви располагались, как правило, в центрах поселений, продукты разложения отравляли воздух и, особенно, землю с грунтовыми водами. Помои обычно выливали на улицу. Даже в ХVIII в. во Франции ночные горшки выливали за окна.

Но постепенно, особенно с развитием городов, начали приниматься меры по улучшению санитарного состояния. С ХII в. в Италии издаются эдикты о благоустройстве городов, и вводится контроль за продаваемыми продуктами. Тогда же в Англии и Германии появляются государственные врачи, базарные смотрители. Но возрождение гигиены (до античного уровня) началось в ХVI-ХVII вв., когда появились эпидемиологи.

ПИТАНИЕ тоже влияло на состояние здоровья. Средневековая пища была однообразной, лишь знать и богатые горожане могли разнообразить свое меню. Остальные испытывали, прежде всего, недостаток белков (мясо ели редко, обычно по праздникам). Почти не было сахара. Тростниковый сахар от арабов узнали с Х в. в Италии, но из-за дороговизны его использовали лишь аристократы, а остальные – как лекарство. Основной сладостью был мед. Мало использовали и растительное масло, распространенное только в Средиземноморье.

Недостаточную питательность компенсировали количеством. Особенно много ели хлеба. Овощей потребляли мало, что вело к нехватке витаминов. Употребление овощей и мяса увеличилось с ХIV в., что, кстати, вызвало рост спроса на соль, необходимую для хранения мяса и рыбы. Соль становится одним из основных продуктов торговли, в том числе и международной. С ХIV в. также вместо топленного свиного сала распространилось сливочное масло, что способствовало развитию молочного животноводства в странах побережья Северного моря. Тогда же стали разводить пресноводную рыбу в прудах, что обеспечивалось устойчивым спросом на скоромную рыбу по пятницам и в период поста. К этому времени христиане уже научились как-то сочетать верность вере и уже сложившиеся привычки к удобствам и комфорту.

Но пище не хватало остроты: недостаток пряностей заменяли соусами из чеснока и лука, уксусом и горчицей. Мясо обычно подавали в виде тушенки с приправами из кореньев, бобов, трав. Для лучшего усвоения обильную жирную пищу запивали большим количеством воды. Пили много, по полтора литра вина или пива на человека в день.

Вилок не было в ХIV в. они еще считали разнузданной роскошью. Ложками тоже пользовались мало. Наиболее популярными были ножи и собственные пальцы. Руки даже в знатных домах обычно вытирали о скатерть.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ в средневековую эпоху была развита слабо. Не только в сельской местности, но и во многих городах не было врачей. Редкие больницы, в которых нередко лежало по несколько больных на одной койке, обслуживались монахами и монахинями, не имевшими специальной медицинской подготовки.

Но все же медицина развивалась. С конца ХII в. появились частные больницы. Тогда же в городах стали основывать и больницы для "своих" бедных (то есть только для законных жителей данного города). С ХIV в. отмечены коммунальные больницы, но только для бюргеров, плативших специальный взнос. Иногда такие больницы владели землями и деревнями.

Научные исследования были развиты слабо. Латеранский собор 1139 г. запретил монастырским врачам делать операции, а в 1163 г. появился церковный рескрипт о запрете преподавания хирургии из-за ее вмешательства в Божьи тайны. Эти запреты способствовали появлению светских врачей.

В деле организации гражданской медицины много сделал император Фридрих II Штауфен Он поддержал Салернскую школу врачей (в Сицилии), дал ей Конституцию (Устав), согласно которой медицинское образование состояло из предварительного трехлетнего обучения общим наукам, затем пятилетнего изучения медицины по Гиппократу, и Галену и года работы под руководством опытного врача. В особом списке в Салерно регистрировались аптеки; частным лицам запрещалось изготавливать лекарства, любовные напитки и яды.

ДОСУГ, ЗРЕЛИЩА. Основным видом средневековых развлечений в Западной Европе были танцы , распространенные во всех слоях общества и связанные со светской инструментальной музыкой. С неистовыми, зажигательными плясками танцовщиц резко контрастировали танцы в высших слоях общества. Хотя в них, в основном, были те же элементы, но исполнялись они сдержаннее, в соответствии с этикетом. Отношение к танцам в обществе было различным. Моралисты не отличали танцовщиц от любострастных куртизанок: женщина, пустившаяся в пляс – заведомая бесстыдница. Сохранились многочисленные изображения, на которых танцующие женщины символизировали различные пороки и даже сопровождали грешников в ад. Непокрытые распущенные волосы и искусные прически клирики сравнивали с языками адского пламени и считали одним из средств дьявольского соблазна.

Но не только танцами славились жонглеры. Артисты были исполнителями, а часто и авторами всевозможных пародий: и на разные стороны тогдашней жизни, и на людей, как по их социальным группам (дворяне, клирики и т.д.), так и персонально. К тому же в условиях средневековой корпоративности бродячий образ жизни вызывал подозрение сам по себе. Тем более, что такое положение артистов исключало повседневный контроль за ними, что тоже противоречило тогдашним нормам жизни.

Среди развлечений видное место занимали игры . В ХIII в. в Париже и Новгороде была известна игра, похожая на хоккей – шар гоняли подобием клюшки. С того же времени известны санки с полозьями из лошадинных челюстей. Из них же – коньки, у которых с ХIII в. появились и металлические полозья. С ХIII/ХIV в. во Франции начали играть в кегли. Тогда появилась и игра в волан – с помощью дощечек перебрасывали шар с перьями. С ХIV в. в английской деревне появился футбол. С древности распространилась игра в кости. Ее популярность – в зависимости от случая, что вполне соответствовало средневековому миропониманию. Более изысканными стали появившиеся в ХV в. карты, в которых сохранился тот же принцип игры случая. Распространившиеся в ХI-ХIII вв. шахматы были игрой благородных.

Вообще-то, в средние века был дефицит развлечений. Низкий уровень образованности требовал развлечений простых, прежде всего – зрелищ , жажда которых – одна из важнейших потребностей средневекового человека. Жажда зрелищ делала популярными и публичные казни. Но интерес, порой нездоровый, к казням вызывался и общей грубостью нравов, меньшей, чем теперь, чувствительностью, что определялось более суровым бытом: холодом в жилищах, темными из-за слабого освещения ночами, повсеместной охотой не только забавы ради или добычи пищи, но и для защиты от хищников.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. В раннем средневековье основным был труд земледельца. Но и он считался низким, занятием зависимых людей, сервов. Большинство ремесел в раннее средневековье считались "низкими". Вообще, докапиталистическим обществам было чуждо стремление к ежедневному труду, разве что для добычи хлеба насущного. Но не для накопления состояния. Для этого привычны были иные пути: придворная или военная служба, наследство, ростовщичество, алхимия. Поэтому купцов не любили: крестьяне не доверяли, знать завидовала.

Перелом в отношении к труду начался на грани Х/ХI вв., что было связано с подъемом городов и развитием самостоятельного ремесла. С появлением новых профессий постепенно сокращается число неугодных занятий – учитывалась их польза. Постепенно повышался престиж труда. И если раньше церковь рассматривала труд как покаяние за прегрешения, теперь складывается церковная концепция труда как средства самообеспечения и активного спасения души. Особенность городской ментальности – стало нестыдно богатеть. Богатый горожанин (мастер, купец) уже не принижен, как раньше. Он "делает себя сам", это способствовал преодолению в Европе традиционализма и архаики.

РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В Х-ХI вв. возрастает влияние монастырей на общество, но усилился и процесс обмирщения духовенства, ибо высший клир рекрутировался из феодальной среды, низший – из крестьян. С Х в. в Западной Европе распространилось трехчленное деление общества на "тех, кто молится, тех, кто воюет и тех, кто трудится". Духовенство в этой системе оказалось на первом месте.

Еще и в ХIII в. из-за неспособности к абстрактному мышлению, порожденной малограмотностью, миряне более усваивали эмоциональную сторону христианства. Религия оставалась для них на уровне ритуалов и жестов, видений и веры в чудеса. Восприятию теологических основ христианства мешала латынь. Церковь стремилась поддерживать и укреплять религиозность масс, большое внимание уделяла покаянию, которому регулярно должны были подвергаться все верующие. Для оценки их служили особые покаянные книги. В них были собраны типичные грехи и давались рекомендации священникам о наказаниях, которые надо было налагать за те или иные прегрешения.

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ. В средние века слово закон употреблялось редко, чаще – право , права , правосудие . Часты были в юридических документах ссылки на обычай . Особенно ценились древние обычаи. Среди форм доказательств в раннем средневековье были распространены ордалии – судебные испытания, в ходе которых обвиняемый должен был доказывать свою невиновность в ходе ритуала – "Божьего суда", сохранявшегося до ХIII в.

С заменой судебных испытаний практикой дознания распространились пытки . С ХIII в. считалось, что у преступника слабая душа. Она не справится с телом. Поэтому надо мучить тело, чтобы выбить правду.

Среди наказаний – денежные штрафы (даже за убийства), позорные и телесные наказания, содержание в тюрьме на хлебе и воде (при отсутствии у осужденного денег). К распространенным наказаниям относилась и смертная казнь . Проводилась казнь по строгому ритуалу, который демонстрировал торжество закона. В ХIV-ХV вв. постепенно стала создаваться система уголовного сыска , что означало переход пресечения преступления от населения к государству.

С ХII в. распространяются идеи естественного права, источник которого – природа (наряду с Богом). Так начался отрыв правового сознания и от религии. В западноевропейское общество проникает представление о равенстве всех перед законом и естественным правом, которое может противостоять и собственному, личному праву: появляется осознание, чтобы другие признали твое право – нужен договор. К ХIV в. уже признается, что каждый должен иметь свое право , которое общепризнано. Отсюда, в сочетании с религиозными представлениями о нравственности, рождаются представления об общем порядке.

В ХIV в. происходит и полное возвращение к римскому праву. Понятие естественного права размежевало его с моралью, ибо в человеческой природе есть и пороки, большинство людей недостаточно добродетельны. Из-за испорченности они не могут жить по Божьему праву. Нравственная жизнь требует от них усилий. Поэтому для людей нужны гражданские (а не Божьи) законы. Отсюда и повышение в ХIV-ХV вв. роли судопроизводства и юристов.

С ХIV в. распространяется идея суверенности королевской власти – право издавать законы. Оскорбление короля считается государственным преступлением. Но это усилило зависимость подданных от королей. Для общественной пользы короли получают и права конфискации. То есть короли превращаются в носителей общего права. Новая монархическая доктрина ограничивала и частное право. Но идея народного суверенитета, хотя и ослабла, не умерла, сохранившись в городском самоуправлении. Возродилась и победила она в ходе буржуазных революций.

БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ


Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”.До ХП в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из которого возводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, от состоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местных условий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в. Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост.В ХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможные хозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.

Дома в период Средневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного или каменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местных традиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса были достаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а также Германии и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с Х1 в. их стали заменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа. Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. С течением времени (примерно с Х1У в.) в городах получило распространение каменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что, безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства (Хотя следует признать, что к северу от Луары каменные дома горожан в Х1У в. были еще редкостью. И, как говорят исторические источники, в массе своей городские постройки были весьма невзрачны. Множество небольших городков до конца Средневековья продолжали оставаться деревянными). Вначале из камня строили церкви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, а также жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печь и горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХУв. во Флоренции дома из камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем» Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХУ1 в. при Елизавете, но окончательно утвердился только после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть города. До этого (в своем большинстве) городские и сельские постройки Англии возводились с использованием деревянного каркаса с глиняным наполнением. Впрочем, несмотря на успехи строительной техники, кварталы бедняков как и раньше строились из ивняка, глины и плохого дерева.

Из кровельных материалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (и гонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не было недостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которые представляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости. По свидетельству источников (хроник и др. средневековых документов), магистраты ряда европейских городов во избежание пожаров обещали денежную помощь и компенсировали часть расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего дома с соломенной на черепичную. Опять-таки погорельцам оказывалась помощь лишь в тех случаях, когда их дома были покрыты черепичной, а не соломеной крышей. Но тем не менее крыши из черепицы (а также шифера) были очень дорогим удовольствием (не говоря уж о том, что они были слишком тяжелы для деревянного каркаса жилых строений) и даже на исходе Средневековья оставались редкостью. В силу дороговизны черепичные крыши были символом состоятельности владельца. Впрочем, дороговизна и престижность черепичных (а также шиферных) крыш толкали жителей средневековых городов на всевозможные подделки и имитации. Например, дранку и солому окрашивали в красный цвет. На одной из миниатюр ХУ в. средневековая Вена выглядела как сплошное «море» красных крыш, оказавшихся при ближайшем рассмотрении, как отмечает итальянский гуманист Сильвио Пикколомини, соломенными.

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но и там, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы на религиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати, своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом, окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.

Земля в городской черте стоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных) дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские дома разрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей, консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке; этажи образовывали выступы, так называемые эркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки, под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Кроме того, дом разрастался вниз - за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь - за счет задних помещений и пристроек.

Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую или лавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги. Таким образом, трудовая деятельность, и рабочее время еще не вычленились из домашнего, бытового времени и пространства. Мастерская или лавка размещалась, как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье и инструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались на шарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась и выполняла роль навеса.

Поработав в мастерской на первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или в полуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой. Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутри средневекового жилища (будь то замок знатного феодала, или дом простого горожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи. Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже у королей, кроме залов, была всего одна общая спальня.Кстати, само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековом доме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном). Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья (особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой дом состоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременно горницей, спальней, кухни), к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота и хозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым (например, во многих районах Италии и Франции, Северной Германии) или обособлено от него (например, в Южной Германии, Австрии). При всем многообразии региональных вариантов деревенские дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнее городских.

Полы нижнего этажа рядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости от времени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). Врачи поддерживали этот обычай. На верхних (втором и последующих) этажах полы были деревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют” бесчисленным насекомым. Паркет появился только в Х1У в., но был большой редкостью вплоть до ХУШ в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домах среднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными и керамическими плитками.