Свобода и необходимость в человеческой деятельности обществознание. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Ограничителями свободы в обществе выступают

1) поведение
2) чувства
3) обязанности
4) эмоции

2. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»?

1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескьё
4) Ж.-Ж. Руссо

3. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

4. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

5. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, - это

1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность

6. Соблюдение правил дорожного движения - это

1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 3. 2 - 3. 3 - 1. 4 - 2. 5 - 3. 6 - 3.


Теоретический материал

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - свобода политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Свободе противопоставлена необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем ходом их предшествующего развития. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учёт человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живёт. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества. Границей такой свободы могут быть права и свободы других людей.

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счёт. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Это называется моральным выбором. Без моральных ограничений подлинной свободы нет. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Человек свободен, когда у него имеется выбор, в частности

Целей деятельности;
средств, ведущих к их достижению;
действий в определённой жизненной ситуации.

Свобода является подлинной только в том случае, когда выбор между альтернативными вариантами действительно реален, а не полностью предопределён.

Свободу понимают в нескольких смыслах. Рассмотрим некоторые из них.

1. Свобода как самодетерминированность личности, т. е. когда действия человека определяются только им и никоим образом не зависят от влияния внешних факторов.

2. Свобода как способность человека к выбору одного из двух путей: или подчиниться голосу своих инстинктов и желаний, или направить свои усилия в сторону высших ценностей - истины, добра, справедливости и др. Выдающийся философ XX в. Эрих Фромм отмечал, что такая форма свободы - это необходимый этап в процессе становления человеческой личности. В самом деле, данный выбор актуален не для всех людей (большинство их уже его сделало), а лишь для тех, кто колеблется, т. е. до конца ещё не определился со своими жизненными ценностями и предпочтениями.

3. Свобода как осознанный выбор личности, окончательно вставшей на путь следования «образу человеческому». Это означает в любых условиях и при любых обстоятельствах оставаться человеком, ориентируясь исключительно на добро и сознательно обрекая себя на «невыносимую тяжесть свободы».

В истории философии существовали различные подходы к трактовке понятия «свобода». Античные мыслители (Сократ, Сенека и др.) рассматривали свободу как цель человеческого существования. Средневековые философы (Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) полагали, что свобода возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами представляет собой лишь тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения, согласно которой свобода является естественным состоянием человека (Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.)* В начале XX века русский философ Николай Бердяев рассматривал свободу прежде всего как творчество. Что же касается современных философских концепций, то в них значительное внимание уделяется свободе коммуникации, свободе интерпретации и т. п.

На идее свободы базируется либерализм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. По мнению либералов, этот принцип должен лежать в основе общественного и экономического порядка. В экономике это проявляется как неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства, в юридических вопросах - как верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом. При этом главная задача общества и государства - поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни.
По словам одного из основоположников либерализма Ш. Монтескьё, свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. В то же время многие люди считают, что неограниченный индивидуализм опасен для человечества, поэтому личная свобода должна сочетаться

с ответственностью личности перед обществом. Ведь самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте, совместном решении проблем, создании общих благ.

Для лучшего понимания сущности понятия «свобода» целесообразно рассмотреть два подхода - детерминизм и индетерминизм. Детерминисты, отстаивающие идею причинной обусловленности человеческого поведения, понимают свободу как следование человеком в своих действиях некой объективной необходимости, внешней по отношению к нему. Крайним проявлением детерминизма является фатализм , согласно которому существует жёсткая предопределённость всех событий.

Индетерминисты, наоборот, не признают причинную обусловленность, вплоть до утверждения, что всё происходящее носит случайный характер. Этот принцип отрицают сторонники волюнтаризма, т. е. учения об абсолютной свободе, основанной исключительно на воле человека как первопричине всех его действий. Таким образом, в крайних проявлениях детерминизма (все события неизбежны) и индетерминизма (все события случайны) места свободе фактически не остается.

Современные представления о свободе и необходимости располагаются между этими двумя крайностями. Сейчас полагают, что необходимость не является неизбежной, а носит вероятностный характер. Человек же в своей деятельности выбирает между различными альтернативными вариантами, опираясь на свои знания и представления об окружающем мире.

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.



Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.
  1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
  2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  3. Виды ответственности:
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Класс: 10

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.

Развивающие: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные: формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока : урок освоения новых знаний

Форма урока : урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование : персональный компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии. Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем другие изображения). Что объединяет эти изображения? Свобода.

Как вы думаете, о чем будем говорить на данном уроке? (Тема урока- свобода и необходимость в деятельности человека). Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.»

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

1. Что такое свобода?

2. Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека.

4. Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

  1. Что такое свобода?

Работа с источниками (разные понимания и трактовки понятия «свобода»).

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой».

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

3. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

4. В философии:

  • Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.
  • Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);
  • Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

5. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Что общего в определениях?

(Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

2. Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений).

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

Что нас ограничивает в этом мире? (Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки)

Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Буриданов осел (аудиофрагмент)

В чем смысл услышанного?

Притча

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.)

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность.

3.Свобода и ответственность

Работа с учебником стр.74-75

Выполнение задания в интеллект карте:

Что такое ответственность? (объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.)

Какие стороны ответственности бывают? (внутренняя и внешняя). Какая имеет первостепенное значение.

4. Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

Работа с источниками и заполнение таблицы

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия (Гегель, Энгельс)

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Документ.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1)фатализм-представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства…)

2)волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф.Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

5. Свободное общество

Опережающее задание:

Ребята на прошлом уроке я попросила вас ответить на такой вопрос: возможна ли абсолютная свобода человека? (спросить 2-3 человек).

Вывод: абсолютной свободы не бывает.

5. Закрепление материала

Закончить схему «признаки свободы» (альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость) и сформулировать определение понятия свобода.

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации.

Рефлексия

Домашнее задание: параграф 7;

Написать эссе: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зенос Фрудакис

Свобода и необходимость в деятельности человека

Эпиграф урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и для чего?» Фридрих Ницше

План урока: Что такое свобода? Признаки свободы. Свобода и ответственность. Необходимость в деятельности человека

Зенос Фрудакис

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

СВОБОДА Осознан-ность Возмож-ность Воля Альтернати-ва Ответствен-ность Независи-мость Необходи-мость Выбор

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие осознанная необходимость приспособленчество возможность выбора №1

Вставьте пропущенное слово: внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие; то, что обязательно должно произойти в данных условиях №2

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №3

Фатализм утверждает, что: каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости человек, принимая решение, руководствуется лишь своими оценками и желаниями всё происходящее предопределено №4

Домашнее задание: 1. Параграф 7 2. Написать эссе на тему: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


Свобода личности - одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Понятие свободы

Свобода - это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • религиозная теория

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

  • философская теория

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

  • внешняя ответственность

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

  • внутренняя ответственность

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода - это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 145.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 1

Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

  • Понятием «фатализм» обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».
  • Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность - это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.