Обязательно ли нужно поститься. Зачем соблюдать пост? Надо ли поститься? Отдельно о Страстной Семидице

Кто пришел в Церковь в сознательном возрасте, помнит, как радовал поначалу пост, как легко было его соблюдать. Но часто с годами радость проходит, наступает охлаждение, и приближение поста пугает. Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать.

Почему не радует пост?

Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя - это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство - главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

О котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста - признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина - путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва - не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец - в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится - нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Отказ от поста - выбор в пользу страстей

И надо ли в этом случае принуждать себя к посту или честнее будет не соблюдать то, что не в радость? Может быть, именно тогда, не соблюдая пост, человек почувствует сначала опустошенность, а потом и потребность в посте?

Как вы понимаете, принудить к посту никого нельзя - это свободный выбор каждого. Мы можем лишь попробовать понять, что полезней для души. Опять я проведу аналогию с отношениями между людьми. Даже в отношениях с самыми близкими бывают моменты раздражения, неприязни вплоть до враждебности - такова падшая человеческая природа. Но и в эти минуты можно поступить порядочно, проявить доброе отношение к ближнему - сдержать свои негативные эмоции, не поднять руку на человека, не ранить его худым словом.

Один подвижник говорил: «Грех побеждает человека легко, но стоит сопротивляться». Зло сильнее нас, но даже в малом сопротивлении ему есть свидетельство веры. «Грех предо мною есть выну (то есть всегда)», - это слова из 50 псалма, который входит в утреннее правило. Кто читает правило не автоматически, а вдумываясь в слова молитв, понимает свой эгоизм, сребролюбие, чревоугодие - свои немощи, - а раз понимает, уже становится иным. Он понемногу, незаметно для других и для себя, меняется, потому что борется со своими страстями. Меняется, несмотря на то, что всегда терпит в этой борьбе поражение.

Мне страшно подумать, что бы я натворил, если бы без борьбы потакал своим страстям. Они сокрушили бы все и всех вокруг, а в итоге и меня самого. Это тоже путь, который помогает убедиться в своей негодности, но все же лучше узнавать правду о себе, не доходя до таких крайностей.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», - читаем мы, готовясь к причастию, а священник, выходя из алтаря с Чашей, повторяет эти слова. Изначально понимаем их как гиперболу, но те, кто в Церкви не один год, убеждаются, что это глубочайшая правда, правда, которая не убивает, не приводит в отчаяние, а дает необыкновенную радость - столько мне простили! Простили, потому что я хотел этого, просил милости, хоть вполсилы, но трудился. Бог никому Себя не навязывает, но всегда отвечает взаимностью на пусть даже робкую попытку человека восстановить отношения.

Представьте, что я с вами только познакомился и первое время радуюсь каждой встрече, каждому вашему приходу. А потом меня это начинает утомлять: приходите - отвлекаете меня от телевизора, компьютера, других игрушек. Вы сразу почувствуете перемену отношений и после двух-трех таких встреч перестанете приходить. Пройдет немного времени, и я почувствую, как одинок, пойму, какое сокровище променял на пустяки: дружбу, взаимность - на игрушки. И не на кого обижаться - сам сделал свой выбор.

Отказ от поста - тоже выбор в пользу страстей. Поэтому лучше не соблазняться, а сопротивляться. Нет в сердце молитвы и покаяния - я все равно прочитаю молитвенное правило. Не хочется поститься - доверюсь многовековому опыту Церкви, святых и не стану вкушать скоромное. Лучше такой тупой фарисейский труд, чем непротивление страстям. Этот труд, возможно, не сразу, но принесет плоды, и и молитва снова станут глубокой внутренней потребностью.

Пост - возвращение к жизни не одинокой, не себялюбивой, а во взаимности с другим. Отказ от скоромной пищи и необязательных развлечений - только средства, а цель поста - восстановление взаимности.

Не лишить себя Пасхальной радости

Это помогает понять цикл великопостных богослужений. Но ряд важнейших служб Великого поста совершается в будни, и многим прихожанам не удается попасть ни на чтение , ни на 12 Евангелий, ни на вынос Плащаницы, ни на погребение Христа.

Ничего страшного. Работа - это послушание, а послушание выше поста и молитвы. Важно, как человек относится к тому, что из-за работы не может попасть на вечернюю великопостную службу. Если он переживает, что сегодня не в церкви, Господь ему воздаст. Потому что его нет в храме по не зависящим от него обстоятельствам, но душой он с Церковью, участвует в ее жизни.

А вот когда он радуется, что по уважительной причине ему не надо стоять три часа на 12 Евангелиях, это, как вы понимаете, совсем другой сердечный настрой. Но и при таком настрое возможно восстановить взаимность, если искренне сожалеть о своем маловерии и просить у Господа, чтобы укрепил в вере.

Вспомните «Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь». Всех принимает Господь: и тех, кто много трудился, и тех, кто мало. Принимает, если человек хочет, чтобы встреча с Господом состоялась. Но если он решит не поститься, потому что пост стал ему в тягость, велика вероятность, что и встретиться с Господом он не захочет и даже не придет в Пасхальную ночь в храм. Выбор за человеком. Искушения в духовной жизни неизбежны, но пусть каждый подумает, хочет ли он лишить себя Пасхальной радости.

Беседовал Леонид Виноградов

Является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника , во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Читайте постах:

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.


Пост — неотъемлемая часть жизни христианина, как и участие в богослужениях, приобщение к церковным таинствам, молитвенное общение с Богом. Но мера такого участия в церковной жизни для взрослого и для ребенка будет различной. Многие родители задаются вопросом: как правильно и без ущерба для телесного и душевного здоровья организовать прохождение поприща поста для своих детей. В этом нам помогут разобраться настоятель храма во имя святителя Луки, исповедника Крымского, города Саратова, отец троих детей священник Анатолий Коньков, и Анна Клименко — супруга настоятеля храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, села Поповка Хвалынского района протоиерея Аркадия Клименко, мать двенадцати детей (в июле 2011 года супруги Клименко были удостоены государственной награды — медали «За любовь и верность»).

— Нужно ли поститься детям? Почему?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься детям действительно нужно. Ведь пост — не только отказ от какой-то определенной пищи. Телесное воздержание — лишь средство, целью же является духовное возрастание.

Анна Клименко:

— Да, детям нужно поститься, но нельзя забывать, что пост — это вовсе не диета: на первом месте должна быть духовная составляющая, а телесная — на втором. Вступать в серьезную борьбу со страстями большинству детей еще не требуется, поэтому телесный пост нужен больше как полезный навык к самоограничению.

— Как лучше объяснить ребенку смысл поста? Многие родители тревожатся, что если они введут ограничения в каких-то приятных или привычных вещах, то тем самым оттолкнут ребенка от церковной жизни…

Священник Анатолий Коньков:

— Чтобы разъяснить ребенку смысл воздержания, родителям самим нужно ясно понимать его значение. Скажем, малоцерковный человек, как ни будет пытаться ограничивать свое чадо, не сможет толково объяснить, с какой целью эти ограничения введены. Примеров тому немало. Напротив, в семье, где родители воцерковлены, дети растут в определенном укладе жизни, и для них иного бытия просто не существует. Сложнее в семье, где один из родителей верует, а другой нет. Здесь, в лучшем случае, неверующая половинка не будет мешать духовному воспитанию ребенка. Но чаще бывает именно сопротивление такому воспитанию, и в первую очередь, упражнению в посте. Верующему супругу или супруге не нужно спорить и доказывать обратное, не нужно навязывать свое мнение (оно редко бывает убедительным в таких ситуациях), но терпеть и молиться, не нарушая своего поста. Дети в таких семьях часто не могут самостоятельно выбрать, чью сторону им принять, и выбору может помочь смирение верующего родителя. В любом случае, нужно помнить, что лучше и убедительнее всяких слов — личный пример.

Анна Клименко:

— Очень важно вызвать у ребенка желание поститься. Это должны быть не родительские ограничения, а его собственный подвиг. Маленьким детям можно рассказать о том, как Господь Сам постился в пустыне и что, соблюдая пост, мы становимся ближе к Нему. Более взрослым уже можно объяснить, что мы, как члены Церкви, должны соблюдать ее установления, даже если они кажутся нам в чем-то обременительными. Подростку просто можно сказать: «Если ты осознаешь себя христианином, то постись, а если нет, то какой в посте смысл?».

— С какого возраста можно начинать вводить ограничения для ребенка? Можно ли обозначить примерную «меру поста» для детей разных возрастов, и как это сделать родителям, которые сами только воцерковляются?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься можно детям с момента их осознания самих себя. Если ребенок в семь лет начинает исповедоваться перед Причастием, то и вводить некоторые ограничения в этом возрасте, думаю, можно. Это не должно быть «сразу и вдруг». Как ребенок не может сразу говорить (другой пример — вкушать твердую пищу), так и поститься он не сможет в полной мере сразу. Да и не нужно этого делать, чтобы не было дополнительных скорбей и искушений от сложности перенесения поста. Родителям, которые находятся только на пути воцерковления, главное — не переусердствовать. Нельзя заставлять детей делать то, в чем сами пока не сильны. Однако если ребенок по собственному желанию решит попробовать свои силы, не нужно ему в этом отказывать. А вот в какой мере поститься, каждая семья, посоветовавшись со священником, решает индивидуально. Зная особенности характера своего чада, его привычки, вкусы, пожелания, родители определяют, от чего их ребенок может воздержаться, а что должен обязательно вкушать. Что касается духовной стороны поста, то вполне возможно объяснить ребенку, что ради Господа нужно потерпеть и ограничить свои развлечения, коих сейчас немало: компьютерные игры, телевизор, социальные сети и т.п.

Анна Клименко:

— Дети у всех разные и семейные ситуации тоже, поэтому советы давать очень трудно. Если в семье несколько детей разного возраста, тогда мера поста тоже будет различной. Младший, например, молочное будет есть, а старший — нет. В некоторых случаях важнее окажется не качество пищи, а ее количество: кому-то главное — не переедать. Родителям, которые сами только воцерковляются, надо быть очень осторожными в своем желании ограничить ребенка, особенно если он уже сформировался вне церковной среды и если отношения у него с отцом и матерью не очень доверительные, как часто сегодня бывает. В любом случае лучше, конечно, все эти вопросы согласовывать со священником, который знает семью или отдельных ее членов.

— Может ли пост повредить здоровью ребенка, особенно, если он несет повышенную нагрузку (занимается спортом, в музыкальной школе и т.д.)?

Священник Анатолий Коньков:

— Обычно в таких случаях вопрос о мере поста решается с духовником. Но следует учитывать, что растущему организму нужно, несомненно, больше белка, в том числе животного, чем взрослому. Поэтому пост для ребенка, на мой взгляд, должен в большей мере состоять не в гастрономических, а в иных ограничениях.

Анна Клименко:

— Это какой же должен быть пост?! Неужели, если ребенок не будет есть мясо в пост, то это как-то значительно скажется на его здоровье? Сейчас на детей обрушивается масса совершенно ненужной и откровенно порочной информации, с помощью которой им навязываются чуждые интересы — вот это действительно опасно. А разумный пост не повредит.

— Если ребенок, подросток ходит в обычную школу, понятно, что он не сможет поститься там в полной мере. Как к этому относиться?

Священник Анатолий Коньков:

— Спокойно. Пусть в школе ест, что дают, не привлекая внимания и смиряясь ради мира с одноклассниками, с учителями. Может, кто-то скажет, что нужно нести свой крест и исповедничество? Если у ребенка вера настолько сильна, то это будет действительно подвигом.

Анна Клименко:

— Мы в нашей семье относимся к этому спокойно. Правило простое: что тебе предлагается, то и ешь, смотри лучше за своим языком, как бы кого не обидеть; не ленись, не дерись.

— Можно ли придумывать для детей необычные постные блюда в пост, чтобы их порадовать или утешить?

Священник Анатолий Коньков:

— Подобное утешение можно и нужно не только детям, но и нам, взрослым. Даже в посты Церковь предлагает нам праздничные дни, когда вспоминаются особо чтимые святые или важнейшие события Священной истории. В эти праздники на трапезе разрешаются послабления, предусмотренные уставом и отраженные в церковных календарях.

Анна Клименко:

— У Шмелева в книге «Лето Господне» маленький герой Ваня рассуждает: «Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все так вкусно?», при этом перечисляются такие кулинарные изыски, которых никто из нас и не пробовал. Вообще-то в пост лучше готовить что-нибудь попроще, чтобы освободить время для молитвы, для посещения храма. Но и детей, конечно, хочется порадовать. Обычно они любят что-нибудь делать вместе с мамой. Я, например, леплю пирожки, а маленький тут же свои загогулинки. Мы их все печем, и он может угостить других своим изделием — вот это радость!

— Дайте, пожалуйста, совет, о чем нужно особенно позаботиться родителям, когда наступает пост?

Священник Анатолий Коньков:

— Главное — помнить: не человек для поста, а пост для человека, для его духовного возрастания. Не нужно бездумно отказываться абсолютно от всего, изнуряя себя и детей непосильным постническим трудом. Во всем должна быть мера, для этого человеку Господь дал разум. Обязательно нужно регулярно исповедоваться и причащаться, чтобы были силы для прохождения постового поприща.

Анна Клименко:

— Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы пост воспринимался как радость, а не как время запретов. Поэтому надо подумать, как будет проходить ваш собственный пост: от чего нужно избавиться и что приобрести за это время. В семье должны быть мир и согласие, чтобы дети видели ваш добрый пример. Хорошо было бы продумать, какие книги прочитать своему ребенку, а тому, кто читает сам, необходимо помочь подобрать интересное душеполезное чтение.

— Как дети относятся к посту в Вашей семье?

Священник Анатолий Коньков:

— Старшая дочь постится частично: и в школе, и дома она ест то, что дают. Она ограничена в некоторых развлечениях, о чем я говорил выше, мы считаем это более важным для нее сейчас. А младшие дочери еще малы, чтобы как-то понимать значение поста.

Анна Клименко:

— Для них это часть жизни. Когда дети слышат, что приближается пост, они радуются: «Значит, скоро Рождество!» или «Скоро Пасха!!!». Наши дети в пост не смотрят мультики и художественные фильмы (о компьютерных играх и телевизоре не говорю, так как у нас это вообще не заведено), причем никто не воспринимает это как тягостное бремя.

Материал подготовили Наталья Горенок и Инна Стромилова

Вот как отвечают на эти вопросы священнослужители и врачи.

Безусловно, и этого не отрицают ни врачи, ни церковь, пользу от «постной диеты» организм получает немалую. Во время поста табу налагается на продукты животного происхождения (мясо, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, рыба), на чревоугодие вообще. Мясо, полезное для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост же, с его сменой диеты вымывает шлаки из организма.

Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье , даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Еще наши давние предки поддерживали и укрепляли здоровье не лечением, а профилактикой. А профилактикой в данном случае были именно посты.

Помимо выведения шлаков, пост способствует рассасыванию атеросклеротических бляшек на кровеносных сосудах, а также подкожных отложений. Пост - это еще и хорошая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний - гипертонии и ишемической болезни сердца.

Однако истинный пост - это не просто соблюдение ограничений. Пост, в первую очередь, это отказ от греховных, оскорбительных или бранных поступков, слов и мыслей, период, прежде всего, духовного очищения и нравственного совершенствования. Это период, когда человек имеет возможность переосмыслить свое отношение к Богу, к миру, к окружающим. Более того, настоящий пост, если человек достойно выдержит его, несет очищение духовное и телесное.

Как солидарно считают представители медицины и духовенства, пост однозначно принесет пользу, если человек соблюдает пост сознательно, отказываясь не только от определенных продуктов, но и от пагубных пристрастий, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности. Ведь пост для верующих людей имеет духовные приоритеты, и, соответственно, протекает и воздействует на организм совершенно не так, как у «сочувствующих».

Чтобы поститься…

Пост должен быть сознательным выбором. Заставлять поститься себя или кого-то другого нельзя, это не пойдет на пользу ни душе, ни телу. На пост следует брать благословение, без которого верующие не приступают к серьезному делу. Для соблюдающих весь пост (а не только пищевые ограничения) послабления (разрешения есть скоромную пищу) допускаются по разрешению духовника.

Врачи же утверждают, что строгий пост противопоказан людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с язвой желудка, гастритами, панкреатитами, холециститами, диабетом. Негативно пост может сказаться на людях, которые перенесли операцию или тяжелую физическую или психическую травму. Если у вас присутствует вышеперечисленные или иные заболевания, а поститься вы все-таки хотите, имеет смысл проконсультироваться с врачом (он расскажет о том, что вам можно, что нельзя), а потом испросить благословения священника на послабления.

Церковь освобождает от поста больных, беременных женщин, маленьких детей, а также тех, кто находится в пути. Как говорят священнослужители, пост дан для достижения духовного совершенства, поэтому поститься нужно людям здоровым, т.к. для больных сама болезнь уже является испытанием.

Еда во время поста

Повторюсь, человек, соблюдающий истинный пост, меньше всего думает о еде, многие даже отказываются от пищи вообще на несколько дней. И все же, даже если мы постимся из соображений очищения и оздоровления организма, в этом хорошего больше, чем плохого. Как правильно питаться во время поста?

Пища должна быть разнообразной: овощи, злаки, зелень, орехи. Хлеб (из соображений диеты) не стоит исключать – в том же ржаном хлебе все необходимые нам витамины группы В. Не забывайте о витаминах А и С. Их много в квашеной капусте и, конечно же, луке и чесноке. Железо можно получать, употребляя шпинат и гречневую крупу.

Необходимые углеводы имеются в таких продуктах, как свекла, ржаной хлеб, гречка, рис. Заменить белок могут орехи, соя и бобовые. 200 граммов бобовых содержат столько же протеина, сколько его в одном стакане молока или яйце. А вот надежды на употребление грибов в плане пополнения запасов белка не совсем верны: по мнению ученых Института питания, усвояемость грибов чрезвычайно низка. Они могут оказывать положительное влияние на иммунную систему, повышая устойчивость организма, но они не являются источником белка.

Впрочем, в рождественский пост, исключая среду и пятницу, разрешаются рыбные блюда. Христиане относятся к рыбным блюдам более терпимо, чем к мясным. Современные диетологи уже с научной точки зрения подтвердили правильность этого выбора. Рыба легче усваивается, в ней выше содержание минеральных солей и полезных элементов, чем в мясе. В рыбьем жире также содержится уникальное соединение омега-3, которое очищает сосуды от холестерина.

Во время поста стоит обратить внимание на креветки или кальмары. По своей биологической ценности они намного выше, чем мясо и рыба. Морепродукты обладают еще одним целебным свойством: они содержат вещества, снижающие свертываемость крови. Отсутствие пуриновых соединений, отличающее, например, мясо кальмара, делает его незаменимым в диетическом питании.

Зачастую во время поста труднее выносить отсутствие не мяса, а сладкого. По церковным канонам можно есть мед и ягоды. Горький шоколад по составу является постным продуктом, но, по мнению духовенства, истинно постным десертом его назвать нельзя.

У людей, занимающихся спортом и активно наращивающих мышечную массу, изменение пищевых привычек является стрессом, а снижение потребления животного белка ведёт к потере мышечной массы и снижению выносливости. Для минимизации этих проблем некоторые спортивные врачи рекомендуют спортсменам принимать соевые протеины и свободные аминокислоты, изготовленные из растительного сырья, чаще всего из зёрен молодой проращенной пшеницы. Рекомендуется повысить дозировку принимаемых витаминов, особенно группы B. Также необходимы витамины группы B, микроэлементы - хром, ванадий, липоевая кислота. Желательно увеличить приём полиненасыщенных жирных кислот в связи с уменьшением потребления животных жиров.

Строгое воздержание от животной пищи в течение нескольких недель, а в особенности резкое начало и резкое окончание поста может заметно навредить здоровью неподготовленного (то есть никогда не постившегося) человека, создав серьезные проблемы с пищеварением.

Люди верующие, соблюдающие все посты и постные дни (среда и пятница, кроме праздников) более адаптированы к смене рациона. Но даже они, для правильного входа в пост, например, за неделю перестают есть мясо.