Отношения двух сестер можно назвать межличностными. Понятие межличностных отношений

Есть три ошибки в общении людей:
Первая - это желание говорить прежде, чем нужно;
Вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно;
Третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций.

В жизни каждого человека социальные контакты с другими людьми играют очень важную роль. Общаясь, мы непроизвольно вырабатываем свою индивидуальную линию поведения и оказываем определенное воздействие на окружающих.

Многие замечали, что у одних людей получается быстрее находить общий язык с окружающими, а у других – нет. Секрет успеха очень прост – важно знать основные принципы, использование которых делает процесс обмена информацией более успешным и продуктивным.

Правила межличностного общения

  • Если хотите произвести приятное впечатление на собеседника, приведите в порядок свой внешний вид.

    Следите за одеждой, прической, манерой говорить, походкой, помните, что непроизвольно наблюдая за вами, собеседник составляет свое собственное мнение. Во время разговора постарайтесь контролировать свою мимику, выражение лица. Если вы будете слишком явно выражать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), это может стать преградой для построения конструктивного диалога.

    • Помните, что для того, чтобы сформировалось первое впечатление о собеседнике достаточно нескольких минут разговора: именно в этот период работа всех органов чувств направлена на то, чтобы как можно лучше узнать человека.

      Всего через 4 минуты после начала общения собеседники уже готовы сделать предварительное заключение о том, стоит ли продолжать вести беседу. Если хотите добиться успехов, завоевать доверие оппонента, то с самого начала постарайтесь следить за своим тоном, жестами, мимикой.

      • В начале диалога лучше всего поговорить на нейтральные темы.

        Слушаем собеседника

        • Чтобы стать хорошим собеседником, научитесь слушать других участников диалога.

          Во время разговора постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться на обдумывание вопросов, которые вы бы хотели задать оппоненту. Постарайтесь успокоиться – излишняя эмоциональность мешает восприятию информации. После того, как собеседник закончит свою речь, обязательно продемонстрируйте, что вы его услышали и поняли (с этой целью можно кратко передать сказанное оппонентом своими словами).

          • Психологи рекомендуют применять на практике метод утвердительных ответов.

            Суть его очень проста: не стоит в самом начале разговора упоминать те темы, обсуждая которые участники диалога не смогут прийти к согласию. Избегая острых углов, вы добьетесь лучших результатов. Начните беседу с тех вопросов, на который ваш визави точно ответит утвердительно.

            Не критикуй, и не критикуем будешь!

            • Если хотите произвести хорошее впечатление на окружающих, воздержитесь от критики, оценки в адрес своих собеседников.

              Также не стоит постоянно рассказывать о своих проблемах – это очень быстро наскучит другим участникам диалога.

              • Старайтесь избегать споров и конфликтных ситуаций, особенно, если беседа проходит не с глазу на глаз.

                При любых обстоятельствах старайтесь спокойно выслушать собеседника, только так вы сможете найти выход из непростой ситуации. Если ваш оппонент втягивает вас в ненужный спор, постарайтесь сохранять спокойствие, не поддавайтесь на провокации. В данном случае лучше всего попытаться выяснить: какую цель ставит перед собой собеседник.

                • Если хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности, бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.
16 принципов построения успешных межличностных отношений

Многие неосознанно вырабатывают свою психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако основные правила построения успешных межличностных отношений можно выделить в 16 принципов. Владение ими является важнейшим условием успеха любого современного человека.

В основу построения межличностного общения положены следующие 16 принципов.

1. Самые первые и сильные впечатления о человеке создаются его внешним видом. Поэтому все в человеке должно быть на должном уровне: прическа, одежда, походка, манеры. Много зависит от выражения лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным — это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.

2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые четыре минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают все наши органы чувств, с помощью которых мы создаем целостное представление о собеседнике.

К исходу четвертой минуты уже становится в общих чертах ясно — симпатичны люди друг другу или наоборот, расположены к взаимному общению или нет. Вероятно, каждый из нас ощущал на себе, что первое впечатление о человеке иногда обманчиво и вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти длительное время, чтобы оно переменилось.

Следовательно: в первые четыре минуты общения необходимо полностью подчинить свое поведение нужному тону.

3. Начинать беседу следует только с дружеского тона , все время поддерживая положительную установку при общении.

Установкой в психологии обозначают состояние готовности или предрасположенности к действию определенным образом. Вежливость и тактичность, доброжелательность и предупредительность будут высоко оценены вашим партнером.

4. Не стоит забывать о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Она нужна не только другим, но и нам самим. От нее зависят настроение и работоспособность. Как настроение влияет на выражение лица, так и, наоборот, выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Ведь мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку.

5. Хорошие результаты дает использование метода утвердительных ответов . Лучше не начинать разговор с обсуждения тех вопросов, по которым есть расхождения с собеседником. Стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

Поэтому вначале стоит задать вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит утвердительно, а далее следить, чтобы разговор шел по пути «накопления согласия». Человек не любит менять мнение. Если он согласился с партнером в девяти случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.

6. При общении важно быть хорошим слушателем . Способность слушать можно развить. Для этого необходимо следующее:

* не допускать побочных мыслей;

* концентрировать внимание на сущности предмета; не стремиться запомнить все подряд — это практически невозможно;

* слушая, не обдумывать последующий вопрос или свой ответ;

* научиться находить самый ценный материал, содержащийся в полученной информации;

* установить, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постараться нейтрализовать их действие, так как в состоянии сильного эмоционального возбуждения люди обычно слушают не очень внимательно;

* слушая, спросить себя: «В чем цель говорящего?»;

* обращать внимание не только на слова, но и на тембр голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;

* показать говорящему, что вы его понимаете; это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышали, или смысл того, что вам сказали;

* не высказывать своих оценок;

* не давать советов (во время выслушивания); оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают выделить наиболее существенное в словах;

* не лениться слушать.

Для развития в себе способности слушать можно использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, надо кого-нибудь внимательно слушать (коллегу, посетителя и т.д.), уточняя своими вопросами его сообщение. Прием прост, но весьма эффективен при систематическом применении.

7. Критика коллег и других людей — не лучший стиль поведения . Не любят окружающие и тех, кто жалуется.

8. Избегайте излишних споров , особенно в присутствии большого количества людей.

Вместо словесной перепалки следует спокойно выслушивать собеседника и, не заражаясь его горячностью, сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы Опыт показывает, что попытка переспорить собеседника не дает положительного результата, но его можно достичь с помощью разумного компромисса. Выясните: что собеседник хочет? Возможно, истина его не интересует, и он лишь желает самоутвердиться, споря с вами.

Если вы не правы, признайтесь в этом в категоричной форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.

9. Вас оценят , если вы проявляете неподдельный интерес к другим людям.

Обратите внимание на ключевое слово: «неподдельный». Здесь имеется в виду умение высказывать уважение к интересам окружающих. Вдумайтесь: местоимение «я» является одним из наиболее часто употребляемых в нашем языке. Поэтому будьте внимательны к чужому «Я».

10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо, надо понять его позицию.

Для выяснения ситуации можно завести разговор о том, что интересует вашего собеседника. При этом большое значение имеет первая фраза.

11. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо пробудить в нем желание сделать это .

Как известно, приказаний никто не любит. Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным ваше общение с окружающими. Поэтому требования желательно излагать в такой форме: «Не считаете ли вы, что так сделать лучше?», «Я буду вам признателен, если вы...». Не стесняйтесь апеллировать к чувствам.

12. Надо уважать мнение других людей .

Общаясь, лучше не говорить человеку прямо, что он неправ, этим только можно вызвать в нем внутренний протест. Общению содействуют фразы-мостики типа: «Я внимательно вас слушаю», «Это понятно» и т.п.

13. Очень важно запоминать и не путать имена людей . Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

14. Одна из главных задач — помочь людям чувствовать свое значение .

Люди, допускающие в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость; иронические или невежливые замечания; выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство; угрозы, нравоучения и несправедливые упреки; высказывающие незаслуженные обвинения; допускающие угрожающие жесты, а также другие действия, унижающие личность, не только дискредитируют свои организации, но и совершают грубый психологический просчет. Задача руководителя любого ранга, просто партнера — искренне ценить достоинства людей, а достоинство всегда есть у любого человека.

16. Главные враги общения — раздражительность и бестактность .

Раздражительность невыгодна во всех отношениях. Во-первых, она затрудняет общение, а значит, придется потратить больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к ослаблению защитных сил организма (снижается иммунитет). Осознав это, следует подавлять появляющееся раздражение. Для этого стоит повнимательнее присмотреться к ситуации и убедиться, что она не стоит подобной реакции и ее лучше свести к трудности рядового масштаба.

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи-ческая черта -- эмоциональная основа. Поэтому межличност-ные отношения можно рассматривать как фактор психологиче-ского “климата” группы. Эмоциональная основа межличност-ных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-ношению друг к другу. В отечественной школе психологии раз-личаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений лич-ности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоцио-нальных проявлений.

Типы межличностных взаимодействий:

Между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

Между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

Между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

Между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

Межличностные отношения можно разделить на формальные и неформальные:

Формальные межличностные отношения:

Переговоры о приеме на работу;

Беседа директора с родителями ученика

Отношения между должностными лицами в служебное время

Назначение деловой встречи по телефону

Неформальные межличностные отношения:

Вечеринка друзей;

Поездка с приятелями на пикник;

Туристический поход;

Знакомство с соседом

Беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха-рактеризовать как взаимодействие, взаимопо-нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се-мья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж-ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз-никаютконфликты.

Конфликт -- столкновение противополож-ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение -- консенсус.

Консенсус -- согла-сие, взаимное соглашение по какому-либо воп-росу.

Причины межличностных конфликтов:

неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

возрастные

из-за различных представлений по принципиальным вопросам

из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения

по «эффекту заражения» (от одного к другому)

Правонарушение, виды правонарушений

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Основные признаки правонарушения:

1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

· в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);

· в бездействии , т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

2) это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение прежде всего посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (например, право собственности и др.) Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права.

3) это виновное поведение субъектов права. Вина - психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению - в виде умысла либо неосторожности.

4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций.

5) правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.

Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Состав правонарушения:

Отдельные признаки правонарушений следующие:

объект правонарушения - те общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушением действительный или возможный ущерб, те блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие людей, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;

субъект правонарушения - деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение. В юриспруденции действует общий принцип - незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение (ignorantia legis non est argumentum);

объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка. В первую очередь, это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимо наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно этим деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;

субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

Виды правонарушений

В зависимости от степени общественной опасности они разделяютсяна преступления и проступки.

Проступки - это противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом. В зависимости от объекта правонарушения, наносимого ущерба и характера санкций они подразделяются на административные, дисциплинарные, а также гражданско-правовые (их часто называют деликтами).

Административные проступки - это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.). Административные правонарушения влекут такие виды взыскания как предупреждение, штраф, лишение специального права (например, на управление автотранспортом), административный арест на срок до 15 суток и др. Субъектами таких правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица.

Дисциплинарные проступки - это нарушения дисциплины, т.е. установленного правом порядка деятельности определенного коллектива (трудового, служебного, воинского, учебного). В качестве примеров можно привести нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опоздание, появление на работе в нетрезвом виде и др.), дисциплинарного воинского устава (самовольное оставление части, невыполнение воинского приказа и др.).

Гражданско-правовые нарушения (деликты) - это причинение имущественного внедоговорного вреда лицу или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договора, нарушение авторских прав и др. Субъектами деликтов могут быть физические и юридические лица.

Преступлениями признаются наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут наиболее суровые наказания - лишение или ограничение свободы, исправительные работы, значительные штрафы, а за особо опасные преступления - смертную казнь. Субъектами преступлений могут быть только граждане и должностные лица. После отбытия наказания, у лица, осужденного за наиболее серьезные преступления, сохраняется на определенный срок или постоянно особое правовое состояние - судимость.

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Характерные признаки преступления:

общественная опасность - это создание угрозы причинения определенного вреда общественным отношениями, охраняемым законом (ст.2):

а) права и свободы человека и гражданина

б) собственность

в) общественный порядок и общественная безопасность

г) окружающая среда

д) конституционный строй РФ

е) мир и безопасность человечества

уголовная противоправность - состоит в запрещенности преступления соответствующей уголовно- правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания

виновность - это отношение психики лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. (Виновным признается только лицо, способное как по своему возрасту, так и психическому состоянию осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

наказуемость - необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе, возможности применения наказания за деяния (бездействия), предусмотренные уголовным законом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности различают преступления :

небольшой тяжести (наказание не превышает 2-х лет лишения свободы)

средней тяжести (наказание не превышает 5-и лет лишения свободы)

тяжкие (наказание не превышает 10-и лет лишения свободы)

особо тяжкие (лишение свободы на срок более 10-и лет или более строгое наказание).

Соучастниками преступления признаются:

организатор - лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо создавшее организованную группу или преступное сообщество (организацию) либо руководившее ими

исполнитель - лицо непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении с др. лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования др. лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или др. обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом

подстрекатель - лицо, склонившее др. лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом

пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Уголовная ответственность - это элемент уголовного правоотношения, которое порождается юридическим фактом в виде действия или бездействия, содержащего признаки состава преступления.

Существенные признаки наказания :

мера государственного принуждения (наказание назначается от имени государства)

назначается по приговору суда (наказание влечет судимость)

применяется к лицам, виновным в совершении преступления

заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица

отличается от др. мер принуждения своей тяжестью репрессии

Билет № 7

Общение. Культура общения

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:

получает знания об окружающем мире

происходит передача опыта

усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

усваивает правила и нормы поведения

учится оценивать поступки других людей

формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Виды общения:

между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта (напр. с животными)

реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди гласят: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

Доверие к тому, с кем общаешься

Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться

Уважение к тому, с кем общаешься

Признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо

В психологии общения один из важнейших моментов научить себя выслушивать и понимать того, с кем вы ведете общение.

Учитесь объяснять людям ваши намерения и мысли, из которых вы исходите, тем самым вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в общении с собеседником часто оказывается единственным выходом из кризисной, конфликтной ситуации.

Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга, мата и арго мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Учитесь признавать индивидуальность людей, что наверняка поможет вам понимать людей и как результат - уважать людей и их мнение, даже если оно вам не кажется истинным.

Научившись уважать самого себя, вы наверняка научитесь уважать ваших собеседников. И не забывайте проявлять интерес как к собеседнику, так и к теме вашей беседы, что вызовет интерес собеседника и ваша беседа перейдет в более качественный уровень.

Одной из важных частей культуры общения является речь. Понятно, что каждому человеку приятно было бы слышать выражения, которые вызывают лишь положительные эмоции. Но по причине экономии времени и стремления языка также к экономии, мы ограничиваемся краткими приветствиями, скупыми комплиментами.

Главное в культуре общения

Культура общения, как вы сами понимаете включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Ваши слова и действия не должны вступать в противоречие с вашим внешним видом, вашей одеждой, общим вашим внешним обликом. Другими словами, этикет не будет полностью соблюден, если при всей вашей правильности и вежливости поведения не соблюдены эти правила. То есть необходимо, чтобы ваш внешний облик был адекватен ситуации.

Культура общения имеет в межличностных отношениях очень важное практически для любого человека значение. Здесь смысл имеет все: тон, интонация, жесты, формы обращения и т.д.

Правила ведения спора, полемики, дискуссии .

вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;

не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонаций;

грамотно и четко ставить вопросы;

точно формулировать главные доводы;

не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;

глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;

разговор вести в дружеском спокойном тоне;

не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.

Насчитывает сотни вариантов регулирования. Все они объединены в виды социальных норм - главных регуляторов человеческой жизни.

О сущности

Чтобы понять, чем обусловлено деление рассматриваемого явления на различные виды, стоит, прежде всего, понять, что же оно собой представляет. В науке как политологической, так и юридической под общественной нормой понимают особое правило, сформированное в результате жизненной необходимости. Следовательно, и виды социальных норм - это в большей степени деление их по способам сложения. Правда, несмотря на всё их многообразие, существуют определенные признаки, позволяющие причислять явление к нормам социума, а именно:


Из этих признаков вытекает, что виды социальных норм предопределяются также и общественной, и культурной составляющими. И потому то, что приемлемо для одного объединения, может оказаться невозможным для другого.

Основные виды социальных норм

В данном вопросе практически все ученые единодушны и выделяют следующие из них: мораль, право и обычай. Целесообразно вначале рассмотреть обычай как первый из видов социальных норм. Все дело в том, что именно он сформировался ещё тогда, когда о государстве или религиях не было и речи. Фактически это - первая форма правила поведения. И, конечно же, выработалась она в результате указанного выше процесса. Изначально обычай носил сугубо бытовой характер, но ныне это целая система, в которую включены в том числе и правовые, и корпоративные нормы. Вторая форма - это мораль. История её становления несколько сложнее и базируется она, в первую очередь, на религии в целом, вне зависимости от её вида. Стоит отметить, что особого закрепления мораль не требует, более того, именно этим она отличается от того же обычая и права.

Право

Виды социальных норм и санкций как последствий невыполнения установленных правил породили особую категорию - правовые нормы. Можно сказать, что как только появилась необходимость наказывать за отступление от существующего в социуме порядка, зародился и данный вид социальных норм. Хотя в теории правоведения существует и иная точка зрения на указанную проблему. Так, политологи и исследователи в области юриспруденции утверждают, что право возникло одновременно с государством. Однако, если смотреть глубже и принять сущность государства, то можно прийти к указанному выше выводу.

Иные виды социальных норм

Кроме уже рассмотренных норм, теоретики права и социологи выделяют ещё несколько видов, которые классифицируются по нижеприведенным признакам:

  1. сфере деятельности - религиозные, экономические, экологические и прочие;
  2. механизму имплементации - нормативные (закрепленные в специальных актах) и самособлюдающиеся (например, религиозные обеты).

Приводить классификацию можно бесконечно долго, ведь, как правило, указанные признаки не только выделяют виды, но и служат основными характеристиками для их сравнения.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящён теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем - 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы :

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные ;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчинённым.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Неформальные отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать чёткие разграничения.

  • Личные ;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые ;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные ;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные ;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник - подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений :

  • Знакомство - имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство - обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество - деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба - устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь - наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы :

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Что мы узнали?

Межличностные отношения - это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство - приятельство - товарищество - дружба - любовь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 422.