За что отвечает древнегреческий бог гефест. Гефест -греческий бог огня и покровитель кузнецов: мифы, картинки, фото, почему Гефеста называют хромым богом? Ритуалы и поклонение

Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция Немировский Александр Иосифович

Гефест

Большая часть обитателей Олимпа правила миром, судила-рядила людей, ведала войной, охотой, искусством, но был среди них бог, которого можно назвать тружеником. Это Гефест , сын Зевса и Геры, покровитель огня и обработки металлов .

Божественной матери, как это было принято и на земле, показали новорожденного первой. Увидев хилое тельце Гефеста, роженица утратила пресловутое олимпийское спокойствие и, схватив свое дитя за ножку, швырнула вниз. Долго летел младенец, кинутый матерью, пока не упал в океан . Ему повезло. Неподалеку в волнах резвились Фетида, дочь морского старца Нерея, и ее подруга Эвринома, дочь Океана. Они подхватили несчастного ребенка и унесли в подводный лазурный грот, где девять лет тайком его выкармливали и пытались дать подобающее его природе воспитание. Но юный Гефест не любил ни музыки, ни танцев, в которых подруги знали толк. Не тянуло его и к войне – сказывалась хромота, полученная во время падения. Гефесту нравилось мастерить. Уже в детстве он научился превращать бесформенные куски золота и серебра в прекрасные ожерелья, браслеты, серьги, и его воспитательницы вскоре щеголяли в таких драгоценностях, каких не ведали ни земля, ни Олимп. Олимпийские богини, разумеется, сразу приметили, как похорошели обе обитательницы морских глубин. Вот когда Гера впервые пожалела, что так обошлась со своим сыном.

Вскоре ей пришлось пожалеть об этом еще раз. Гефест прислал в подарок матери чудесное золотое кресло. Богини окружили его, наперебой расхваливая работу. Гера же, подобрав длинные одеяния, величественно опустилась в него. И тут из поручней и ножек выскочили какие-то пружины и приковали Геру к сиденью и спинке прочными невидимыми путами. Испуганно заверещали богини. На помощь поспешили боги. Но даже сам Зевс не смог освободить супругу из золотого плена.

Пришлось отрядить на землю Гермеса. Явившись в кузницу на остров Лемнос , посланец богов застал Гефеста у горна. Его помощники дружно колотили молотами по металлу. Было шумно. И Гермесу никак не удавалось втолковать Гефесту, что Гере надо помочь.

– Какая мера? Какая ночь? – спрашивал притворщик, делая вид, что не понимает, чего от него хотят.

– Не мера, а Гера, – кричал Гермес изо всех сил, – твоя мать, ее надо освободить!

– Не понимаю, – упрямо твердил Гефест, продолжая работу.

Пришлось вызвать на помощь Диониса, который явился с мехом, полным неразбавленного вина. Дионис ничего не просил у Гефеста, а, напротив, предложил кузнецу полную чашу. Разгоряченный жаром, Гефест всегда испытывал жажду и пил воду целыми пифосами. Вино же ему особенно понравилось, и он, войдя во вкус, потребовал еще. Вскоре божественный кузнец настолько опьянел, что его можно было взвалить на осла и везти хоть в Тартар.

На Олимпе Гефеста подвели к креслу, и умелец, придя в себя, в одно мгновение освободил Геру. Отплатив за обиду, он больше не держал на мать зла и всегда принимал ее сторону, за что однажды поплатился: Зевс сбросил его на землю. Да и Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жены Гефесту появившуюся в то время на Олимпе красавицу Афродиту.

И Гефест зачастил на Олимп. Богам пригодилось его мастерство. Построил он для них золотые палаты. И о себе не забыл. Небесный дворец Гефеста был из трех металлов – золота, серебра и бронзы. Имелась в нем кузница с чудесными мехами, располагавшаяся, согласно одному из мифов, внутри Этны. По одному лишь слову Гефеста они сами раздували пламя, и ему оставалось лишь бросить в него руду, а потом перенести плавку клещами на наковальню. Чего только ни выковывалось чудодейственным молотом Гефеста – и эгида Зевса, и колесница Гелиоса, и чаши для амброзии и нектара, и украшения для обитательниц Олимпа, которые больше не смели потешаться над чумазым и хромым Гефестом.

Гефест вручает Фетиде оружие, изготовленное им для Ахилла (роспись на сосуде)

Сохранил Гефест и кузницу на Лемносе, где прошло его детство. Он работал там с кабирами, местными богами, которых миф превратил в помощников или даже сыновей Гефеста, и с карликом Кедалионом.

На Западе Гефесту принадлежали кузницы в Сицилии (под Этной) и на прилегающих к ней вулканических Эолийских островах. Эти мастерские, по преданию, сообщались между собой подземным ходом.

Всегда занятый любимым трудом, Гефест мало бывал дома, и Афродита в его отсутствие предавалась любви с Аресом. Узнав об этом от всевидящего Гелиоса, Гефест решил по-свойски наказать неверную. Он смастерил волшебную невидимую сеть и приладил ее к ложу. Как только Афродита и Арес возлегли, они оказались в ловушке. И тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.

– Смотри, Зевс! – гаркнул Гефест. – Вот как я наказываю за неверность.

Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных. Но Зевс грозно нахмурил брови. «Конечно же Афродита и Арес заслуживают осуждения, но кто дал этому чумазому право быть судьей?»

Пришлось Гефесту распустить сеть. Афродита скрылась от позора на своем острове Кипре. Арес утешился тем, что разжег еще одну кровопролитную бойню. Гефест же вернулся к своим мехам, молоту и наковальне. Работы у него прибавилось. Он стал обучать своему искусству людей. Обитавшие ранее в пещерах, они стали сооружать дома, наполнять их мебелью и всем, что необходимо для полного счастья. Поэтому они всегда помнили о боге-кузнеце и обращались к нему с мольбой:

– Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и счастье!

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ГЕФЕСТ (ВУЛКАН) У этого бога огня и кузнечного ремесла странная история. По словам греческого писателя II века до н. э. Аполлодора: «Гера, миновав супружеское ложе, родила Гефеста; но, согласно Гомеру, и этого она родила от Зевса. Последний низверг его с небесных высот за то,

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

ГЕФЕСТ Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей богини некрасивого, хилого сына. Она схватила его и

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Сварог и Гефест – близнецы-братья Надобно сказать несколько слов о Свароге – боге огня у древних руссов. Согласно данным древнерусских поучений против язычников, культ Сварога был связан с древнегреческим Гефестом. В греческой мифологии Гефест – бог огня и кузнечного

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Бог огня: Агни-Семаргл-Гефест-Вулкан Среди скифских богов был образ «осеннего Марса», неизбежный во всех арийских религиях. Скифский «Чернобог» сопоставим с богом Марсом (Ареем), его весенняя ипостась - Геракл, а осенняя ипостась восстановима только по славянским

автора

7. Бог-кузнец Гефест-Сварог, упавший с неба и сломавший себе обе ноги «Древне»-греческая мифология много говорит о знаменитом боге Гефесте (Вулкане). Он был сыном богини Геры, жены Зевса, и сначала жил на Олимпе. Там ему построили кузницу (рис. 5.18 – Авт.), «где ни на миг не

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

18. Апостол Петр-Камень с ключами неба и бог Гефест-метеорит с небесными клещами. Падение Фаэтона и распятие Петра «стремглав» Вернемся снова к сказаниям об апостоле Петре и боге Гефесте. Мы уже видели, что оба жизнеописания в значительной мере являются отражениями одного

В греческой мифологии бог Гефест - талантливый кузнец, обслуживающий все олимпийское воинство. До наших дней дошло множество преданий, рассказывающих о деяниях этого божества, в которых он предстает то как воплощение огненной стихии, то как объект многочисленных насмешек со стороны других обитателей Олимпа.

Несчастливое детство

Все греческие мифы сходятся на том, что матерью бога Гефеста была Гера. А вот о его отце существуют разные версии. Одни полагали, что Гефест - сын Зевса. Другие же мифы утверждали, что уставшая от бесконечных измен мужа Гера завела роман на стороне и родила сына в отместку.

В любом случае на свет появился нелюбимый ребенок. Все олимпийские божества отличались приятной наружностью и были совершенными. Гефест же родился хромым. Гера, постыдившаяся представить такого ребенка сонму божеств, сбросила его с Олимпа, но Гефест выжил. За это он позже отомстил матери, приковав ее к трону цепью.

Но к Гере он питал все же теплые чувства. Когда она начала выговаривать мужу за очередную измену, и Зевс хотел ударить жену, Гефест вступился за нее. Разъяренный громовержец схватил сына и во второй раз сбросил с Олимпа.

Гефест и Афродита

Кажется странным, что богиня любви и женской красоты стала женой столь безобразного существа, как бог Гефест. Мифы объясняют это следующим образом. Когда Гефест приковал Геру к золотому креслу, все боги просили его освободить мать, но тот не соглашался. Тогда на помощь пришел покровитель виноделов Дионис. Он допьяна напоил Гефеста, а тогда уж уговорил отпустить Геру. За время, проведенное на кресле, мать подумала над своим поведением и решила признать сына. А чтобы искупить вину, она принудила Зевса женить Гефеста на Афродите.

Впрочем, богиню любви брачные обязательства не сильно останавливали. Сохранилось множество мифов, в которых говорится, что она изменяет мужу со многими другими богами и прекрасными смертными юношами.

Божественный ремесленник

Мифы - не только сборник интересных историй, сохранившихся от культурного наследия Древней Греции. Бог Гефест, как можно выяснить при более внимательном их прочтении, имеет негреческое происхождение. Его культ был заимствован у народов, которые были ассимилированы греками еще в древние времена.

На это указывает уже любовь к кузнечному ремеслу Гефеста, богом чего в греческой мифологии он как раз выступает. Если остальные божества занимаются каким-либо физическим трудом, то лишь по принуждению. Гефест же исправно кует доспехи и оружие для своих собратьев и даже прислуживает им за столом.

Трудно сказать, в какое время вошел в сонм греческих богов Гефест. Его явно выраженное физическое несовершенство, а также тесная связь с огнем свидетельствуют о связи персонажа с верой в могущество стихий, характерных для архаической стадии развития религиозных воззрений.

Две матери

Еще одно свидетельство того, что культ бога Гефеста был заимствован, хранится в уже упомянутых мифах о его рождении. Если подробнее рассмотреть первый из них, согласно которому Гера родила сына, чтобы отомстить Зевсу, то обнаружится любопытная подробность: она родила сына... сама от себя. Это уникальный случай во всей греческой мифологии. Обычно, если бог был заимствован у другого народа, его происхождение в мифе связывалось с той областью, в которой прежде был развит его культ. Гефест же рождается на Олимпе и имеет только мать. Следовательно, можно предполагать, что его культ был воспринят греками в очень древнюю эпоху.

Некоторые намеки можно обнаружить во втором мифе. Когда Гера сбрасывает Гефеста с Олимпа, он падает в океан, где его находит богиня Фетида. Областью ее особого почитания были Фессалия и Спарта, где проживали потомки подчинивших на рубеже XIII-XII вв. до н. э. Грецию дорийцев. Тесная связь Фетиды и Гефеста подтверждается и другими мифами. В частности, по ее просьбе божественный кузнец изготавливает щит для ее сына Ахиллеса. Все это косвенно указывает на время возможного появления культа Гефеста в Греции, а также на территории, где его почитали изначально.

Почитание Гефеста

В первую очередь молитвы Гефесту возносили кузнецы и другие ремесленники. Местом особого почитания этого бога был Лемнос: именно там упал Гефест после того, как Зевс сбросил его с Олимпа. Другой областью, где оказывалось особое почтение божественному кузнецу, являлся остров Самос. Согласно греческим мифам, именно на этом острове Гефест воздвиг кресло, к которому позже приковал свою мать.

Помимо кузнечного дела Гефест был известен как покровитель знания. Вместе с Афиной он обучил людей многим ремеслам. Даже в эпоху, когда люди уже могли обходиться без постоянных подсказок со стороны сверхъестественных сил, он неизменно приходит на помощь по первой же просьбе. Так, кроме щита для Ахиллеса, он изготовил оружие для героя римской эпической поэзии Энея.

После утраты Грецией независимости олимпийский культ был воспринят римлянами. В латинской традиции Гефест сохранил свои функции кузнеца и виночерпия богов и получил имя Вулкан.

Бог огня и тех искусств, которые для производства своих изделий нуждаются в огне, сын Зевса и Геры , а по позднейшим сказаниям одной только Геры. Первоначально он был богом нисходящего в молнии огня. Гефест родился хромым и безобразным ребенком, и его мать сбросила его за это с Олимпа . Он упал в море, где его приютили богини Фетида и Эвринома. Он прожил у них в гроте девять лет, исполняя различные художественные работы.

По другому сказанию, также упоминаемому в «Илиаде », Гефеста сбросил с Олимпа Зевс за то, что он во время ссоры его с Герой стал на сторону матери. Гефест упал при этом на остров Лемнос, славившийся подземными огнями и, по позднейшему мифу, стал хромым только после этого падения. Он старался помочь этой хромоте своим искусством и сделал себе двух золотых, говорящих и двигающихся рабынь (автоматов), на которых опирался во время ходьбы. Кроме Лемноса, его местопребыванием и мастерскими считались Липарские острова, Гиера, Имброс и Этна (местности, отличающиеся вулканическим характером).

Супругой его в «Илиаде» является богиня Харита, а в «Одиссее » – Афродита . По рассказу «Одиссеи» Афродита нарушила супружескую верность, полюбив бога войны Ареса . Узнав об измене супруги, Гефест окружил брачное ложе искусно скованною сетью. Окутав этой сетью Ареса и Афродиту, он созвал на позор им всех богов и, только благодаря заступничеству Посейдона, согласился освободить уличённых любовников.

Все художественные произведения, упоминаемые в древних мифах: изображение Пандоры , стрелы Эрота , колесница Гелия, ожерелье Гармонии , золотые и серебряные собаки Алкиноя , латы Диомеда , скипетр Пелопса , золотой кубок, полученный спартанским царём Менелаем от царя сидонян и вооружение Ахиллеса , считались работой его рук.

Бог Вулкан (Гефест). Статуя работы Торвальдсена, 1838

Кроме Афин и Лемноса Гефест почитался на островах Имбросе и Самофракии, где культ его был связан с мистериями Кабиров . В Афинах святилище Гефеста помещалось на Керамике (Гончарная площадь), покровителем которого он был вместе с Прометеем . Кроме богини Афины , Гермес находился в дружеских отношениях с Дионисом , богом вина и весны (в мифе об их дружбе, по всей вероятности, изображается влияние вулканической силы на произрастание винограда). Римляне отождествляли Гефеста с Вулканом.

Древние художники обыкновенно изображали Гефеста взрослым мужем, и потому всегда бородатым. Левая нога его представлялась скульпторами немного короче правой. Атрибутами его служат кузнечный прибор (клещи и молот), рабочая шапка и короткое верхнее платье ремесленников (эксомида). Таким представляет его бронзовая статуя Британского музея. В живописи на вазах Гефест нередко является верхом на осле, въезжающим на Олимп в сопровождении напоившего его вином Диониса.

Гефест (Ифест), греч., лат. Вулкан - сын Зевса и , бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.