Самые актуальные политические проблемы. Глобальные политические проблемы современности: причины и пути решения

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОЖДАЕМОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / SOCIAL POLICY / SOCIAL INEQUALITY / DEMOGRAPHIC POLICY / FERTILITY / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Савина Т.Н., Концова И.М.

Тема. В российских условиях проблема социальной политики является особенно актуальной в связи с низким уровнем реальных доходов населения, их чрезмерной дифференциацией, наличием слабозащищенных слоев населения и высоким уровнем бедности. В сложившейся ситуации возникает необходимость в проведении эффективной социальной политики .Цели. Выявить проблемы социальной политики современной России и предложить меры по их устранению.Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки социальной политики .Результаты. Обоснована возрастающая роль социальной политики в решении насущных социальных проблем. Исследованы такие социальные проблемы, как социальное неравенство , криминогенность общества, демографическая ситуация, уровень и качество жизни граждан. Представлена динамика расходов федерального бюджета на социальную политику . Установлено, что самой серьезной социально-экономической проблемой, максимально угрожающей социальной стабильности современного российского общества, является социальное неравенство .Выводы и значимость. Проведение эффективной социальной политики в России единственный действенный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, обеспечения равных возможностей граждан для удовлетворения их потребностей и реализации личных и экономических интересов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и стратегий социально-экономического развития как на макро-, так и на мезоуровне, концепции устойчивого социального развития, доктрины социальной безопасности.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Савина Т.Н., Концова И.М.

  • 2018 / Семенова Н.Н.
  • Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в России в контексте формирования социально ориентированной налоговой политики

    2018 / Семенова Н.Н.
  • Бедность в России: сравнительный анализ и особенности

    2018 / Садыков Р.М.
  • Обобщение опыта зарубежных стран в области перераспределительной политики

    2018 / Ермакова Э.Р.
  • Социально-экономическое неравенство как следствие несовершенства процессов перераспределения

    2018 / Ермакова Е.Р.
  • Инвентаризация бюджетных мер в сфере социальной защиты населения: на пути к адресности системы мер социальной поддержки

    2016 / Бычков Д.Г., Феоктистова О.А., Андреева Е.И.
  • Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности

    2017 / Садыков Р.М., Мигунова Ю.В., Гаврикова А.В., Ишмуратова Д.Ф.
  • Социальная политика в России и её роль в повышении уровня жизни населения

    2017 / Кравцов Д.И., Коледа Е.А., Хамхеева С.И.
  • Региональная динамика рождаемости и соотношение демографической, семейной и гендерной политики

    2017 / Доброхлеб Валентина Григорьевна, Баллаева Елена Александровна
  • Минимальный размер оплаты труда как инструмент социальной политики: реалии и проблемы

    2017 / Коокуева В.В.

Social policy of modern Russia: Problems and prospects

Importance Low level of real income of the population, excessive differentiation of incomes, presence of disadvantaged groups and high poverty rate in Russia necessitate efficient social policy .Objectives The purpose of the study is to identify problems related to social policy of modern Russia and propose measures to eliminate them.Methods We employed general scientific methods of knowledge (dialectical, combination of historical and logical unity, methods of structural and functional analysis, traditional techniques of economic analysis and synthesis) and specific methods of social policy evaluation.Results The paper examines social problems like social inequality , crime-prone areas, demographic situation, the level and quality of life of citizens, and presents trends in the Federal budget expenditures for social policy . It is established that the most serious socio-economic problem threatening the social stability of the modern Russian society is social inequality . We also analyzed the demographic situation in modern Russia.Conclusions The study shows that a sound social policy in Russia is the only efficient tool to smooth social disagreements and conflicts, to ensure equal possibilities for people. The findings may be useful to design programs and strategies of social and economic development at macroand meso-levels, concept of sustainable economic development, and social security doctrine.

Текст научной работы на тему «Социальная политика современной России: проблемы и перспективы»

ISSN 2311-8709 (Online) Научное обозрение

ISSN 2071-4688 (Print)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Татьяна Николаевна САВИНА3^, Ирина Михайловна КОНЦОВАЬ

a кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация [email protected]

b студентка магистратуры экономического факультета,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Саранск, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 19.12.2016 Принята в доработанном виде 12.01.2017 Одобрена 26.01.2017 Доступна онлайн 27.02.2017

JEL: Е24, Е64, Н51, Н52,

Ключевые слова:

социальная политика, социальное неравенство, демографическая политика, рождаемость, безработица

Аннотация

Тема. В российских условиях проблема социальной политики является особенно актуальной в связи с низким уровнем реальных доходов населения, их чрезмерной дифференциацией, наличием слабозащищенных слоев населения и высоким уровнем бедности. В сложившейся ситуации возникает необходимость в проведении эффективной социальной политики.

Цели. Выявить проблемы социальной политики современной России и предложить меры по их устранению.

Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки социальной политики.

Результаты. Обоснована возрастающая роль социальной политики в решении насущных социальных проблем. Исследованы такие социальные проблемы, как социальное неравенство, криминогенность общества, демографическая ситуация, уровень и качество жизни граждан. Представлена динамика расходов федерального бюджета на социальную политику. Установлено, что самой серьезной социально-экономической проблемой, максимально угрожающей социальной стабильности современного российского общества, является социальное неравенство. Выводы и значимость. Проведение эффективной социальной политики в России -единственный действенный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, обеспечения равных возможностей граждан для удовлетворения их потребностей и реализации личных и экономических интересов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и стратегий социально-экономического развития как на макро-, так и на мезоуровне, концепции устойчивого социального развития, доктрины социальной безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Сегодняшнее состояние социальной сферы России во многом определяется социальной политикой государства. Неудивительно, что иждивенческий подход становится все более доминирующим во многих вопросах, касающихся социального обеспечения и благополучия.

Актуальным кажется вопрос о так называемых социальных ножницах. Их экономический смысл заключается в том, что достижение экономического роста и роста национального

богатства происходит на фоне имеющегося высокого уровня бедности и крайней социальной незащищенности большинства граждан. Сегодня в социальной поддержке нуждается значительная часть населения. В свою очередь «иждивенческая» модель социальной политики, которая сложилась в прошлом веке, фактически отстраняет граждан от решения нарастающих социальных вопросов и проблем. Трудоспособные граждане ни в коем случае не должны быть пассивными получателями

Заметим, что начало современного этапа в развитии социальной политики связано с проведением рыночных реформ в России и становлением рыночных отношений в 1990-е гг. В качестве основной цели проводимых реформ было провозглашено создание социальной рыночной экономики .

Социальная политика представляет собой систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. С ее помощью государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Идеи относительно социальной политики имеют глубокие корни. Отдельные аспекты того, что мы сегодня понимаем под государственной социальной политикой, обсуждались еще в трактатах мыслителей древнего мира (Платон , Аристотель ). Философы Нового времени - Дж. Локк , Г. Гегель , К. Маркс и многие другие исследовали функции государства в социальной сфере.

Большое значение для данного исследования имеют работы отечественных ученых, в которых рассматриваются теория и практика государственной социальной политики в современной России. К фундаментальным следует отнести труды Е. Гонтмахера , С.Ю. Глазьева , Р. Гринберга [п], Д.С. Львова , М.Л. Коробова , Е.Г. Олейниковой , П.В. Романова , И. Рощиной , Т.Ю. Сидориной ,

Б.В. Ракитского , Ю.В. Тимофеева1, Л. Якобсона .

Кроме того, в работах ряда российских ученых вопросы государственной социальной политики исследуются через призму теории и практики социального государства. Так, концептуальные проблемы и анализ категории «социальное государство» исследуются в трудах Н.А. Волгина , Е. Васильевой , П К. Гончарова , И.А. Савченко .

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение высокого уровня социальной справедливости посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экологической, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности, а также ослабление социального неравенства». Однако возникает вопрос: реализуется ли этот принцип на практике?

В целом на социальную политику в России в

2015 г. израсходовано более 5% ВВП. Основная тяжесть социальных расходов лежит сегодня на бюджетах субъектов РФ и их муниципальных образований, из которых финансируется примерно 80% всей социальной сферы. Продемонстрируем динамику расходов федерального бюджета на социальную политику (рис. 1).

Расходы по разделу «Социальная политика» увеличены в 2017 г. на 9,8% по отношению к

2016 г. Однако если рассмотреть 2018 г., то объем средств немного снижается (на 2,4% по сравнению с 2017 г.).

В действительности в России еще не до конца сформирована четкая модель социальной политики и действуют некоторые принципы советской концепции социального государства

1 Тимофеев Ю.В. Современные проблемы реализации государственной социальной политики в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 8. С. 82-87.

с соответствующими методами и инструментами. Так, например, зачастую качество и количество услуг зависит от социального статуса получателя. Нет системы перераспределения доходов от богатых к бедным. Согласно исследованию Global Wealth Report за 2014 г. именно в России наблюдается самый высокий уровень имущественного неравенства в мире.

Коэффициент неравенства в течение последних 25 лет постоянно увеличивался. Если в 1990 г. разрыв составлял 4,5 раза, то сейчас он составляет 16,5. Самый большой разрыв между богатыми и бедными отмечен в

2015 г. в Москве, Чеченской Республике и Республике Дагестан. К концу I квартала

2016 г., по данным Росстата, в России насчитывалось 22,7 млн чел. с доходами ниже прожиточного минимума. В конце прошлого года таковых было 14,4 млн чел.

За время текущего экономического спада в России зафиксирован рост неравенства в доходах населения (рис. 2).

Как показали данные Росстата, коэффициент Джини (самый распространенный в мире индикатор имущественного расслоения) в первом полугодии 2016 г. увеличился до 0,399. В 2015 г. он составлял 0,396. Показатель снижается с 2012 г., а своего максимума в российской истории он достигал в 2007 г. Таким образом, социальное неравенство - это серьезная социально-экономическая проблема, угрожающая стабильности.

Это очень опасный показатель. Чем выше социальное расслоение в обществе, тем выше в нем и уровень депрессии и агрессии: растет число самоубийств, особенно среди молодых людей, которые не видят для себя перспектив, сильные стрессы ведут к росту заболеваний; увеличивается доля насильственных преступлений. Так, около половины (45,6%) преступлений по России за 2015 г. носят имущественный характер. Среди лиц, их совершивших 65,9% не имели постоянного источника дохода. Представим динамику состояния преступности в России (рис. 3).

Т.Н. Савина и др. / Финансы и кр

414 http://fin-i;

Так, за первые 9 месяцев 2015 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 1 700 тыс. преступлений, что на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2014 г. Рост настолько серьезный, что в рамки статистической погрешности не укладывается. Тем более что после показателя 2006 г. уровень преступности в России хоть и не очень быстро, но снижался.

Мы можем предположить, что у роста преступности есть две основные причины: социально-психологическая и экономическая. То, что уровень жизни и реальные зарплаты населения падают, причем достаточно быстро, признают уже даже официальные власти.

Таким образом, криминогенная ситуация в России достаточно серьезна. Уровень преступности в России и так был очень далек от идеала, но существовала хотя бы обнадеживающая тенденция, которая изменилась в 2015 г. не в лучшую сторону.

Проанализируем демографическую ситуацию современной России. Количество жителей нашей страны и их соотношение подсчитывает Федеральная служба государственной статистики, или Росстат. По данным этого агентства, население России в 2016 г. составляет более 146 млн чел. (рис. 4). По количеству населения Россия разместилась на девятом месте в рейтинге самых густонаселенных стран2. Первые семь мест принадлежат Китаю, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистану и Бангладеш. Политика государства направлена на увеличение численности граждан нашей страны. При этом решаются такие вопросы, как снижение уровня смертности, увеличение рождаемости, привлечение мигрантов (русскоязычного населения из стран СНГ). Все это призвано вызвать естественный прирост и увеличение плотности населения.

На сегодняшний день в отношении ряда показателей демографии наблюдается положительная динамика. Так, за период с января по июль 2016 г. число умерших в

2 Топ-10 самых густонаселенных стран. URL: http://batop.ru/top-10-gustonaselennyh-stran

стране снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 36 600 чел., а показатель общей смертности стал меньше на 3,7%, составив 13 на 1 000 чел. Число умерших в трудоспособном возрасте снизилось на 5,2% (на 11 900 чел.). Показатель младенческой смерти упал в России до исторического минимума и составил в январе-июле 2016 г. 6 на 1 000 родившихся живыми.

Кроме того, увеличивается продолжительность жизни граждан России (рис. 5). Так, продолжительность жизни россиян за первое полугодие 2016 г. увеличилась до 72,06 лет, то есть на 0,67 года по сравнению с показателем 2015 г. (71,39 лет).

На первый взгляд современное демографическое положение страны характеризуется позитивными тенденциями. Тем не менее прогнозы на 2025 г. предполагают глубокий демографический спад.

Среди нерешенных проблем демографической политики в целом и мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми в частности можно отметить несогласованность, а по ряду вопросов противоречивость задач демографической политики и политики в области образования, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и доходов, жилищного строительства, налоговой политики. Не на современном уровне решаются проблемы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, суть которого состоит в рождении желаемого числа детей в желательные сроки. Проблема проявляется в большом числе абортов, отказов от детей, рождении нездоровых детей, ухудшении состояния репродуктивного здоровья потенциальных родителей и др.

Государство различными методами пытается решить проблему рождаемости. Так, в 2007 г. Правительство РФ ввело форму государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей, - материнский капитал. Кроме того, существуют льготы для многодетных семей и социальные программы поддержки молодых семей. Однако родители прибегают к помощи государства, но не

ощущают экономической и социальной стабильности, чтобы задуматься о рождении еще одного ребенка. На данный момент наблюдается положительная динамика в отношении показателя рождаемости. При решении демографических проблем государству необходимо уделять внимание динамике и других показателей. Так, существует зависимость уровня рождаемости от показателя безработицы (рис. 6): чем выше уровень безработицы, тем ниже рождаемость и наоборот. Ситуация с безработицей в России стабильна, она не превышает 1 млн чел. уже долгое время. Кроме того, начиная с 2009 г., она имеет тенденцию к сокращению. Россия в условиях кризиса не вошла в ситуацию, когда число безработных граждан превышает число вакансий.

Для стимулирования рождаемости государство должно не только материально поощрять родителей, но и стараться обеспечивать им комфортные условия на протяжении всей жизни.

Фокус государственной семейной политики последних лет был направлен на стимулирование рождений. Вопросы повышения уровня жизни семей с детьми, поддержки воспитания и дальнейших инвестиций в детей оставались, по крайней мере до недавнего времени за рамками государственных интересов. Как следствие, отсутствует поддержка семей на протяжении всего периода взросления детей. Семья не поддерживается в переходные моменты своего жизненного цикла, связанного с этапами социализации детей.

Так, количество регионов, в которых у семьи из двух работающих родителей и двоих детей-иждивенцев остается менее 10 тыс. руб. сокращалось год от года. Но по итогам 2015 г. снова выросло до 26 (в 2014 г. таких регионов было всего шесть, в 2013 - семь, в 2012 - 10, в 2011 г. - 29). Еще в 18 регионах остается от 10 до 15 тыс. руб. То есть можно предположить, что именно на эти средства среднестатистическая семья, живущая без дополнительной государственной или иной поддержки, может потенциально рассчитывать

на реализацию своих желаний. Будь то улучшение жилищных условий, приобретение автомобиля, поездка в отпуск, получение платных медицинский услуг. Благосостояние семей с одним ребенком, которых согласно данным Росстата, в России большинство, заметно выше. В преобладающем большинстве субъектов РФ на руках у семей ежемесячно остается от 20 до 50 тыс. руб.

Основу российской демографической политики составляют финансовые меры поддержки семей и стимулирования рождаемости. Однако мировой опыт свидетельствует в пользу не финансовых, а немонетарных мер поддержки и создания условий, дружественных семьям с детьми и матерям. В России же недостаточно развит рынок услуг по обслуживанию и воспитанию детей разного возраста, освобождающих родителям время для того, чтобы они могли более продуктивно заниматься трудовой деятельностью. Сегодня на рынке труда отсутствует достаточное число мест с гибкой и дистанционной занятостью, что также затрудняет совмещение женской занятости с материнством. Кроме того, в ряде регионов наблюдается существенная проблема нехватки объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы и т.д.). Безадресность демографической политики снижает ее эффективность. Она может быть усилена за счет перераспределения части ресурсов от обеспеченных слоев общества тем, кто действительно нуждается в поддержке, в том числе молодым семьям.

В России наблюдается очень низкий уровень жизни, который и является препятствием на пути к повышению рождаемости. Приведем значения некоторых показателей, характеризующих данную категорию.

Во многих государствах существует такое понятие, как потребительская корзина. Она определяется законодательно и представляет собой минимальный подробный набор продуктов и услуг, необходимых для комфортной жизни. В России принят новый состав потребительской корзины,

действующий до 2018 г. Она состоит из трех кате гор ий: пр оду кты питания, непродовольственные товары и услуги. Всего 156 наименований (в Германии - 475 наименований, в Великобритании - 350) на сумму около 9,8 тыс. руб. Рассмотрим эти категории в общем.

Продукты питания: категория имеет долю примерно 50% от общего состава все корзины. В целом список продуктов на день вполне приемлемый. Однако стоимость потребительской корзины и, как следствие, размер прожиточного минимума при адекватном наборе продуктов искусственно занижен не менее чем в 1,5, а то и в 2 раза.

Непродовольственные товары составляют половину стоимости продуктов питания. То есть 2,45 тыс. руб. должно в среднем хватить человеку в месяц на одежду, лекарства, товары для дома, бытовую химию и прочие вещи.

Такой же размер предусмотрен и для оплаты требуемых услуг. Сюда относятся коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и т.д. Хотя на все это средств хватит вряд ли.

Кроме того, в России сложилась уникальная, а может и парадоксальная ситуация, когда уровень минимальной оплаты труда (МРОТ) значительно ниже и так низкого прожиточного минимума, обеспечивающего уровень физиологического выживания, а не нормальной жизни. Продемонстрируем динамику этих показателей (рис. 7). Очевидно, что в данных условиях не может идти речи о достойном уровне и качестве жизни.

В системном кризисе находится и здравоохранение. Суть его состоит в том, что проблемы, порождаемые разрывом между требованиями, предъявляемыми к системе здравоохранения, и ее организацией, неразрешимы при сохранении сложившихся политических и социально-экономических ограничений ее развития.

последнее, 55-е место. Несмотря на это в предстоящих периодах планируется сократить расходы федерального бюджета на здравоохранение, хотя оно и так находится далеко не в лучшем состоянии.

Таким образом, исходя из сказанного можем сделать вывод о том, что принцип социального государства согласно Конституции РФ не выполняется. Для эффективного построения механизма социальной политики в первую очередь необходимо создавать эффективную концепцию управления социальным развитием России, которая впоследствии определит состояние общественного устройства как социального государства.

Очевидно, что Россия должна повышать эффективность и стабильность социальной политики, однако государству для полного решения многих социальных вопросов требуется время. Проблемы, связанные с обеспеченностью населения жильем, социальной защитой, здравоохранением, образованием и рядом других показателей, которые входят в современное понятие «качество жизни», периодически обостряются. Это вызвано не только неэффективной ресурсной обеспеченностью социальной политики, но и недостатками в ее практическом осуществлении. В настоящее время социальная политика, включая федеральный и региональный уровни, далеко не всегда реализуется как единое целое. Например, часть населения в России находится на грани бедности из-за сложных экономических обстоятельств. Государство стремится вести борьбу с бедностью с помощью назначения различных социальных пособий и выплат малоимущим, поощрений трудовой деятельности, укрепления законодательства о социальной защите. Однако бедность по-прежнему остается важной проблемой. Из этого следует, что для искоренения данной проблемы необходимо создать единую социальную политику, которая распространяется на все сферы жизни общества.

Таким образом, для того, чтобы современный механизм построения социальной политики в России был эффективен, государство должно

основываться на поддержке всех социальных блоков. Сегодня уровень жизни населения выходит на первый план в системе факторов (именно они определяют международную конкурентоспособность национальной

экономики). Поэтому главной целью последних десятилетий является процесс социализации экономики, который

предполагает перенос акцента на социальную сферу.

Формирование в России новой модели социально-экономического развития сталкивается с большими трудностями, понять причину которых можно, если проанализировать противоречивый характер поставленной задачи. С одной стороны, новая экономика должна быть социально ориентированной, то есть предоставлять возможность самостоятельного экономического существования практически всем категориям граждан, независимо от их способности к труду. С другой стороны, она обязательно должна быть эффективной, то есть гарантировать результативность использования всех социально-экономических ресурсов в той степени, которая позволяла бы не только осуществлять простое воспроизводство, но и обеспечивала бы динамичное социально-экономическое развитие. Поэтому необходимо создать условия для расширения участия негосударственного сектора экономики, и тем самым поддержать развитие социального предпринимательства в области оказания социальных услуг, затрагивающих такие приоритетные области социальной сферы, как пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, регулирование уровня безработицы и занятости, регулирование доходов населения, формирование социальной защиты и социальной помощи уязвимым категориям населения.

Одной из причин, сдерживающих процветание негосударственных организаций, работающих в социальной сфере, является недостаточно развитая инфраструктура поддержки со стороны государства. В частности, н е о б ход и м о в н е д р и ть п р акти ку государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере,

аналогично механизму поддержки

организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития. Для социальных предпринимателей сейчас отсутствует возможность использования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего

предпринимательства, что значительно ухудшает условия их функционирования и ограничивает возможности для получения необходимой помощи и поддержки.

Эксперты полагают, что социальная сфера в России имеет большие перспективы, и при должной поддержке к 2020 г. доля этого вида деятельности может достичь 2% ВВП. Общий потенциал рынка социальных услуг к 2020 г., по расчетам некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), составит 15 трлн руб. Однако в действительности в отношении данного предположения существуют большие сомнения.

Государственная социальная политика в Российской Федерации - это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных

возможностей граждан для реализации их потребностей и интересов. В ходе анализа опыта и теоретических аспектов функционирования моделей социального государства зарубежных стран, можно предположить, что уход от единовременного контроля государством социальной сферы и акцент на реализацию механизмов государственно-частного партнерства,

совершенствование законодательства, а также развитие таких институтов, как микрофинансирование, некоммерческая

деятельность в социально-экономической сфере и социальное предпринимательство может стать оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях и началом реализации именно российской модели социального государства.

Рисунок 1

Расходы федерального бюджета на социальную политику, здравоохранение и образование (2015-2019 гг.), млрд руб.

Federal budget expenditures on social policy, health and education (2015-2019), billion RUB

Люди редко анализируют свою жизнь с точки зрения влияния на нее мировых процессов. Рядовых граждан заботят по большей части личная жизнь и уровень доходов, реже - состояние окружающей среды, работа социальных учреждений и так далее. А ведь мир с каждым годом становится все более «маленьким». Глобальные политические проблемы разрастаются, дотягиваясь своими щупальцами до каждого человека. И спрятаться от них не получится. Их размах и напряженность столь велики, что убежать или отсидеться «в бункере» не получится ни у кого! Остается только одно - объединять усилия. Так что же такое глобальные политические проблемы? Как они влияют на жизнь? Как с ними справиться? Давайте разбираться.

Что в

Для начала необходимо разобраться с понятиями. Громким словосочетанием «глобальные политические проблемы» нынче принято называть многие явления, часть которых к нему вовсе не относится.

Чтобы самостоятельно отделить зерна от плевел, давайте разберем это понятие на составные части.

Слово «глобальный» означает «касающийся всего человечества». Это не какая-то проблема одного государства (пусть и очень важная). Таким образом характеризуется явление всепланетного масштаба.

Второе слово - «политические» - особенно важно. Оно, по сути, отбрасывает часть проблем, делает их второстепенными по отношению к тем, что описывает данный термин. Остаются только те вопросы, которые можно решить политическими способами. То есть данное слово обозначает негативные явления планетарного масштаба, регулируемые долговременного характера.

Давайте поищем глобальные политические проблемы в повседневной жизни, чтобы понимать их суть. Подумайте о тех людях, что живут рядом. Все ли они едят досыта, позволяют себе покупать необходимое, имеют хорошую работу и достаток? Скорее всего, ответ будет отрицательным.

Теперь взгляните на новостные ленты. Все они пестрят сообщениями об обсуждении долгов государств. Еще можно посмотреть в окно. Каково стояние вашей местности? Так ли оно благополучно, как задумано природой? Всего лишь несколько взглядов по сторонам, а мы уже наткнулись на последствия глобальной политики, которая не привела к расцвету цивилизации.

Что называют проблемами в глобальной политике?

Теперь можно перейти к перечню тех явлений, которые обсуждаются практически на всех встречах глав государств и специалистов, призванных направлять ход развития цивилизации. Первая из них - бедность. На Земле живет более семи миллиардов человек.

И большая часть прозябает в нищете. У людей денег и на кусок хлеба не хватает. Эта проблема касается не одного государства. Ситуация вредит развитию всего человечества. Люди просто погибают от болезней или истощения. Кроме того, их потенциал (трудовой, творческий и так далее) не реализуется.

Вторая проблема - долги. Речь идет не о тех средствах, которые необходимо выплачивать домохозяйствам (в терминологии экономистов). Долги стран ныне настолько велики, что ученые не могут предложить какого-либо вразумительного пути выхода из ситуации.

Третья - экология. Человек, как говорят специалисты, долгое время вел необдуманную деятельность, порождая тем самым мировые глобальные проблемы. Состояние окружающей среды - тому явное подтверждение. Мы можем сами увидеть часть негативных результатов этой деятельности. В городах - смог, в полях - эрозия почвы, леса уже не занимают столько места, как было раньше. Да и климат преподносит неприятные сюрпризы, не поддающиеся прогнозированию.

Глобальные проблемы мира касаются не только физического состояния планеты и ее жителей. В поведенческих аспектах групп населения тоже таится угроза человечеству. Имеется в виду терроризм. Он нынче обретает огромные масштабы. Уже и террористические государства стали возникать.

Таковы основные глобальные проблемы нашей планеты. Их объединяет несколько черт, о которых подробнее расскажем ниже.

Базовые особенности

Ученые проанализировали и систематизировали характеристики указанных выше негативных явлений. Вот к каким выводам они пришли. отличаются следующими чертами:

  • носят всепланетный характер;
  • угрожают существованию человечества;
  • неотложны, то есть нуждаются в скорейшем разрешении;
  • взаимосвязаны;
  • могут быть преодолены исключительно совместными усилиями.

Надо сказать, что под такие критерии подпадает множество вопросов, стоящих перед обществом. Причем со временем их становится все больше. Если ранее человечество активно занималось экологией и разоружением, то теперь его стало волновать уменьшение ресурсов, состояние Мирового океана, радикализация общества и многое другое.

Причины глобальных проблем

Рождались и формировались эти негативные явления в глубинах общества вместе с его развитием. Нельзя сказать, что глобальные проблемы мира обусловлены только одним приоритетным фактором. На них влияет все: и громадные производственные мощности, которые накопило человечество, и рост численности населения, и его мировоззрение.

Экономические возможности из положительного фактора превращаются в отрицательный. Природа страдает от потребительского к ней отношения. Заводы и фабрики не только гигантскими темпами перерабатывают ресурсы, они загрязняют пространство, губят землю. А остановить их нельзя в нынешней парадигме развития человечества, так как это приведет к страшным войнам за предметы потребления.

Население все больше стремится к бездумному использованию сложных в производстве и дорогостоящих вещей. То есть, возможно, в направлении нашего развития закралась ошибка. Мы стремимся потреблять все больше, не задумываясь о том, как дорого это обходится планете. Получается, что только деятельность и направление развития человечества порождают глобальные политические проблемы. Примеры можно найти в каждой стране. Везде есть бедные и недовольные. Каждое государство сталкивается с или терроризма. Да и оружия на планете столько, что Землю можно уничтожить полностью. Причины глобальных проблем необходимо рассматривать комплексно.

Рождение одной тянет за собой появление или эскалацию другой. Все они тесно взаимосвязаны. А вместе становятся источником появления новых. Возможно, через некоторое время противостояние идей будет включено в их перечень.

Глобальные политические проблемы, примеры которых мы можем изучать, уже демонстрируют черты зарождения новых. Утрата смысла существования многими членами современного общества - одна из них. Как говорят российские мыслители, необходима национальная идея.

Бедность

Надо сказать, что глобальные проблемы политики стали изучать уже давно. О том, что за чертой бедности живет множество людей, ученые говорят на различных уровнях. Дело в том, что данная проблема имеет круговой характер. Из-за низких уровней доходов люди не имеют возможности получить образование, а следовательно, заняться высокопроизводительным трудом. У общества отсутствует потенциал для развития. Ведь экономику можно нарастить только при условии наличия (кроме средств) высококлассных специалистов. В бедном обществе взять их негде, приходится привлекать иностранцев. Кроме того, в проблемные страны не поступают инвестиции ввиду множественных рисков. Бедность приводит к эскалации волнениям. Такие страны страдают от революций и смены режимов. Новые, кстати, попадают все в тот же порочный круг. Бедностью порождается еще одна глобальная проблема - терроризм. А он влияет отрицательно не только на развивающиеся страны. Вооруженные специалисты имеют возможность свободно передвигаться по всей планете.

Стран, не являющихся территорией интереса террористов, ныне почти нет. Результаты их деятельности в отдельных государствах напрямую зависят от успешности работы спецслужб.

Долги

Глобальные политические проблемы человечества порой имеют искусственный характер. К таковым следует отнести долговой кризис. Корни его, как считается, уходят в семидесятые годы прошлого века. Тогда в развитых странах образовалось достаточное количество ссудного капитала, который необходимо было инвестировать.

Люди, регулирующие денежные потоки, решили направить их на развитие азиатского региона. Инвестиции сделали свое дело. Промышленность в этом регионе набрала обороты, что, к сожалению, не спасло от кризиса. Дело в том, что не все страны смогли гасить проценты по долгам. Им пришлось объявлять банкротство. После первого такого случая стало ясно, что денежная система может рухнуть единомоментно, если не предпринимать никаких усилий по ее стабилизации.

Мир взаимозависим, в том числе и в финансовой сфере. Невозможность выполнения обязательств одним или несколькими игроками ведет к проблемам у остальных. А если учесть, что стран, не имеющих долгов, не так уж много, то понятно, почему мировую экономику стали сравнивать с мыльным пузырем.

В целом человечество обязано выплатить намного больше, чем производит. Здесь правила и принципы экономики уже создают социально-политические глобальные проблемы. Оказывается, что развиваться в долг невыгодно для государств. Они просто не успевают наращивать свои ресурсы в таком количестве, чтобы гасить ссуды. Приходится сокращать социальные обязательства, что приводит к возникновению напряженности.

Экологические вопросы

Когда рассматривают глобальные политические проблемы современности, наряду сдругими называют негативное влияние человека на состояние окружающей среды. Планета у нас одна.

Но, к сожалению, пока мы ее разрушаем. Промышленность в целом влияет на глобальные процессы на планете. Здесь следует говорить о климатических сдвигах, таянии ледников, смене направления океанических течений и так далее. Любой из названных процессов может привести к таким переменам климата, что жизнь человечества окажется под угрозой.

Часть специалистов считает, что общество не может повлиять на негативные явления, они идут сами собой. То есть таяние ледников - такая же закономерность, как смена магнитных полюсов. Тем не менее экосистема требует пристального внимания и, естественно, крайне бережного к себе отношения.

Глобальная проблема: терроризм

Вышеописанные противоречия, будоражащие общество изнутри, привели к тому, что люди стали браться за оружие. Если подходить к проблеме в глобальном смысле, то можно увидеть, что их действия основаны не на стремлении к реализации неких агрессивных планов, а на желании добиться справедливости.

Тем не менее общество находится под постоянной угрозой полного уничтожения. Ведь террористы могут получить доступ не только к стрелковому оружию. Ныне есть возможности создать или захватить более страшное оружие массового поражения, о последствиях использования которого отдельной группой людей страшно думать. Кроме того, опасные промышленные предприятия (к примеру, атомные электростанции) также могут стать объектами нападения. Понятно, что повлияют на всю планету. Примеры уже есть. Это Чернобыльская катастрофа или авария на Фукусиме. Терроризм как глобальная проблема современности носит самый актуальный и насущный характер.

Комплексный подход

Чтобы справиться с вызовами и противоречиями, простого подхода недостаточно. Все проблемы взаимосвязаны и прочно переплетены. Считается, что решить их можно с использованием концептуальных методов. То есть должна быть разработана глубинная программа, затрагивающая основные мировоззренческие аспекты существования человечества. Например, идея по снижению потребления, переориентации на иные ценности может снизить уровень напряжения сразу в нескольких сферах.

Попытки работы в данном направлении предпринимаются постоянно. Здесь можно указать на движения «зеленых». Их много. Они стараются доказать, что ресурсы не безграничны, к ним необходимо относиться бережно. Только работа идет на общественном уровне, чего явно недостаточно. Проблемы накапливаются значительно быстрее, чем развиваются необходимые для их разрешения тенденции в социуме.

Работа международных организаций

Глобальными проблемами занимается множество институтов. На это выделяются немалые средства. Специалисты различных направлений постоянно мониторят обстановку, проводят исследования. Естественно, управленцы глобального уровня получают их выводы и рекомендации. Сложность здесь заключается в том, что решение не может быть простым. Необходимо учитывать интересы государств, которые часто противоречат друг другу. Достижение консенсуса занимает значительное время.

Мир меняется, приходится опять корректировать принятые решения. Только этого недостаточно. Международная бюрократическая машина не справляется с вызовами, порой тормозит реализацию уже принятых решений. Человечество стоит перед необходимостью кардинальных перемен. Система, построенная в прошлом веке, дает сбои. Требуются концептуальные решения, которые бы позволили кардинально поменять подходы к формированию путей избавления от глобальных вызовов. Иначе мы просто можем не успеть отреагировать на очередную катастрофу.

Наука дает все более неблагоприятные прогнозы о климатических переменах. К сожалению, они подтверждаются реалиями жизни. Гольфстрим, к примеру, замедляется, ледники тают все быстрее. А ведь данные явления касаются каждого человека. Получается, что искать пути сохранения планеты следует вместе. Раз не справляются межправительственные органы, нужно подключаться общественности. Кстати, это может быть неким стимулом к снижению уровня актуальности сразу нескольких глобальных рисков. Одно только массовое осознание и понимание существующих проблем само по себе приводит к смене поведенческих и мировоззренческих привычек.

Путин отставил «Единую Россию»

Трамп решил за Иерусалим

Оплот разбили, войска вывели

«Совместное процветание» по-китайски

Эрдоган решил стать суперпрезидентом

1 Путин отставил «Единую Россию»

Президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции в Москве, 14 декабря 2017 года

Президент России Владимир Путин практически до последнего держал интригу относительно своего участия в выборах главы государства 2018 года. О решении выставить свою кандидатуру он объявил 6 декабря во время встречи с работниками ГАЗа. Однако в каком формате он будет принимать участие в выборах — как кандидат от правящей партии или самовыдвиженцем — стало известно неделей позже.

«Это будет самовыдвижение», — заявил президент во время Большой пресс-конференции 14 декабря.

Решение Путина не выдвигаться от партии «Единая Россия», хотя такой вариант и рассматривался экспертами, ему на руку. Таким образом, он фактически убил двух зайцев. С одной стороны, существенно расширил собственный электорат, потому что не все, кто готов голосовать за Путина, поддерживает на парламентских выборах «Единую Россию». С другой, создание инициативной группы продемонстрировало, что действующий президент опирается, прежде всего, не на партийные структуры, а на все слои населения.

Вместе с тем есть и определенные негативные последствия такого шага, правда, не для самого Путина, а для «Единой России». Решение главы государства в некотором смысле можно считать признанием обсуждавшегося экспертами падения популярности ЕР среди населения — да и среди элит организация уже давно не пользуется тем же авторитетом, что в первые годы своего существования.

2 Трамп решил за Иерусалим

Глава Белого дома Дональд Трамп 6 декабря объявил о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, фактически признав последний столицей еврейского государства. Решение, изначально спорное и конфликтогенное, вызвало резкую критику в адрес Вашингтона не только со стороны арабских государств, но даже и со стороны давних партнеров США в Европе.

Однако с учетом того, что посольство США переедет в Иерусалим не сегодня и не завтра, можно утверждать, что заявление Трампа носит скорее политический характер с целью продемонстрировать поддержку правительству Израиля. Особенно это было актуально на фоне довольно невнятной политики его предшественника Барака Обамы по отношению к этой стране. Вообще «делать не так, как Обама» для Трампа, кажется, становится своеобразным политическим стилем.

Однако если позиция Обамы была, скорее, вызвана желанием — с разной степенью эффективности — сбалансировать позиции США на Ближнем Востоке, то Трамп не боится вступать во фронды со вчерашними союзниками — особенно с нефтеносными суннитскими монархиями. Более того, США пообещали списочно запомнить страны, которые на заседании Генассамблеи ООН проголосуют за резолюцию, осуждающую решение Вашингтона, а после — сократить финансовую поддержку этих государств.

Что ж, список, если и будет создан, получится довольно объемным. На заседании ГА ООН 21 декабря 128 стран осудили Трампа за решение по статусу Иерусалима.

3 Оплот разбили, войска вывели

Председатель правительства России Владимир Путин на полигоне Центрального аэродинамического института в подмосковном Жуковском после испытательного полета истребителя пятого поколения Т-50 разработки компании "Сухой", 2010 год

Пожалуй, формулировка «последний оплот «Исламского государства» (запрещена в России) вот-вот падет» встречалась в 2017 году достаточно часто. Но к концу года, видимо, это стало явью, хотя бы потому, что Москва и Вашингтон стали спорить друг с другом, кто же на самом деле разбил ИГ.

Вместе с тем фактом остается то, что российские ВКС, которые с 2015 года боролись в Сирии с террористами, в 2017 году действительно часто отчитывались об успехах в своей работе. Во многом этому способствовало создание зон деэскалации, о которых сторонам удалось договориться в ходе астанинских переговоров.

11 декабря Владимир Путин впервые посетил Сирию, побывал на авиабазе «Хмеймим» и поздравил российских офицером с успешным выполнением своих боевых задач. Таким образом, президент РФ заявил о завершение операции в Сирии и начале вывода войск из этой страны. И хотя избирательная кампания еще не началась, можно говорить данное решение станет хорошим фундаментом для ее начала в будущем, ведь Путин продемонстрировал, что при его управлении прошла эффективная модернизация Российской армии, которая способна в достаточно сжатые сроки выполнять сложные и масштабные боевые задачи.

4 «Совместное процветание» по-китайски

Китай больше не рассчитывает на широкое партнерство с США — особенно после решения Дональда Трампа выйти из Транстихоокеанского партнерства в начале 2017 года. КНР, конечно, и раньше вполне уверенно чувствовала себя в качестве лидера Азиатского региона, однако в уходящем году интересы Пекина стали простираться не только за его пределы, но и вовнутрь самой страны. Об этом свидетельствуют два приоритета, выделенные китайским руководством после XIX съезда КПК, — экономика и внешняя политика.

Си Цзиньпин переходит от экстенсивной модели экономического развития к интенсивной, то есть смещение фокуса внимания с высоких темпов экономического роста к повышению качества. Пекин чутко чувствует, что экономический рост замедляется, а, значит, обеспечить свои стратегические интересы только за счет высоких темпов роста больше не получается, поэтому КНР пытается оперативно реагировать на внутренние вызовы.

Также быстро Китай корректирует свою политику и по отношению к внешним вызовам. В отличие от резких реакций США, Пекин очень сдержанно отвечает на выход Вашингтона из ТТП. Более того, повышается интенсивность работы китайской дипломатии, которая выражается в продвижении идеи многополярного мира, «совместного процветания». Активен Китай и во внешних инвестициях — торгово-экономические «поясы» и «пути» все сильней привязывают различные регионы мира к Китаю.

5 Эрдоган решил стать суперпрезидентом

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Идея укрепить свое положение в политической системе Турции Реджепу Тайипу Эрдогане пришла гораздо раньше, однако фактически приступил к ее реализации президент страны только в этом году. В апреле в Турции прошел референдум об изменении конституции. По сути, 51,41% жителей страны высказались за то, чтобы превратить Турцию из парламентской в президентскую республику, а сам Эрдоган получит широкие полномочия и возможность находиться у власти вплоть до 2029 года.

Голосование стало поворотным не только для политической системы Турции, но и для внешней политики страны. Европейские страны выразили опасения по поводу того, что Анкара отступает от демократических ценностей, однако Эрдогана это, видимо, уже не особенно заботит. Отношения Анкары с Евросоюзом, например, не ладятся уже очень давно, а в самой Турции, кажется, уже никто всерьез не воспринимает идею вступления в европейский блок стран. Да и в Брюсселе все чаще и чаще говорят, что Турции — по крайней мере, в том виде, в котором она существует на данный момент — нет места в европейской семье.

Турция, вместе с тем, понимая, что ей необходим сильный союзник, чтобы справляться с внешними и внутренними вызовами, все более сближается с Москвой, что России выгодно для защиты своих собственных интересов и поддержания стабильности в этом регионе. Вероятно, не стоит ожидать, что этот устанавливающийся баланс сил в предстоящем году как-то изменится.

Путин несколько лет собственными руками заботливо собирал смертельный капкан, в котором сам сейчас и оказался.

Пока очередные энтузиасты "крымской весны" в Ялте собирают подписи за установку памятника царю Александру III в Ливадии, Владимир Путин, чувствующий духовное родство с крутым нравом предпоследнего российского императора, оказался в, пожалуй, сложнейшей внешнеполитической ситуации за весь период своего правления, - пишет Максим Осадчук для "Крым. Реалии" .

Приказ Дональда Трампа о ракетном ударе по позициям "друга Асада" в сирийской провинции Идлиб в один момент поставил лидера России перед пугающей альтернативой. Либо решиться на открытую конфронтацию с мощнейшей военной машиной мира, либо признать свое поражение в длительной и хитроумной геополитической игре, призванной вернуть Россию на мировую арену в качестве центра силы. Описанная в начале XIX века немецким философом Георгом Гегелем ирония истории здесь проявляется в том, что Путин несколько лет собственными руками заботливо собирал смертельный капкан, в котором сам сейчас и оказался.

Отдельные дальновидные эксперты из кремлевского пула время от времени боязливо высказывались об опасностях, таящихся в ставке Москвы на тогда еще кандидата в президенты США Трампа. Несмотря на все реверансы последнего в сторону Путина и серию громких заявлений о признании "исторических прав" России на ряд регионов Восточной Европы, включая оккупированный Крым, эксцентричный рыжий миллиардер оказался абсолютно непредсказуем, заняв кресло в Овальном кабинете.

Нужно быть абсолютно исключенным из мирового медийного пространства, чтобы не понимать: эта перчатка брошена в лицо России.

Максим Осадчук

Пропагандистская индустрия имени Киселева вынуждена была оперативно корректировать образ Трампа в глазах россиян почти сразу после его победы. Но прямого военного удара по главному союзнику Кремля на Ближнем Востоке не ожидал никто. Ворох версий, появившихся после старта 59 американских ракет "Томагавк" по сирийской авиабазе Шайрат, включал в себя весь спектр мнений: от стремительного сближения президента США с китайским лидером Си Цзиньпином в противовес российскому влиянию в мире (Трамп отдал приказ о ракетном ударе прямо во время дипломатического ужина с главой КНР) до традиционной конспирологии в духе проделок всемогущего вашингтонского истеблишмента, не исключая и рептилоидов.

Впервые за семь лет ужасной войны в Сирии, в которую оказались так или иначе втянуты все игроки, имеющие интересы на Ближнем Востоке, Америка открыто применила военную силу против диктатуры Асада. Нужно быть абсолютно исключенным из мирового медийного пространства, чтобы не понимать: эта перчатка брошена в лицо России, без которой – и это совершенно очевидно – правлению нынешнего режима в Дамаске давно пришел бы конец. Официальное заявление Трампа для СМИ относительно бомбардировки прозвучало как ласковый призыв подчиниться сильному: "Я призываю все цивилизованные силы присоединиться к США в усилиях по прекращению кровопролития в Сирии". Сдержанный комментарий главы российского МИД Сергея Лаврова ограничился лишь констатацией факта о том, что "наших военнослужащих среди погибших, судя по всему, нет".

Если Владимир Путин и его окружение не готовы идти на углубление конфронтации с Западом, военный потенциал которого несравнимо больше, единственное, что им остается, молча проглотить обиду, смирившись с ролью склонных к мелким пакостям школьников. Или же – попытаться взять реванш в других областях. В частности, продолжив ползучую экспансию на территорию суверенной Украины, о чем мечтают не только маргинальные скандалисты уровня Александра Проханова. В пользу возможности этого варианта говорит резкое увеличение численности кадровых российских вооруженных сил – с 800 тысяч почти до 2-х миллионов человек (!) к лету 2017 года, о чем скромно сообщает правительственный ресурс правовой информации.

Авантюризм, в котором руководство России все глубже погрязает, не оставляет сомнений в правоте старого лозунга Навального: эти люди готовы пойти на любое преступление, чтобы вы никогда не узнали, сколько они украли.

Максим Осадчук

Надо понимать, что запас прочности режима, накопленный во время тучных нефтегазовых 2000-х, к сегодняшнему дню практически исчерпан. Министр финансов России Улюкаев еще в прошлом году заявил, что Федеральный резервный фонд истощился до предела, а значит, самое время переходить к Фонду национального благосостояния, который представляет собой последний бастион социально-экономической стабильности России. Внезапный рост российской армии до почти китайских показателей в этом свете не может восприниматься иначе как игра ва-банк. Пан или пропал, война все спишет и так далее.

Кроме традиционной для российской политики эскалации внешней агрессии, в арсенале существующей системы есть и другие способы умиротворения недовольства внутри собственного общества. Только ленивый не обратил внимание на то, что кровавый теракт в питерском метро произошел сразу после массовых антикоррупционных протестов (один из плакатов протестующих, кстати, содержал удачный ответ на популярный крымский афоризм Дмитрия Медведева: "Это ты держись, Димон!") Беспрецедентная в истории России стачка дальнобойщиков , грозящая парализовать целые сектора экономики, в отличие от предыдущего витка протеста ставит уже прямо политические требования – отставка правительства. Авантюризм, в котором руководство России все глубже погрязает с момента оккупации Крыма и начала войны на Донбассе, не оставляет сомнений в правоте старого лозунга Алексея Навального: эти люди готовы пойти на любое преступление, чтобы вы никогда не узнали, сколько они украли.

2017-й, по всем законам магии чисел, для России будет годом больших потрясений: как во внешней политике, так и во внутренней. Дональд Трамп, в отличие от сердобольного Барака Обамы, "президент войны", как подсказывает популярное издание Politico. Мир слишком тесен для двух Путиных. А Россия, как видно, становится все тесней даже для одного.

Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России

Н .П. Попов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН Журнал “Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены”, Москва

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым, а некоторые только обостряются. Особенно это характерно для последнего десятилетия. Мало того, нет единого мнения по поводу того, какие проблемы общества являются сегодня самыми острыми, требуя безотлагательного решения и денежных затрат государства, а какие могут подождать, не будучи особенно опасными.

Органы власти периодически высказываются о наиболее важных социальных проблемах, устанавливая приоритеты их решения, что, в частности, находит отражение в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию. Свою позицию по данному вопросу озвучивают не только руководители государства, но и лидеры политических партий. В результате можно составить представление о неком официальном “рейтинге важности социальных проблем”, т.е. социальные задачи как бы ранжируются по степени срочности их решения, где под “важностью” понимается та срочность, с которой они должны быть решены.

В 2000-е годы основным лейтмотивом заявлений первых лиц российского государства была необходимость стабилизации внутреннего положения в стране - предотвращение политических и иных кризисов и создание условий для поступательного экономического роста, что должно было гарантировать улучшение жизни народа. И такая стабильность, якобы характеризовавшая двухтысячные, представлялась глав ным достижением последнего десятилетия, в противовес нестабильности турбулентных 90-х. Правда, эту картину несколько подпортил экономический кризис, случившийся вопреки доктрине “острова стабильности в мире кризиса”, какой подавалась Россия властями предержащими ещё летом 2008 г.

Следующей по степени важности в “официальном листе” приоритетов страны на ближайшее будущее стоит задача отхода нашей экономики от ориентации на добычу и продажу сырья, прежде всего топлива, и первоочередное развитие машиностроения и перерабатывающей промышленности, а также модернизация производства и переход на современные наукоёмкие технологии. Об этом особенно активно заговорили в последние два года в связи с началом кризиса и падением доходов от продажи топлива. Уже несколько лет констатируется факт вымирания российского населения: высокая смертность и низкая рождаемость. Периодически упоминается о необходимости борьбы с коррупцией – очищения органов власти от взяточничества и “откатов”. За последний год в числе опасных социальных явлений снова называют катастрофическую алкоголизацию населения. Регулярно представители власти говорят о незыблемости социальных программ государства, даже в условиях экономического кризиса: борьбе с безработицей, повышении пенсий, подъёме жизненного уровня населения.

В целом, однако, официальные выступления и объявляемые программы обходят стороной ряд наиболее критических общественных феноменов, являясь, скорее, декларацией о намерениях, чем продуктивным планом социального урегулирования, выраженным в количественных показателях, т.е. в конкретных объёмах и сроках.

“Выход в свет” очередных программ социального развития часто совпадает с избирательными кампаниями и имеет целью стимулирование позитивного настроя избирателей в отношении действующей власти. Представители среднего звена управления определяют приоритеты решения социальных задач, руководствуясь установками высшего начальства, а те, в свою очередь, исходя из соображений выполнимости той или иной задачи в обозримые сроки и возможности затем поставить успех себе в заслугу. То, что нельзя решить быстро, в список социальных задач первостепенной важности не попадает. Этому безмерно способствуют коррупционные интересы различных кланов бюрократии, стремящихся получить свою долю из государственного финансирования социальных программ.

Декларативность, аморфность и избирательность подачи информации правящим классом создают у населения ложные представления о главных угрозах обществу – лично каждому жителю и всей стране как единому организму, а также порождают непонимание того, что каждый человек, будучи гражданином и избирателем, может сделать для решения важных для себя социальных проблем.

Общественное мнение в стране формируется в основном средствами массовой информации. Ограниченный личный опыт часто оберегает людей от столкновения со многими остро стоящими социальными проблемами, и если таковые не освещаются СМИ, то многие об их существовании и не подозревают. В результате, картина в сознании населения складывается неполная и искажённая.

Вот как, по данным опроса ВЦИОМ, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу) .

В этом списке наболевших проблем то, что беспокоит людей лично, значительно отличается от того, что, по их представлением, значимо для страны в целом (эти представления складываются из заявлений официальных лиц в средствах массовой информации). По этому критерию рейтинги, представленные во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются. Рост цен видится одинаково значимым для себя и для страны; безработица в начале 2009 г. коснулась ещё не всех, а правительственные чиновники обещали ещё больший её рост; алкоголизм с наркоманией в опросах по какой-то причине слиты в одну проблему, и для себя лично степень важности этих проблем люди не ставят так же высоко, как она позиционируется первыми лицами страны. Уровень собственной жизни само население оценивает более негативно, чем этот показатель выглядит по официальным оценкам, в то же время демографические проблемы – низкую рождаемость и высокую смертность – народу на себя в индивидуальном плане примерить трудно: эти проблемы в личном рейтинге люди не ставят очень высоко и относит к проблемам всего общества.

В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение – это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения – их нет по телевизору.

Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом – хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.

Оче видно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого – коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены.

Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные – медицинские, статистические и социологические – позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем – оценка относительной важности, ост роты – весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему на роду. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

Бедность, нищета населения

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в опросах общественного мнения люди указывают как самую острую. Рост доходов всего населения “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15–20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным (“trickle down”), скорее – “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв .

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.

Алкоголизация населения, пьянство

Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные .

Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Распространение наркотиков, наркомания

Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране . Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста .

Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.

На всю Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. . Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие .

Эпидемия ВИЧ/СПИД

Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически не осведомлено, – это проблема распространения в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей . В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

Эпидемия туберкулёза

Туберкулёз считается большинством людей болезнью прошлого, искоренённой медициной как тиф или оспа, в то время как на самом деле туберкулёз – это одна из социально обусловленных болезней, и сегодня в России заболеваемость достигла уровня эпидемии. Советское здравоохранение принимало значительные меры по борьбе с туберкулёзом, результаты были весьма заметными и признавались специалистами во всем мире. Была организована широкая сеть выявления и лечения болезни с помощью всеобъемлющей системы диспансеризации населения, сети тубдиспансеров, лечебных центров и санаториев. За последние два десятилетия большая часть этой системы была разрушена.

По официальным данным , в 2008 г. в России зарегистрировано 120 тыс. заболевших туберкулёзом.

Показатель заболеваемости составил 84,45 случаев на 100 тыс. населения, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 1989 г., втрое выше уровня эпидемии по нормам Всемирной организации здравоохранения, в два с лишним раза больше, чем в среднем в Европе.

На сегодняшний день в нашей стране от туберкулёза умирают 25 тыс. человек ежегодно.

В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%, в том числе в Московской области – 36%. В результате упущений на стадии ранней диагностики болезни растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. В целом по стране в 2008 г. были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Из-за плохой организации профилактических осмотров ежегодно в тюрьмы и колонии пенитенциарной системы попадают 20–22 тыс. ранее не выявленных больных туберкулёзом, и исправительные учреждения становятся одним из активных очагов распространения туберкулёза по стране.

Лишь 76% зарегистрированных территориальных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. В результате, подчёркивается в докладе, значительная часть бытовых очагов туберкулёза остаётся источником инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Повсеместно не хватает средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала.

Выводы доклада неутешительны. Хотя осторожно отмечается, что в последние годы происходило “сдерживание роста” высоких показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза, в “ближайшие годы прогнозируется рост (выделено мной. – Авт.) показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза”.

Вымирание населения

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название “русский крест”, было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности – болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления .

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл – с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста – за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.

Социальное сиротство

С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством .

Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.

В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

Мигранты, переселение соотечественников

Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина – СССР, или – Россия, или – Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили .

Коррупция

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина , сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год . Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.

“Партия власти” как социальная проблема

Список социальных болезней общества можно было бы продолжить, к сожалению, физические ограничения объёмов публикации это сделать не позволяют. Однако для полноты картины никак нельзя упустить из виду ещё одну крайне важную проблему социально-политического свойства, а именно – монополизацию власти в руках одной правящей партии, в чём, по сути, и кроется частично причина нерешения всех остальных социальных проблем.

Отсутствие политической конкуренции, противоречащее самой идее демократии, трактовалось идеологами партии власти как временная мера для быстрого, эффективного решения основных проблем общества “переходного периода”. Казалось бы, даже при сомнительной демократичности такого расклада политической жизни управлять страной в этой системе координат легче, эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской демагогии начать строить дороги, каналы, вкладывать деньги в сельское хозяйство, строительство дешёвого жилья, развитие промышленности, помощь бедным, борьбу с болезнями. И всё это решительно и быстро. Президент ставит задачу, намечает программу, правительство всё рассчитывает, готовит проект закона, Дума его быстро принимает, исполнительная власть берёт на вооружение, деньги потекли, проблемы решаются. И действительно бывало, что этот цикл – особенно перед уходом Думы на летние каникулы – проворачивался за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию льгот пенсионерам, на законодательное воплощение которой потребовалось всего 3–4 мес., если не считать летний каникулярный простой).

Что же при такой монополии на власть, управленческой свободе, обилии нефтяных и газовых денег правящей партии удалось сделать за десять лет в решении главных, острых проблем страны? Результаты, в основном, негативные.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы – “наследие царского режима”, “враждебное окружение”, “навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты коммунистического правления”, “засилье олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. Власть и партия власти в этот период занимались лишь им одним ведомыми социальными проблемами.

Собственно, все властные полномочия – Государственной Думы и Правительства – монополизированы и сконцентрировались в руках одной правящей партии – “Единой России”. Отсутствие их публичного обсуждения (знаменитое “...Дума не место для дискуссий”) явилось главной причиной нерешения основных социальных проблем общества. Однако социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют именно обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.

Литература

1. Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
2. Попов Н.П. Бедные в богатой стране // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 4. – С. 41–47.
3. Путин утвердил план победы над пьянством к 2020 году [Информация с сайта Lenta.ru от 14.01.2010]. – Электрон. дан. – М.: Медицинский портал, 2010. – Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/01/14/prohibition, свободный. – Загл. с экрана.
4. Попов Н.П. Сколько мы пьём и почему // Мир измерений. – 2008. – № 7. – С. 56–61; 2008. – № 8. – С. 54–61.
5. Чухарева Н. Борис Грызлов: “Против России объявлена нарковойна”. – Электрон. дан. – М.: Информационный портал Россия, 2009. – Режим доступа: http://www.russianews.ru/second/21815, свободный. – Загл. с экрана.
6. Об итогах мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков на территории Российской Федерации в 2007 г.: Информационно-аналитические материалы к заседанию научно-технического совета ФСКН России. – Электрон. дан. – М.: Нет – Наркотикам, 2008. – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/gnk_6643.html. – Загл. с экрана.
7. Михайлов А.Г. Наркотики оборачиваются всё хуже и хуже // Новая газета. – 2006. – № 73. – 25.09 – 27.09. 2006.
8. Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.positivenet.ru/files/russia_2008_country_progress_report_ru.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
9. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году: Государственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. – С. 334–338.
10. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии // Демографические исследования. – 2008. – № 6.
11. Социальное сиротство в ожидании стратегии / Агентство социального маркетинга // Журнал VIP-Premier [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socialmarketing.ru/amazing/380, свободный. – Загл. с экрана.
12. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.
13. Коррупционный расчёт. – Электрон. дан. – М.: Взгляд, 2009. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2009/7/23/, свободный. – Загл. с экрана.