Прохождение кубики коса средний результат по времени. Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка

Кубики Кооса - методика, которая направлена на то, чтобы выявить у испытуемого способность к конструированию и созданию целого из отдельных деталей. При этом во внимание принимается пространственная ориентировка, анализ фигуры с использованием чертежа, а также её последующее воссоздание из имеющихся деталей (кубиков). Используется методика при работе с детьми и взрослыми.

Как был разработан тест

В 1927 году американский психолог К. Коос предложил уникальный тест. Эта разработка с течением времени была одобрена многими практиками психодиагностического направления. Кубики Кооса ярко окрашены, что обеспечивает их хорошую запоминаемость среди испытуемых. Аналога этому тестированию сейчас не существует, поэтому оно может символизировать психическую диагностику интеллекта.

От испытуемого требуется проявлять такие качества восприятия, как моторика, зрительно-моторная координация, эвристические способности и представления о пространстве. Природа заданий является комплексной. В результате кубики Кооса помогают оценить мыслительные процессы испытуемого. Проверяющий получает наглядное представление об интегральной характеристике наглядно-действенного мышления.

Что собой представляет набор

Комплект состоит из 16 кубиков, внешний вид которых предусмотрен методикой. То есть у фигур имеются стороны, окрашенные в цвета:

  1. Синий.
  2. Жёлтый.
  3. Белый.
  4. Красный.
  5. Жёлто-синий.
  6. Бело-красный.

Также в наборе имеется 18 чертежей, сложность которых постепенно возрастает. Для выполнения этих чертежей могут потребоваться не все имеющиеся кубики Кооса. Описание методики включено в методическое пособие, которое также имеется в наборе. В нём описана процедура проведения теста, расшифровка результатов, нормативные таблицы. Также указано, что для выполнения некоторых заданий требуется 4 или 9 фигур.

Как происходит исследование

Кубики Кооса - методика, которая используется для работы с детьми от 4 лет и более старшего возраста. Это определяет Ведь методика может быть использована в качестве обучающего эксперимента. Также она может применяться как материал, позволяющий исследовать

Ребёнок получает кубики Кооса, а также выбранный специалистом чертёж. После этого следует составить из кубиков ту фигуру, которая представлена на изображении. Начинать работу следует, используя чертежи наименьшей сложности.

Приёмы, используемые при проведении исследований:

  1. Можно провести диагностическое обучение. С этой целью нужно использовать чертежи и подсказки к ним. Но не следует раскрывать ребёнку более информации, чем это позволительно в эксперименте.
  2. Повторение заданий вполне допустимо. Например, проведение обучения предполагает самостоятельное выполнение задания ребёнком по аналогичному чертежу.
  3. Отличным методом является выполнение чертежа без использования образца. Для этого ребёнку следует представлять изображение.

Тестирование проводится в течение 15-20 минут.

В каких случаях обращаются к методике

С помощью этой методики становится возможным выявление особенностей ребёнка относительно аналитического мышления и синтеза. При этом используется материал, требующий без участия речи.

Этот критерий немаловажен в тех случаях, когда у ребёнка с речью явные проблемы. Он не слышит или не понимает того, что говорят. Также возможны случаи, в которых дети по каким-либо причинам отказываются вступать в контакты со взрослыми собеседниками.

Используя методику, можно выявить пространственные нарушения, имеющие место при поражении головного мозга. Это могут быть травмы головы, опухоли, а также повреждение сосудов головного мозга.

При работе со взрослыми кубики Кооса используют, чтобы составить представление об успешности профессиональной деятельности. Это касается сферы технической направленности или случаев, когда требуется выявить потенциальных мастеров, у которых золотые руки.

Обычно методика воспринимается детьми с должным уровнем энтузиазма. Они охотно соглашаются выполнить задание, потому что заинтересовываются им. Взрослые тоже относятся к тесту вполне дружелюбно. Кубики Кооса - стимульный материал, потому что действительно вызывает желание разгадать головоломку. Поэтому можно сказать, что методика работает полностью прозрачно. Также с помощью кубиков можно определить реакцию испытуемого на успех и наоборот.

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.

Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Кубики Кооса. Описание методики

Суть методики Кооса такова: глядя на предложенную психологом или педагогом карточку, ребенок должен сложить из верхних граней кубиков изображенный на ней узор или фигуру так, чтобы он полностью копировал предложенный рисунок. К набору «Кубики Кооса» стимульный материал представлен в виде карточек с изображенными на них фигурами разной степени сложности.

Задания детям выдают в определенной последовательности: от простых к более сложным. Учитывается при проведении теста и время, которое ребенок затратил на построение требуемой фигуры. Обычно тестирование длится не более 25 минут. Его нужно закончить раньше этого времени, если ребенок не может справиться с несколькими заданиями подряд.

Перед началом работы по методике «Кубики Кооса» следует вместе с малышом внимательно рассмотреть и сами кубики, и карточки, обратить внимание ребенка на то, как они окрашены.

Непосредственно перед началом составления узора можно попросить маленького человечка объяснить, как он планирует сложить нужный узор или фигуру.

Желательно организовать работу малыша так, чтобы по ее ходу он объяснял, что именно делает.

Если у ребенка что-то не получается, нужно ему подсказать или даже немного помочь.

Упражнения можно повторять несколько раз.

Если малыш еще до начала складывания картинки точно выберет необходимые для ее построения элементы - это уже замечательный результат.

Осовремененные кубики

Методика «Кубики Кооса» легла в основу развивающей методики психологов Никитиных. Борис Павлович и его жена Елена Алексеевна, создавая свою систему раннего развития, с успехом использовали кубики, придуманные американским коллегой. Суть работы с ними оставалась прежней, а сами кубики несколько видоизменились. Из бело-красных они стали разноцветными. Грани кубиков Никитиных окрашены, кроме красного и белого, еще и в бело-красный, синий, желтый и сине-желтый цвета. То есть некоторые стороны кубика одноцветные, некоторые - двухцветные. Да и количество самих кубиков в наборе увеличилось до 16.

Кроме того, супруги Никитины придумали узоры, которые из этих кубиков можно сложить, разделив их по уровням сложности.

Уровни сложности задач

Вариантов узоров довольно много, уровней сложности заданий в пособии Никитиных - 5. Самые легкие (серия А) детям собрать совсем нетрудно, а вот над наиболее сложными (серия Д) придется поломать головы даже многим взрослым!

В серии А понадобятся всего 4 кубика, причем чаще всего используются одноцветные. Совсем маленькие дети без труда собирают однотонные квадратик или дорожку. Позже в этой же серии появляются задания с использованием кубиков двух цветов.

Серия Б несколько сложнее, в ней используются уже 9 кубиков. За редким исключением в ней собраны несложные симметричные узоры, которые собирать значительно легче, чем асимметричные.

В серии В используются уже все 16 кубиков. Сложить из них можно не только узоры, но и картинки предметов, например, автомобиля.

В серии Г предусмотрены рисунки, на которых изображены буквы или цифры.

В самой сложной серии Д только некоторые рисунки ограничены квадратом. Чтобы справиться с заданиями, потребуется нешуточная смекалка.

Когда ребенок (да и взрослый!) хорошо справляется с составлением картинок по образцу, можно предложить ему придумать и составить из кубиков узоры, которых нет в брошюрах.

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

1. Теоретические основы теста «Кубики Коса»

Первоначальный вариант теста был разработан профессором психологии университета штата Орегон С. К. Косом (S. С. Kohs) в 1927 году под названием «The Block Design Tests» (Тесты узоров из кубиков) . Тест включал 16 одинаковых по размеру кубиков, грани которых были окрашены в красный, белый, желтый, синий, красно-белый и желто-синий цвета, и 17 карточек с узорами, упорядоченных по возрастанию сложности. Испытуемый должен был складывать кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на карточке. Кос считал, что его тест может заменить широко распространенные в то время вербальные тесты, в частности, шкалу Бине-Тэрмэна, с которыми он сильно коррелировал.

В 30~х годах тест под названием «Кубики Коса» привлек к себе внимание советских психотехников, перед которыми стояла задача разработать такие интеллектуальные тесты, которые бы «давали возможность установить потенциальные возможности субъекта более или менее независимо от достигнутой им степени интеллектуального развития» . Вербальные тесты требуют от испытуемого определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования. Они требуют также определенной степени развития высших психических функций (способности к абстрагированию, понятийного мышления и т. п.), которые развиваются преимущественно в результате школьного обучения. Поэтому вербальные тесты измеряют не столько интеллектуальную одаренность, сколько степень интеллектуального развития человека.

Невербальный тест «Кубики Коса» был лишен описанных недостатков и «мог помочь советскому психотехнику и педологу в установлении не только степени интеллектуального развития, но и высоты интеллектуальной одаренности» . Таким образом, «Кубики Коса» получили распространение в советской психотехнике как инструмент для оценки интеллектуальной одаренности - «потенциальных интеллектуальных возможностей, способностей к быстрому и высокому интеллектуальному развитию в условиях благоприятной для этого социальной среды» , В свою очередь, интеллектуальное развитие понималось как производное от интеллектуальной одаренности и социальной среды,

Описанные диагностические возможности «Кубиков Коса» обусловлены тем, что они требуют от испытуемого осуществления базовых операций анализа и синтеза, лежащих в основе любой интеллектуальной деятельности, «Одно из наиболее адекватных определений интеллекта могло бы быть выражено, как способность индивидуума анализировать и синтезировать. Не может существовать ни одного интеллектуального приспособления, которое не было бы обусловлено этими основными активностями, Анализ и синтез являются механикой интеллектуального поведения, приспособление же к меняющейся ситуации - лишь одним из многих его результатов. Для выполнения заданий «Кубиков Коса» испытуемому необходимо, во-первых, разрушить то логическое единство, которое представлено в каждом узоре, и, во-вторых, разумно манипулировать кубиками для реконструирования оригинального узора из этих разрозненных частей. Результаты этой деятельности дают вполне удовлетворительный индекс той аналитико-синтетической силы, которую мы обозначаем термином интеллект» .

Еще более широкую известность тест «Кубики Коса» получил после включения его в 1939 году американским психологом Д. Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта, Векслер упростил оригинальный «The Block Design Tests» Коса, сократив количество кубиков до девяти, цветов - до двух, а карточек с узорами до десяти. До настоящего времени данная модификация теста успешно применяется во всех вариантах методики измерения интеллекта Д. Векслера. В 1939 году тест был стандартизован на выборке испытуемых 7-69 лет , ЕЗ дальнейшем, в результате модернизации шкалы интеллекта, Д. Векслером были разработаны в 1949 году детский (5-15 лет) и в 1955 году взрослый (16-64 лет) варианты теста «Кубики Коса» .
Теоретической основой батареи субтестов Векслера послужила иерархическая модель интеллекта, разработанная английским ученым Ч. Спирменом (С. Spearman) и его учениками . В соответствии с этой моделью на «вершине» интеллекта находится генеральный фактор, состоящий из двух основных групповых факторов - вербального и невербального (практического) интеллекта, которые, в свою очередь, состоят из специфических факторов.

Тест «Кубики Коса» благодаря сложной комплексной природе заданий оказался наиболее информативным при изучении невербального интеллекта в целом и стал рассматриваться как самостоятельное средство для его измерения. Функционирование невербального интеллекта связано с особенностями восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, спецификой пространственных представлений, конструктивных и эвристических способностей, «Кубики Коса», требующие проявления комплекса перечисленных качеств, оказались высокочувствительными к выявлению невербальной одаренности.

«Кубики Коса» дополняют большинство тестов структуры интеллекта (типа теста Р Амтхауэра), которые позволяют оценить уровень развития словестно-логического (вербального) и наглядно-образного (пространственного) мышления, но, как правило, не включают заданий для оценки наглядно-действенных компонентов мыслительной деятельности (практического интеллекта).

2. Краткое описание теста «Кубики Коса»

Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его проведения требуются следующие материалы:
- набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика - белые, две другие - красные, и оставшиеся две - красно-белые по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм;
- 10 карточек с изображениями фигур (существуют детский и взрослый наборы), которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков;
- секундомер;
- бланк фиксации результатов.

В процессе тестирования испытуемому предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Результат работы заносится в бланк фиксации результатов.

Результат тестирования зависит от скорости и точности выполнения задания. Сырые баллы переводятся в стандартную 10-балльную шкалу (шкалу стонов). С помощью специальных таблиц сырые баллы можно также перевести в интегральный показатель, отражающий уровень развития невербального интеллекта. Кроме того, наблюдение за поведением испытуемого в процесс тестирования позволяет получить дополнительную информацию с качественном своеобразии его мыслительных процессов, особенностях эмоционального реагирования и чертах характера, некоторыx психопатологических симптомах.

Очень часто в детских садах и школах детей тестируют с помощью кубиков Коса. Что это такое, как проходят тесты и как с помощью кубиков можно развивать интеллект ребёнка, читайте в нашем материале.

В начале 20-х годов прошлого века американский детский психолог и автор тестов на интеллектуальное развитие Сэмюэль Калмин Кос создал уникальную методику. Он разработал специальные кубики с разноцветными гранями, с помощью которых анализировал уровень интеллекта детей 4-5-летнего возраста. На сегодняшний день его методика очень популярна, а кубики получили название по имени своего создателя.

Что это такое?

В наборе представлено 16 кубиков с разноцветными гранями: белой, синей, красной, жёлтой, красно-белой и сине-жёлтой.

К кубикам прилагаются карточки с рисунками-чертежами, по которым ребёнок должен собрать определённую картинку: всего 17 карточек разных уровней сложности. А ещё — подробная инструкция: как этим всем пользоваться и как трактовать результаты.

Кстати, именно кубики Коса легли в основу методики Никитиных, и теперь в продаже можно увидеть знаменитые кубики, но с карточками от Никитиных «Собери узор», в создании которых нужно использовать не 16, а всего 9 кубиков.

Как проводятся тесты?

Тестировать можно детей с 4-5 лет. Ребёнку дают кубики и карточки. Задача - собрать из фигурок определённый рисунок. При тестировании педагог должен соблюдать главный принцип: задания-карточки располагаются по возрастанию - от простого к сложному.

Сначала малыш собирает картинки из одноцветных граней. Затем задача усложняется, и нужно использовать грани двух цветов. С каждой новой карточкой количество фигурок увеличивается.

Если картинки собираются без ошибок и без подсказок, то тестирование длится 15-20 минут. Если ошибки допускаются, то до пятой неправильно собранной картинки.

С помощью кубиков специалист может оценить, насколько успешно ребёнок может сравнивать объекты на рисунке и в пространстве, складывать из мелких деталей целый предмет и видеть в целом составные части.

С кубиками Коса работают не только детские психологи, но и психиатры, и специалисты, занимающиеся с детьми с повреждениями мозга в результате травмы, болезни и других факторов.

Развиваем, играя

Это изобретение подходит не только для тестирования на уровень интеллекта, но и для развития способностей ребёнка.

Методика помогает формировать мышление - действенное и пространственное, учит делить на составные части целое и, наоборот, из целого выделить составное. И, наконец, с помощью таких заданий ребёнок станет более внимательным. А самое простое, чему научат красочные кубики - это различать цвета, лево и право, верх и низ.


Как заниматься?

Положите перед ребёнком картинку и предложите выбрать кубики тех цветов, которые нужны для её составления.

Во время выполнения задания соблюдайте принцип невмешательства. Пока ребёнок сам не попросит помощи, не подсказывайте ему. Если попросит совета, не давайте конкретных ответов, а помогите найти их самостоятельно: «С какого кубика ты думаешь начать? С красного? Отлично!»

Если у ребёнка пока не развито пространственное мышление, и ему сложно понять, где заканчивается один кубик и начинается другой, разлинуйте простым карандашом. Так будет легче понять суть задания. Потом, когда малыш освоится, линии можно стереть ластиком. Не заставляйте и не ругайте ребёнка за ошибки - пусть это будет забавной игрой, а не строгой муштрой.

Кубики Коса (англ. Kohs Block Design Test) - специальная методика для диагностирования наглядно-действенного интеллекта, иными словами - невербальный тест интеллекта. Был разработан американским психологом С. Косом в 1920 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Тест складывания кубиков (Кубики Коса)

    Занятия с кубиками Никитина

    Test screening IQ - Kohs

    Субтитры

Принцип работы

Оригинальный вариант тестирования Коса состоит из 16 равных по своему размеру кубиков красно-белого и желто-синего цвета. В каждом наборе для тестирования имеется также 17 карточек с узорами, упорядоченных по уровню сложности. Испытуемому предлагается сложить кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на карточке.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, это обеспечивается последовательностью выполнения таких условий:

  1. построение фигуры возможно только из одноцветных сторон кубиков;
  2. для построения следует использовать несколько двухцветных граней;
  3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных;
  4. образец повернут на 45° (стоит на ребре);
  5. для составления фигур необходимо использовать с каждым разом все большее количество кубиков;
  6. образцы постепенно становятся менее симметричными;
  7. увеличивается количество цветов на образце;
  8. образец не ограничивается рамкой, поэтому на краях сливается с фоном.

Образцы-рисунки предъявляются испытуемому в определенной очередности, тестирование прекращается после пятого неудачного решения. Тест имеет детскую и взрослую формы и позволяет работать с людьми в возрасте от 5 до 75 лет.

Оценка успешности

Самым важным показателем успешности является время решения каждого отдельного задания. Производится фиксирование количества всех попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В настоящее время наиболее распространена оценка с переводом в IQ-показатели .

Ценность тестирования

Ценность теста определяется особенностями деятельности каждого отдельного испытуемого, деятельность эта, в свою очередь, моделируется специальными заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путём сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. После этого происходит генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу - выявление соответствия между образцом и собранной испытуемым из кубиков фигурой. По мнению самого К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Области применения

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике. По данным Л. Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими испытуемыми, как творческие личности с достаточно высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталыми лицами ; сюда также можно включить детей с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; детей, страдающих неврозами ; детей с задержкой психического развития , педагогически запущенных; больных юношеского и зрелого возраста, страдающих шизофренией .

Назначение методики

Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств восприятия, моторики , зрительно-моторной координации, пространственных представлений и эвристических способностей. Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта.

Практическое применение

Данный тест является уникальным инструментом, позволяющим оценить интеллектуальный потенциал человека вне зависимости от имеющегося уровня образования. Кроме того, результаты теста указывают на уровень развития практического, наглядно-действенного мышления и невербального интеллекта.

Тест широко применяется в профессиональном отборе для оценки интеллектуальных предпосылок технических способностей, в образовании для выявления интеллектуальных возможностей обучения, в медицине для диагностики ряда