Единая религия будущего. Будущее религии Какая религия будет преобладать в будущем

Американская социологическая компания Pew Research Centre опубликовала результаты собственного исследования по развитию численности мировых религий. Ученые берут за основу демографические показатели, измеряют средние данные по пятилетним отрезкам и применяют к подсчету численности населения той или иной страны.

В исследовании обычно берут во внимание и уровень смертности для составления информации по приросту населения. Не учитываются последствия чрезвычайных ситуаций, как то природные катастрофы, техногенные аварии или военные действия. Также ученые обращают внимание на фактор религиозного обращения, когда человек может прийти к вере, изменить религию или стать атеистом.

Мы проанализировали это исследование и предлагаем вашему вниманию семь самых интересных тенденций, которые ожидают мировые религии и человечество в целом.

1. Большой сдвиг на Юг

Страны экваториальной Африки (ниже Сахары) показывают очень высокий уровень рождаемости. В среднем на одну африканскую женщину приходится 4,5 детей. Причем у мусульман региона этот показатель выше (5,2), а у христиан – ниже (4,2). Для сравнения: общемировой показатель – 2,4, а необходимый для природного самозамещения – 2,1.

Если так пойдет и дальше, а все на то указывает, то уже в середине этого века около половины всех христиан планеты (42%) будут жить в Африке. На этой земле также увеличится и количество мусульман. Доля последователей Аллаха возрастет с 16 до 27%.

2. Исламский рост

Мусульмане имеют самый высокий уровень рождаемости. По прогнозам демографов, уже к 2030 году в мире общее количество новорожденных в исламских семьях будет превышать аналогичный показатель у христиан. Кроме этого, уровень естественной смертности среди верующих ислама меньше, чем у христиан. Уже сейчас во всем мире проживает более 1,8 млрд последователей Аллаха, что составляет 24% от общего населения планеты. Прогнозируется, что в ближайшие полвека их численность возрастет на 70% и составит около 3 млрд людей, а это будет 31% от всего человечества.

Несмотря на устоявшийся миф об арабском доминировании в исламе, крупнейшим регионом с мусульманским населением сейчас является Юго-Восточная Азия, где проживает почти 62% верующих этой религии. В будущем ислам будет расти за счет населения всех континентов, однако лидером здесь будет опять же экваториальная Африка.

3. Уменьшение количества буддистов

Социологи фиксируют самую низкую фертильность у буддистов. Это объясняется государственной политикой «один ребенок» в Китае, старением населения в Японии, а также распространением монашества в Непале. Сегодня сторонников «срединного пути» Сиддхартхи Гаутамы в мире более 500 млн, однако уже в середине века их количество может уменьшиться до 460 млн. Представители этого направления довольно стары, их средний возраст – 36 лет.

4. Старение Европы

Общества Европейского континента ждет не самое лучшее будущее. Европейские нации – одни из старейших в мире, средний возраст населения здесь составляет 41 год, это можно сравнивать разве что с Японией или Китаем. Рождаемость здесь небольшая – в среднем 1,6 ребенка на одну женщину. У атеистов данного региона этот показатель еще меньше – 1,5. То есть, если во всех регионах происходит постепенный рост, то в Европе наоборот – население уменьшается. Это происходит за счет уменьшения рождаемости, старения наций, показателем чего, в частности, может служить преобладание количества смертей над количеством рождений. В будущем доля этого региона в общем христианском зачете упадет с 24 до 14%.

Показательно положение мусульман этого региона. У них рождаемость достигает значения аж 2,1 – это как раз уровень естественного замещения поколений. Кроме более высокого уровня рождаемости, верные ислама моложе остальных европейцев. Если средний возраст христианина на этом континенте составляет 43, атеиста – 39, то мусульманину только 33 года.

Следует заметить, что в Европе проживает 12% нерелигиозных людей мира. К этой группе относят не только агностиков и атеистов, но и тех, кто не задекларировал свое отношение к любой из религий.

5. Стабильная Латинская Америка

Несмотря на устоявшийся миф о высокой фертильности латиноамериканских обществ, в этом регионе уровень рождаемости стабилен – 2.1, что обеспечивает стабильное замещение наций, однако почти не оставляет места для роста численности населения. Подавляющее большинство населения (90%) здесь христиане, традиционно это католики, однако в последнее время в регионе все увереннее себя чувствуют евангельские христиане, перетягивая на себя одеяло религиозной карты тамошних обществ. Только 8% местных жителей нерелигиозны.

Существенных изменений в мировых религиях по Латинской Америке не прогнозируется. В этом регионе очень мало мусульман, индуистов и буддистов, однако проживает каждый пятый христианин мира. Похоже, ситуация не изменится. Примечательно, что это единственный регион планеты, где у нерелигиозных женщин уровень фертильности выше, чем у религиозных. Разница совсем маленькая, однако в рамках сравнения континентальных показателей это уникальный случай.

6. Атеисты выиграют за счет конверсии от христиан

В мире проживает более 1,16 млрд нерелигиозных людей. В эту группу входят атеисты, агностики, те, кто не исповедует никакой религии, и те, кто имел сложность, отвечая на этот вопрос. Интересно, что подавляющее большинство из этой группы живет в Азии (75%), а именно в Китае (61%). Это объясняется тем, что в Поднебесной очень специфическая религиозная политика и свободы совести там нет, о чем время от времени заявляет Госдеп США. На это также накладываются и культурные особенности восточного мировосприятия, в котором нет места для западного концепта «religio». То есть люди могут отправлять культ предков, почитать Небо, но не считать себя религиозными. Поэтому представляется, что эту значительную группу не стоит отождествлять с атеистами или агностиками. Последние два направления больше присущи Западной Европе с ее секулярным бэкграундом.

Группа нерелигиозных составляет 16% от населения планеты, однако на ее счет приходится лишь 10% от всех рождений, остальные – религиозная конверсия (обращения). Это одна из старейших (средний возраст – 36 лет) и наименее рождаемых групп (1,6 ребенка на женщину).

Почти все (92%) переходы в группу нерелигиозных приходятся на христиан. В период с 2015 по 2020 гг. число тех, кто отойдет от христианства, составит 7,15 млн человек. Нерелигиозные будут увеличивать свою численность медленнее, чем расти население планеты. Получится парадокс, когда их абсолютное количество будет расти, а относительное уменьшаться. Так, например, прогнозируется, что в 2060 году их количество составит 1,2 млрд и составит 12,5% от населения планеты.

За счет глобального роста населения экваториальной Африки распределение по континентам этой группы изменится, но не существенно. Также большинство будет проживать в Азии (66% в 2060 г. вместо 75% в 2015 г.). Увеличится их количество в развитых странах Европы и Северной Америки. В одних только Штатах будет проживать 9% всех нерелигиозных людей планеты.

7. Украина

Наше общество Pew Research Centre также относит к странам, где уменьшается население. В период с 2010 по 2015 гг. число жителей Украины сократилось более чем на 1,2 млн. Непонятно только, это с учетом жителей оккупированных территорий, аннексированного Крыма и переселенцев или нет. Однако тенденция на уменьшение населения Украины существует: так, за последние 25 лет количество жителей нашего государства уменьшилось почти на 10 млн и составляет 42,5 млн человек.

Подавляющее большинство населения нашей страны – христиане, их более 80%. Почти 15% нерелигиозных и меньше процента иудеев, мусульман и представителей народных верований. Уровень фертильности в Украине ниже необходимой нормы для самозамещения и составляет всего лишь 1,5. Причем у нерелигиозных он ниже – 1,2, а у мусульман – выше, почти 2.

Ученые прогнозируют, что количество христиан в Украине будет увеличиваться, а количество нерелигиозных – наоборот, уменьшаться. Количество последних за будущие 30 лет упадет почти в два раза и составит всего 6,6%. Вдвое увеличится количество мусульман (до 1.2 млн) и уменьшится общее население Украины до 40 млн человек.

Сложившаяся в России практика церковно-государственных отношений уже давно вызывает обеспокоенность атеистов и даже некоторых верующих-антиклерикалов. В этой связи представляется очень важным вопрос: какое будущее ждет такое государство и такую церковь? Современникам иной раз кажется, что порочная система сможет законсервироваться чуть ли не навечно. В данной статье мы покажем, что такой вариант развития событий более чем маловероятен.
Во-первых, представляется очевидным, что и государство, и церковь в современной России стремятся к тотальному контролю над умами. Действующее российское руководство даже не скрывает своих истинных намерений: чего стоят, к примеру, циничные заявления некоторых представителей «Единой России» о «православии как нравственной основе модернизации» и необходимости дать народу «политическую мифологию»! Позиция РПЦ тоже понятна: если народ перестанет мыслить иррационально, то церковники уже не смогут утверждать, что православие лучше ислама, а религия лучше науки. Это, разумеется, положит конец их влиянию.
Теперь ответим на следующий вопрос: чего в первую очередь боится любой тоталитарный режим? А боится он двух вещей: революции и внешнеполитических неудач, атаки изнутри и атаки извне. Понятно, что Кремль заинтересован в наращивании своего влияния на международной арене и приложит для этого все усилия. Влияние в современных международных отношениях складывается из двух компонентов:
1) Военная и экономическая мощь (hard power).
2) «Мягкая мощь» (soft power) – привлекательность политической идеологии, культуры, системы ценностей того или иного государства.
Посмотрим, чего может добиться теократия (а к тому идет!) на этих двух направлениях.
Военная и экономическая мощь в наше время немыслима без передовых технологий. Само собой разумеется, что люди, занимающиеся их разработкой, уже представляют опасность для режима.
Как справедливо заметил проф. Е. К. Дулуман, верующий ученый может видеть «перст Божий» где угодно, но только не в своей собственной науке (иначе какой же он ученый!). А сторонник интердисциплинарного подхода, активно содействующий сближению и взаимному обогащению различных отраслей знания, «изгоняет» Бога сразу из нескольких наук.
Т. е., для того, чтобы преуспеть в своих внешнеполитических начинаниях, Кремль будет вынужден:
А) Воспитывать людей с критическим мышлением, способных создавать новые знания и двигать страну вперед. А человек, привыкший все подвергать сомнению и ничего не принимать на веру, рано или поздно усомнится и в правильности «политики партии и правительства». Многие диктатуры рушились именно из-за «спецов», пользовавшихся влиянием в массах и превращавших «модернизацию сверху» в «децентрализованную модернизацию».
Б) Способствовать слиянию разрозненных научных знаний в единую картину мира, что сделает невозможными мистические спекуляции.
В) Давать критически мыслящим людям право голоса в различных властных структурах, обеспечивать им возможность учить других, распространять свои идеи.
Очевидно, что мировоззрение новой интеллектуальной элиты будет крайне неправославным. Церковники, конечно, не согласятся с данным тезисом и попытаются доказать обратное на примере биографий верующих ученых (И. Ньютона, Г. Лейбница, М. Планка и др.), хотя их аргумент не выдерживает никакой критики.
Во-первых, вышеупомянутые ученые добились успеха не благодаря религии, а вопреки ей. Хорошо известно, что И. Ньютон всерьез занимался толкованием Апокалипсиса, но прославился-то он открытием закона всемирного тяготения, а его мистические «откровения» сейчас мало кому интересны. Во-вторых, и Ньютон, и Лейбниц были ДЕИСТАМИ, а не теистами. По мнению Лейбница, Бог дал миру непреложные физические законы в момент творения и с тех пор не вмешивается в его развитие. Понятно, что всесовершенный мастер создаст идеально отлаженную машину, заранее предусмотрев все возможные угрозы и вызовы. Следовательно, ему не нужно будет вмешиваться каждую секунду (!) в ее функционирование и что-то чинить, кого-то спасать, внимать чьим-либо молитвам. Т. е., все наши потребности были учтены еще при сотворении мира, значит, молиться бесполезно. Все наши грехи также были «запрограммированы» в начале веков, так что никто ни в чем не виноват, и в ад никто не попадет. А для свободы воли в данной концепции вообще не остается места, потому что утверждение о свободе человеческих поступков равносильно утверждению о беспричинности некоторых явлений в мире, что противоречит тезису о непреложности физических законов. Кроме того, стоит ли тратить время на постижение законов природы, если они в любой момент могут быть пересмотрены или даже отменены «высочайшим повелением».
Мне лично непонятно, что общего у Бога Ньютона с Богом традиционной религии. Я не собираюсь здесь обсуждать вопрос о конструктивности деизма, но очевиден тот факт, что с помощью представления о deus otiosus («праздном боге») практически невозможно манипулировать массовым сознанием.
Так что не будет православие «нравственной основой модернизации».
Также успешное развитие экономики невозможно без частной инициативы (командно-административное хозяйствование уже доказало свою несостоятельность). При этом каждый человек лишь тогда заинтересован в повышении производительности собственного труда, когда он уверен в справедливом распределении произведенного продукта. А если правительство бросает огромные ресурсы на поддержку сомнительной гипотезы, оставляя многие гораздо более насущные проблемы неразрешенными, то навряд ли народ с энтузиазмом подхватит экономические инициативы «сверху». И вообще, любой новый храм знаменует собой торжество «метафизических» потребностей человека над реальными, что весьма печально. Французы гордятся собором Нотр-Дам-де-Пари, а ведь он построен на костях «третьего сословия», изнемогавшего от войн, поборов и неурожаев. В принципе, то же самое происходит и в наше время, несмотря на некоторое уменьшение масштабов.
Теперь поговорим о «мягкой мощи». Глобализация вынудила церковь стать более открытой и всерьез заняться улучшением своего имиджа на международной арене: достигнуто примирение с католиками, старообрядцами и т. п. Другое дело, что РПЦ сейчас многое делает под давлением обстоятельств, вопреки собственным «идеалам» (епископ Анадырский и Чукотский Диомид уже обвинил Московский патриархат в ересях экуменизма и глобализма). Ведь Бог в Ветхом Завете недвусмысленно говорит, что лжепророков и всяческих еретиков надо уничтожать физически. В 17 в. православные понимали Его слова буквально, мечтая об искоренении «латинской мерзости». Сейчас католицизм считается инославием (но не иноверием!). А догматы-то, проповедуемые РПЦ, с тех пор абсолютно не изменились!
Т. е., так называемое межконфессиональное сотрудничество всегда происходит в ущерб «символу веры» каждой из сторон и поэтому не может иметь устойчивого положительного эффекта.
Вывод: религия в современном мире находится в весьма двусмысленном положении, так как отрицать общечеловеческие ценности опасно, а признать их – значит потерять монополию на истину. С одной стороны, православным тяжело признать, что атеистическое конфуцианство ничуть не хуже их религии справляется с этическими проблемами, с другой – они в эпоху глобализации не могут отмежеваться от культурного достояния других народов.
Поэтому церковь объявляет себя «проводником и толкователем» общечеловеческих ценностей, но это не помогает ей вернуть утраченное влияние, потому что для их усвоения посредники не нужны. Не надо забывать о том, что человечество – единый биологический вид, поэтому человек для покорения «межчеловеческого пространства» не нуждается в «откровении Господнем». Очевидно, что смесь неискренних уступок и тайной дипломатии, которую представляет собой внешняя политика РПЦ, не способствует улучшению имиджа РФ на международной арене.
В заключение рассмотрим три вероятных сценария будущего России:
1) Кремль кардинально пересмотрит свое отношение к церкви (вариант из области фантастики, но для полноты анализа нужно упомянуть и его). Тогда многих опасностей внешне- и внутриполитического характера удастся избежать.
2) Теократическое государство по всем направлениям потерпит сокрушительное поражение на международной арене, и Россия станет колонией США, Китая или какого-нибудь другого глобального лидера. Неизвестно, будет ли превращение РФ в колонию связано с территориальными уступками, угрозой военного вторжения и т. п., но ясно одно: даже о региональном лидерстве Кремлю придется забыть. О последствиях такого рода событий для РПЦ распространяться не буду.
3) Социально-экономические проблемы, деградация политической системы, утрата церковью и государством контроля над умами в эпоху глобализации спровоцируют революцию (возможна комбинация третьего варианта со вторым). Самый худший сценарий. Во втором случае мы получаем государство третьего эшелона с мрачными перспективами, в третьем – руины и полный коллапс цивилизации.
Вывод: у РПЦ будущего нет, в этом мы можем быть уверены. Вопрос в другом: есть ли будущее у России? Успеют ли обломки старого похоронить под собой ростки нового, или мы все-таки спохватимся, пока еще не поздно?
Посвящается России, какой я хотел бы ее видеть.
Михаил Кухтин.

По замыслу «мирового правительства», все религии должны вскоре уступить место одной новой, так же как и старые, основанной на иудейских руководствах к жизни - Торе и Талмуде, но адаптированной к современным планам и задачам...

Все мировые религии являются, по сути своей, сектантскими учениями, не имеющими ничего общего с истинной картиной мироустройства. Назначение любой религии - это контроль над определённым кругом лиц. Например, в мусульманских странах ислам решает вопросы контроля не только повседневного поведения паствы, но и размножения. Методом ограничений в области бракопроизводства, мировое сионистское правительство добилось того, что граждане мусульманских государств просто не имеют права жениться и выходить замуж по собственному желанию, а должны выполнить ряд условий-ритуалов (очень усложняющих и сильно извращающих брак) для того, чтобы получить возможность вступить в законный союз и завести детей. Путём религиозных запретов в данном случае решается вопрос размножения.

Каждая религия, когда создавалась, кроме общей задачи по штамповке безправного молчаливого скота - божьих рабов, - имела ещё и дополнительный круг задач, обусловленный временем возникновения новой религии, местом её появления и уровнем развития сообщества граждан, которое должно было стать очередной жертвой потомков иудейского бога-гермафродита Яхве-Иеговы.

Когда в прошлом религия переставала быть нужной хозяевам, то её без зазрения совести меняли на следующую, не щадя своих же слуг и фанатиков старой религии. На ум приходит прочитанная где-то раньше история из жизни Николая Чудотворца. Суть её заключается в том, что Николай пришёл после обучения к своим соплеменникам, которые поклонялись, как и он сам до обучения в христианском культе (если мне не изменяет память), Митре. Он заявил, что бог не Митра, а Иисус Христос. Вызвал на состязание по влиянию на погоду служителя культа Митры и победил его. Эта победа и явилась для соплеменников Николая доказательством того, что его бог гораздо сильнее.

Естественно никакого отношения «всевышний» к соревнованию двух магов не имел. Просто Николай блокировал действия оппонента на тех уровнях, которые были недоступны ни наблюдавшим за битвой людям, ни противнику Чудотворца. Показывая простые фокусы, одни религиозные деятели смещали других. На современном этапе многие люди уже впитывают веру в бога с самого рождения, когда зомбированное окружение с детства говорит ребёнку, что боженька его любит, но если он не будет выполнять его правила, то он его накажет вечными адскими муками. Попробуй тут не поверь!

Может ли множество религий на современном этапе полностью удовлетворять интересы иудейской финансовой мафии? На мой взгляд - нет. Мировая ситуация разворачивается таким образом, что им необходима новая одна, большая религия, которая заменит все остальные и будет удовлетворять интересам хозяев, учитывая направление на полную и окончательную глобализацию с официальным единым мировым правительством (из правящей иудейской верхушки), и всё это должно сочетаться с сокращением мирового населения до максимум 1 млрд. человек и поголовной чипизацией. А что же будет со старыми религиями и бедными их служителями? Они отпадут за ненадобностью, а их служители (те, которые себя хорошо вели) получат награду в виде должности в новой единой мировой церкви.

Если говорить об РПЦ, то нынешнее её руководство вместе с патриархом Кириллом Гундяевым напрямую действует в интересах мировой иудейской мафии. Помимо того, что они выполняют задачу по стиранию границ между русской церковью и другими религиозными организациями, что, по сути, может означать начало процесса притирки друг к другу для дальнейшего слияния, они не забывают и о своих плотских интересах. РПЦ постоянно прибирает к рукам всё новое и новое имущество. И неважно для попов (истинных слуг дьявола), у кого отжимать материальные ценности, будь то вещи, принадлежащие музеям, или огороды, с которых кормятся простые люди, разницы никакой, если на какое-то имущество положил взгляд православный Патриарх.

Посмотрите на платья этих «праведников». Когда смотрю на очередной наряд Гундяева, то в голову непроизвольно приходит вопрос: зачем такой фарс?, зачем такая открытая и показная наглость? Ответ прост: задача Патриарха - уничтожение РПЦ, а вернее, её присоединение у единой мировой церкви! Поэтому та дискредитация, которую производит Гундяев, является диверсией против русской христианской церкви.

РПЦ намерена пополнить свои ряды новыми рабами божьими. Сделать они это собираются посредством не только введения религиозных предметов в школе, и того, что с сентября 2011 года нормальное школьное образование будет стоить очень дорого, но есть у них ещё один дополнительный способ. Он заключается в том, что РПЦ повсеместно заявляет о своём несогласии с вакцинацией и ювенальной юстицией. Это может собрать под их крыло много новых рабов. Большинство людей находится под постоянным давлением прессы и телевидения, а там им говорят, что бог точно есть. Многие верят из-за этого в бога, но никогда не ходят в церковь или делают это очень редко и тем более не читают священных книг.

Некоторые могут столкнуться с проблемой дальнейшего образования своего ребёнка, у родителей просто не будет денег, чтобы заплатить в школе за те предметы, которые необходимы ребёнку для полноценного эволюционного развития. Многие найдут выход в том, чтобы отдать своих детей в церковно-приходские школы. При таком стечении обстоятельств, церковь получает в рабство не только ребёнка, но и целую семью.

В случае, когда человек столкнётся с проблемами в области ювенальной юстиции и увидит, что церковь тоже против этого закона и даже собирает подписи против его введения, то, вполне вероятно, что человек может стать постоянным прихожанином (клиентом). Но РПЦ в первую очередь преследует свои личные финансовые интересы. Она живёт за счёт прихожан, если их не станет, то прекратятся денежные поступления. От этого влияние церкви снизится, и она останется только в легендах, как культ Осириса и Дионисия.

Конечно же, РПЦ не выгодно и то, что детям собираются вживлять чипы, и то, что детей будут забирать у родителей, по той причине, что тогда все последующие поколения никогда не попадут в её ряды. По задумке «мирового правительства», у людей будущего будет одна новая общая религия, которую оно уже придумало. Так что не за нас и наших детей радеют церковники. И новые рабы - это лишь их попутная цель. На самом деле речь идёт о том, будут ли вообще дальше существовать все современные религии или уступят место одной новой системе пси-генераторов, зомбирующих и обворовывающих своих прихожан.

Нужно использовать тот момент, что РПЦ в этих вопросах на стороне людей, но при этом нужно также продолжать работу по пробуждению общества от ментального сна, донося до него честную, правдивую информацию, после ознакомления с которой, человек сбрасывает с себя рабские оковы. Человек, получивший просветление знанием, не нуждается ни в каких ритуалах идолопоклонничества.

Ещё хотелось бы обратить внимание на тот момент, что внутри РПЦ тоже происходит борьба. Появились попы, которые вдруг так осмелели, что пошли открыто против руководства. Они заявляют свои протесты против гомосексуализма, еврейства и многих других вещей в церкви. На первый взгляд кажется, что бедных честных служителей довели, и они, смельчаки, пошли за веру против руководства. На самом деле - это такие же безчестные люди, которые радеют не за чистоту церковных рядов, а каждый за своё. Почему-то раньше их весь этот церковный безпредел не волновал. По моему мнению, единственный хороший поп - это тот, который снял рясу и борется против религии, как института зомбирования населения нашей планеты.

Борьба внутри РПЦ за её дальнейшую независимость набирает обороты. Этот вопрос стоит настолько остро, что его уже начали поднимать на телевидении. Недавно на канале НТВ показали передачу «НТВшники», посвящённую проблемам внутри РПЦ. На передаче присутствовал священник, которого руководство разжаловало и отобрало приход за то, что тот приоткрыл правду о Патриархе Гундяеве и о тех, кто за ним стоит, и выразил протест против того, чтобы признавать главой церкви подобную личность.

Многие попы понимают, что действия Кирилла приведут к потере независимости РПЦ, но ему-то, иудею, этого-то как раз и надо, в этом как раз и заключается задача, поставленная перед ним его непосредственным руководством. В Интернете появились ролики, в которых Гундяева и всё руководство церкви обвиняют не только в том, что они работают на спецслужбы, но и в том, что обычных попов заставляют заниматься содомией - гомосексуализмом.

Так же в передаче на НТВ показали Александра Невзорова. Он говорил правду о церкви, его речь была аргументирована и грамотно выстроена, в отличие от того, что говорили и как себя вели его оппоненты. Кормухина вообще показала себя как психически больной человек, просто убежала из студии, услышав атеистические высказывания Невзорова. Всеволод Чаплин, какой смешной фамилией бы ни обладал, смотрелся тоже, как очень неприятная личность, не имеющая никаких аргументов в доказательство того, что РПЦ является полезным институтом общества.

Цель той передачи - выставить Невзорова неудачником, обозлившимся на всех и вся, для того, чтобы некоторый контингент людей, доверяющих Александру, вдруг не перестал ходить в церковь и верить в бога. На мой взгляд, результат получился обратный. Невзоров заставил задуматься многих о том, что же такое на самом деле РПЦ, и каковы её истинные цели. Конечно, режиссёры и монтажёры вырезали самое острое и интересное, но у них не получилось выставить Невзорова психически ненормальным, по причине того, что он имеет огромный опыт в телевизионных съёмках и не допустил со своей стороны высказываний, которые можно смонтировать и представить публике в невыгодном для него ракурсе.

В свете сложившихся обстоятельств нерадужная картина встаёт в глазах просыпающегося человека, и возникает вопрос: как жить дальше, и что с этим всем делать? Здесь каждый волен выбирать сам. Можно найти местечко, где пока не трогают и «дают колбасы». Можно отчаянно броситься с вилами на врага, но, скорее всего, это будет ваш ещё спящий друг, который в сонном состоянии выглядит, как враг.

Я бы посоветовал не рассматривать предыдущие варианты, как потенциально возможные, а найти для себя другой, основанный на понятиях, генетически заложенных в кровь русского человека, переданных в «Славяно-Арийских Ведах». Любые действия нужно предпринимать, основываясь на всесторонних, многоуровневых знаниях, если происходит иначе, то возможен вариант того, что вы идёте в неверном направлении.

Религия новой гуманности
Какие вероисповедания будут актуальны в будущем и как наука повлияет на воспитание подрастающего поколения - рассказал философ Дмитрий Петров

В конце апреля саратовскому проекту «Открытая среда» исполнился год. Эта дискуссионная и образовательная площадка ежемесячно собирает тех, кто интересуется историей, культурой и искусством, а также современной политико-экономической ситуацией, на бесплатные лекции ведущих саратовских филологов, историков, философов и общественных деятелей. Тему, как правило, выбирает приглашенный эксперт, а главное пожелание организаторов - это использование живой, общедоступной, неакадемичной манеры изложения.


Чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может / Фото: Владимир Смирнов


На днях в Саратове состоялась открытая лекция на тему «Религия и будущее», ее провел религиовед и философ, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ Дмитрий Петров . В рамках встречи ученый попытался ответить на такие вопросы: какое будущее рисуют мировые религии человечеству и почему, что произойдет по прошествии веков с христианством, сможет ли когда-либо наука доказать или опровергнуть существование Бога?
– Наш мир сильно меняется. Многие люди, в том числе в России, обеспокоены будущим - и своим, и страны, и в целом человечества. Отчасти эта обеспокоенность связана и с религией. С одной стороны, она становится поводом для социальных и политических конфликтов, с другой стороны многие философы, религиоведы, богословы видят в изменениях, которые происходят сегодня в религии, позитивный потенциал для будущего людей.

– Какие аспекты вы затронули во время встречи с аудиторией?

– Прежде всего, я говорил о религиозной футурологии - это комплекс знаний и представлений различных религий о будущем человечества, отдельного человека и Вселенной. Ведь именно религия первой заговорила о будущем - эту тему мы встречаем в контексте самых ранних религиозных культур. И в связи с многообразием мифологических религиозных систем встречаются самые разные проекты будущего человечества. Для нас самая известная эсхатология изложена в Откровении Иоанна Богослова, это одна из книг Нового Завета. И уже от религии эстафету размышлений о будущем приняла наука - так появилась научная футурология, которая сегодня стала междисциплинарной отраслью, интересной и естественным наукам, и гуманитарным, в том числе, религиоведению. Еще один аспект, который я затронул на лекции - тема загробной жизни, что происходит после смерти? Это волнует каждого человека, и данный фактор подогревает интерес людей к религиозной футурологии. Религии говорят об этом по-разному - на лекции я упоминал, например, древнеегипетскую книгу мертвых, значительно повлиявшую и на христианскую культуру, а также Бардо Тхедол «Тибетскую книгу мёртвых», православную книгу «Мытарства блаженной Феодоры».

– Если коротко, что же обещают человечеству основные мировые религии?

– Авраамические религии - христианство, ислам, иудаизм - дают единую концепцию, мне кажется, она в той или иной мере известна всем. Один вариант пути развития человечества - взаимное истребление и пришествие Антихриста, либо же человечество изменится, и катастрофы удастся избежать, тогда наступит Царство Божие на Земле. Однако христианство в своем Апокалипсисе говорит, что катастрофа все же случится. Затем последуют Второе пришествие и Страшный суд, и вот после них начнется новая эра для человечества, где не будет ни войн, ни корысти. В буддизме своя космология. Согласно буддистским представлениям, Вселенная циклически возникает и исчезает. И, если бы все люди приблизились к святым, развив в себе высокий уровень сострадания, вот тогда бы наступила Нирвана. В более древних религиях - две основные идеи. Одна - о том, что Вселенная рождается и умирает, и это естественный процесс, как зима и весна. Другая говорит, что человечество исчезает, потому что боги наказывают его за грехи, но потом все же создают новое. Это если очень схематично и коротко.

– А что ждет саму религию? Есть какие-то теории на сей счет?

– Существуют научные концепции, которые пытаются спрогнозировать, как изменится религиозность людей, сами религиозные институты. Одна из них, возникшая еще в XIX веке, говорит, что религии в будущем не будет вовсе. Подобный прогноз появился в связи с развитием естественных и гуманитарных наук. Такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, да и многие другие, писали, что наука в течение 50-100 лет попросту вытеснит религию и возьмет на себя ее важные для развития общества функции. Но эти ученые поторопились, хотя и угадали некоторые тенденции. Например, наука действительно частично переняла у религии объяснительную функцию. Она более эффективно объясняет устройство мира, строит более логичную его картину. Кроме того, наука сегодня может помочь человеку в формировании собственного представления о смысле жизни, о счастье. Тем не менее, заменить религию она пока не смогла, и тому подтверждение огромное количество верующих людей.

– Какие функции наука точно не смогла взять на себя?

– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном - так религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может. Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия, делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания.

– Как вы думаете, удастся ли науке когда-либо доказать или опровергнуть существование Бога?

– Ответ на этот вопрос зависит от личного мировоззрения. В буддизме уже состоялось пересечение науки и религии. Христианство и западноевропейская наука по инерции находятся в конфликте. Но многие футурологи считают, что с развитием науки будут появляться косвенные подтверждения потусторонней реальности. Первые результаты совместных исследований буддистов и нейрофизиологов уже дают повод усомниться в нашей старой материалистической идее о том, что пустота - это ничто. Они обнаружили мощную энергию в вакууме. Многие футурологи считают, что религиозные организации ждет серьезная трансформация. История показывает, что они могут быть источником как наилучшего, так и наихудшего в человеке. Практически все религии были причастны не только к развитию грамотности, культуры, гуманизма, но и к религиозным войнам, шовинизму, поддержанию расистских идей. Это не дает современному человеку видеть в религии абсолютно позитивный источник для развития общества и уже сейчас сильно влияет на переосмысление ее роли в обществе. Сегодня очень силен момент комбинативности религиозного сознания. Люди не готовы безоговорочно принимать все, что им говорят, возрос уровень критического подхода к религиозной мифологии, учениям и институтам - это результат потери авторитета ведущих конфессий. История человечества знает, что религии могли просуществовать 3 000 лет, а потом исчезнуть, и им на смену приходили новые. Ряд экспертов считает, что произойдет революционный скачок в религиозном сознании, в результате чего возникнет религия «новой гуманности». Это не означает, что христианство или буддизм исчезнут. Они как раз раскрывают новый потенциал. Некоторые религиоведы прогнозируют, что произойдет слияние конфессий, а другие склоняются к тому, что новая религия станет вторым дыханием христианства.


Дмитрий Петров / Фото: из личного архива


– Дмитрий Борисович, одна из ваших научных работ была посвящена ценностному миру современного человека. Что он представляет собой, как меняется?

– Эту тему обобщать довольно сложно. Ценностный мир европейца сегодня склоняется в сторону секулярного, светского сознания, но при сохранении положительного отношения к религии. То есть, происходит синтез светских и религиозных ценностей. Европейская культура ищет золотую середину для социального, культурного и политического развития, там взят курс на гуманизацию законодательства. В США весьма своеобразная картина - там всегда существовал религиозный плюрализм, наличие множества религиозных организаций не мешает развитию светской культуры и не противоречит светскому законодательству. Сегодня, судя по опросам, там становится все больше атеистов и верующих, которые не причисляют себя ни к одной конфессии. В целом в современном обществе меняется морфология семьи, люди меньше ценят традиционный тип семейных отношений. Становится более лояльным отношение к странностям людей. В связи с развитием науки и техники меняется отношение человека к собственному будущему, люди стали гораздо больше значения придавать технологиям и связывать свое будущее с их достижениями. Человечество развивается интеллектуально, но, увы, не эмоционально.

– Этому можно как-то противостоять?

– Да, через культуртрегерство, популяризацию тех сфер жизни, которые способствуют развитию человечного в личности. С помощью литературы, религиозной культуры, религиоведения, философии, искусства. Просвещение не должно упираться исключительно в научно-технический прогресс. Некоторые футурологи говорят о возможном симбиозе человека и машины, и многих это радует. Но ведь неправильно, когда вдохновителем нашего будущего становится техника, а не человек.

Исследовательский центр Пью (Вашингтон) и Международный институт прикладного системного анализа (Лаксенбург, Австрия) представили первый количественный демографический прогноз роста численности основных религиозны групп, основанный на данных о возрастной структуре, фертильности, смертности, миграциях и религиозных обращениях. В течение шести лет демографы собирали данные более 2500 переписей, опросов и реестров из 198 стран и территорий.

Исследование охватывает восемь основных религиозных групп: буддисты, индусы, иудеи, мусульмане, христиане, приверженцы этнических религий (африканских, китайских, религий коренных жителей Америки и Австралии), приверженцы прочих религий (бахаи, даосы, джайны, зороастрийцы, сикхи и др.) и религиозно неаффилиированные люди (атеисты, агностики и не относящие себя ни к какой религии). Переписи и опросы не всегда дают информацию о религиозных подгруппах (сунниты и шииты, католики, протестанты и православные), поэтому это деление не учитываются.

Распределение мирового населения по религиям быстро изменяется. Это связано с тем, что фертильность (среднее число детей у одной женщины) и доля молодёжи различается у приверженцев разных религий, а также с обращениями в другую религию.

В настоящее время христианство - крупнейшая в мире религия по числу последователей. Число его приверженцев в 2010 г. оценивалось в 2,2 млрд. человек - это около трети (31%) населения Земли (6,9 млрд.). Ислам занимал второе место - 1,6 млрд. последователей, или 23% мирового населения.

Но если продолжатся современные демографические тренды, то к середине XXI века ислам почти догонит христианство. Предполагается, что с 2010 по 2050 г. мировое население вырастет на 35% - до 9,3 млрд. За тот же период число мусульман - сравнительно молодой популяции с высокой фертильностью - вырастет на 73%. Число христиан также будет расти, но медленнее, примерно в том же темпе, что население в целом, и увеличится к 2050 г. на 35%. Таким образом, к 2050 году мусульмане (2,8 млрд., 30% населения), вероятно, впервые в истории почти сравняются в числе с христианами (2,9 млрд. и 31% населения).

Все религиозные группы, кроме буддистов, более или менее вырастут в абсолютной численности. Буддистское население не изменится из-за низкой фертильности и старения населения в таких странах как Китай, Таиланд и Япония. Индуистское население мира, как ожидается, вырастет на 34% (с 1 млрд. до 1,4 млрд.), т. е. примерно настолько же, что и население мира в целом. Численность иудеев, наименьшей из групп, охваченных прогнозом, вырастет на 16% - с 14 до 16,1 миллиона.

Численность приверженцев этнических религий, согласно данному прогнозу, вырастет на 11% - с 405 до 450 млн. человек. Последователи всех прочих религий (которые рассматриваются в работе как единая группа) вырастут в числе на 6% - с 58 до 61 млн. человек. Таким образом, этнические религии, иудаизм и «прочие» религии вырастут к 2050 г. по абсолютной численности, но в меньшей мере, чем население в целом, и будут составлять меньший процент населения, чем в 2010 г.

Подобным же образом снизится доля религиозно неаффилиированных людей, хотя их абсолютная численность вырастет. По данным переписей и опросов, в 2010 г. число атеистов, агностиков и людей, не относящих себя ни к какой религии, составляло 1,1 млрд. Ожидается, что к 2050 г. их численность превысит 1,2 млрд., но доля в мировом населении снизится с 16% до 13%. В то же время предполагается, что значительно вырастет доля неаффилиированных людей в населении Европы и Северной Америки. Так, в США прогнозируется рост их относительной численности от 16% в 2010 г. до 26% в 2050 г.

Как показывает этот пример, следует ожидать заметных различий в географическом распределении закономерностей роста религий. Один из главных детерминантов будущего роста - современная географическая концентрация приверженцев. Религии с большим количеством последователей в развивающихся странах, где высока рождаемость и падает детская смертность, будут быстро расти. Например, число мусульман и христиан будет расти в основном за счёт субсахарской Африки. Напротив, религиозно неаффилиированное население сегодня сосредоточено в странах с низкой фертильностью и стареющим населением - Европе, Северной Америке, Китае и Японии.

Мусульмане отличаются самой высокой фертильностью - в среднем 3,1 ребёнка на одну женщину. Это намного выше уровня простого воспроизводства (2,1), т. е. минимального значения, необходимого для поддержания постоянной численности населения. Христиане занимают второе место - 2,7 ребёнка на женщину. Фертильность у индусов (2,4) близка к среднемировому значению (2,5). У иудеев она также выше уровня простого воспроизводства (2,3). У всех прочих групп фертильность слишком низка для поддержания популяции: этнические религии имеют показатель 1,8, «прочие религии» 1,7, неаффилиированные 1,7 и буддисты 1,6.

Другой важный детерминант роста - современное возрастное распределение внутри религиозной группы. Скорость роста зависит от того, преобладает ли в группе молодёжь или люди старше детородного возраста. В 2010 г. более четверти мирового населения (27%) были младше 15 лет. Но среди мусульман и индусов доля лиц младше 15 лет составляла, соответственно, 34% и 30%, а у христиан была на среднемировом уровне (27%). Это одна из причин того, что численность мусульман будет расти быстрее, чем население мира в целом, а численность индусов и христиан - примерно с такой же скоростью.

Все прочие группы отличаются меньшей, чем в среднем по миру, долей молодежи и более высокой долей пожилых людей. Например, в 2010 году люди старше 59 лет составляли 11% населения мира. Но среди иудеев доля этой возрастной категории составляла 20%, среди буддистов 15%, среди христиан 14%, среди последователей «прочих религий» 14%, среди неаффилиированных 13%, а среди последователей этнических религий 11%. В то же время доля пожилых людей среди мусульман составляла 7%, а среди индусов 8%.

Важную роль играет также обращение в другую религию. Но это сложное и географически неоднородное явление. В одних странах переход взросллого человека в другую веру - заурядное явление, в других же это встречается редко, юридически затруднено или вообще противозаконно. Данный прогноз основан на закономерностях смены вер в 70 странах, по которым есть данные соответствующих опросов. Ожидается, что в течение следующих десятилетий христиане потеряют наибольшее абсолютное число приверженцев за счёт переходов в другие религии. По прогнозу, около 40 млн. человек перейдут в христианство, а 106 млн. - из христианства, в основном в группу неаффилиированных.

Предполагается, что неаффилиированные приобретут за счёт обращений 97 млн. человек и потеряют 36 млн. Незначительно увеличится благодаря обращениям численность мусульман (на 3 млн.), приверженцев этнических религий (3 млн.) и «прочих» религий (2 млн.). Иудеи потеряют около 300 тыс. человек, а буддисты около 3 млн.

Ещё один фактор, влияющий на численность религиозных групп в разных странах - миграция. Прогноз миграционных потоков сложен, т. к. они обусловлены непредсказуемыми политическими факторами. Поэтому многие демографические модели не учитывают миграцию. Но в рамках данного исследования разработан новый способ учёта миграционных закономерностей прошлого для оценки религиозного аспекта миграционных потоков будущего.

По данному прогнозу, доля мусульман в населении Европы с учётом миграции вырастет с 5,9% (2010) до 10,2% (2050), а без учёта миграции - до 8,4%. В Северной Америке доля индусов с учётом миграции почти удвоится (с 0,7% до 1,3%), а без учёта миграции останется на том же уровне (0,8%). Ожидается, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке иммиграция христиан в шесть стран Персидского Залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ) уравновесит эмиграцию христиан из других стран региона. Без учёта миграции доля христиан в населении региона упадёт ниже 3%, а с учётом миграции будет несколько выше 3% (в 2010 г. она составляла около 4%).

Данный прогноз исходит из того, что текущие демографические тенденции сохранятся. Но с каждым годом будет возрастать вероятность того, что некое непредсказуемое событие (война, голод, эпидемия, технологическая инновация, политический переворот и т. п.) изменит численность той или другой религиозной группы. Поэтому сложно строить прогнозы более чем на несколько десятилетий. Тем не менее, можно задаться вопросом, что будет, если выявленные демографические процессы продолжатся и во второй половине века.

В этом случае численности мусульман и христиан сравняются около 2070 года, их доли в мировом населении составят около 32%. После этого они будут расти примерно одинаковыми темпами (мусульмане чуть быстрее), и к 2100 году доля мусульман составит около 35%, а христиан - 34%. Рост обеих этих групп будет обеспечен в основном за счёт Африки. Их суммарная доля в мировом населении вырастет с 55% в 2010 г. до 61% в 2050 г. и до 69% в 2100 г.

Но необходимо снова напомнить, что на эти цифры может повлиять множество непредсказуемых факторов - например, распространение христианства в Китае или массовый выход из религии в мусульманских странах, подобный тому, что происходит сейчас в некоторых христианских странах.

В данном исследовании содержится не только глобальный прогноз, но и прогнозы по 198 странам и территориям с населением свыше 100 тыс. человек, которые охватывают 99,9% мирового населения. Страны поделены на шесть регионов. Для каждого из них построен прогноз религиозного состава населения до 2050 г., исходя из предположения о сохранении текущих миграционных и иных демографических процессов.

Ожидается, что в субсахарской Африке будет иметь место самый быстрый рост населения - от 12% мирового населения в 2010 г. до 20% в 2050 г. Население Ближневосточно-Североафриканского региона также будет расти быстрее, чем в среднем по планете, и увеличит свою долю с 5% до 6%. Рост населения в обоих этих регионах приведёт к росту доли мусульман в населении Земли. Кроме того, предполагается удвоение христианского населения субсахарской Африки - с 517 млн. до 1,1 млрд. Доля христиан субсахарской Африки среди всех христиан увеличится с 24% до 38%.

Доля жителей Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится с 59% до 53%. С этим связан медленный рост таких религий как буддизм и китайские этнические религии, а также значительного в этом регионе неаффилиированного населения. Исключение составляют индусы, почти полностью сосредоточенные в Индии, где население моложе и фертильность выше, чем в Китае и Японии. Как уже упоминалось, численность индусов растёт примерно с той же скоростью, что и всего населения мира. Значительное мусульманское население Индии также быстро растёт. Хотя Индия останется преимущественно индуистской страной, предполагается, что в 2050 г. её мусульманская община станет крупнейшей в мире, обогнав Индонезию.

Доля остальных регионов в мировом населении также будет снижаться: Европы - с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна - с 9% до 8%, Северной Америки - с 5% до незначительно меньшей цифры.

Европа - единственный регион, где ожидается уменьшение абсолютной численности населения. Христианское население уменьшится с 553 млн. до 454 млн. Христиане останутся крупнейшей в Европе религиозной группой, но их доля снизится с 3/4 до 2/3. В 2050 г. около четверти (23%) европейцев не будут принадлежать ни к какой религии, а мусульмане составят около 10% против 5,9% в 2010 г. За тот же период численность индусов в Европе примерно удвоится - с 1,4 млн. (0,2% населения Европы) до 2,7 млн. (0,4%), в основном в результате иммиграции. Примерно в той же степени вырастет численность буддистов - с 1,4 млн. до 2,5 млн.

Население России, согласно данному прогнозу, снизится с 143 млн. (2010) до 124 млн. (2050). Большинство населения будет по-прежнему относить себя к христианам (73,3% в 2010 г. и 71,3% в 2050 г.), но доля мусульман возрастёт с 10% до 16,8%. Доля неаффилиированных, как ожидается, снизится с 16,2% до 11,3%. Численность остальных религиозных групп не превышает 0,2% в настоящем и не изменится существенно в будущем.

В Северной Америке наиболее быстро растущую группу составляют мусульмане и последователи «прочих» религий. Например, в США доля представителей «прочих» религий более чем удвоится - с 0,6% до 1,5%. Доля христиан снизится с 78% до 66%, а доля неаффилиированных вырастет с 16% до 26%. Кроме того, к середине XXI века в США будет больше мусульман (2,1%), чем иудеев (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне крупнейшей религиозной группой останутся христиане - 89% в 2050 г. против 90% в 2010 г. Ожидается, что неаффилиированное население вырастет и в абсолютном, и в процентном отношении - с 45 млн. (8%) до 65 млн. (9%).

Согласно данному прогнозу, в некоторых странах большинство населения в 2050 г. будет исповедовать другую религию, чем в 2010 г. Число стран с христианским большинством уменьшится со 159 до 151: в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Македонии, Нидерландах, Новой Зеландии и Франции доля христиан станет меньше 50%.

Число стран с мусульманским большинством (свыше 50%) вырастет с 49 до 51 за счёт Македонии и Нигерии. Однако в Нигерии останется и очень большое христианское население; по численности христиан эта страна будет стоять на третьем месте после США и Бразилии.

Предполагается, что во Франции, Новой Зеландии и Нидерландах к 2050 г. самой большой группой станут неаффилиированные.

Данная прогностическая модель основана на продвинутой версии метода передвижки возрастов - обычного метода демографического прогнозирования. Население делится на группы (когорты) по полу, возрасту и религии. Каждая когорта год за годом «передвигается в будущее» путём прибавления ожидаемых пополнений (иммигранты и люди, принимающие данную религию) и вычитания ожидаемых потерь (умершие, эмигранты, люди, выходящие из данной религии). Самая младшая когорта (в возрасте до 4 лет) формируется путём прибавления числа рождений соответственно фертильности, характерной для данной страны, к каждой когорте женщин в возрасте от 15 до 49 лет, причём считается, что ребёнок наследует религию матери.

Некоторые социологи предполагают, что по мере экономического развития страны всё больше людей отказываются от религиозной аффилиации. Эта закономерность характерна для ряда стран мира, в частности, европейских, но неясно, является ли она универсальной. Как бы то ни было, данный прогноз не основан на этой теории. Он экстраполирует эмпирически наблюдаемые закономерности смены религии во всех 70 странах, для которых имеются данные. Кроме того, он учитывает предсказания экспертов ООН, согласно которым в странах с высокой фертильностью она будет снижаться по мере повышения образовательного уровня женщин. Также предполагается, что средняя продолжительность жизни будет увеличиваться в большинстве стран.

С полным отчётом можно познакомиться (pdf, 245 c.)