Н криволапова программа развития познавательных способностей. Рабочая тетрадь для учащихся

  1. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    293 руб. В сборнике внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , ориентированная на формирование

    www.labirint.ru Купить
  2. Книга: "Внеурочная деятельность . Программа развития ..."

    www.labirint.ru Купить

  3. "Внеурочная деятельность Сборник заданий для развития ..."

    293 руб. В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , ориентированная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга.

    www.labirint.ru Купить
  4. Иллюстрация 1 из 2 для Внеурочная деятельность . Сборник ...

    Первая иллюстрация к книге Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей . 5 -8 кл. ФГОС - Нина Криволапова .

    www.labirint.ru Купить
  5. Нина Анатольевна | новинки 2020

    Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей .

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . ФГОС.

    www.labirint.ru Купить
  6. Иллюстрация 1 из 1 для Внеурочная деятельность . Программа...

    Первая иллюстрация к книге Внеурочная деятельность . Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . ФГОС - Нина Криволапова .

    www.labirint.ru Купить
  7. Иллюстрация 2 из 2 для Внеурочная деятельность . Сборник ...

    Вторая иллюстрация к книге Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей . 5 -8 кл. ФГОС - Нина Криволапова .

    www.labirint.ru Купить
  8. Внеурочная деятельность | Лабиринт

    Издательство "Учитель" основано в 1989 году. Издательство выпускает продукцию для учителей, руководителей образовательных учреждений, воспитателей ДОУ и ОУ, студентов, абитуриентов и учащихся .

    www.labirint.ru Купить
  9. Внеурочная деятельность . Формирование культуры здоровья.

    Внеурочная деятельность . Формирование культуры здоровья. 7-8 классы . ФГОС Просвещение В пособии предлагаются варианты занятий, темы проектов, соответствующие интересам и возрастным особенностям учащихся , а также полезная информация, которая...

    www.labirint.ru Купить
  10. Книга: "Изобразительное искусство. 5 -8 классы ." | Лабиринт

    167 руб. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

    www.labirint.ru Купить
  11. В мире логики. 4 класс . Программа внеурочной деятельности .

    4 класс . Программа внеурочной деятельности . Методическое пособие Еферина Светлана Сергеевна Данное методическое пособие разработано для решения задач интеллектуального развития младших

    www.labirint.ru Купить
  12. Книга: "Программы внеурочной деятельности . Познавательная ..."

    97 руб. Сборник содержит программы внеурочной деятельности : познавательная деятельность , проблемно-ценностное общение. Авторы описывают цели и задачи внеурочной деятельности , содержание и тематическое планирование, а также результаты реализации...

    www.labirint.ru Купить
  13. Книга: "Литература. 5 -8 классы . Интеллектуальные..." | Лабиринт

    377 руб. В пособии представлены сценарии литературных игр для учащихся 5 -8 классов . Каждый сценарий приурочен к определенной теме, посвящен тому или иному произведению словесного искусства и представляет собой "каскад" интеллектуальных заданий ...

    www.labirint.ru Купить
  14. Книга: "Внеурочная деятельность учащихся ." | Лабиринт

    158 руб. В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий волейболом, по предупреждению травматизма. Учебное пособие поможет преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня.

    www.labirint.ru Купить
  15. Творческая физика. 5 -9 классы . Познавательные игры...

    Посредством игры происходит формирование интеллектуальных способностей креативной личности.

    Серия: Внеурочная деятельность . Жанр: Физика. Астрономия (7-9 классы ).

    5 -9 классы . Интересные факты, занимательные вопросы, интеллектуальные задания .

    www.labirint.ru Купить
  16. Внеурочная деятельность учащихся . Гимнастика. Пособие для...

    Внеурочная деятельность учащихся . Гимнастика. Пособие для учителей и методистов. ФГОС Кузнецов Василий Степанович,Колодницкий Георгий Александрович Пособие соответствует требованиям Федеральных

    Задания по развитию познавательных способностей . 4 класс .

    www.labirint.ru Купить
  17. Книги из серии «Внеурочная деятельность » издательства Учитель

    Книга интересных и познавательных фактов, интеллектуальных вопросов и заданий по биологии поможет обучающимся реализовать интерес к предмету, удовлетворить потребность в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

    www.chitai-gorod.ru Купить
  18. 5 класс . Задания по...

    5 класс . Задания по развитию познавательных способностей . ФГОС Мищенкова Людмила Владимировна В данном пособии представлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям с пятиклассниками курса "РПС" ("Развитие познавательных спосо.

    www.labirint.ru Купить
  19. Творческая биология. 5 -9 классы . Интересные факты... | Лабиринт

    5 -9 классы . Интересные факты, занимательные вопросы, интеллектуальные задания Учитель Внеурочная деятельность в соответствии с

    Книга интересных и познавательных фактов, интеллектуальных вопросов и заданий по биологии поможет обучающимся реализовать...

    www.labirint.ru Купить
  20. Основы информационной грамотности школьника: программа...

    Задания по развитию познавательных способностей . 6 класс ФГОС.

    книги "Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5 -6 классов . ФГОС" (авторы Горшкова Ирина Борисовна, Захарова Любовь Николаевна, Ежкова Галина Васильевна).

    www.labirint.ru Купить
  21. Книга: "Внеурочная деятельность учащихся ." | Лабиринт

    273 руб. В пособии даются рекомендации по планированию, организации и проведению внеурочных и самостоятельных занятий баскетболом, по предупреждению травматизма. Учебное пособие поможет преподавателям в организации работы с учащимися во второй...

    www.labirint.ru Купить
  22. Юным умникам и умницам. Задания по развитию ... | Лабиринт

    Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). 2 кл.

    Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство...

    www.labirint.ru Купить
  23. Книги из серии «Внеурочная деятельность » издательства...

    Учебное пособие из серии "Внеурочная деятельность " предназначено для работы учащихся 10-11-х классов

    Данное пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития детей младшего школьного возраста.

    www.chitai-gorod.ru Купить
  24. Книга: "Биология. 5 класс . Я познаю жизнь." | Лабиринт

    375 руб. Материалы практикума предназначены для внеурочной деятельности по предмету "Биология". Планируемое время освоения практикума - 35 занятий (по 2 часа). Практикум поможет школьникам организовать досуг, развить увлечённость и любознательность...

    www.labirint.ru Купить
  25. 36 занятий для будущих отличников. Задания по развитию ...

    Задания по развитию познавательных способностей . 6 класс ФГОС Мищенкова Людмила Владимировна В данном пособии представлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям с шестиклассниками курса "РПС" ("Развитие познавательных спос.

    www.labirint.ru Купить
  26. Программы внеурочной деятельности . 1-4 классы . ФГОС

    Пособие содержит программы внеурочной деятельности , разработанные на основе положений ФГОС НОО призерами и лауреатами Всероссийского конкурса "Педагогический

    36 занятий для будущих отличников. Задания по развитию познавательных способностей . 6 класс ФГОС.

    www.labirint.ru Купить
  27. Книга: "Развитие познавательных способностей ." | Лабиринт

Search results:

  1. Рабочая программа на тему: Рабочая программа внеурочной ...

    Главные вкладки. Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5 -8 классов рабочая программа на

    nsportal.ru
  2. Нина Криволапова : Внеурочная деятельность . Сборник ...
  3. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ... ru.b-ok.xyz
  4. 5 -8 классы . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . Криволапова Н.А. | 2013.

    В пособии представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 -8 классов , ориентированная на...

    kurokam.ru
  5. Книголюб - Скачать бесплатно книгу Нина Криволапова ...
  6. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    b-ok.cc
  7. Внеурочная деятельность . 5 -8 классы . Сборник заданий для ...
  8. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    b-ok2.org
  9. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012.

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы /Н.А. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012 и сборник

    v Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    s17edu54.edusite.ru
  10. Внеурочная деятельность . Программа развития ...

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . Методическое пособие для учителя.

    catalog.prosv.ru
  11. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    ru.b-ok.cc
  12. Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие ...

    В «Сборнике заданий для развития познавательных способностей обучающихся. 5 -8 классы »./ Н.А. Криволапова .-М

    деятельности по развитию познавательных способностей обучающихся, ориентированная на формирование универсальных учебных...

    www.s_34.edu54.ru
  13. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность . Сборник заданий ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , направленная на формирование универсальных...

    www.studmed.ru
  14. Рабочая программа внеурочной деятельности развития ...

    Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    multiurok.ru
  15. Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 -8 классов составлена в соответствии с требованиями

    Программа развития познавательных способностей учащихся .

    Сборник заданий для познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . /

    nouvita.mskobr.ru
  16. Программа развития познавательных способностей учащихся .

    формирование собственного стиля мышления; формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных

    Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    urokimatematiki.ru
  17. Криволапова , Нина Анатольевна - Внеурочная деятельность .

    Внеурочная деятельность . 5 -8 классы [Текст] : сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся / Н. А. Криволапова . - Москва: Просвещение, 2012.

    search.rsl.ru
  18. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие ...»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся » составлена на основе авторской Программы развития

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 -8 классы / Н.А. Криволапова .

    multiurok.ru
  19. Внеурочная деятельность , Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся , 5 -8 класс , Криволапова Н.А., 2013. В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , направленная на...

    mirsmartbook.ru
  20. Рабочая программа (5 , 6, 7 класс ) на тему: Рабочая программа...
  21. Программа внеурочной деятельности

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие познавательных способностей учащихся ». на 4 года Возраст обучающихся: 11–14 лет. 5 –8 классы . Учитель: Клименко Наталья Ивановна. Новый Оскол, 2013 г. Программа: «Развитие познавательных способностей ...

    sch2.edunoskol.ru
  22. Рабочая программа внеурочной деятельности развития ...

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы /Н.А. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий

    Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    multiurok.ru
  23. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , ориентированная на формирование ...

    catalog.prosv.ru
  24. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей . 5 -8 кл. ФГОС Криволапова Нина Анатольевна В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    www.labirint.ru Купить
  25. Книга: "Внеурочная деятельность . Программа развития ..."

    www.labirint.ru Купить

  26. криволапова программа. - Программа развития ...

    К. А. Криволапова . Внеурочная . деятельность Программа развития . познавательных . способностей . учащихся 5 -8 классы .

    stomfaq.ru
  27. Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие ..."

В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга.
Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

Примеры.
Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?
A. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.
Б. Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать.
B. Одно растение поставить на окно, а другое - в темное помещение. Оба растения поливать одинаково.
Г. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не по-ливать.

Если на Луне будут построены горела, смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами?
A. Смогут.
Б. Не смогут, на Луне маленькое притяжение.
B. Не смогут, на Луне нет горючего.
Г. Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?
A. Вручную.
Б. Пропустить через воду.
B. С помощью магнита.
Г. Подуть на них.

В каждой строке исключите лишнее.
A. Приставка, предлог, суффикс, окончание, предложение. Б. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.
B. Барометр, термометр, компас, азимут.
Г. Очерк, рассказ, сюжет, повесть.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Дата публикации: 15.11.2015 10:09 UTC

  • Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 1, Задачи, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., 2007
  • Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 2, Ответы, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., 2005

Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей - страница №1/1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Рассмотрена на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ

протокол № от ______2013 ______А. Горюнова

приказ №____

от____________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

(общекультурное направление)

в условиях ФГОС второго поколения

ЩУПКО ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

(возраст обучающихся 11-12 лет)

Волоконовка, 2013

Программа внеурочной деятельности: «Развитие познавательных интересов», образовательная программа внеурочной деятельности подростков, общекультурная деятельность.
Щупко Татьяна Владимировна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « » 2013 года, протокол №


Председатель педагогического совета: ________________ А. Горюнова

Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:


  • развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 102 ч;

  • учимся работать с информацией (8 класс) - 34 ч.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. - М. : Просвещение, 2012. - 47 с.

Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы».

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:


  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами

1.1 Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз вивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

1.2 Развиваем творческое мышлние.

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Прак тические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан-грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические зада ния и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры. Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
2. Учимся работать с информацией 8 класс (34 ч)

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных ви дах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические за дания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

Учебно-тематический план

5 класс


п/п

Тема

Содержание

Коли чество часов

Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (34 ч)

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4



Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры \

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

1

10

Отношения между понятиями: ря-доположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания, функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

34

Итоговое тестирование

1

КУРСА

Формирование обобщённых умений предметного характера, т. е. специальных умений, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития универсальных учебных действий в этих условиях решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Одним из путей формирования общеучебных умений и способов деятельности является организация специального предметно-ориентированного тренинга, построенного на материале курсов физики, химии, математики, биологии и других предметных областей. Основной целью таких занятий является формирование надпредметных умений, т. е. учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных и др. Среди них важное место занимают учебно-интеллектуальные умения, т. е. освоение учащимися приёмов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализа, аналогии, установления причинно-следственных связей, поиска закономерностей и др. Но вербальный интеллект нельзя развить в отрыве от содержания обучения. Поэтому мы ведём речь о предметно-ориентированном тренинге, т. е. системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета.

При этом следует иметь в виду, что:


  1. усвоенные учащимися приёмы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приёмов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;

  2. система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создаёт условия для развития творческого мышления.
Для эффективного переноса приёмов, способов мыслительной деятельности, сформированных на занятиях, в учебную деятельность школьников необходимо соблюдение ряда условий:

  1. полное включение умственных операций и приёмов в структуру учебной деятельности. Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений должна включать следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку;

  2. осознанное применение приёмов и способов мыследеятельности, освоенных на занятиях при изучении основных учебных предметов;

  3. развитие каждым педагогом не только специальных умений учащихся по своему предмету, но и общих способностей с помощью системы развивающих упражнений. Развитие общих способностей будет способствовать развитию специальных.
Соблюдение перечисленных условий позволяет обеспечить преемственность в формировании умений надпредметного характера в учебной и внеучебной деятельности. В процессе освоения программы общего образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе, затем, в основной школе, задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. Наконец, в старшей школе они приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач.

Система занятий предметно-ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.

Главным условием реализации общешкольной программы формирования общеучебных умений и навыков учащихся является разработка и реализация межпредметной схемы разъяснения на всех ступенях обучения общих способов учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо учитывать, при изучении какой дисциплины, на каком уроке, в какой методической форме происходит формирование общеучебных приемов и принципов. Именно межпредметный подход позволяет скоординировать работу в данном направлении всех учителей-предметников, даёт возможность сделать процесс формирования общеучебных умений и навыков учащихся заранее спланированным и управляемым, целенаправленным и систематическим, преемственным и последовательным. Развитие учащихся в процессе специальных интеллектуальных занятий должно быть синхронизировано с обучением, развитием учащихся на основных школьных предметах осталось время, снова попробуй найти ответ на пропущенные вопросы.

Эту инструкцию можно дать на предыдущем перед тестированием занятии и, выбрав один из вопросов промежуточного теста, показать на примере, как надо действовать.

Для удобства работы тест нужно размножить по количеству детей в классе. По правилам тестирования на странице следует размещать не более двух-трёх вопросов, если они не содержат рисунка. Если в вопросе есть рисунок, то он должен быть на странице только один. Это создаёт условия, при которых усталость будет связана только с выполнением работы, а не с удержанием внимания на строке и боязнью «потерять строку».

При проверке теста оцениваются следующие интеллектуальные умения: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, методологические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. По ключу определяется коэффициент по каждой позиции. Анализ результатов теста позволяет выяснить общие для всего класса проблемы. Их решение и должно быть приоритетным: выбор форм и методов работы на уроках должен обеспечить развитие именно этих интеллектуальных умений школьников.

Каждый из обучающихся отвечает на вопросы теста. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все умения, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимально возможного.

Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребёнка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.

Итоговое тестирование

1. Для жизни человека необходим кислород. В каком органе человека кислород выделяется из воздуха?

A. В носу.
Б. В сердце.

B. В лёгких.


Г. В желудке.



2. Подберите недостающую фигуру.

А Б В Г


3. Ученика попросили составить группу из четырёх слов, объединив их по какому-либо признаку. Три слова он написал: стол, стул, диван. Помогите ему выбрать четвёртое слово.

A. Тарелка.


Б. Шкаф.

Г. Карандаш.

4. Продолжите перечень слов: арбуз, абрикос, ананас, ...

A. Мандарин.
Б. Банан.

B. Апельсин.


Г. Лимон.

5. По какому признаку понятия объединены в группы?

A. 1 и 2 - то, что человек использует в своей жизни.


Б. 1 - жидкости, 2 - твёрдые тела, 3 - газы.

B. 2 - встречаются очень часто, 1 - встречаются редко,


3 - встречаются очень редко.

Г. 1 и 2 - можно потрогать, 3 - нельзя потрогать.

6. Из пяти одинаковых кубиков сложили фигуры, изображённые на рисунке.

Какое из приведённых ниже утверждений ты считаешь правильным?


A. Массы фигур одинаковы, а объёмы различны.
Б. Массы фигур различны, объёмы одинаковы.

B. Массы фигур и объёмы одинаковы.


Г. Массы фигур и объёмы различны.

7. Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?

A. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.

Б. Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать.

B. Одно растение поставить на окно, а другое - в тёмное
помещение. Оба растения поливать одинаково.

Г. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не поливать.

8. Если на Луне будут построены города, смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами?

A. Смогут.

Б. Не смогут, на Луне маленькое притяжение.

B. Не смогут, на Луне нет горючего.

Г. Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

9. В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?

A. Вручную.

Б. Пропустить через воду.

B. С помощью магнита.
Г. Подуть на них.

10. В каждой строке исключите лишнее.

A. Приставка, предлог, суффикс, окончание, предложение.
Б. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.

B. Барометр, термометр, компас, азимут.


Г. Очерк, рассказ, сюжет, повесть.

11. Расшифруйте анаграмму, найдите закономерность и исключите лишнее слово.

A. АЧТПО
Б. АИДРО

B. ФАГРЕЛТЕ


Г. КТЕВИНЦ

12. Найдите закономерность и впишите недостающие два числа в числовой ряд.

15 16 14 17 13 18 ...


Б. 14, 19.
Г. 19, 13.

Вставьте слова из трёх букв так, чтобы они были окончанием первого слова и началом второго.

A. КАБ(...)ОШКО


Б. С(...)ОКНО

B. СНА(...)ОВОЙ

14. Какие две из приведённых ниже фраз имеют одинаковый смысл?


  1. Держать нос по ветру.

  2. Пустой мешок не стоит.

  3. Трое докторов не лучше одного.

  4. Не всё то золото, что блестит.

  5. У семи нянек дитя без глаза.
A. 3, 5.
Б. 1, 4.

B. 2, 4.
Г. 3, 4.

15.

Мальчик выронил из рук шарик. По какой траектории он будет падать?

Ключ к итоговому тесту для 5 класса


вопроса

Осведомлённость

Наблюдатель ность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразитель ность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

6

+

+

+

+

7

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

+

14

+

++++

++++

++++

15

+

+

+

+

+