Византийская империя 6 11 век. Каким был XI век

В Софийском соборе Константинополя произошло разделение христианской церкви — Великая схизма — на Западную (Римско-католическую) и Восточную (грекокафолическую). Во время богослужения папские легаты, прибывшие в столицу Византии для переговоров, прошли к алтарю и, прервав литургию, выступили с обличительной речью в адрес патриарха Михаила Кирулария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его последователей от церкви. Ответ патриарха Михаила не заставил себя ждать: спустя несколько дней он созвал собор, на котором предал анафеме папу и его приверженцев. Так произошла Великая схизма, но глубокие непримиримые разногласия между римским папой и константинопольским патриархом назревали не одно столетие, а исторические предпосылки раскола берут свое начало еще в раннем Средневековье.

Оборотная сторона свинцовой печати Ярослава Мудрого для скрепления документов. Киев, XI век Надпись на греческом языке: «Господи, помоги рабу твоему Георгию». В. Жидченко / РИА «Новости»

В Вышгороде скончался князь киевский Ярослав Мудрый. За 44 года своего правления (34 из которых он был великим князем киевским) он, как ни один из его предшествен-ников, сумел укрепить и повысить авторитет Древнерусского государства в глазах соседей. Европейские монархи почитали за честь породниться с Рюриковичами. Одна из дочерей Ярослава — Анна — стала женой французского короля Генриха I, а сын Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха. Однако Ярослав прославился не столько мудрым ведением внешней политики, сколько заботой о внутригосударственных делах. Одной из главных заслуг князя было создание первого на Руси писаного свода законов под названием «Правда Ярослава». В 1282 году Правда Ярослава войдет в более полный и подробный свод законов — Русскую Правду. При нем Древнерусское государство переживает свой культурный расцвет: появляются первые монастыри, в киевских скрипториях начинают переписывать и переводить греческие рукописи. По инициативе Ярослава был возведен тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. На смертном одре великий князь завещал своим детям пребывать в любви и согласии между собою, но из-за нового порядка престолонаследия, им же и установленного, сыновьям не удалось исполнить наказ отца, и уже через несколько лет после смерти Ярослава Русь погрузится во мрак междоусобных войн.

Тихо Браге. Портет 1596 года Skokloster Castle / Wikimedia Commons

В Китае в течение двадцати трех дней на небе можно было наблюдать яркую вспышку. Китайские астрономы зафиксировали появление «звезды-гостьи» — такое название дали ей наблюдатели — в созвездии Тельца. Эта новая звезда за несколько дней разгорелась настолько, что стала в четыре раза ярче Венеры. Один из пяти астрономов, чьи письменные наблюдения дошли до наших дней, — Янг Вэй-Ти записал, что она имела ярко-желтый цвет и была видна даже днем. Но спустя некоторое время «гостья» угасла, оставив после себя туманность, которую позднейшие исследователи назовут Крабовидной. Подобная ей звезда снова возникнет на небосводе только спустя полтысячелетия, и ее появление задокументирует великий астроном Тихо Браге.

Алп-Арслан унижает Романа IV Диогена. Миниатюра из иллюстрированной книги
«О несчастиях знаменитых людей» Джованни Боккаччо. XV век
Bibliothèque nationale de France

Пограничная византийская крепость Манцикерт была осаждена войсками сельджукского султана Тогрул-бека. В силу своего удачного расположе-ния — крепость Манцикерт (Маназкерт) была своеобразными «воротами» в Малую Азию — она была лакомым куском для завоевателей. За долгую историю своего существования она успела побывать под властью ассирийцев, римлян, Сасанидов, а в 986 году была завоевана византийцами. Войска сельджуков обстреливали осажденный город из трофейной метательной машины — требушета, некогда принадлежавшего византийцам. Один из жителей осажденного города прорвался к вражескому орудию и поджег его с помощью специальной горючей смеси — «греческого огня». Требушет был выведен из строя, а город спасен. Дальнейшая же судьба безымянного героя, как нетрудно догадаться, сложилась трагически. К сожалению, эта победа не была окончательной. Через 17 лет, в 1071 году, при Манцикерте состоялось сражение, имевшее фатальное значение для Византийской империи. Турки-сельджуки разбили византийскую армию и взяли в плен императора Романа IV Диогена, который был отпущен только при условии выплаты ежегодной дани. Победа сельджуков открыла тюркским племенам дорогу в глубь Малой Азии и ускорила установление власти турок на этой территории.

Лев IX. Фрагмент гравюры. XVI век Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg

В Риме скончался папа Лев IX. После смерти папы Дамаса II император Генрих III в присутствии римских легатов назначил тогда еще епископа Бруно папой римским. Однако Бруно пожелал быть избранным на Святой престол согласно древним обычаям. В столицу Западной Римской империи будущий папа прибыл как паломник — войдя в Рим, он снял сандалии и босиком, смиренно читая молитвы, направился к могиле святого Петра. Там он объявил римлянам, что прислан к ним императором в качестве нового папы, но не намерен оставаться, если они того не желают. Однако римляне приняли его, и тогда архидьякон Римской церкви произнес традиционную фразу: «Святой Петр избрал Бруно». За недолгие пять лет папства он провел крупную реформу церкви, осудил куплю и продажу церковных санов (симонию) и половую распущенность священников. В рамках реформаторской деятельности Лев IX много ездил по Европе и везде, где бы ни оказался, активно призывал к борьбе с этими пороками. Но взор папы был обращен не только на внутренние проблемы церкви. C 1050 года все его внимание было направлено на Южную Италию, находившуюся под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха и властью норманнских племен. Желание Льва IX подчинить себе эти земли послужило толчком к острому конфликту с Византийской церковью и стало одним из поводов к Великому расколу. После нескольких лет безуспешных мирных переговоров с норманнами Лев IX попытался убедить Генриха III отложить войну с венграми и дать войска для борьбы с варварами, но получил отказ. Тогда Лев IX сам взял в руки меч и выступил в поход, но в битве при Чивителле папская армия, состоявшая из небольшого отряда наемников, была разбита, а папа сдался в плен. Почти год Лев IX содержался в норманнском плену и уже смертельно больной был отпущен на свободу и доставлен в Рим, где вскоре скончался, не дожив трех месяцев до Великой схизмы.


Фрагмент фриза Национальной портретной галереи Шотландии. Мозаика Уильяма Хоула. 1898 год rampantscotland.com

В Шотландии недалеко от крепости Дунсинан состоялось сражение между шотландским королем Макбетом и графом Сивардом. Поводом послужило прикрытие Макбетом нормандцев, удаленных от двора Эдуарда Исповедника, причиной — конечно, корона. В интересах Сиварда было свергнуть неугодного ему и его клану Макбета и возвести на престол своего родственника Малькольма. Несмотря на победу в этой битве, Сиварду не удалось осуществить свой план — Макбет оставался королем Шотландии еще на протяжении трех лет, пока не был убит Малькольмом в битве при Лумфанане в Абердине. К концу XIV века жизнь Макбета превратилась в легенду, где шотландский король выставлен беспощадным кровавым тираном, каковым он, скорее всего, на самом деле не был. Макбет способствовал распространению христианства в Шотландии, а в 1050 году совершил паломническую поездку в Рим, где прославился щедрыми пожертвованиями в пользу католической церкви. Однако красивая легенда всегда привлекательнее и интереснее правды. Сказания шотландских трубадуров легли в основу знаменитой шекспировской пьесы «Макбет», из которой и сложилось наше представление об этом монархе.


Гарсия III. Фрагмент иллюстрации из манускрипта «Genealogia dos Reis de Portugal». Португалия, 1530-1534 годы British Library

При Атапуэрке на территории современной Испании произошла битва между армиями Кастилии и Наварры, в ходе которой погиб король Гарсия Наваррский. Воевали, как это часто водится, два брата — Фердинанд I и Гарсия III. Один из братьев, а именно Гарсия, посчитал себя несправедливо обойденным при распределении земель после смерти отца Санчо III Великого и решил напасть на Кастилию. Поход против брата не увенчался успехом, а за желание присоединить себе дополнительные земли Гарсия III поплатился жизнью, не успев оставить в истории хоть сколько-нибудь значительный след.

Вильгельм I Завоеватель. Картина неизвестного художника. 1590-1620-е годы National Portrait Gallery, London

В сражении при Мортимере французский король Генрих I потерпел поражение от Вильгельма (будущего Вильгельма Завоевателя). Это было одно из первых крупных и значимых для Вильгельма сражений. Предпосылкой к этой битве послужил целый ряд довольно запутанных обстоятельств, связанных с разделением земель и влияния. Участниками событий были короли, герцоги и их вассалы. В итоге в 1053 году произошло первое нападение армии Генриха I на норманнские владения, а уже через год он начал крупномасштабное вторжение на земли Вильгельма. На стороне Генриха I также выступили отряды герцога Аквитании и графов Бургундии и Анжу. Французский король решил разделить армию на две части. После того как одна из них была полностью разбита под Мортимером, Генрих I вынужден был отступить. Многие знатные рыцари попали в плен, а через некоторое время стали вассалами Вильгельма. 

Пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г ., когда последний оплот ее власти - Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей . Ее жители называли себя ромеями , что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем , во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Карта Византийской империи

История Византийской империи

Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии . Создателями нового культурного единства были , римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних - Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V- VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов . Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и до Британии.

В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства . Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

Монеты в Византийской империи

Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

Наследие Римской империи

Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их держава - единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

Военное дело

Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия . Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжелая кавалерия.

Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100- 150 воинов и примерно столько же гребцов.

Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

Культура домонгольской Руси

Образование: Красноярский государственный педагогический университет с отличием по специальности учитель истории и обществознания,

повышение квалификации: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017г.

Вопросы по репетиторству можете задать, использую следующие контакты -

ВК: https://vk.com/oshchepkovandr

Номер телефона: 8-963-268-93-27

Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCGof7k7FePogUUtJX5WslQg/videos .

Культура восточных славян и Киевской Руси в 6-11 веках

Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом. Восточнославянские языки относятся к славянской группе индо­европейской языковой семьи. Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, например, болгарский автор X в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, что это была примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведённые на славянский язык греческие богослужебные книги. Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространён культ Рода и рожаниц , тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог Солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит ещё об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством:

1024- восстание волхвов в Суздале

1071-восстание волхвов в Ростове и Белоозере

Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капишах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Князь Владимир Святославич пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г .(так называемая языческая реформа) был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но в честь Перуна начали приносить жертвоприношения, что создало недовольство среди русичей. («Перун-Вамперун»)Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвёл своеобразную духовную революцию сверху - ввёл в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определён путь развития России на много столетий вперед.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви». Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион , оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки.

«Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является хвала Русской земли и утверждение превосходства совсем ещё молодого русского православия над старым византийским.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе (построен в 1037 году) первую русскую библиотеку. При нём были канонизированы первые русские святые - князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространённые в общественном сознании Древней Руси.

Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества благодаря открытию школ при монастырях. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во второй половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира (так называемое Остромирово Евангелие ).

Больших высот достигла в X-XI вв. архитектура. Её развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви -возводились прежде всего храмы. Самая первая каменная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма . Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмами их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма располагались крестообразно, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится Софийский собор (1037 г.) . Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие , Софию киевскую венчали 13 куполов .Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Все три собора освящены в честь св. Софии. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

Фрески -рисунки по сырой штукатурке

В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура почти сразу проявляет заметные черты своеобразия - это и двоеверие , которое образовало греческое православие и славянское язычество , и многоглавие первых русских соборов , и эпос, и повседневная жизнь, оставшаяся неизменной у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

Список литературы:

Р.В. Пазин «История российской культуры»

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, об­щественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Евро­пы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветите­ли славян - Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)

Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)

Сред­невековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католициз­ма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распростране­ния. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Ре­конкисты на Пиренейском полуострове.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI - XV вв. (6 ч.)

Возникновение сословно-представительных монархий в евро­пейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской на­ции.

Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)

Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Сто­летняя война: причины и итоги. Жанна д"Арк. Война Алой и Белой ро­зы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.

Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)

Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (4 ч.)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средне­вековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архи­тектура и поэзия.

Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) (4 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государ­ства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Политическая раздробленность на Руси

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Моно­мах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.