Небывалый размах: как пройдет праздник Сабантуй в Алтайском крае. Как проходит праздник Сабантуй в Татарстане? Когда проходит сабантуй

Сабантуй является традиционным праздником, знаменующим о завершении весенних полевых работ, и относится к категории самых популярных праздников у башкир и татар. В иных интерпретациях Сабантуй также встречается и на Кавказе, Поволжье и других регионах. Так как четко обозначенной даты проведения торжества, актуальной в разные года, не существует, то для качественной подготовки необходимо знать, когда же будет отмечаться .

Дата наступления праздника может варьироваться в зависимости от множества факторов, так как окончание полевых работ может наступать в разное время (конец мая, середина или конец июня). Но самое главное – это чтобы празднование не припадало на первые дни священного месяца Рамадан.

В Татарстане Сабантуй изначально был только народным праздником, но с течением времени он был признан национальным, в связи с чем значительно увеличился размах его проведения. Отмечают торжество татары, проживающие не только на территории РФ, а и во многих странах мира (Франция, Великобритания, США и др.)

Приготовления к празднику начинаются с первых месяцев года, но официальная дата празднования оглашается только весной. После этого разрабатывается график торжественных мероприятий, который заранее размещается на официальных ресурсах населенных пунктов

История возникновения праздника

Сабантуй в дословном переводе с тюркского языка означает «свадьбу плуга». Изначально торжество проводилось для того, чтобы задобрить духов, отвечающих за плодородие земли и обильные урожаи. Люди верили в то, что если хорошо и богато задобрить покровителей, то урожай будет богатым и наоборот, если поскупиться, то осенью с полей нечего будет собирать.

Первое описание праздника было выполнено рукой Ибн Фадлана ещё в Х веке н.э. (921 год). Из его записей стало известно, что Сабантуй занимал важное место в жизни татар, так как являлся знаменателем завершения весенних посевных работ в полях. Надеясь на положительные результаты своих трудов, люди устраивали веселые торжества, которые вне зависимости от месяца, проводились по воскресеньям.

Изначально дата праздника попадала на конец весны или начало лета, ещё до старта пахотных работ, но только после празднования прихода весны – татаро-башкирского Каргатуя. С течением времени сроки проведения торжественных мероприятий сместились, поэтому праздник отмечается после выполнения всех весенних работ на полях. Но, так как и раньше, конкретной даты Сабантуя нет, ведь сроки завершения посевных работ поддаются влиянию многих факторов (погодных условий и др.).

Традиции празднования

Традиции празднования Сабантуя являются такими же древними, как и сам праздник, несмотря на то, что это уже не просто народное гулянье, а национальное торжество, финансируемое государством (в Татарстане), которое осуществляется в несколько этапов – сначала в небольших населенных пунктах, а потом уже в крупных городах.

Интересно! У Сабантуя есть своя эмблема и ею является голубой щит, на котором расположены надписи, крылатый конь и домотканое полотенце

Сценарий мероприятий на празднование разрабатывается оргкомитетами, которые создаются в больших городах, райцентрах и поселках. Поднятие флага праздника Сабантуй – белого полотенца с красной каймой на концах, является начальным этапом торжества.

Большинство жителей придерживается основных традиций и обрядов по подготовке к празднику, являющихся сущностью Сабантуя, и передают их своим детям и внукам.

К таким традициям относятся:

  1. Сбор подарков. Накануне торжества мальчики и молодые парни собирают разнообразные подарки (сувениры, сладости, вышитые изделия и др.), объезжая каждую улицу и заходя в каждый дом. Подарочный фонд размещается на главной площади и используется для награждения победителей и участников народных состязаний. Нередко к подаркам присоединяется бытовая техника (утюги, кофеварки и др.), MP3-плееры, мобильные телефоны и др.
  2. Сбор яиц накануне сабантуя – кто собрал больше, тот и победил. Часть собранных яиц окрашивается, а часть отдается на празднование в качестве атрибута одного из состязаний, их могут пить на скорость, переносить в ложке и др.
  3. Приготовление «вороньей каши» женщинами и окрашивание ранее собранных яиц (чаще всего в красный цвет). Данный обычай является очень древним и символизирует пробуждение природы после зимнего сна. Кашу и яйца хозяйки отдают маленьким мальчикам, которые с самого утра ходят по домам.

Это далеко не все обычаи, но и эти соблюдаются уже не так точно. Яйца могут не собирать заранее, каждая семья, идущая на праздник, может принести их с собой. Точно такая же ситуация и с кашей и окраской яиц, кашу могут и вовсе не варить, а яйца заменить обжаренным в масле хлебом и сладостями. В день гуляний детям разрешается шуметь, много бегать, смеяться и кричать, их поощряют и учат тому, что после хорошего труда должен быть и хороший заслуженный отдых.

Народные состязания и конкурсы являются самым интересным этапом гуляний и устраиваются на главной площади.

Стать участником захватывающего действия может каждый, главное желание и хорошее настроение.

Наиболее популярными являются:

  • конные скачки – состязаются практически все, так как в этом конкурсе определяется лучший наездник года;
  • стрельба из лука;
  • борьба на поясах (самый современный вид состязаний у татар);
  • борьба на руках;
  • забег в мешках;
  • перетягивание каната;
  • выжимание гири;
  • ловля руками кур или рыбы и др.

Специально для супружеских пар существует конкурс по переносу жены мужем из одной точки в другую на скорость. Детские аттракционы и специальные конкурсы со сладкими призами могут занять малышей на целый день. Непременным атрибутом Сабантуя являются богатые трапезы, которые организовываются умелыми кулинарами прямо на улицах.

После целого дня состязаний и конкурсов, население имеет возможность послушать музыкальные произведения разных исполнителей и коллективов, попеть и потанцевать. Наряду с этим можно оценить и таланты танцоров, чтецов и певцов, которые принимают участие в тематических конкурсах.

Гостей в этот день встречают с распростертыми объятьями, ведь все хозяйки заранее наготавливают много традиционных угощений и приглашают к себе своих родственников, соседей, хороших знакомых.

Наполнение праздничной программы мероприятий может быть разнообразным и зависит от многих факторов, но неизменным остается одно – люди благодарны за прошлое и полны надежды на хорошее будущее, чему искреннее радуются.

Видео

Языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат - «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - Агапайрем .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так ещё в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан , прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада [ ] . В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» - «День Сабантуя» .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя .

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя , то у восточных проводился после.

Сабантуй в настоящее время

Изменение традиций

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодёжных играх.

Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары (село Карино Слободского района Кировской области , татары-мишари Нижегородской области и др.), и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в Москве , в Нижневартовске , в Мегионе .

Участие в сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские , удмурты , мари , чуваши , башкиры .

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру.

Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул , Лейпциге, Риге и многих других.

Необходимо отметить, что в Башкортостане некогда популярный праздник все больше выходит из моды у населения, что вероятно связано с анахронизмом времени проведения сабантуя. Посев (а точнее закапывание семян в землю) с учётом крайне засушливых погодных условий в республике в последние годы является самым первым, но далеко не ключевым этапом сельскохозяйственного сезона. Так в 1998 году сабантуй в Башкирии проводился в то время, когда большая часть всходов из-за жесточайшей засухи в мае и июне того года уже погибла на корню. В связи с этим в сознании сельского населения Башкирии более разумным видится проведение главного сельскохозяйственного праздника года осенью по итогам сбора урожая. Как следствие, популярность сабантуя как праздника, отмечающего окончание посевной компании, все в большей степени сходит на нет. Отменены деревенские сабантуи, не проводятся сабантую в большинстве районов, а в Уфе мероприятия собирают в последние годы не более нескольких сотен человек. В Татарстане, отличающемся гораздо более щадящим климатическим режимом в плане увлажнения, вопрос переноса праздника на осень не стоит.

Порядок проведения сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приёма гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков. В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъёме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаются в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодёжь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Сабантуй

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

Президенты Татарстана и России Р. Н. Минниханов и Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Борьба куреш

Борьба с мешками

Кривой шест

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе , башк. Федераль һабантуй ) - национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

  • 2001 год - Саратов
  • 2002 год - Тольятти (Самарская область)
  • 2003 год - Димитровград (Ульяновская область)
  • 2004 год - Йошкар-Ола
  • 2005 год - Саранск
  • 2006 год - Нижний Новгород
  • 2007 год - Челябинск
  • 2008 год - Астрахань
  • 2009 год - Ульяновск
  • 2010 год - Ижевск
  • 2011 год - Екатеринбург
  • 2012 год - Владивосток
  • 2013 год - Тюмень
  • 2014 год - Томск
  • 2015 год - Красноярск
  • 2016 год - Нижний Новгород
  • 2017 год - Астрахань
  • 2018 год - Чебоксары

Всероссийский сельский сабантуй

Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар , Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.

Муниципалитеты Свердловской области готовятся представить свои подворья на областном Сабантуе. Гости праздника окончания весенних полевых работ у татар и башкир смогут увидеть гусиные бега, казанских джигитов, уральский фарфор, познакомиться с оборудованием для пчеловодства и коневодства.

Напомним, помимо национальных подворий гостей областного Сабантуя ожидают скачки, соревнования по борьбе корэш и другие спортивные состязания.

Первоуральск равняется гусями

Гусиные бега будут организованы на первоуральском подворье. Сегодня в муниципалитете активно проходят спортивные сборы пернатых спортсменов. Задача пернатых быстрее соперника пробежать дистанцию, не нарушая правила. Гусям помогают добровольцы. По правилам птиц можно подгонять. Кроме гусиных бегов на первоуральском подворье пройдет театрализованное представление, дегустация национальных блюд и мастер-класс по сакральному изображению тотемных животных из глины и солёного теста.

На подворье Республики Татарстан расположится музей быта и культуры. Особенностью подворья станут его талантливые артисты: оркестр «Казан Нуры» («Сияние Казани») в составе 23 человек, знаменитый ансамбль танца «Казань», гастролирующий по всему миру, казанские джигиты «Казан егетляре», энергетику которых, как обещают организаторы, почувствуют все гости праздника.

Подворье Республики Башкортостан будет представлено двумя юртами. В первой гости смогут попробовать национальные угощения, а во второй – познакомиться с традиционными для Башкортостана занятиями – пчеловодством и коневодством, специальным оборудованием для них. Помимо этого, на подворье разместятся национальные костюмы и другие атрибуты культуры.

Арамиль поразит многообразием

На подворье Арамильского городского округа муниципалитет будет представлен как многонациональный город. Здесь гости смогут познакомиться с бытом, культурой таджикского, русского, татарского и марийского народа, с их играми, песнями и танцами.

Еще более многонациональным станет подворье Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области. На Среднем Урале, напомним, проживает более 160 народов и все они имеют свои обычаи и традиции. Домашнюю утварь, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, национальную кухню, музыку, танцы народов Урала представят члены Ассоциации. Это же подворье станет самым масштабным и будет состоять из семи юрт.

Сысерть покажет бажовскую выставку

Подворье Сысертского городского округа в этом году будет оформлено в двух стилях. Один из шатров будет представлен в русско-народном стиле с выставками лучших мастериц округа. Во втором шатре посетителей ждет настоящая «малахитовая шкатулка» с Павлом Петровичем Бажовым и героями его сказов. Помимо различных фотозон и тематических шатров на подворье разместятся мастера Сысертского городского округа, гости могут приобрести сувениры, сделанные своими руками и др.

Как добраться?

В день проведения областного Сабантуя – 30 июня – в регионе будет усилено движение автобусов до места проведения праздника. Соответствующее решение принято исходя из практики прошлых лет по организации перевозок гостей этого праздника регулярными маршрутами автотранспорта к месту проведения мероприятия.

Напомним, в соответствии с распоряжением главы Свердловской области Евгения Куйвашева, областной Сабантуй состоится в селе Кадниково Сысертского городского округа на территории загородного клуба «Белая лошадь». Предполагается, что гостями праздника станут около 10 тысяч человек.

«Ожидая гостей праздника, мы решили обеспечить для них более комфортные условия и предусмотрели следующую транспортную схему. В день проведения Сабантуя будет усилен действующий маршрут № 33 «Екатеринбург-Двуреченск», который проходит через Арамиль и Кадниково. Движение автобусов будет осуществляться с 6 часов 28 минут из Кадниково (первое отправление с екатеринбургского автовокзала «Южный» в 7 часов 40 минут) и до 19 часов 00 минут (последнее отправление из Кадниково). Интервал движения будет составлять 30 минут при пиковых нагрузках и 60 минут в остальное время. На маршруте будут работать четыре автобуса большого и среднего класса», – рассказал заместитель губернатора Свердловской области Азат Салихов.

Кроме этого, к празднику уже подготовлена временная схема дорожного движения, где, в частности, предусмотрены стоянки, позволяющие разместить несколько тысяч легковых автомобилей.

Сабантуй – праздник, официально включенный в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, что свидетельствует о его высоком статусе и необходимости увидеть зрелище своими глазами каждому человеку.

«Для Свердловской области, как одного из самых многонациональных регионов Российской Федерации, этот праздник давно стал одним из самых ярких и массовых событий, выражением искренней любви к своей стране, к её истории и традициям», – отмечал глава региона Евгений Куйвашев на юбилейном праздновании Сабантуя.

Россия , Казань

Сабантуй в Казани: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Сабантуй в Казани в 2020 году.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

В многонациональной России словом «сабантуй» часто обозначают весёлую и шумную, часто молодёжную, гулянку. Но на самом деле это исконно национальный праздник, причём приуроченный к определённому времени года. В нашей стране Сабантуй празднуют башкиры и татары, причём последние - с особым размахом. Иначе никак: ведь Сабантуй знаменует окончание весенних трудов и наступление долгожданного лета. В переводе с татарского «сабантуй» («сабан туе» или «сабан байраме») - это «свадьба плуга». У татар Мордовии есть похожий праздник, который называется Балтай («медовый праздник»). Нечто похожее есть и у северных кавказцев.

Сабантуй исторически длился долго, начинаясь весной и заканчиваясь уже ближе к лету. Сегодня положение дел несколько иное, и часто татары отмечают не один, а два Сабантуя: первый символически приурочен к концу весны, а второй - к началу осени, перед покосом.

Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем).

Сабантуй в Казани - последний из длинной череды праздников, которые проходят по всему Татарстану . С конкретной датой обычно подгадывают к воскресенью: официального дня для Сабантуя нет. Исторически Сабантуй был наполнен множеством обрядовых действ, которые выполнялись в строгой последовательности. В их число входили и покраска яиц, и хождение по гостям, и сбор продуктов для совместного приготовления определённых праздничных блюд. В наши дни всё стало немного проще, но тоже весело: Сабантуй в Казани - это народные гуляния, угощение и игрища. В последние годы мероприятия часто проходят за городом.

Традиция проведения Сабантуя подразумевает обязательную уборку в доме и сбор подарков накануне праздника. Само празднование и место, где оно проводится, называется одинаково - майдан. Здесь расставляют столы с угощением и всё, необходимое для соревнований. В Казани Сабантуй обязательно открывает речь президента республики, после чего начинается культурная программа с музыкой и танцами. После настаёт время спортивных состязаний, за победу в которых участники получают призы. Самая зрелищная часть состязаний - последняя, в которой бойцы-батыры сражаются друг с другом в национальной борьбе. Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем). Веселье на майдане проходит с позднего утра и до середины дня. После обеда начинается более молодёжная и менее официальная часть Сабантуя («вечерний Сабантуй»).

В советское время Сабантуй не очень-то одобрялся, а многие традиционные действия были запрещены. Сегодня всё обстоит с точностью до наоборот: все три президента РФ в разное время присутствовали на казанском Сабантуе и даже самолично принимали участие в конкурсах.

Время и место проведения Сабантуя в Казани ежегодно определяется указом администрации города.