Конспект по развитию речи в под гр. Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Кто всех нужней? Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Тема: развитие словаря «В гостях у зимушки»

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о зиме, через приёмы развития связной речи , и развитие словаря .

Развивающая: Развивать умение выразительного осмысленного чтения наизусть поэтических текстов. Развивать интерес к поэтическому слову и словотворчеству; Активизировать и обогащать словарный запас, учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы;

Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе через познание окружающего мира.

: сундучок с заданиями, проектор; презентация « Зимние пейзажи, снежинки » , снежинки, снежок, музыка.

Предварительная работа:

Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций и составление предложений по ним, чтение стихов и аналитическая работа по текстам.

Словарная работа : зима, снежинки, снег, снегопад, снеговик (активизация и обогащение).

Методы и приемы

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Воспитатель :

Как-то я в лесочке шла, повстречалась мне красивая женщина: в белом богатом снежном наряде, на голове корона, переливающаяся разноцветными огоньками, в руках палочка волшебная.

Взмахнёт ей - дует холодный ветер, появляются красивые снежинки и украшают всё вокруг. Кто это, ребята? (ответы детей) .

Основная часть

2.Воспитатель:

Белая, снежная красавица зима!

Принесла вам волшебный сундучок.

Давайте откроем сундучок и посмотрим, что там лежит.

В сундучке лежат снежинки с заданиями.

Предлагаю детям достать снежинку.

Читаю задание.

«Расскажите обо мне, о красавице-зиме» .

(Все дети встают и выразительно, вместе с движениями рассказывают стихотворение).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

3. Зимушка предлагает со снежком поиграть в игру «Доскажи словечко» .

(Воспитатель кидает снежок, дети ловят и отвечают) .

Тихо-тихо как во сне

Падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые (снежинки)

На поляны, на лужок

Тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка (снегурка)

Молодцы ребята!

4.Физминутка.

Заключительная часть

Тема: составление рассказа по картине «Дети гуляют в осеннем парке»

Возраст детей : старшая группа (с 5-6)

Образовательная : учить детей составлять описательный рассказ по картине, соблюдая композицию рассказа, совершенствовать монологическую речь детей.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в картине.

Воспитательная: воспитывать отношение к природе, стремление ее беречь, доброжелательное отношение к друг другу.

Для воспитателя : осенние листья, осенний пейзаж.

Для детей : осенние листья.

Предварительная работа:

: (загадки про осень, стихи об осени, потешки, рисование осенних листьев, аппликация деревьев, лепка осенний урожай.

Познавательная: энциклопедии.

Развитие речи : рассмотреть картину про осень.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая: листопад, назови примету .

Словарная работа : листья, деревья, медведь, заяц, еж, (активизация иобогащение).

Методы и приемы , используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание иллюстраций.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение описывать картины, родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

На ковре лежат разноцветные листья. Дети берут по одному листочку.

Основная часть

1.Предлагает детям послушать загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года … осенью зовётся .

2. Предлагает детям назвать жилище медведя, зайца, белки, ежа, мыши.

3. Предлагает детям попасть в осенний лес .

4. Предлагает детям составить предложение по картинкам: «осень» , «небо в тучах» , «солнце выглядывает из-за тучи» , «дождь» , «грибы» , «мальчик с корзинкой» , «птицы» , «медведь» , «заяц» , «белка» , «ёж» ,

5. Выставляет картину . Дети рассматривают её .

Вопросы по содержанию картины и составление рассказа.

6. Даем оценку рассказам детей положительную.

Заключительная часть:

Игра «Превращение» - Осень настоящая волшебница. Она умеет короткие слова превращать в средние и длинные. Вот послушайте : дождь –дождик – дождичек.

План конспект занятия по развитию речи.

Тема: Составление описательного рассказа об игрушке.

Возраст детей : старшая группа (с 5-6)

Задачи программного содержания :

Образовательная : учить описывать внешний вид игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, об игрушках, которые есть дома.

Развивающая: активизировать в речи глаголы, учить подбирать их по смыслу к существительным.

Воспитательная: воспитывать формирование дружеских чувств.

Материал и оборудование для занятия:

Для воспитателя : игрушки из разных материалов (деревянные, меховые, резиновые), мяч.

Для детей : игрушки.

Предварительная работа: накопление опыта детей перед занятием.

Художественно эстетическая область : (загадки, стихи про игрушки, потешки, рисование любимой игрушки, аппликация неваляшки, лепка автомобиля.

Познавательная: энциклопедии.

Развитие речи : рассмотреть игрушек.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая: горячая картошка.

Словарная работа : мягкий, твердый, круглый квадратный (активизация и обогащение).

Дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание игрушек.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение описывать игрушки, родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

Предлагает послушать стихотворение.

Вопросы:

Какие подарки вы любите получать больше всего? (обобщает ответы детей)

Какие игрушки есть у вас дома?

Основная часть:

1.Воспитатель обращает внимание на игрушки в группе, предлагает рассмотреть их, а затем рассказать о любой из них по плану.

План рассказа:

    Как называется игрушка?

    Как она выглядит?

    Из какого материала сделана?

    Как с ней можно играть?

2.Выслушав три четыре рассказа, педагог закрепляет знание правил обращение с игрушками, напоминает, что если игрушками играть аккуратно и дружно, ими долго можно играть.

3.Физкультминутка

4.Воспитатель загадывает загадки, дети находят игрушки отгадки:

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.

(собака)

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Все время умывается, а с водой не знается.

(кошка)

Спереди – пяточек, сзади – крючок,

По середине спинка, а на ней щетинка.

(свинья)

5.Воспитатель просить вспомнить детенышей этих животных.

Оставляет положительные эмоции после занятия.

Заключительная часть

Игра «один – много»

Тема: Пересказ сказки А. Суконцева «как ежик шубку менял»

Возраст детей: старшая группа (от 5- 6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная : учить пересказывать художественный текст;

Развивающая: закрепить представление о диких животных (внешний вид, повадки);

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

Материал и Оборудование для занятия:

Для воспитателя : картинки диких животных средней полосы России;

Для детей: геометрические фигуры – круги, треугольники.

Предварительная работа : накопление опыта детей перед занятием,

Художественно эстетическая область (беседа о диких животных: чем питаются, где обитают), Рисование (ежик с яблоками), аппликация (белочка), лепка (зайка).

Познавательная : энциклопедии,

Развитие речи:

Физическое развитие: комплекс упражнений,

Игровая: назови детеныша.

Словарная работа : ежик, зайка, лиса, белка, медведь, волк (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии:

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение пересказывать рассказ, родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.воспитатель читает сказку А. Суконцева «как ежик шубку менял»

Основная часть:

2. Проводит беседу по содержанию сказки, обращает внимание на чувства, которые испытывает ежик, убегая от лисы.

3. Читает сказку повторно и просит детей ее сначала по частям, затем полностью.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

4.воспитатель загадывает загадки о диких животных, просит детей рассказать, как отгадки.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ЕЖ)

5.Оставляет положительные эмоции после занятия

Заключительная часть

Дидактическая игра «различаем звуки» воспитатель называет слова со звуками ч и щ , предлагает поднять круг, если в слове есть звук ч и треугольник, если слово со звуком щ .

Тема: составление рассказа из личного опыта «домашние животные в нашей семье»

Возраст детей: старшая группа (от 5-6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная: закреплять знания правил безопасного поведения с незнакомыми животными.

Развивающая: учить рассказывать о своих впечатлениях, отбирая для рассказа интересное содержание.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к домашним животным.

Материал и оборудование для занятия :

Для воспитателя: магнитная доска, иллюстрации домашних животных и их жилищ, разных видов корма, несколько ботинок, чулок, носков, тапочек, варежек.

Предварительная работа : накопление опыта перед занятием, художественно эстетическая область (индивидуальные беседы с детьми, чтение произведений, загадывание загадок), рисование (мой питомец), аппликация и лепка домашних животных.

Познавательная: рассматривание иллюстраций .

Развитие речи : чтение произведений.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая : сюжетно-ролевая игра «Семья» .

Словарная работа

Методы и приемы, используемые на занятии : дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение рассказыванию из личного опыта, родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Предлагает отправиться в гости ко всем ребятам.

2. Основная часть.

Вопросы:

Каких животных мы называем домашними?

Как человек заботится о домашних животных?

Какие домики строит для них хозяин?

Какую пользу животные приносят человеку?

3. предлагает детям рассказать о своих домашних о своих домашних животных.

План рассказа:

    Какое животное есть у вас дома?

    Как его зовут, как оно выглядит?

    Как животное попало в ваш дом?

    Кто и как заботится о нем?

    Как вы играете с ним?

    Какие смешные истории случались с вашими домашними питомцами?

4.Оценивая рассказы, педагог обращает внимание детей на их полноту и последовательность изложения, выразительность, проявление отношения ребенка к своему питомцу.

5. физкультминутка.

6. предлагает произносить чистоговорки с разной силой голоса: шёпотом, тихо, громко:

    Щенок в чащу дощечку тащит.

    Два щенка на чердаке

Оставить положительные эмоции после занятия.

Заключительная часть.

Дидактическая игра «Без чего можно обойтись?»

План конспект занятия по развитию речи

Тема: воспитание звуковой культуры речи «Звуки [Р], [Л]»

Возраст детей: старшая группа (от 5-6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная : Уточнить и закрепить правильное звукопроизношение звуков «р» , «л» изолированно, в словах и фразах

Развивающая: Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса.

Воспитательная : воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Картинки-предметы со звуками «р» , «л» в названиях, игрушка собака, зеркала, бельевые прищепки.

Предварительная работа : накопление опыта перед занятием,

Игровая : сюжетно-ролевая игра «Семья» .

Словарная работа : варежки, носки, чулки, кошка, собака, миска, будка, активизация и обогащение)

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Предлагает послушать Стихи-добавлялки:

Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)

Вкусный и душистый плов приготовил повар (Пров)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)

В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)

Послушайте : ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр» ). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны) .

3. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр

Дети, постарайтесь услышать в словах , которые я назову, звук «Р» . Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте : хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

5. Пальчиковая гимнастика

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю, с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!»

6. Воспитатель : «Рррр» Кто так рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку : «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз? Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос.

7. Работа со скороговоркой

«Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов» . Дети произносят в разном темпе, с разной силой голоса.

8. Придумай слово со звуками «р» и «л» . За каждый ответ выдаются фишки.

9. Заключительная часть

Оставить положительные эмоции после занятия

Конспект занятия по развитию речи

Тема: развитие словаря «Зимняя сказка»

Задачи программного содержания:

Образовательные : Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Активизировать в речи детей слова-предме ты : «снегопад» , «снежинка» .

Познакомить со словами-признаками: «ажурная» , «пушистая» . Формировать знания о признаках зимы; закрепить знания о свойствах снега.

Развивающие : Развивать общие речевые навыки. Развивать творческое воображение. Развивать общую и мелкую моторику. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие : Воспитывать внимание и интерес к занятию . Воспитывать умение видеть красоту.

Материал и оборудование к занятию : бумажные снежинки, дверь из картона, бубен, игрушка снеговик, Игрушка Королева Кисточка, набор кисточек, белая гуашь, сундучок, посуда со снегом.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа о временах года). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций о зиме). Наблюдения за погодой на прогулке). Развитие речи ( Чтение и разучивание стихов о зиме). Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая (шумелка)

Словарная работа : снегопад , снежинка , ажурная , пушистая (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии:

Средства обучения

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

1.Игра «Шумелки» (в кругу) :

Предлагает разгадать загадку: Ой, ребята, кто-то к нам стучится. Смотрите, к нам в гости пришел наш старый знакомый: «Меня не растили-из снега лепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки». (Снеговик)

2.Основная часть

В гости пришел снеговик и принес сундучок.

3.Предлагает послушать стихотворение и угадать о каком времени года в нем говорится.

«На заснеженной полянке

ЯЗимаИ санки.

Только землю снег покроет-

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке

Я Зима И санки».

4.Предлагает рассказать про зиму.

В гости пришла королева кисточка: Ребята, Королева Кисточка приглашает нас в гости в зимнюю сказку . Вы хотите в гости? (ответы детей) 5.Предлагает поиграть в игру: Нам надо теплее одеться, чтобы в дороге не замерзнуть.

Игра-массаж :

Надеваем штанишки (мягкое поглаживание ног)

Надеваем пальто (поглаживание рук, живота)

Надеваем шапку (поглаживание головы) .

6.Физминутка «Идем мы по сугробам» (движения выполняются по тексту) :

7.Предлагает отгадать загадку Королевы Кисточки: Мои помощники «Что ж за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке!». О каких звездочках идет речь? (ответы детей) . Правильно, о снежинках.

8.Рассказывает про снег: Снег ложится куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на людей, деревья, дома, дороги) . А когда снег падает, это называется снегопад. Давайте повторим и запомним это слово. (хоровой и индивид. повторы) .Какой снег? (белый, пушистый, блестящий, холодный) Воспитатель: Как вы думаете, снег можно есть? (нет) А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)

9.Предлагает послушать стихотворение про ворону, которая ела снег:

Ворона снег поела,

И ангиной заболела,

Хочет крикнуть, да никак.

Снег не надо есть – вот так!

Заключительная часть

Раздает детям инструменты шумелки! (Дети веселятся под бубен) .

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные: учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине ;

Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память. Совершенствовать навыки диалогической речи . Вырабатывать умение соотносить изображение детеныша с большим животным.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным.

Материал и оборудование для занятия : картина « Кошка с котятами » . Магнитная доска и фигурки домашних животных и их детенышей: собака со щенком, кошка с котенком , корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком. Мягкие игрушки больших домашних животных и их детенышей.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа домашних животных). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций). Развитие речи ( Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая

Словарная работа : кошка, котенок, лапки, шерстка, ушки, детеныш, собака будка, корова, сарай, коровник, коза, свинья, хлев (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Предлагает детям отгадать загадку.

Острые ушки, на лапках – подушки. Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоет. (кошка)

Основная часть:

2.Предлагает детям рассказать стихи

1. Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род, на охоту вышел кот.

2. Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху – кисточка на ушках, когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно – я царапаюсь ужасно.

3.Предлагает детям рассмотреть картину , задает вопрос .

Задает вопросы: Что делает кошка ? Какого цвета лапки у кошки ? Какого цвета у неё хвостик? Что у кошки на голове ? На мордочке? Что делает рыжий котенок? Из чего он лакает молоко? Какого цвета другой котенок? Что он трогает лапками? Какого цвета клубок?

4.Предлагает, послушайте небольшой рассказ про кошку с котятами . У кошки Мурки есть… котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Серый котенок с белыми пятнами катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур –мур .

5.Предлагает детям рассказать про кошку с котятами.

Заслушиваются два рассказа.

Физминутка « Котята» .

Предлагает вспомнить где живут домашние животные и поиграть в игру.

Д/ И «Где чей домик?»

Дети поочередно находят на столе соответствующий домик и прикрепляют возле нужной фигурки животного на магнитной доске. Воспитатель поясняет, что все эти животные живут рядом с домом человека. Поэтому их называют домашними. Кошка живет с человеком ; собака – в будке; корова – в сарае, коровнике; коза – в сарае; свинья – в сарае, в хлеву.

Заключительная часть

Игра «Найди маму для малыша»

Оставить положительные эмоции после занятия.

План Конспект по развитию речи

Тема: «Составление рассказа об игрушке»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные : Учить детей составлять небольшой рассказ вместе с воспитателем об игрушке .

Развивающие : Развивать и активизировать речь детей, развивать и активизировать речь детей.

Воспитательная : Вызвать желание проявить заботу к животным,

Материал и Оборудование :

Для воспетателя: домик – ширма; игрушки : лошадь – жеребенок; мышка – мышонок; кошка – котенок; мультимедийное оборудование.

Методы и приемы : наглядный (показ игрушек , картин на мультимедийном оборудовании, словесный (беседа, вопросы, пояснения, художественное слово, загадка, практическая (физкультминутка, игровые упражнения) .

Словарная работа : шерсть, мягкая, пушистая, большой - маленький.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картин с домашними животными (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети заходят в группу . Садятся на стульчики.

1. Загадывание загадки : (лошадь, мышка, кошка) (Приложение 1)

А) Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет. (Кошка)

Б) Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки. Боится кошки. (Мышь)

В) Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

Основная часть

2. Словесная игра «Мама и детеныш»

Лошадь и жеребенок

- Ребята, посмотрите, кто это к нам прискакал в гости? (Обратить внимание на лошадь) . Лошадь говорит низким голосом «И-и-и» . Давайте и мы произнесем протяжно «И-и-и» . Так лошадь зовет своего детеныша. А как называют детеныша лошади? (Жеребенок - появляется игрушка жеребенок ) . Посмотрите мама – лошадь большая, а ее детеныш жеребенок какой? Правильно, маленький. И кричит он тоненько, как кричит жеребенок? (И-и-и) . Давайте посадим жеребенка рядом с мамой лошадью.

Мышка и мышонок

- Но не только лошадка к нам прискакала сегодня. К нам сегодня прибежала серенькая. (Мышка) . А как пищит мышка? (Пи-пи-пи) . Кого она так зовет к себе? Мышка зовет своего малыша. А как называется детеныш мышки? (Мышонок - появляется игрушка мышонок ) .

- Мама мышка – большая, а мышонок –. (маленький) . Мышонок маленький и пищит он тоненько, давайте пропищим как маленький мышонок (пи-пи-пи) . Сейчас мы тоже посадим мышонка рядом с мамой мышкой.

Кошка и котенок

- А посмотрите, здесь еще и кошка сидит. Как говорит большая кошка? Она говорит низким голосом. (МЯУ-МЯУ) . А кого зовет кошка? (Котенка) .

- Кошка зовет своего детеныша и называется он котенок. Мама кошка – большая, а котенок – маленький. Котенок маленький и мяукает он тоненько, покажите, как мяукает маленький котенок? (Мяу-мяу) .

3. Физкультминутка «Пройди и скажи, как.»

(Лошадь с жеребятами, кошка с котятами, мышка с мышатами. Животных спрятать за ширму).

4. Дидактическая игра «Детеныши потерялись»

- Ребятки, детеныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Лошадь ищет… (жеребенка)

Кошка ищет… (котенка)

Мышка ищет (мышонка) .

5. Дидактическая игра «Кого не стало» - Внимательно посмотрите на всех животных и закройте глазки, сейчас одно из них спрячется, а вы постарайтесь угадать, кого не стало.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

6. Рассказ о животном

- Вот сколько животных сегодня пришло с вами поиграть.

- Посмотрите, это детеныш лошади. Как он называется? (Жеребенок) . У него большая грива, длинный хвост. Жеребенок скачет и говорит «и-и-и» . Он любит есть овес. Кто из вас хочет рассказать об этом животном ?

- Это мышонок, детеныш мышки. Он маленький, серенький. Мышонок живет в норке. Мышонок любит сыр и говорит «пи-пи-пи» . А кто расскажет об этом животном ?

- Это котенок, детеныш кошки. Он хороший, маленький, пушистый. Котенок любит молочко. У него зеленые глазки. Котенок мяукает «мяу-мяу» . Так он зовет свою маму кошку.

Заключительная часть

- Вы рассказали про всех детенышей животных, а теперь можете поиграть с ними. Им очень понравилось, как вы играли с ними.

План Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Задачи программного содержания:

Образовательные : учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки " Цыпленок " К. Чуковского по вопросам ;

Развивающие : закреплять произношение звуков к, к мягкого; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.

Воспитательные : воспитывать усидчивость, воспитывать любовь к животным и к литературным произведениям

Материал и оборудование для занятия: Игрушки: курица, цыплята , петух, черный кот; фланелеграф.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа о животных). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций). Развитие речи ( Чтение и разучивание стихов). Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая: дидактические игры.

Словарная работа : курица, цыплята , петух, черный кот (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Дети полукругом сидят на ковре, воспитатель: "Кто это (Курица.) Вышла курочка гулять. Ходит, ищет червяков, крошки, зернышки, зовет своих цыплят : "Ко-ко-ко!" Как зовет курица цыплят (Дети повторяют.) Прибежали цыплята и стали вместе с курицей клевать. зернышки. Что делают цыплята ?. Прибежал петух, показывает игрушку, закричал:"Ку-ка-ре-ку!"- и тоже стал клевать. А черный кот (воспитатель показывает) притаился и наблюдает за цыплятами . Курица это увидела, испугалась и зовет цыплят :"Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!" Ребята, давайте поможем курочке и позовем всех цыплят .

Основная часть

Физкультминутка.

2.Предлагает поиграть в игру. "Я буду мама-курица,- предлагает воспитатель,- а вы мои цыплята . Вот цыплята вышли погулять , ходят, высоко поднимают лапки, ищут крошки, зернышки. Мама-курица нашла зернышко и зовет цыплят : "Ко-ко-ко!" Цыплята прибежали и стали клевать. " Цыплята-ребята , пойдемте домой, я вам расскажу сказку ".

3.Предлагает послушать сказку про «Цыпленка» :

После чтения задает вопросы:

-Про кого рассказывается в этой сказке ( Про цыпленка и его маму .) Какой был цыплено к (Маленький.) Кто был у цыпленка (Мама-курица.) Чем она его кормила (Червяками.) Кто прогнал маму со двора (Черный кот.) Кого увидел цыпленок (Петуха.) Что запищал цыпленок (Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец) Кто смеялся над цыпленком (Лягушка.) Что сделала мама (Пожалела и приласкала цыпленка .)

4.После ответов на вопросы воспитатель вызывает поочередно нескольких детей и предлагает им вместе рассказать сказку (по частям.)

Дети при пересказе используют фигурки персонажей для фланелеграфа.

Заключительная часть

Оставить положительные эмоции после занятия.

План Конспект занятия по развитию речи

Тема: развитие звуковой культуре речи «Звук [Ф]»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные: Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком . Закреплять знания детей

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 192 с.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3-5 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: 14 .06.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ИД Сфера" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
Характеристика речевого развития детей 6
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
Воспитание звуковой культуры речи 7
Словарная работа 7
Формирование грамматического строя речи 8
Развитие связной речи 9
Развитие коммуникативных умений 10
Методические указания 11
Конспекты занятий 16
Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
Занятие 2. Рассматривание игрушек - поезда, коровы, кукушки, петуха 18
Занятие 3. Описание игрушек - котенка, жеребенка, мышонка 20
Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем 29
Занятие 7. Составление рассказа об игрушках - котенке, зайчонке 31
Занятие 8. Описание игрушек - козлика, ослиха, парохода 35
Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках - мишке и мышке 43
Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках - кошке, мишке, мышке 45
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе 61
Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке 66
Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
Занятие 26. Описание предметов посуды 78
Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов 81
Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
Характеристика речевого развития детей 94
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
Воспитание звуковой культуры речи 95
Словарная работа 96
Формирование грамматического строя речи 97
Развитие связной речи 98
Развитие коммуникативных умений 99
Методические указания 100
Конспекты занятий 106
Занятие 1. Описание игрушек - кошки и собаки 106
Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
Занятие 3. Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 112
Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 118
Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
Занятие 11. Описание игрушек - белки, зайчика, мышонка 131
Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 137
Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов, 150
Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок 152
Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
Поезд 185
Курочка 185
Помощники 186
Петушок с семьей 186
Список использованной и рекомендуемой литературы 187

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С. Ушаковой.

По группам:

Показаны публикации 1-10 из 24378 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Тема : «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк» Область : «Речевое развитие » Интеграция областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Познавательное развитие » , «Физическое развитие » . Цель : обучение пересказу русской народной сказки с опорой на наглядный...

Открытое занятие по развитию речи «Волшебная страна сказок» Цель : Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы. Задачи : - закрепить знания о сказках; - закрепить умение подбирать слова антонимы; - продолжать учить определять тип и вид сказки; -развивать умение выполнять различные игровые...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по речевому развитию «В поисках сокровища»

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию «В поисках...» МБДОУ «Детский сад №3» Конспект занятия по речевому развитию на тему: «В поисках сокровища» (группа общеразвивающей направленности 6-7 лет №2) Воспитатель: Костенкова Юлия Сергеевна Программные задачи: Образовательные: - учить отвечать на вопросы полным предложением; - учить...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Полезные овощи» Оборудование: куклы – доктор Бодрячок и зайчонок, иллюстрации огорода, овощей, морковь. Программное содержание: формировать умение распространять предложения, составлять творческие рассказы, иметь представление о полезных качествах овощей, развивать образное и логическое...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Посуда» (подготовительная группа) Зад ачи: Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда». Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса...

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» во второй младшей группе Вторая младшая развитие речи. Конспект занятия по развитию речи дикие животные. Тема: «Дикие животные» Автор: Ефримиди Наталья Валентиновна, воспитатель. Место работы: МБДОУ Лавинский детский сад, село Лава Образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие»,...

ООД «Формирование диалогической и монологической речи в режиссерской игре» и теневой театр по сказке «Лиса и Козел» Цель: совершенствовать диалогическую речь в придумывании диалога между персонажами сказки. Задачи: 1. Закрепить знания детей о домашних животных 2. Продолжать развивать и поддерживать интерес к теневому театру. Развивать способность воспринимать художественный образ, следить за...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

В этом разделе представлены уроки и занятия , помогающие детям научиться правильно и красиво говорить. Уроки развития речи стимулируют речевую активность детей, способствуют развитию речи ребенка.

На сайте сайт представлено 23 занятия по развитию речи детей.

Преподаватели начальных классов отмечают, что многие дети с трудом строят фразы, часто не умеют грамматически правильно оформить предложение, имеют бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Это связано с недостаточным уровнем развития речи.

Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. В наших уроках по развитию речи вы можете найти задания разной степени сложности. Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему, подсказывайте.

Все занятия по развитию речи написаны доступным языком, задания даются в игровой форме, сопровождаются красивыми иллюстрациями, которые заинтересуют любого малыша.

Все занятия были проверены и одобрены практикующим педагогом по дошкольному образованию О.А.Воловской.

Ребенок знакомится с живыми и неживыми предметами (одушевленными и неодушевленными), учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кто?" или "Что?".


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос "Чего?". Он еще пока не знает, что такое родительный падеж, но правильно склонять слова уже может.


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кого?". Урок сопровождается большим количеством красочных фотографий животных.


Ребенку в игровой форме предлагается составить множество предложений со словами, отвечающими на вопросы дательного падежа: "Кому, чему?"


Составляем множество предложений со словами, отвечающими на вопросы творительного падежа: "Кем, чем?", вспоминаем сказку про Колобка


Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы: "О ком, о чем, в чем, на чем?", использование предлогов "на" и "в" в зависимости от ситуации.


Животные и их детеныши - как правильно называть животных в мужском роде, женском, и их детенышей. Множество очень интересных фотографий зверей с их детками.


Подбираем уменьшительные и ласковые слова к одушевленным и неодушевленным предметам: различным животным, вещам, фруктам, ягодам.


Изучаем множество разных прилагательных и овощей, подбираем слова-описания к овощам и овощи к прилагательным. Ищем сходства и различия предметов.


Еще множество прилагательных к самым различным предметам: животным, фруктам, ягодам, посуде.


Ребенку в игровой форме предлагается составить сначала предложения, а потом небольшие рассказы по картинкам. Усложнение идет постепенно, объясняется разница между рассказом и коротким предложением


Начинаем изучать глаголы, правильно подбирать окончания глаголов к женскому, мужскому, среднему роду, словам во множественном числе. Придумываем действия животным и животных к действиям.


Изучение различных предлогов: "на, под, в" и т.д. Определение по картинкам что было вначале, что потом, что в конце, составление рассказа по нескольким картинкам


Множество длинных и коротких слов, ребенок учится определять - длинное слово или короткое, придумывать свои слова.



Повторение геометрических фигур, цветов, составление рассказа по картинке



Изучаются животные Африки, Австралии, составляются небольшие рассказы про них.



Составление рассказов по картинкам с кошками. Много интересных забавных фотографий кошек.



Учимся рассказывать какая на улице погода, какая погода была вчера и какая будет завтра. Рассматриваются варианты: светит солнце, идет дождь, на улице гроза, на улице идет снег.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!