Для получения разрешения на выполнение подготовительных работ. Разрешение на проведение подготовительных, строительных работ

Сформулированные Минстроем поправки в Градостроительный кодекс, с которыми ознакомились «Известия», вводят новое понятие — «подготовительные работы», которые можно будет вести до получения разрешения на строительство. Как отмечают эксперты, новый механизм позволит сократить сроки сдачи объекта и более тщательно проработать проект. Это также позволит улучшить место России в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Строительные компании смогут начинать вести работы до получения разрешения на это. Поправки в Градостроительный кодекс подготовил Минстрой. В них вводится новое понятие «комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции». Подобные работы можно будет начинать до того, как получено разрешение на строительство. За счет этого застройщики смогут существенно сократить время возведения или ремонта здания. Также появится дополнительный период на более тщательный отбор подрядчиков.

Чтобы начать подготовительные работы, надо будет получить отдельное разрешение на ведение подготовительных работ. Для этого нужно представить проектную документацию, которая затем пройдет госэкспертизу (максимальный срок, предусмотренный для этой процедуры, — 20 дней).

Если в течение года разрешение на основное строительство так и не выдадут, заказчик будет обязан привести земельный участок «в пригодное для использования состояние» и восстановить «нарушенное состояние окружающей среды».

В Минстрое не смогли предоставить оперативный комментарий.

Юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин пояснил, что к подготовительным работам можно будет отнести «строительство подъездных дорог, устройство основных инженерных сетей, создание строительной инфраструктуры, в том числе сооружение временных зданий, расчистку территории, установку инвентарных зданий, ограждений и освещения строительной площадки, подготовку площадок для складирования строительных материалов, устройство мест для курения, щитов с первичными средствами пожаротушения, установку башенного крана».

По его мнению, новый порядок позволит ускорить процесс строительства.

— Теперь время ожидания получения разрешения на строительство будет потрачено на подготовительные работы. Строительная организация всё же сможет выиграть от этого и ускорить свои темпы, — полагает Константин Ханин.

Генеральный директор Экспертной инжиниринговой компании Сергей Должников посчитал, что подобный порядок может существенно сэкономить время.

— Мобилизация и подготовительные работы в среднем могут занимать от двух до четырех месяцев в зависимости от типа работ — достаточно серьезный срок. Можно использовать это дополнительное время, чтобы спланировать всё, провести экспертизу, тщательно организовать работы, — сказал он.

Сергей Должников особо отметил, что за счет дополнительного времени можно тщательно подойти к подбору подрядчика, от чего качество строительства выиграет.

— Поскольку можно будет использовать время, которое уходит на получение всех согласований, не будет спешки, как нередко бывает сейчас, когда всё торопятся сделать в последний момент, — отметил Сергей Должников.

Как он уточнил, предусмотренного по новому закону срока в один год, за который надо успеть получить разрешение на строительство, вполне достаточно при условии, что застройщик обладает должной квалификацией.

В то же время он отметил, что практика применения таких норм может преподнести неожиданные сюрпризы.

— Идея сама по себе хорошая, но есть вопрос реализации. Всё зависит от того, насколько просто будет получить разрешение для подготовительных работ. Если эта процедура будет обременительной, то по большому счету мы поменяем шило на мыло, — заметил Сергей Должников.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2016 год Россия заняла по пункту «разрешение на строительство» 115-е место, притом что по «легкости ведения бизнеса» — 40-е, а по «легкости создания предприятий» — 26-е. Выступая на итоговой коллегии Минстроя в марте этого года, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов обратил на это особое внимание.

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие - застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта . То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей - можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта - незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил . Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • .

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) . Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы - ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Рассмотрим ситуацию.

В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек . К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства , то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску .

Если у Вас есть сомнения - является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования .

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

Чиновники Министерства Регионального развития подготовили поправки в Градостроительный кодекс, благодаря которым застройщики смогут начинать подготовительные работы до получения официального разрешения на строительство.

Планируется, что такая схема работы поможет уменьшить средние сроки строительства. Конкретный перечень подготовительных работ, о которых идет речь, установит правительство. В список могут войти такие работы, как строительство заборов, временных дорог, завоз оборудования, укладка рельсов для кранов, очистка территорий.

Как отмечает вице-президент Национального объединения проектировщиков (НОП) Александр Халимовский, проект минрегиона по большому счету лишь узаконит существующее положение дел.

«В документе не идет речь о серьезных подготовительных этапах, влияющих на сроки строительства, таких как рытье котлована и закладка фундамента. Такие работы и впредь нельзя будет начать без соответствующего разрешения», - отмечает эксперт.

Такого же мнения придерживается и глава Мосметрохолдинга Игорь Орлов. Он считает, что если речь идет о бытовках и заборах, которые монтируются в достаточно короткий срок, то их организация на площадке не сможет существенно повлиять на сроки строительства. А вот организация временных дорог, подготовка площадок под установку тяжелой строительной техники - это процесс более длительный и дорогостоящий. Не каждый инвестор согласится вкладывать деньги до момента получения ордера на строительство.

Помимо этого, эксперт убежден, что эти поправки в Градостроительный кодекс вряд ли скажутся на сроках строительства, но зато оградят застройщиков от неприятностей.

«Не секрет, что многие застройщики до получения разрешения проводят на земельном участке небольшие подготовительные работы: возводят заборы, прокладывают временные дороги, устанавливают строительные бытовки. Однако, согласно существующему законодательству, эти действия незаконны и грозят неприятностями для строителей», - уверен он.

По мнению члена комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Владимира Ресина, изменения в Градкодексе обязательно повлияют на сроки строительства.

«Но при условии, если на местном уровне не решат проводить на этот этап подготовительных работ отдельных конкурсов. При этом необходимо помнить, что требование наличия правоустанавливающих документов на земельный участок сохраняется», - заявил он.

Эксперты уверены, что сокращение сроков строительства - это прежде всего эффективная организация строительного процесса.

«Сегодня Градкодекс предусматривает эту организацию строительства поэтапно», - сказал депутат.

По его словам, небольшое количество заказчиков-застройщиков умеют и хотят грамотно планировать эффективную поэтапную застройку и пользоваться этой выгодной по времени схемой. В связи с этим депутат обращает внимание, что принятый в этом году Закон «О контрактной системе» требует жесткого планирования всех объектов капитального строительства минимум на трехлетку, начиная уже с 2014 года. А упомянутый перечень подготовительных работ имеет самое прямое отношение ко всем объектам капитального строительства.

Известно, что сами строители заняли выжидательную позицию.

«Для того чтобы оценить на практике, как поправки минрегиона в Градостроительный кодекс повлияют на ход строительных работ, необходимо дождаться окончательного утверждения перечня видов работ, которые строители смогут проводить до момента выхода официального разрешения на строительство. И еще хотелось бы понять, на каком этапе подготовки разрешительной документации эти работы могут быть начаты», - отметил глава строительной компании Игорь Орлов.

Кроме того, строители уверены, что необходимо в Градостроительном кодексе предусмотреть гарантии вложения денег. К примеру, как один из вариантов предлагается механизм постадийной выдачи разрешений на строительство. Чтобы была определенная точка невозврата в процессе подготовки разрешительной документации. То есть по логике представителей строительных компаний в объект можно было бы спокойно инвестировать средства, но в случае срыва сроков или отказа в выдаче разрешения на финальном этапе чиновники несли бы ответственность.

Фото: http://love.travel.time.potok.in.ua, http://bashcenter.ru/, http://www.kls.dp.ua/, http://allday2.com/, http://www.mirgig.ru/, http://www.netauto.com.ua/

Минрегион подготовил поправки в Градостроительный кодекс, которые разрешат застройщикам вести подготовительные работы до получения официального разрешения на строительство. За счет этого планируется добиться снижения средних сроков строительства.

В законопроекте указано, что перечень подготовительных работ, о которых идет речь, установит правительство. С предложением сделать такую отсылочную статью мы выступили на совещании в Госстрое. После принятия поправок правительство подготовит необходимое постановление, - сообщила Юлия Родионова, начальник организационно-правового управления Национального объединения строителей (Нострой), участвовавшего в подготовке поправок.

Как отметила Хасынова, в список могут войти такие работы, как строительство временных сооружений (бытовки, офис продаж и т.п.), заборов, временных дорог, подведение временных коммуникации, завоз оборудования, укладка рельсов для кранов, очистка территорий, отвод воды.

По действующему законодательству разрешение требуется даже на проектирование. Ведение каких-либо работ без него было невозможным, это даже не рассматривалось. Если можно будет без ордера хотя бы даже поставить забор, станет безусловно лучше. Это позволит ощутимо сократить сроки строительства, - считает Александр Левченко, председатель московского городского отделения «Деловой России».

Такие подготовительные работы, как установка забора, подведение временных коммуникаций и строительство временных сооружений сейчас большинство застройщиков ведут до получения разрешения на строительство на свой страх и риск, рассказала Марина Литинецкая, генеральный директор консалтинговой компании «Метриум Групп».

Теоретически возможна ситуация, когда разрешение на строительство не дадут, но это случается довольно редко, - добавила она.

Я не припомню громких скандалов, связанных с незаконными подготовительными работами. Ничего вызывающего в этом нет, - отметил Виталий Можаровский, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP.

В 2011 году Минрегион подготовил проекта приказа «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство». Тогда Минюст отказался зарегистрировать приказ: Всемирный фонд дикой природы (WWF) и «Архнадзор» обратились в ведомство с письмом о том, что этот документ противоречит нормам Градостроительного кодекса. По мнению WWF и «Архнадзора», приказ легализует действия застройщиков, которые могут нанести ущерб окружающей среде и культурному наследию России.

В приказе 2011 года в списке предварительных работ фигурировали, например, освобождение участков от деревьев и кустарников, разведочное бурение, геодезические разбивочные работы для строительства, понижение уровня грунтовых вод и водоотведение на стройплощадке, бурение и обустройство скважин.

Если речь идет о каких-то временных постройках и «обратимых» работах, последствия которых легко устранить, это допустимо. Речь не должна идти о сносе зданий, рытье котлованов и строительстве фундамента, - считает Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор».

Как сообщила Юлия Хасынова, Нострой также выступает против того, чтобы в перечень попали работы, связанные с капитальным строительством.

Есть сторонники добавления в него и земляных работ, и строительства фундаментов, но мы категорически против такого предложения, - отметила она.

В Минрегионе не смогли предоставить оперативный комментарий.

Скажите пожалуйста, подготовительные работы: устройство забора и проведение электричества на площадку тоже квалифицируются как строительные работы?Я читала, шла речь, разрешить проводить подготовительные работы без разрешения на строительство. Или это только в планах?Спасибо!

Пока эти положения в Градостроительные кодекс РФ не были внесены.

Порядок проведения необходимых работ, которые как необходимые подготовительные действия предшествуют самому строительству установлен главой 6 ГрК РФ (документация, проектирование и т.д.). Среди названных положений возможность осуществления на участке каких-либо действий прямо не предусмотрено.

Однако, в законодательстве существует прямые нормы относительно возможности проведения подготовительных работ и их перечень. Но действуют они только во исполнение Закона от 29.12.2014 № 473-Ф «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Так, приказом Минвостокразвития России от 03.03.2015 № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития» по исполнение требований Закона от 29.12.2014 № 473-Ф утвержден перечень подготовительных работ.

К сожалению, утверждать то, что его можно использовать на всей территории России, нельзя.

Поэтому Вам достаточно обратиться в региональное представительство Минстроя и архитектуры по своему региону, которое может отдельно устанавливать положения по подготовительным работам на участке до получения разрешения на строительство.

Важно обратить Ваше внимание на то, что ведение строительства в нарушение ст. 51 ГрК РФ до получения соответствующего разрешения не указано в Налоговом кодексе в качестве основания для отказа в возмещении НДС. Ответственность за строительство без соответствующей разрешительной документации предусмотрена нормами КоАП РФ. Отсутствие у общества названных документов не опровергало того, что оно осуществляло строительство, конечным результатом которого являлась реализация товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2012 N А45-14863/2011). Значит формирование стоимости и возмещение НДС по стройке без разрешения правомерно в период без разрешения.

Обоснование

Из Приказа Минвостокразвития России от 03.03.2015 № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ

ДОПУСКАЕТСЯ ДО ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

ОБЪЕКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории, включая освобождение участков от деревьев и кустарников;

б) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства.

6. Осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод, проведение на территории строительной площадки других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

7. Устройство водоотведения (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

8. Устройство берегоукрепления.

9. Устройство крановых путей.

10. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

11. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

12. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

13. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством;

к) набережных и причальных сооружений.

14. Разведочное бурение и исследование грунта.

15. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

16. Устройство шпунтового ограждения.

17. Устройство подпорных стен.

18. Ландшафтные работы.

19. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.