Использование пустыни человеком. Арктическая пустыня Хозяйственная деятельность в арктике

Люди живут в Арктике уже порядка 30 тысяч лет - так утверждают археологи. Именно столько лет, по их мнению, стоянкам древнего человека, найденным в Якутии и Коми. Разумеется, речь идет о предках современных северных народов - ненцев, эвенков, поморов и других. Разведка, картографирование и освоение этих земель началось существенно позже. Тогда же деятельность человека в Арктике стала делиться на жизнь коренных народов и «пришлого» населения, в Российской зоне влияния это преимущественно «титульная нация» - русские.

Уклад жизни коренных народов требует отдельного рассмотрения. Здесь мы будем говорить о тех, кто приехал осваивать этот суровый край.

Житель центральных регионов России чаще всего представляет Арктику как страну вечных льдов, а жизнь людей - как постоянную борьбу с суровой природой. Фантазия рисует тьму полярной ночи, бродящих везде медведей, маленькие домики дрейфующих станций и суровых, закаленных людей, способных выжить в этих условиях.

Роль и деятельность человека в Арктике

С одной стороны представления эти имеют под собой основу - вероятно, примерно так выглядело начало освоения этих земель, да и сегодня от людей в Арктике требуются устойчивость к холоду, умение работать и переносить трудности.

Чем же занимаются люди в Арктике сегодня? Конечно, прежде всего, научно-исследовательской деятельностью. Это климатические, метеорологические, гидрологические, геофизические, биомедицинские наблюдения, это работа биологов и экологов в многочисленных заповедниках и национальных парках. Здесь люди занимаются как изучением и сохранением различных биологических видов, так и решением экологических проблем, возникших при освоении Арктики в советский период - вывозом огромного количества мусора.

Кроме того, люди занимаются добычей полезных ископаемых - если посмотреть на карту, большая часть городов и поселков в Арктике сосредоточена вокруг мест добычи и переработки газа, нефти, металлов и других ископаемых и транспортных узлов. Жизнь в арктических городах и поселках не слишком отличается от жизни в любых других населенных пунктах страны - разве что столбик термометра опускается зимой гораздо ниже, чем в средней полосе, а солнце показывается над горизонтом на час-полтора в день.


В постсоветский период произошел довольно большой отток населения из арктических регионов в более умеренные, и многие виды деятельности в Арктике, в основном связанные с добывающей промышленностью, приобрели вахтовый характер, когда работники приезжают на определенный срок, а семья живет, как здесь выражаются, «на земле». Но сегодня уже строятся новые порты, поселки, разрабатываются новые месторождения, открываются туристические маршруты.

Источник: xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Тема. Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны.

Цель. : Расширить представление о деятельности людей в зоне арктических пустынь.
1056;азвивать умение
формулировать и обосновывать меры по охране природы ледяной зоны.

Задачи:

— учить распознавать, классифицировать, обобщать информацию, делать выводы.

Учить на. iv>
х условий Арктики.

Формировать умения находить и объяснять экологические проблемы изучаемой зоны.

— воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к природе;


Оборудование и материалы : Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку «Природные зоны. Зона Арктических пустынь», глобус, учебники, видеофрагменты.

Литература : 1. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. >
1052;осква. Просвещение. 1997 г.

Ход урока.

Организационный этап.

Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, он открытый, а это значит - к нам пришли гости.


— Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, старание, вера в свои силы, прилежание)

Девиз: Верь в себя и у тебя всё получится!

Актуализация знаний (повторение).

— Разгадайте шифровку, если в каждой строке отбросить лишние буквы, то останутся два слова. Каких? (ЛЕДЯНАЯ ЗОНА)


ОКСУЛЕДЯНАЯБИФМ

ПОЛТЗОНАСВМЯ

Правильно. А по- другому как называют ледяную зону? (Арктика)

— Тема эта для нас новая? (нет)

— Сейчас проведём работу по вариантам и вспомним, что же мы знаем об Арктике.


— Перед вами слова по теме «Ледяная зона». Проведём работу по вариантам.

1 вариант выписывает слова на тему Неживая природа Арктики.

2 вариант на тему - Растения Арктики.

3 вариант на тему - Животные Арктики.


Работа по вариантам.

Взаимопроверка.

— А теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга по образцу на слайде. Если ответ правильный - ставим знак +, если не правильный, то -.

3. Постановка целей и задач урока.

Все ли слова вы выбрали? Какие остались? (полярник, ледокол, заповедник)

— Эти слова относятся к теме Арктика? (да)

— Объясните.

— Кто- нибудь из вас сможет подробно рассказать чем занимаются полярники в Арктике? (нет) Почему? (мы это не изучали)

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.(Что делает человек в Арктике?)

— А слово заповедник вам о чём говорит? (что нужно охранять природу)

Вывод:

— Подумайте, где мы сможем найти информацию о деятельности людей в Арктике и об охране её природы? (в учебнике)

4. Открытие нового знания.

— Открывайте учебники, кто догадался на каких страницах эта информация находится? (с. 71, 72, 73)

Прочитайте заголовок на с. 71. Это сообщение подготовила Таня Перова. Насколько частей вы смогли бы разделить её сообщение? Предложите. (на три - с.71, с.72, с.73).

— Каждый вариант ознакомится со своей частью текста, а потом то что мы узнали попробуем объединить в таблице.

Читают: 1 вариант - 71, 2 вариант - с. 72, 3 вариант- с.73.

5. Физкультминутка.

— Назовите зверя, которого видите на фотографии. (белый медведь) Белый медведь является своеобразным символом Арктики.

— Давайте заполним 1 столбик. Что вы узнали из сообщения?

— Давайте заполним 2 столбик. О каких экологических проблемах сообщает Таня?

— Вы нашли в учебнике сведения для заполнения 3 столбика?

6. Включение нового знания в систему знаний.

— О решении какой проблемы не сказано в сообщении Тани? (загрязнения воды)

— А этот проблема? Давайте найдём её описание в учебнике и прочитаем. (читают)

— Как вы поняли значение слова планктон? (оно есть в словаре, можно прочитать)

И так в состав планктона входят водоросли и рачки, которые ими питаются.

— Что ещё говорится о планктоне? (это звено в цепи питания)

— Давайте составим цепь питания характерную для Арктики. (можно вернуться к слайду)

(Зачитывают свои цепи питания)

Например: водоросли - рачки - рыбы - тюлени - белый медведь.

— К чему приводит загрязнение воды?

— Как надо человеку себя вести, чтобы не загрязнять воду?

— Как попадают в воду нефтепродукты? Что надо делать, чтобы этого не происходило?

(не бросать мусор в воду, не выливать нефтепродукты, следить за исправностью судов, машин, быть ответственным за свои поступки, беречь природу) Вписывают в таблицу.

— Давайте рассмотрим, что будет, если пострадают другие звенья этой цепи питания.(в зависимости от времени)

— Ребята, таблицу мы заполнили, как экологические проблемы решать, какие правила соблюдать написали. Только ли для полярников эти правила, как вы считаете? А для нас они подойдут? Давайте попробуем составить правила для нас, каждый себе, как надо и как не надо вести себя в природе.(составляют)

Вывод:

не оставляй мусор на природе и не бросай его на улицах;

не ломай ветви, не выдирай кустарники, не повреждай кору;

не сливай грязную воду, бензин в водоемы, не бросай туда мусор;

не разжигай костер, он может стать причиной пожара;
неси ответственность и береги природу. Пойми, что нанося ей вред, ты наносишь вред самому себе….

7. Рефлексия.

Вспомним, на какие вопросы мы планировали с вами ответить?

— Удалось ли нам это сделать? (ДА, таблица как пример)

— Полученные на сегодняшнем уроке знания пригодятся вам в жизни?

Читают стих.

Б. ЗАХОДЕР. « ВСЕ-ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ, НА СВЕТЕ НУЖНЫ!»
Все-все, все на свете, на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников -злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд

— Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все, все на свете на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

8. Домашнее задание:

1.Подготовить ответы на вопросы 1 - 7 на с.73 учебника.

2.Подготовить сообщение об одном из заповедников ледяной зоны. (по желанию)

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Природные условия зоны арктических пустынь

» data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/ледник-в-арктике.jpg» alt=»» width=»500″ height=»312″ data-layzr-srcset=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/ледник-в-арктике.jpg 500w, https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/ледник-в-арктике-300×187.jpg 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» />

Для определения природных условий арктической пустыни, ниже приведена краткая характеристика и таблица основных факторов (географическое положение, рельеф, почвы, климат, природные ресурсы, флора и фауна), которые оказывают влияние на жизнь людей этой природной зоны.

Географическое положение

Условные обозначения: » data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/обозначение-Арктическая-пустыня.jpg» /> — Антарктическая пустыня.

Природная зона арктической пустыни располагается выше 75° северной широты и примыкает к Северному полюсу Земли. Она охватывает общую площадь более 100 тыс км². Арктическая пустыня покрывает Гренландию, Северный полюс и несколько островов, многие из которых населены людьми и животными.

Рельеф

Рельеф арктической пустыни состоит из различных физических особенностей: горы, ледники и равнинные участки.

Горы: арктическая пустыня содержит горные районы, где преобладает холодный и сухой климат. На вид некоторые горы региона, напоминают горы в Центральной Америке.

Ледники: из-за чрезвычайно низких температур, арктическая пустыня изобилует многочисленными ледниками разных форм и размеров.

Равнинные участки: составляют основную часть территории региона и имеют отчетливую узорную текстуру, что является результатом циклов таяния и замерзания воды.

Если вы смотрели сериал «Игра престолов», то земли за Стеной дают общее представление, как выглядит арктическая пустыня. Эти сцены были сняты в Исландии, которая официально не считается частью арктической пустыни, но имеет с ней внешнее сходство.

Почвы

На основной части территорий природной зоны арктической пустыни, почвы остаются замерзшими большую часть года. Вечная мерзлота достигает 600-1000 м в глубину, и затрудняет дренаж воды. Летом, поверхность арктической пустыни покрывается озерцами из талой воды верхнего почвенного слоя. Щебень и горные породы, из-за движения ледников раскиданы по всей территории природной зоны.

Почвенный горизонт арктических пустынь очень тонкий, бедный на питательные вещества, а также включает много песка. В более теплых районах, встречаются типы почв содержащие немного органических веществ, и способные поддерживать рост небольших кустарников, водорослей, грибов и мхов. Одним из таких типов почв являются коричневые почвы.

Климат

Климат природной зоны арктической пустыни характеризуется длинной, очень холодной зимой и коротким прохладным летом. В холодные месяцы (как правило, с декабря по январь), температура может опускаться до -50° С. В теплые месяцы (как правило, июль), температура может подняться до + 10° С. Тем не менее, на протяжении многих месяцев, средние температуры варьируются в диапазоне от -20° до 0° С.

Арктическая пустыня получает очень мало осадков. Среднегодовое количество осадков ниже 250 мм. Осадки, как правило, выпадают в виде снега и небольшой измороси, чаще в теплое время года.

На протяжении летних месяцев солнце в арктической пустыне не заходит вообще. На самом деле, в течение 60 дней, солнце круглосуточно находится выше линии горизонта.

Животные и растения

В общей сложности около 700 видов растений и около 120 видов животных, встречаются в природной зоне арктических пустынь. Флора и фауна адаптировались, чтобы выжить и даже процветать в столь экстремальных условиях. Растения смогли приспособится к бедным на питательные вещества почвам, низким температурам окружающей среды и малому количеству осадков. Животные Арктики, как правило, имеют толстый слой жира и густую шерсть для защиты от холода. Они размножаются в период короткого лета и зачастую впадают в спячку или мигрируют зимой. Птицы обычно улетают на юг в течение холодных зимних месяцев.

Лишь около 5% территорий природной зоны арктической пустыни имеет растительный покров. Хотя это не удивительно, если учитывать статус пустыни. Большая часть растительной жизни состоит из следующих растений: лишайники, мхи и водоросли, которые могут выжить в экстремальных условиях Арктики.

Ежегодно (особенно в теплое время года), цветут некоторые виды невысоких (от 5 до 100 см) кустарниковых растений. Как правило, они включают осоки, печеночники, травы и различные виды цветов.

Жизнь животных в арктической пустыне весьма разнообразна. Есть множество млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Все эти животные адаптированы к чрезвычайно низким температурам. Вот некоторые примеры животных природной зоны арктических пустынь:

  • Млекопитающие: песцы, полярные медведи, волки, белки, зайцы, арктические полевки, лемминги, северный олень, тюлени, моржи и киты.
  • Птицы: вороны, соколы, гагары, кулики, бекасовые, крачки и различные виды чаек. Большинство из этих птиц являются мигрирующими (т.е. проводят лишь часть своего жизненного цикла в арктической пустыне).
  • Рыбы: форель, лосось, камбала и треска.
  • Насекомые:

Природные ресурсы

Арктика включает в себя значительные запасы природных ресурсов планеты (нефть, газ, полезные ископаемые, пресная вода и промысловые виды рыбы). Также в последние годы значительно вырос интерес к этому региону со стороны туристов, что также обеспечивает дополнительную экономическую выгоду.

Нетронутые и бескрайние пустыни Арктики, играют немаловажную роль в сохранении биоразнообразия из-за растущего присутствия человека, а также фрагментации жизненно важных мест обитания. Арктические пустыни особенно восприимчивы к истощению почвенного покрова и нарушению среды обитания редких животных, характерных для региона. Арктика также содержит 20% мировых запасов пресной воды.

Таблица природной зоны арктических пустынь

Географическое положение Рельеф и почвы
Климат Флора и фауна Природные ресурсы
Арктические регионы, расположенные выше 75° северной широты и получающие малое количество осадков (менее 250 мм в год). В большей степени рельеф равнинный, но иногда встречаются горные районы.

Почвы очень бедны на органические питательный вещества, а также большую часть года остаются замершими.

Климат сухой и холодный. Средние температуры колеблются от 0° до -20° С. Зимой температура воздуха может падать ниже -50° С, а летом подыматься до +10° С. Животные

млекопитающие: полярные песцы, белые медведи, волк, северный олень, зайцы, белки, полевки, лемминги, моржи, тюлени и киты;

птицы: вороны, соколы, гагары, кулики, бекасовые, крачки и чайки;

рыбы: форель, лосось, камбала и треска;

насекомые: кузнечики, арктические шмели, комары, мотыльки, мошки и мухи.

Растения

кустарники, травы, лишайники, мхи и водоросли.

нефть, газ, полезные ископаемые, пресная вода, промысловые виды рыбы.

Народы и культуры

» data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/упряжка-собак-в-арктической-пустыне.jpg» alt=»» width=»500″ height=»235″ data-layzr-srcset=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/упряжка-собак-в-арктической-пустыне.jpg 500w, https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/упряжка-собак-в-арктической-пустыне-300×141.jpg 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» />

Самыми многочисленными жителями арктических пустынь являются инуиты. Если слово «инуиты» непонятно для вас, то, скорее всего, вы слышали про эскимосов.

Инуиты адаптировали свою жизнь к трудным условиям арктической пустыни. Как правило, в Арктики практически нет строительных материалов. Эскимосы строят снежные хижины под названием Иглу. Летом, когда Иглу таят, они живут в палатках, сделанных из шкур и костей животных.

Учитывая экстремальные условия пустыни, инуиты не выращивают зерновые и овощные культуры. Они питаются в основном мясом и рыбой. Таким образом, их главным источниками пищи являются рыбная ловля, а также охота на тюленей, моржей и китов.

Для передвижения, инуиты обычно используют собачьи упряжки. Сани сделаны из шкур и костей. Их тянут сильные, выносливые, ездовые породы собак (хаски, малмуты, самоеды). При движении по воде, они используют байдарки или умиаки. Байдарки — небольшие суда, пригодные для перевозки одного или двух человек. Умиаки достаточно велики, чтобы нести несколько человек, собак и материалы.

Эскимосские общины находятся в различных частях арктической пустыни и тундры. В Гренландии, они известны как инупиаты или юпики. В России их называют эскимосами. Вне зависимости от названия или географического положения, инуиты говорят на одном языке инуктитут. Они также имеют схожие культурные традиции и быт.

Значение для человека

» data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/туризм-в-арктике.jpg» alt=»» width=»500″ height=»333″ data-layzr-srcset=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/туризм-в-арктике.jpg 500w, https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/туризм-в-арктике-300×200.jpg 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» />

В последние годы, арктическая пустыня испытывает рост туризма. Посетители холодной пустыни приезжают сюда ради уникальной экосистемы и завораживающих снежных пейзажей. Озера, реки, ручьи и горы, обеспечивают дополнительный досуг для туристов со всего мира. Некоторые развлекательные мероприятия включают в себя морские круизы, катание на лодках, спортивную рыбалку, альпинизм, охотничьи экскурсии, рафтинг, походы, катание на собачьих упряжках, катание на лыжах, прогулки на снегоступах, и многое другое. Незаходящее солнце в период арктического лета является еще одной причиной интереса у туристов, которые посещают арктическую пустыню ради этого ирреалистичного явление. Посетители также получают опыт культуры и быта инуит, посещая их поселения. Арктическая пустыня, будучи полярным регионом планеты, играет ключевую роль в регулировании климата Земли.

Экологические угрозы

» data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/арктика-угрозы.jpg» alt=»» width=»500″ height=»333″ data-layzr-srcset=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/арктика-угрозы.jpg 500w, https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/арктика-угрозы-300×200.jpg 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» />

Численность население людей в природной зоне арктической пустыни и прилегающих к ней районах является довольно низкой. Наиболее выраженная угроза исходит от разведки месторождений полезных ископаемых и их добычи. Глобальное потепление, также оказывает негативное воздействие на окружающую среду арктической пустыни, нарушая хрупкий баланс этой экосистемы. По мере повышения температуры планеты, вечная мерзлота нагревается и тает, в результате чего из почвы в атмосферу высвобождается углерод, которые ускоряет процессы изменения климата. Из-за глобального потепления таят полярные льды, что способствует повышению уровня моря и повышает угрозу затопления прибрежных регионов планеты. Таяние ледяных шапок также угрожает полярным медведям. Лед необходим им для охоты, а таяние льдов сокращает и разделяет на фрагменты их охотничьи угодья. Кроме того, осиротевших медвежат имеют еще более низкие показатели выживаемости, поскольку оставлены на произвол судьбы.

Охрана арктических пустынь

» data-layzr=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/охрана-арктики.jpg» alt=»» width=»500″ height=»333″ data-layzr-srcset=»https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/охрана-арктики.jpg 500w, https://natworld.info/wp-content/uploads/2017/02/охрана-арктики-300×200.jpg 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» />

Для защиты природной зоны арктических пустынь необходимо обеспечить содействие, сотрудничество, координацию и взаимодействию между государствами при участии общин коренных народов Арктики по вопросам устойчивого развития и защиты окружающей среды региона.

Главные цели охраны арктических пустынь включают:

  • Сохранение богатого биоразнообразия региона;
  • Устойчивое использование возобновляемых природных ресурсов;
  • Снижение уровня загрязнения окружающей среды и расточительного потребления.

Для решения поставленных целей необходимо сосредоточить международное внимание на следующих проблемных аспектах:

  • Морская среда;
  • Пресная воды;
  • Биоразнообразие;
  • Изменение климата;
  • Загрязнения;
  • Нефть и газ.

Лишь политическая воля и взаимодействие государств способны дать положительный результат в борьбе за сохранения, как природной зоны арктической пустыни, так и природы мира в целом.

Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Субтропические и тропические леса практически вырублены, а территории заняты сельскохозяйственными посадками. Огромные участки занимают плодовые деревья.

Что мы узнали?

Человек занимается хозяйственной деятельностью практически во всех природных зонах мира. Это ведет к их значительному видоизменению, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению некоторых видов животных и растений.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 362.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЫРБАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТОДЖИНСКОГО КОЖУУНА

Подготовила: Любухина Любовь

Терентьевна-учитель

Географии и биологии

2012-2013 год Ырбан

Природно- хозяйственные зоны.

« Безмолвная Арктика «

Урок – экспедиция.8 класс.

Тема урока. Природно – хозяйственные зоны.»Безмолвная Арктика « 8 класс.

Планируемые результаты;

  1. Личностные; воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;
  2. Метапредметные: развитие умений работать с картами;
  3. Предметные: формирование знаний о ПТК, знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями; формирование знаний о природных зонах России; рассмотрение особенностей природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики; формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.

Оборудование: карты России (физическая, климатическая, почвенная),атласы, книги, видеофильм.

Тип урока : изучение нового материала.урок- экспедиция.

Географические объекты: острова Арктики: ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА,СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, НОВАЯ ЗЕМЛЯ, НОВОСИБИРСКИЕ ОСТРОВА,

О. ВРАНГЕЛЯ. О. ВАЙГАЧ. ПОЛУОСТРОВА: ТАЙМЫР. ЯМАЛ. ЧУКОТКА.

ИМЕНА: ФЕДОР ЛИТКЕ. СЕМЕН ЧЕЛЮСКИН.ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ ДМИТРИЙ И ХАРИТОН ЛАПТЕВЫ. ГЕОРГИЙ СЕДОВ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2 .Мотивация учебной деятельности.

Учитель: « Широка страна моя родная! Много в ней морей,лесов рек « Это строки популярной песни.Действительно,Россия- самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в её недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов.Всё , что даёт природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удалённые, которые не так богаты лесом, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его так велико, что заставляет задуматься о разумном использовании природных богатств. Их сохранении для будущих поколений.

3 Изучение нового материала.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости и участники экспедиции! Мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас есть цель путешествия.

Перед нами стоят такие задачи;

1Выявить характерные особенности природы.

2Рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.

  1. Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции.Для этого воспользуемся картой и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынью.

Задание 1.

Определите по карте «Природные зоны России» какие территории России занимает зона арктических пустынь.(Земля Франца- Иосифа,Северная Земля,Новая Земля, Новосибирские острова, о, Врангеля,о, Вайгач., полуострова Таймыр, Ямал, Чукотка.)

Учитель. Итак, мы определили интересующий нас объект, но всё равно не можем отправиться в путь. Как вы думаете, почему?

Наводящие вопросы:

Когда вы отправляетесь куда-нибудь, то что вы делаете сначала?(Собираем вещи)

А как узнать, какие вещи нам потребуются?(Узнать о климате).

Значит,нужно изучить климат Арктики.

Задание 2.

Определите по плану климатические особенности Арктики.

План

1.Климатический пояс.(Арктический)

2. Суммарная солнечная радиация, ккал/см2 в год.(70 – так как много радиации отражается от ледников и снега.)

3.Средняя температура июля (+2-+4 С*)

4.Средняя температура января.(-20-40 С *)

5.Годовое количество осадков.(100- 200мм)

6.Воздушные массы.(Арктические, на границе арктических и умеренных воздушных масс возникают сильные ветра.

7.Расположение по отношению к Северному полярному кругу.(За полярным кругом- длительная полярная ночь- долгая зима с низкими температурами- 30 % площади всех арктических островов занято покровными ледниками – когда они достигают уровня моря – образуются айсберги.)

Учитель. Недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников. Ежегодно теряется около 0,2 % всех запасов льда, и, возможно, когда –то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну, а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.

Вывод: Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность

Такие условия будут сказываться на растительном и животном мире региона. Теперь мы можем отправляться в путь, чтобы увидеть, как влияют такие суровые условия на органический мир Арктики. Давайте посмотрим в иллюминатор (просмотр слайдов презентации «Животные Арктики «)

Задание 3.

В процессе просмотра презентации записать в таблицу типичных представителей флоры и фауны.

Ответы учеников: белый медведь, моржи, лемминги, песцы, розовая чайка, полярная сова и др..

Физкультминутка

Учитель. Ребята! Нам на встречу плывёт иностранное судно, его нужно предупредить об опасности при встрече с айсбергом.(Машем руками)Учитель.Мы уже имеем довольно хорошее представление об Арктике, но пока ничего не знаем о местном населении и его занятиях. Как вы думаете, есть ли в Арктике постоянные жители? (Нет) Почему? (Суровый климат).Действительно, для адаптации человека наиболее серьёзные проблемы создают полярный день и полярная. Ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Тем не менее, Арктический Север, где практически нет постоянных жителей, всё время вызывает интерес у людей.Как вы думаете, почему?

1.Богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шельфе Баренцева моря).

2.Северный морской путь к морям Тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. Об этом нам расскажет специалист.

Доклад учащегося « Северный морской путь «

Задание 4.

Найдите на карте основные порты Северного морского пути:Игарка. Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

3.Рыболовство.

4. Охота на промыслового зверя (белый медведь, песец, морж,) что привело к резкому сокращению численности арктических животных.

5. Испытание ядерного оружия (остров Новая Земля), радиоактивное загрязнение.

Задание 5.

Какие меры вы можете предложить по решению экологических проблем Арктики?

1.Прекращение испытаний ядерного оружия.

2. Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти.

3.Ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных.

Доклад ученика о заповеднике на о. Врангеля.

Остров Врангеля –единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие редкие птицы –белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике сосредоточены самые крупные скопления моржей.На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведиц появляются малыши.Ещё одно интересное животное, которое охраняется на территории заповедника,- овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территориях нашей страны, а сейчас учёные охраняют и исследуют его на о. Врангеля.

Учитель. В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

5.Закрепление изученного материала.

Учитель. Наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдёте с палубы экспедиционного судна, мы должны пройти таможенный контроль.

1.Укпжите острова, которые расположены в пределах природной зоны арктических пустынь:

а) Новосибирские острова.

б) Командорские

в) Земля Франца- Иосифа.

Г) Сахалин.

2. Площадь, занятая зоной тундры, в России составляет:

А) 40 %

Б)10 %

В). 18%

Г) 30 %

3.Какие животные являются типичными представителями фауны зоны арктических пустынь?

А) Белый медведь

Б) волк

В) зубр

Г) овцебык

Д) куница.

4. Отметьте характерные признаки природной зоны Арктики:

А) полярное сияние

Б) средняя температура июля составляет около + 2 С*

В) выпадает много осадков

Г) поверхность сильно заболочена

Д) практически отсутствуют почвы.

Е) на скалистых берегах много птичьих базаров.

Ж) обилие ягодных кустарников.

5. Домашнее задание

1 .Нанести на контурную карту –территорию Арктики

2.Северный морской путь.

3. Заповедники.

6. Итоги урока. .

Географическое положение природной зоны

Климатическая характеристика

Почвы

Растения

Животные.

Средняя температура июля

Средняя температура января

Гко,мм

Воздушные массы

Кол-во сол –ой радиации

Острова: земля Франца-Иосифа, северная земля,Новая земля, Новосибирские острова, о Вайгач, Колгуев, Врангеля, полу-ва Таймыр, Ямал, Чукотка, Канин.

2….+4.

20- 40.с*

Арктические

70 ккал

Слабо выражены

Мхи и лишайники, полярный мак. Не образуют сплошного покрова. Оазисы.

Белый медведь,морж, тюлень, песец, лемминг, белуха, гагара, финвал, розовая чайка, длиннохвостый поморник, кайры.

Зона Арктических пустынь богата полезными ископаемыми: марганцевые руды -- карбонатные и окисные, руды чёрных и цветных металлов. В качестве попутных компонентов встречается серебро, галлий, индий, германий, иттрий, иттербий, ниобий.

Последние десятилетия хозяйственной деятельности человека обернулась для некоторых районов Арктических пустынь настоящей трагедией: это и радиоактивное загрязнение, резкое уменьшение численности многих арктических животных. Принимаются меры по охране природы: прекращение испытаний ядерного оружия и ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрану редких животных

Вывод

Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дуют холодные ветры, мороз в Арктике зимой достигает 60 градусов. Несмотря на такую температуру, в Арктике есть жизнь. Там обитают различные животные, птицы, растения и рыбы. Животные Арктики являются уникальными, потому что некоторые из них не встречаются нигде, кроме как в этом регионе. Пустыни Арктики населены белыми медведями, северными оленями, песцами, зайцами, леммингами, разными видами птиц (тундровыми куропатками, белыми совами, кайрами, Гагарками, Чайками, Воронами) . Морскими обитателями Арктики являются: рыба Сайка, рачки, моржи, тюлени, нарвалы, белухи. Многие виды занесены в красную книгу. Также животные имеют специальные приспособления для жизни в таких суровых условиях, такие как: белая окраска меха зверей и оперенья птиц, накопление слоя подкожного жира, густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц, утепление конечностей на зиму у песцов - тёплые стельки, у птиц опушение ног, зимняя спячка.

Растения Арктики представлены лишайниками, мхами, полярными маками, водрослями. Растения растут и развиваются в таком холодном регионе в связи с тем, что на поверхность поступает большое количество солнечной радиации. Также этим объясняется тот факт, что температура поверхности может превышать температуру воздуха на 20° C. Растения также имеют специальные приспособления: карликовые формы растений, их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет, растения стелятся по земле, образуя подушки, корни расположены близко к поверхности, растения многолетние.

Арктическая пустыня расположена в бассейне Северного Ледовитого океана. Всё пространство является частью арктического географического пояса и считается наиболее неблагоприятной для проживания местностью. Территория пустыни покрыта ледниками, обломками камней и щебнем.

Климат арктической пустыни

На территории пустыни обитают около 120 видов животных, среди которых выделяются белки, волки, зайцы, киты, арктические полевки. Все представители животного мира адаптированы к суровым климатическим условиям и способны выжить в экстремальных ситуациях. Животные обладают густой шерстью и толстым слоем жира, что помогает пережить холода.

Главными жителями арктических пустынь считаются белые медведи.

Млекопитающие живут как на суше, так и в воде. Размножаются медведи на северном побережье Мыса Желаний, Чукотки, о. Земли Франциска-Иосифа. На суровых территориях расположен заповедник «Остров Врангеля», на котором обустроено около 400 берлог для млекопитающих. Данную местность называют «родильным домом» для белых медведей.

Представителями рыбы выступают форель, камбала, лосось и треска. В пустыне живут такие насекомые, как комары, кузнечики, мотыльки, мухи, мошки и арктические шмели.

Форель

Камбала

Лосось

Треска

Природные ресурсы арктической пустыни

Несмотря на неблагоприятные условия для проживания, арктическая пустыня достаточно привлекательна для добычи полезных ископаемых. Основными природными ресурсами являются нефть и газ. Помимо этого, на заснеженных территориях можно найти пресную воду, изловить ценные виды рыбы и добыть другие ископаемые. Уникальные, нетронутые, завораживающие ледники привлекают тысячи туристов, приносящих дополнительную экономическую выгоду.

Арктические районы также имеют месторождения меди, никеля, ртути, олова, вольфрама, платиноидов и редкоземельных элементов. На территории пустыни можно найти запасы драгоценных металлов (серебра и золота).

Биоразнообразие данного региона во многом зависит от человека. Нарушение естественной среды обитания животных, либо малейшее изменение почвенного покрова могут привести к серьезным последствиям. На сегодняшний день именно Арктика является одним из основных источников пресной воды, так как содержит до 20% мирового запаса.