Год создания опек. Опек: расшифровка и функции организации

Организация стран-экспортёров нефти, сокращённо -- ОПЕК, (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть

ОПЕК была сформирована на международной конференции 10-14 сентября 1960 года в Багдаде (Ирак). Первоначально в эту организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 годы было принято еще восемь новых членов: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 года Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 года из нее был исключен Габон.

ОПЕК как постоянно действующая негосударственная организация была создана на конференции в Багдаде (Ирак) 10--14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973--1992), Габон (1975--1994), Ангола (2007).

Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» в картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch/Shell и Texaco и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, - в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам.

Инициатором создания организации была Венесуэла--наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Основными целями создания Организации являются:

  • 1) координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
  • 2) определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • 3) обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти;
  • 4) внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: экспортер нефть россия энергообеспечение
  • · устойчивых доходов стран-производителей нефти;
  • · эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
  • · справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  • · охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • · сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Таким образом, основной целью ОПЕК является, единая защита свои экономических интересов. По сути, ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Такие крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и Советский Союз, а затем Россия, никогда не были членами ОПЕК.

Одной из задач ОПЕК является представление единой позиции стран-производителей нефти на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально влиять на расстановку сил на рынке нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это время ОПЕК начала отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти.

В октябре 1973 года Организация ввела эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.

В течение 70-х годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия между членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны.

Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти.

Страны, входящие в ОПЕК, принадлежат к разным группировкам. К радикальной группировке относятся Ирак, Иран, Ливия и Алжир Они традиционно выступают за установление цен на возможно более высоком уровне. Остальные страны можно отнести к умеренной, которая соответственно выступает за умеренную политику Страны - экспортеры нефти поняли, что регулируя объемы добычи они смогут контролировать цены на нефть, но и страны - импортеры нефти, а в целом ряде случаев и нефтяные монополии делали все, чтобы не дать ОПЕК сдерживать рост предложения нефти. В своем давлении на ОПЕК страны- импортеры нефти, и в первую очередь США, использовали и используют объективные расхождения между странами - членами ОПЕК по вопросу о расширении добычи нефти. Многие исследователи подчеркивают стремление США нарушить единство нефтедобывающих стран, исключить возможность их совместных действий. Американский капитал всеми правдами и неправдами стремился усилить свои позиции в некоторых нефтедобывающих странах.

Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.

ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году - появления нового участника организации - Анголы и возвращения в организацию Эквадора.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа - газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

Р ешения ОПЕК по цене на нефть являются одним из важнейших факторов фундаментального анализа. От них зависит динамика торгов этим товаром.

Сегодня вы узнаете, что такое ОПЕК и как страны-экспортеры нефти ОПЕК влияют на добычу сырья, что это за организация, каким образом она регулирует квоты на получение черного золота из земных недр, какие у нее отношения с Россией и много других важных для трейдера и инвестора вопросов.

Что такое ОПЕК (OPEC) простыми словами

– это международная организация, которая объединяет правительства 15 стран-экспортеров нефти. Изначально в ее состав входило 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Она была создана в ходе Багдадской конференции в 1960-м году. В дальнейшем к этой стране присоединялись другие государства, такие как Катар, Ливия, ОАЭ, Нигерия и другие. Индонезия и Габон в свое время также были членами этой организации, но уже сейчас они не находятся в ее составе.

ОПЕК – это сокращение от The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) – Организация стран экспортёров нефти.

С 1960 по 1965 год штаб-квартира экспортеров нефти ОПЕК находилась в Женеве, но уже в сентябре 1965 она стала постоянно размещаться в Вене.

Цель организации – объединение государств-экспортеров нефти для регулирования экономической политики в этой отрасли: обеспечивать адекватные цены на черное золото, обеспечить постоянные и справедливые поставки странам-потребителям.

ОПЕК простыми словами – это международная организация, созданная для того, чтобы всем экспортерам нефти и ее потребителям было хорошо.

Википедия говорит, что ОПЕК – это организация, которая контролирует две трети всех запасов нефти, существующих в мире. Около трети добычи черного золота и половины экспорта попадает на 15 стран, входящих в состав этой организации.

Страны ОПЕК и добыча нефти ОПЕК

Сегодня в состав организации входит 15 стран (страны экспортеры нефти ОПЕК):

  1. Кувейт.
  2. Катар.
  3. Алжир.
  4. Ливия.
  5. Ирак.
  6. Экваториальная Гвинея.
  7. Венесуэла.
  8. Иран.
  9. Нигерия.
  10. Конго.
  11. Габон.
  12. Эквадор.
  13. Ангола.

Несмотря на тот факт, что в состав организации входят страны экспортеры нефти ОПЕК с самых разных частей света, наибольшим влиянием обладает Королевство Саудовская Аравия (КСА), а также другие государства, расположенные на Аравийском полуострове.

Всё дело в том, что именно КСА обладает возможностью добывать огромное количество нефти, в то время как другие государства обладают как меньшими запасами нефти, так и менее современными технологиями.

Как раз по этой причине политика организации в значительной степени определяется монархиями Аравийского полуострова, хотя Иран, Венесуэла и другие страны тоже имеют право голоса.

Страны ОПЕК, как и другие государства мира, участвуют в мировой политике, поэтому вынуждены следовать разного рода тенденциям.

К примеру, Иран, долгое время находившийся под западными санкциями, в последние годы участвовал в делах ОПЕК всё меньше и меньше, ведь его нефть не покупали, опасаясь враждебных действий со стороны страны, которые ввели эти санкции (США, Британия и другие государства). Если в прошлом штаб-квартира этой организации находилась в швейцарской Женеве, то сегодня она находится в столице Австрии – Вене.

В состав этой организации входят именно зависимые от нефти государства. Подать заявку на вступление могут любые государства. Рассмотрим государства, входящие в состав этой межправительственной организации, более подробно.

Страны Азии и Аравийского полуострова

В эту категорию входят Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия. До января 2009 года в этом перечне была еще и Индонезия. Для стран этой категории характерен монархический строй. В них постоянно происходят конфликты за черное золото уже с середины двадцатого века. В частности, войны создаются специально для дестабилизации рынка этого сырья.

Южноамериканские страны

В состав этой категории входит Венесуэла и Эквадор. Первая была одной из инициаторов создания этой организации. В последнее время экономическое положение этой страны оставляет желать лучшего. Ее госдолг вырос из-за политического кризиса и снижения цен на нефть. В свое время эта страна была довольно развитой, поскольку нефть была дорогой. Пример с Венесуэлой говорит нам, насколько важна диверсификация.

Что касается Эквадора, то эта страна имеет очень большой размер государственного долга (половина от ВВП ). Кроме того, за невыполнение обязательств сорокалетней давности ей пришлось заплатить 112 миллионов долларов, что очень сильно подкосило экономику.

Африканские страны

Для этой страны характерен низкий уровень жизни в том числе и из-за перенасыщения нефтяного рынка. Кроме этого, в этих государствах-членах ОПЕК очень большое население при высокой безработице.

Как ОПЕК влияет на цену нефти в примерах

Квоты ОПЕК на добычу нефти – это мощные инструменты влияния на цену черного золота, которые предназначены для уменьшения предложения при высоком спросе. Эта практика показала свою высокую эффективность в течение нескольких десятилетий.

Квота – это количество нефти, которую можно поставлять участникам этой межправительственной организации.

Впервые этот инструмент был применен в 1973 году, когда размер выпуска был снижен на 5%. Вследствие этого стоимость черного золота выросла на 70%. Еще одно последствие такого решения – это война, где сторонами конфликта были Израиль, Сирия и Египет.

Когда участники этой организации принимают решение, резко возрастает торговая активность на финансовых рынках, и это хорошая возможность заработать трейдеру.

Основные решения ОПЕК по нефти решение ОПЕК по цене на нефть :

  1. Главная задача этой организации заключает в координации действий стран, которые поставляют нефть на нефтяные рынки. Организация занимается унификацией нефтяной политики, что очень важно как для организации в целом, так и для каждой страны-экспортера в отдельности.
  2. Другая задача ОПЕК – это стабилизации поставок нефти, однако, как показала история, в действительности это не так. Многие страны ОПЕК (за исключением развитых государств Аравийского полуострова) – это страны Третьего мира, которые не обладают ни технологиями, ни военной силой. КСА и другие арабские страны могут прожить и без нефти, однако для других государств нефть является единственным источником дохода (к примеру, Иран и Габон). В результате они использую нефть в качестве оружия, постоянно угрожая другим мировым государства нефтяной блокадой в случае невыполнения каких бы то ни было решений.

Иран постоянно угрожает нападением на американские суда, которые охраняют покой в Арабском заливе, требуя снять санкции.

Влияние ОПЕК осуществляется примерно таким же образом, как и влияние любой другой организации. В некоторых случаях страны ОПЕК могут сократить добычу нефти, что приведёт к повышению её стоимости. Также они могут ввести эмбарго на поставку нефти.

В прошлом веке это привело к энергетического кризису в Западной Европе, когда некоторые страны ЕС отказались поддержать арабские страны во время оборонительной войны с Израилем. После этого весь мир облетели кадры, как глава Нидерландов был вынужден добираться на работу на велосипеде.

Также ОПЕК старается координировать свои действия с Россией для того, чтобы более эффективно влиять на мировые цены.

  • Некоторые западные страны считают, что ОПЕК постепенно монополизирует рынок нефти и пытается исключить из картеля Иран, так эта страна подвергается санкциям со стороны многих государств мира и одним своим присутствием за столом переговоров дискредитирует ОПЕК.

Несмотря на многочисленные обвинения, ОПЕК играет крайне важную роль в мировой экономике и политике, так как даже самые передовые технологии не способны заменить нефть, которая является главным источником энергии на планете.

Добыча нефти ОПЕК – Квоты и регулирование

На величину квот добычи нефти ОПЕК влияет мировая ситуация на рынке черного золота. Дополнительный элемент регулирования – это контроль за соблюдением договоренностей между странами-участницами. Еще одно ключевое понятие регулирования – «ценовой коридор». Если цена выходит за его пределы, то собирается совещание, и участницы договариваются корректировать квоты таким образом, чтобы котировки на сырье сохранялись в установленном пределе.

Сокращение нефти ОПЕК – простой, но эффективный способ регулирования этого рынка.

Квоты на добычу нефти устанавливаются исходя из запасов нефти и технологий, которые есть в стране для её добычи. Именно поэтому самое большое количество нефти на рынок поставляет КСА. Эта самая развития страна картеля, которая обладает новейшими технологиями и способна с помощью одной из сильнейших мировых армий обеспечить безопасность поставок нефти в любую точку Земли.

Также квоты на поставку нефти могут быть снижены, если цены на “чёрное золото” падают. Некоторые страны ЕС считают, что таким образом картель искусственно завышает цены, однако это суверенное право всех участников картеля.

Также политика ОПЕК в прошлом позволила сформировать единую политику борьбы против нефтяных корпораций. В результате изменилось и отношение к участникам картеля, и авторитет этой мировой организации. Так как в состав организации входят почти все крупнейшие поставщики нефти, то и эффективность решений этой организации не подвергает сомнению.

Корзина ОПЕК и стоимость нефти

Впервые о корзине цен на нефть ОПЕК начали говорить в 1987 году. Это сборное понятие, включающее в себя цены всех сортов нефти, произведенных в странах-участницах, из которых было выведено среднее арифметическое.

Ценовой коридор устанавливается, исходя из стоимости корзины. Самая большая ее цена была зафиксирована 3 июля 2008 года, когда средняя цена на нефть входящих в состав ОПЕК государств была на уровне почти 141 доллара за баррель.

Интересная ситуация по поводу Индонезии. Несмотря на то, что она в 2009 году вышла из состава ОПЕК, ее нефть в 2016 году была включена в корзину.

История отношений ОПЕК с Россией

В СССР в 60-е годы прошлого века отношение к ОПЕК было изначально положительное, ведь эта организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям Запада в условиях Холодной войны. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице союзников США среди развитых ближневосточных государств, то страны – члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по пути коммунизма, хотя это было невозможно. Этого, как показало будущее, не случилось.

При этом СССР находился как бы «в стороне» и не спешил вступать в состав только что созданной организации, даже несмотря на наличие в ней союзников. Советскому Союзу не нравился тогдашний устав организации в частности, невозможность стать членом первого сорта. Ведь им мог стать только основатель. Кроме этого, там были пункты, не совместимые с командной экономикой (в частности, про инвестиции со стороны стран Запада).

Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики во время первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Он вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран – союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию поддержала в полной мере. Тогда многие западные страны вернулись в средневековье, так как у них закончились запасы топлива и энергии. После этого случая мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на абсолютно новый этап развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых поставщиков “чёрного золота”, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние друзья СССР Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Тем не менее, до вступления дело так не дошло, и этому, скорее всего, помешал Устав ОПЕК.

Дело в том, что стать членом полноправным членом СССР не мог, ведь он не числился в основателях этой организации. Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой и неэффективной коммунистической экономики. К примеру, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти, а именно для США, Британии, Франции и других западных стран, а также гарантировать доходы и возврат капиталов инвесторов. В СССР понятие “частная собственность” было достаточно расплывчатым, поэтому обеспечить это условии советские власти не могли.

ОПЕК и современная Россия

Что касается современной России, то ее история взаимоотношений с ОПЕК началась с 1998 года, когда она стала наблюдателем. С этого момента она принимает участие в Конференциях организации и других мероприятиях, связанных даже со странами, не входящими в ее состав. Российские министры регулярно встречаются с главными лицами организации и коллегами. В отношениях с ОПЕК Россия также была инициатором некоторых мероприятий, в частности, Энергодиалог .

В отношениях ОПЕК и России есть и сложности. Прежде всего, первая боится, что Россия увеличит свою долю на рынке. В ответ на это ОПЕК собирается уменьшить выработку нефти при условии, что РФ не согласится сделать это. Именно поэтому не получается восстановить мировые цены на нефть. В общем, ОПЕК и нефть России является некоторой болевой точкой в отношениях.

В целом, отношения РФ и ОПЕК благоприятные. В 2015 году даже было ей предложено вступить в ряды этой страны, но Россия решила остаться в роли наблюдателя.

Нефтяной картель поначалу не имел того политического влияния, которое у него есть сейчас. При этом даже страны-участницы полностью не понимали, зачем они его создают, и их цели были различными. Но сейчас это важный игрок на рынке черного золота, и приведем некоторые интересные факты про него.

  1. До того, как была создана ОПЕК, существовало 7 транснациональных корпораций, которые полностью управляли нефтяным рынком. После того, как появился этот картель, ситуация в корне изменилась, и монополия частных компаний исчезла. Сейчас из них осталось только 4 компании, потому что часть была поглощена, а часть объединилась.
  2. Создание ОПЕК изменило баланс сил в такой степени, что теперь именно она решает, какая будет цена на нефть. Если цена снижается, сразу сокращается добыча, и стоимость черного золота увеличивается. Конечно, сила организации в данный момент не такая большая, как раньше, но все еще приличная.
  3. Страны ОПЕК контролируют 70% мировой нефти. Недостаток этой статистки в том, что добыча не подвергается независимому аудиту, поэтому верить ОПЕК приходится на слово. Хотя вполне вероятно, что этот размер запасов нефти ОПЕК соответствует действительности.
  4. ОПЕК смогла создать мощнейший энергетический кризис, увеличив цену на 450%. Причем решение это было обдуманное и было направлено против США и других государств, поддерживающих Израиль во время войны с Египтом и Сирией. С другой стороны, появление кризиса привело к тому, что многие страны стали формировать стратегические запасы ценного горючего.

Ну и наконец, главный интересный факт мы вынесем отдельно. Несмотря на то, что ОПЕК оказывает существенное влияние на стоимость нефти, непосредственно от нее она не зависит. Цены устанавливаются в ходе торгов на биржах. Просто картель хорошо знает психологию трейдера и знает, как можно заставить его заключать сделки в нужном им направлении.

ОПЕК и трейдеры

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 – 1,4 млрд т нефти всего лишь за 1 год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно контролировать цены. Однако жизнь показала, что на самом деле всё сложнее. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемых эффектов или даже приводят к неожиданным негативным результатам.

С введением в начале 1980-х годов финансовый рынок начал оказывать куда более большое влияние на формирование цен на “чёрное золото”. Если в 1983 году на Нью-Йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это во много раз больше, чем вся мировая добыча нефти.

Помимо Нью-Йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, имеются и другие финансовые инструменты (деривативы), которые привязаны к нефти.

Из-за этого каждый раз, когда ОПЕК принимает какое-то решение, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает предполагаемое направление для изменения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цен на топливо, тем самым, серьезно искажая эффекты, на которые и были рассчитаны меры ОПЕК.

Заключение

ОПЕК появилась в 1960 году, когда колониальная система мира была почти уничтожена и на международной арене начали появляться новые независимые государства в основном в Африке или Азии.

В то время их полезные ископаемые, нефть в том числе, добывали западные компании, так называемые Семь Сестер : Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК разрушила монополию американских и британских компаний (а также некоторых других стран), освободив из-под колониального гнёта многие страны, которые были оккупированы колониальными империями.4 оценок, среднее: 4,75 ). Оцените пожалуйста, мы очень старались!

Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.

ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году - появления нового участника организации - Анголы и возвращения в организацию Эквадора.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа - газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран - потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.