История 20 века зарубежные страны. Загладин Н

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.
Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.
Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.
Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.
Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.
В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.
Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.
В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.
В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.
Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.
Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.
В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва
«Русское слово»
1999

Загладин Н.В.
Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.
ISBN 5-8253-0015-5
Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.
ББК 63.3(0)
ISBN 5-8253-0015-5
Загладин Н.В., 1999
Ларина Л.И., 1999
Якубовский С.Н., 1999
ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999.

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР /Н.И.Сергеева/

Программа курсов:

«Новейшая история зарубежных стран, XX –начало XXI в»,

«История России в XX –начале XXI в»

9 класс (102 ч)

Составила: Е.В.Степанова

2009-2010 уч. год

Программа по Новейшей истории зарубежных стран.

XX – начало XXI в за курс

9 класса (40 ч).

Составила Степанова Елена Владимировна, учитель истории.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией О.С. Сороко – Цупа. М.: Просвещение, 2006

Программа рассчитана на 40 часов. В учебно-методический комплекс входит:

1. Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа. М.: Просвещение, 2006.

2. Рабочая тетрадь к учебнику: «Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века», М.: Просвещение, 2007

3. Разработки уроков по курсу: «Новейшая история. XX – начало XXI в» / А.К. Соловьев.- М.: Просвещение, 2006

В программу курса входит изучение Новейшей истории зарубежных стран XX – начала XXI в. Период: складывания «нового империализма», Первой и Второй мировых войн, мировых экономических кризисов; «холодной войны»; становления «постиндустриального общества».

Цель курса:

    Изучить основные события Новейшей истории зарубежных стран в XX в – начале XXI в;

    Развивать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира

Задачи курса:

    Познакомить учащихся с развитием мира после Первой мировой войны

    Дать представление о причинах и последствиях мирового экономического кризиса

    Показать причины, ход и последствия Второй мировой войны

    Сформировать представления учащихся об основных тенденциях развития мира во второй половине XX века

    Изучить экономическое, политическое и культурное развитие европейских государств, государств Востока, Африки, Латинской Америки, Восточноевропейских государств в период новейшей истории

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

    Основные положения Версальско – Вашингтонской системы

    Особенности экономического кризиса. Модели выхода из экономического кризиса

    Положения идейно-политических течений и партий (консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма)

    Новые виды общественного движения в Европе (фашизм и др.)

    Причины и характер Второй мировой войны

    Реформы и революции в странах Востока. Пути модернизации

    Особенности «холодной войны»

    Этапы развития международных отношений. Глобализация в конце XX – начале XXI вв

    Основные даты, понятия и термины изучаемого периода

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

    Анализировать исторические явления, процессы, факты;

    Обобщать и систематизировать полученную информацию;

    Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

    Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

    Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

Программа

Раздел I . Новейшая история. Первая половина XX в. (21 ч)

Тема 1. Первая мировая война (5 ч)

Индустриальное общество в начале XX в. Основные характеристики индустриальной эпохи (технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США). Вторая промышленно – технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Причины прорыва США в экономическом развитии. Факторы экономического роста в Германии, экономической стабильности в Великобритании и экономического отставания во Франции, Италии и Австро– Венгрии. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

Политическое развитие в начале XX в. Основные направления демократизации социально – политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религиозные и националистические партии и движения. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал – демократии в сторону социал – реформизма. Либералы у власти. Особенности политического развития в Европе и США в начале XX в. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. Политики – профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно – политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Локальные конфликты конца XIX – начала XX в. как предвестники «Великой войны». Рост националистических настроений в европейском обществе.

Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Гаврило Принцип. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914 – 1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Морально – психологические последствия войны.

Мирное урегулирование. Версальско – Вашингтонская система. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Устав Лиги Наций. Вашингтонская конференция (1921 – 1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско – Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение по теме: «Первая мировая война». Проверочная работа

Тема 2. Версальско – Вашингтонская система в действии (7 ч)

Последствия войны: революции и распад империй. Социальные последствия Первой мировой войны. «Потерянное поколение». Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал – демократии в политической системе. Рабочие и социал – демократические партии – путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил – коммунистических партий. Создание Коммунистического Интернационала (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг. Активизация праворадикальных сил – образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.

Капиталистический мир в 20-е гг. Особенности экономического восстановления 20-х гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. Культ наживы на фоне экономического подъема в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг. Развитие международных отношений в 1920 –е гг. Генуэзская 1922 г. международная конференция. Советско – германские переговоры в Рапалло (1922 г), их экономические и политические последствия. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Локарнские договоры 1928 г. Пакт Бриана – Келлога 1928 г.

Страны Европы и США в 20-е гг. США – «процветание» по-американски. США – международный кредитор. Дегуманизация труда. Развитие массовой культуры. Рост консерватизма. Расовая дискриминация. Коррупция в органах власти. Германия – кризис Веймарской республики. Идейно – политический раскол в германском обществе. Экономическое положение Германии после войны и революционных потрясений. Путчи и Восстания. «Капповский путч». «Пивной путч». Великобритания – коалиционные правительства. Деятельность Лейбористской партии. Всеобща стачка 1926 г. в Великобритании. Антипрофсоюзный закон 1927 г. Франция в 20-е гг.: политическая неустойчивость. Коалиция «Национальный блок». Вторжение франко-бельгийских войск в Рурскую область. Отставание в области социального законодательства.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Великая депрессия: социально – психологические последствия мирового экономического кризиса. Причины экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель – социальные реформы и государственное регулирование. Неолиберализм и кейсианство – идеология и практика государственного регулирования экономики. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20 – 30-е гг. XX в.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Г. Гувер и его политика в годы Великой депрессии. Ф. Рузвельт – политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально – ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф. Рузвельту как к государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930-е гг.

Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция. Особенности экономического кризиса 1929 – 1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Н.Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Великобритании. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936 – 1939 гг.) во Франции. Л. Блюм. Историческое значение либерально – демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920 – 1930-е гг. Политические и социально – экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Б. Муссолини. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч». Идеология национал – социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима 1933 – 1939 гг. Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно – политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании 1936 – 1939 гг. Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Франко. Особенности испанского фашизма.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение по разделу: «Версальско-Вашингтонская система в действии». Проверочная работа.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (4 ч)

Восток в первой половине XX в. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Синьхайская революция 1911 – 1912 гг. в Китае. Кемалистская революция 1918 – 1923 гг. в Турции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Социально – экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в. – путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии – пять войн за полвека. Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война 1928 – 1937 гг. в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо – китайская война 1937 – 1945 гг. Индия – британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно – политическое течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампания ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.

Латинская Америка в первой половине XX в. Культурно – цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально – экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910 – 1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция 1933 – 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция – реформы – диктатура – революция.

Культура и искусство первой половины XX в. Революция в естествознании. А. Эйнштейн. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Учение З. Фрейда о психоанализе. Учение А. Бергсона о творческой интуиции. Труды М. Вебера о развитии общества. Особенности художественной культуры. «Декаданс» в искусстве. Модернизм. Неоромантизм. Символизм. Стиль модерн. Направления в живописи: импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионализм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм. Литература.

Международные отношения в 30-е гг. Крах Версальско – Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам – агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно – политический блок Берлин – Рим – Токио 1937 г., Мюнхенский сговор 1938 г. Советско – германские договоры 1939 г. и секретные соглашения к ним. Дискуссии историков о роли тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны. Провал идеи коллективной безопасности.

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (1 ч)

Причины и характер Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 – июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 – 1944 гг. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлировской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференция глав государств – участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И.Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944 – 1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945). Капитуляция Японии. Атомные бомбардировки США городов Японии (1945 г): их цели и результаты. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Повторение (2 ч)

Обобщающее повторение по разделу: «Новейшая история. Первая половина XX в»

Контрольная работа по разделу: «Новейшая история. Первая половина XX в»

Раздел II . Новейшая история, вторая половина XX в. (19 ч)

Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (6 ч)

Послевоенное мирное урегулирование. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, Образование двух германских государств. Договор с Австрией. Сепаратный договор с Японией. Проблема заключения мирного договора между СССР и Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945 – 1946 гг.) процесс над главными военными преступниками.

«Холодная война». Военно – политические блоки. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Преследование инокомыслящих. Маккартизм. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно – политические системы. Гонка вооружений и создание военно – политических блоков НАТО и ОВД как проявление соперничества двух сверхдержав – СССР и США. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверждержав.

Завершение эпохи индустриального общества, 1945 – 1970 гг. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945 – 1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Бретон – Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство – массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Кризисы 70 – 80-х гг. Становление информационного общества. Причины экономического кризиса 1974 – 1975 гг. и 1980 – 1982 гг. Новый этап научно – технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Ценности постиндустриального (информационного) общества. Три этапа социально – экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970 – 1990-е гг.: либерально – реформистский, социал – реформистский, консервативно – ревормистский. Противоречия социально – экономического развития современных стран в конце XX – начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Политическое развитие стран Запада. Главные идейно – политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно – политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил Христианско – демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал – демократов и переход на платформу умеренного реформизма. «Декларация принципов» об основных целях деятельности и ценностях социалистических и социал – демократических партий. Международное профсоюзное движение. Факторы возрождения правых Экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX – начале XXI в.

Гражданское общество. Социальные движения. Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX – начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие (4 ч)

Соединенные Штаты Америки. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945 – 1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США – сверхдержава в конце XX – начале XXI в. США в эпоху президентов Д.Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша – младшего.

Великобритания. Франция. «Политический маятник» 1950 – 1990-х гг. лейбористы и консерваторы у власти. Социально – экономическое развитие Великобритании. М.Тэтчер – «консервативная революция». Э. Блэр – политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления – «деволюция». Конституционная реформа. Приоритеты внешней политики Великобритании. Социально – экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Либеральный курс В. Жискар Д" Эстена. Попытка «левого эксперементи» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти – опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж – инициатор европейской интеграции. Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.

Италия. Германия: раскол и объединение. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно – политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально – экономического развития Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг – региональные проблемы Италии. С. Берлускони. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945 – 1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949 – 1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г. – ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально – экономические и политические проблемы объединенной Германии. Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль – первый канцлер объединенной Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелеными» (выборы 1998 и 2002 гг.) Г. Шнейдер – прагматическая политика «нового центра» К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945 – 1999 гг. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989 – 1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX – XXI вв.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение

ББК 63.3(0)

Авторы: докт. ист. наук, проф.А.М.Родригес; докт. ист. наук, проф. К.С. Гаджиев; канд. ист. наук, доц. М.В. Пономарев; канд. ист. наук, доц. Л.А. Макеева; канд. ист. наук, доц. В.Н. Горшков; канд. ист. наук К А. Киселев; Л.С. Никулина; канд. ист. наук И.О. Пономарева

Методический материал подготовлен Е.В. Саплиной и А.И. Саплиным

Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. А.М.Родригеса. В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - Ч. 1 (1900-1945). - 360 с.: ил.

ISBN 5-691-00177-9

ISBN 5-691-00205-8(1)

Пособие создано с учетом новейших тенденций в развитии отечественной и зарубежной историографии. Сделана попытка перенести принятые ранее акценты с проблем раскола мира, логики конфронтационных отношений на вопросы интеграции мирового пространства, эволюционного становления современной постиндустриальной цивилизации, феномен единства и многообразия мира. Представлена история стран Востока, расширен круг рассматриваемых регионов и государств.

Сочетание проблемного и страноведческого принципов изложения материала и особенности структуры пособия позволяют использовать его как в полном виде, так и в сокращенном варианте в 10-11 классах общеобразовательной школы или 9 классе гимназий и лицеев.

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1998

ISBN 5 691 00177 9

ISBN 5 691 00205 8(I)

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 3

§ 1. Завершение процесса формирования евроцентристского мира 3

§ 2. Триумф евроцентристского мира 4

§ 3. Основные направления социально-экономического развития 8

§ 4. Новые тенденции в развитии капитализма. Государственно-монополистический капитализм 10

§ 5. Трансформация капитализма на путях реформизма 12

§ 7. Кризис рационалистического типа сознания 18

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 19

§ 1. Завершение территориального раздела мира между великими державами 19

§ 2. Первая мировая война 23

§ 3. Образование новых очагов войны 30

§ 4. Вторая мировая война 33

Глава 3. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 41

§ 2. Англия 49

§ 3. Франция 57

§ 4. Германия 67

§ 5. «Малые страны» Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия) 78

Глава 4. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ, ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ 84

§ 1. Скандинавские страны 84

§ 2. Восточная Европа 89

§ 3. Италия 94

§ 4. Испания 99

Глава 5. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 107

§ 1. Мексиканская революция 1910- 1917 гг. 107

§ 2. Латинская Америка в 10 - 40-е годы 111

Глава 6. СТРАНЫ ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 114

§ 1. Турция 114

§ 2, Иран 117

§ 3. Афганистан 119

§ 4. Государства Юго-Восточной Азии 121

Глава 7. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ 124

§ 1. Япония и Корея 125

§ 2. Китай 128

§ 3. Индия 132

Глава 8. АРАБСКИЕ СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ 136

§ 1. Арабские государства Азии 136

§ 2. Арабские страны Северной Африки 139

Глава 9. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА 143

§ 1. Колониальная Африка 143

§ 2. Тропическая и Южная Африка в 1914 - 1945 гг. 146

Приложение. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 148

ВВЕДЕНИЕ

XX в. насыщен широкомасштабными событиями и процессами. В нем как бы совместилось несколько эпох человеческой истории. Многие страны и народы, пройдя этап индустриального развития, к концу века неузнаваемо изменились.

XX в. стал временем стремительного взлета человеческого разума, выразившегося в таких величайших открытиях, как теория относительности, расщепление атома, в развитии авиации, прорыве в космос и т. д. Начало века ознаменовалось завершением в ведущих странах развитого мира индустриальной революции, на его середину пришлась научно-техническая, а на последнюю четверть - информационная, или телекоммуникационная, революция. Шел неуклонный процесс дальнейшего распространения на новые страны и регионы рыночной экономики и либеральной демократии, признания принципов защиты прав человека и прав народов на самоопределение.

XX в. стал эпохой торжества национализма, под лозунгом которого распались многонациональные империи и великие колониальные державы. На их развалинах образовалось множество новых независимых государств.

В то же время XX в. вошел в историю как век двух самых опустошительных для человечества войн и самых тиранических режимов - фашистского, нацистского и большевистского. Раскол мира на общественные системы вылился в беспрецедентное мировое соперничество. Международные отношения на протяжении нескольких десятилетий строились на основе логики «холодной войны». Успехи научно-технического прогресса стали в такой ситуации не только основой коренного изменения всей сферы жизнедеятельности человека, но и придали ускорение новому витку гонки вооружений, особенно ядерного. Эйфория НТР на долгое время заслонила проблему экологических последствий технологического развития, которые приобрели к концу века катастрофические формы.

В третье тысячелетие человечество вступает, избавившись от многих ошибок и иллюзий. Крах тоталитарных режимов подвел черту под одним из самых грандиозных и кровавых экспериментов в истории человечества. Завершается эпоха господства сверх держав, проступают контуры нового, многополярного мира. Завершается начавшийся еще в эпоху Великих географических открытий процесс реального объединения мирового пространства, заселенного человеком. Помимо экономических, политических, информационных связей складывается и духовное, культурное единство человечества. Основой его становится не иллюзорное чувство самодостаточности и превосходства «великих наций», а понимание самобытности и важности любой национальной культуры.

История XX в. дает серьезные уроки единства судеб цивилизации, глубокой взаимозависимости и целостности мира.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

§ 1. Завершение процесса формирования евроцентристского мира

Большую часть XX столетия развитие современного мира шло под знаком господства группы стран, объединяемых под общим названием «Запад» (Великобритания, Франция, Германия, Россия (Советский Союз), Италия, Испания, США, Канада и др.) - т. е. мир был евроцентристским или, в широком смысле, евро-американоцентристским. Остальные народы, регионы и страны брались в расчет постольку, поскольку они были связаны с историей Запада.

И действительно, вплоть до второй половины столетия в целом именно Запад определял магистральные направления, пути и средства мирового развития, постепенно вовлекая в свою орбиту все новые регионы, страны и народы. Европа дала современному миру передовую научную мысль и идеи гуманизма, великие географические открытия, положившие начало объединению всей ойкумены в единое целое, рыночную экономику, институты представительной демократии, традиции права, светское государство, основанное на принципах отделения церкви от государства, и многое другое.

Особое место занимают те регионы и территории, которые были заселены и освоены европейцами, вытеснившими или физически уничтожившими местное население, например индейцев. Речь идет прежде всего о Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, а также Южной Америке, где сформировались либо своеобразные дочерние, либо гибридные культуры и общества, в той или иной степени напоминающие европейские. Постепенное вхождение этих обществ в единое всепланетарное сообщество составляет одну из основных глав современной истории человечеств. О размахе этого процесса красноречиво свидетельствует тот факт, что в период с 1810 по 1921 г. только в США переселились (главным образом из Европы) 34 млн чел. Только за 50 лет, с 1851 по 1910 г., из одной маленькой Ирландии за океан выехало 72 % ее жителей. Трудно себе представить, каким было бы лицо Европы и сама судьба европейской цивилизации без этого гигантского переселения народов.

Эпоха освоения и подчинения Азии, Африки и Америки европейскими народами началась с великих географических открытий в XV в. Заключительным актом этой эпопеи стало создание к концу XIX в. великих колониальных империй, охвативших громадные пространства и многочисленные народы и страны во всех четырех полушариях земного шара. Следует отметить, что колониализм и империализм не были исключительной монополией одной только Европы или западного мира нового и новейшего времени. История завоеваний так же стара, как и история человеческих цивилизаций. Империя как форма политической организации стран и народов существовала чуть ли не с самого начала истории человечества. Достаточно вспомнить, например, империю Александра Македонского, Римскую и Византийскую империи, Священную Римскую империю, империи Цин Шихуанди и Чингис-хана.

В современном понимании термин «империя» (а также производный от него термин «империализм») связан с латинским словом «император» и обычно ассоциируется с идеями диктаторской власти и принудительными методами управления. В новое время он впервые вошел в обиход во Франции в 30-х годах XIX в. и применялся в отношении сторонников Наполеоновской империи. В последующие десятилетия с усилением колониальной экспансии Британии и других стран этот термин получил популярность в качестве эквивалента термина «колониализм». На рубеже веков империализм стал рассматриваться как особая стадия развития капитализма, характеризующаяся ужесточением эксплуатации низших классов внутри страны и усилением борьбы за передел мира на международной арене.

Империализм характеризуется особыми отношениями господства и зависимости. Различные нации по своему происхождению, влиянию, ресурсам, возможностям не равны. Одни из них крупные, другие мелкие, одни обладают развитой промышленностью, а другие значительно отстали в процессе модернизации. Международное неравенство во все времена составляло реальность, что обусловливало подавление и подчинение слабых народов и стран сильными и могущественными империями или мировыми державами.

Как показывает исторический опыт, любая сильная цивилизация или мировая держава неизменно обнаруживала тенденцию к пространственному расширению. Поэтому она неизбежно приобретала имперский характер. В последние пять столетий инициатива в экспансии принадлежала европейцам, а затем Западу в целом. Хронологически начало формирования евро-центристской капиталистической цивилизации совпало с началом великих географических открытий. Складывавшаяся молодая динамичная цивилизация как бы сразу заявляла свои претензии на весь земной шар. В течение последующих за открытиями X. Колумба и В. да Гамы четырех столетий был либо освоен и заселен, либо покорен весь остальной мир.

Промышленная революция XIX в. дала новый толчок заморской экспансии европейских держав. Территориальная экспансия стала рассматриваться как средство увеличения богатств, престижа, военной мощи и получения дополнительных козырей в дипломатической игре. Между ведущими промышленными державами развернулась острая конкурентная борьба за сферы и регионы наиболее выгодного помещения капитала, а также рынки сбыта товаров. Конец XIX в. был ознаменован обострением борьбы ведущих европейских стран за завоевание еще незанятых территорий и стран в Африке, Азии и Океании.

К началу XX в. завершилась волна создания огромных колониальных империй, самой крупной из которых стала Британская империя, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке и до Канады на Западе. Весь мир оказался поделенным, на планете не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий европейские народы распространили свое господство почти над всем земным шаром.

Вопросы и задания

1. Почему первую половину XX в. можно определить как время господства евроцентристского мира?

2. Объясните следующие термины: колония, метрополия, империализм, экспансия.

3. Почему промышленная революция дала толчок к колониальной экспансии европейских государств?

§ 2. Триумф евроцентристского мира

Развитие средств коммуникации и транспорта и «закрытие» ойкумены. Великие географические открытия и колониальные завоевания вызвали полную трансформацию облика всего мира: земной шар впервые за всю историю человечества стал единой ойкуменой. Образно говоря, мир стал «завершенным», «закрытым»: человек освоил практически все земное пространство.

Особую роль в «закрытии» ойкумены сыграло развитие средств коммуникации и транспорта. Новшества в этой сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может осуществлять свое военное и политическое влияние. С точки зрения воздействия на военную мощь наиболее революционными нововведениями в истории человечества можно считать выведение породистых лошадей, создание парусных кораблей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгорания. Восхождение великих империй и эпохи политических объединений в целом ассоциировались с крупными сокращениями транспортных расходов.

Зависимость масштабов политической организации от средств транспорта отчасти объясняет, почему империи и крупные государства вплоть до нашего времени концентрировались, как правило, в бассейнах рек и по морским побережьям (Месопотамия и Древний Египет, Индия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества над так называемыми сухопутными державами.

Существенные изменения в этом плане произошли с началом развертывания промышленной революции и ростом сухопутных коммуникаций, особенно бурным развитием железнодорожного транспорта в XIX в., что давало возможность освоить огромные, ранее недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являются империи, созданные монголами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал арабский ученый XIV в. Ибн Халдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных физических барьеров, давала эквивалент моря. Города пустыни функционировали как морские порты.

Вплоть до XX в. главным препятствием на пути полномасштабного общения между различными странами и народами оставались физические препятствия: леса и горы, моря и пустыни, реки и климатические условия. Покорив и освоив огромные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь, для покорения воздушного, а затем и космического пространства. Все возрастающую роль в сближении различных стран, народов и регионов сыграло изобретение сначала телеграфа и телефона, а затем радио и телевидения.

Появление и дальнейшее развитие авиации внесло существенные коррективы в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятствий, авиация во многом стерла линию разграничения между морскими и сухопутными державами. Например, Великобритания в значительной мере потеряла свои преимущества как островная держава, отгороженная от возможных вторжений со стороны континентальных держав Ла-Маншем.

Колониальная система первой половины XX в. Главная особенность колониальной системы первой половины XX в. состояла в том, что она охватила весь земной шар и стала главным структурным элементом мирового капиталистического хозяйства. Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т. е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том или ином виде сохранившие свои традиционные системы правления. Следует отметить также и то, что целая группа стран, в том числе крупных (Китай, Турция, Иран, Афганистан, Сиам, Эфиопия и др.), сохраняла суверенитет лишь формально, поскольку, опутанные сетью неравноправных договоров, кабальных займов и военных союзов, они оказались в зависимости от ведущих промышленно развитых стран.

До конца XIX - начала XX в. неевропейские народы осваивали европейские научно-технические, экономические, интеллектуальные и другие достижения пассивно; теперь начался новый этап их активного освоения этими народами как бы изнутри. Приоритет в данном плане несомненно принадлежит Японии, которая в результате реформ Мейдзи в 1868 г. встала на путь капиталистического развития. Эти реформы положили начало заметному экономическому росту страны, что, в свою очередь, дало ей возможность перейти на путь внешней экспансии. Атака японской авиацией 7 декабря 1941 г. американской военно-морской базы Пёрл-Харбор воочию продемонстрировала реальное начало конца евроцентристского мира и стала точкой отсчета новой эпохи в мировой истории. Но до второй половины XX в. мир оставался евроцентристским: западные страны продолжали диктовать свою волю и определять правила политической игры на международной арене. Подавляющему большинству остальных стран и народов была отведена лишь пассивная роль объектов политики великих держав.

В конце XIX - первой половине XX в. капиталистические отношения из метрополий постепенно начали распространяться на колониальные и зависимые страны. Уже в первые десятилетия XX в. наблюдается тенденция к возрастанию роли колоний и зависимых стран в качестве источников дешевого сырья и рынков сбыта промышленных товаров метрополий, а также поставщиков дешевой рабочей силы. Компании метрополий в широких масштабах захватывали источники сырья. Нефть, уголь, металлсодержащие руды, редкие металлы, фосфаты и другие богатства Азии и Африки постепенно переходили в их руки,

Так, нефтяные компании захватили основные нефтеносные месторождения в арабских странах, Иране, Индонезии. Они присваивали себе монополию на добычу соли в Египте, Индии, Вьетнаме, Османской империи. Богатейшие золотые и алмазные россыпи Индии, африканских стран перешли в руки английских, американских, французских и бельгийских компаний. Они скупали за бесценок или захватывали плодородные земли, создавая на них плантации для разведения необходимых им сырьевых и продовольственных культур. Например, в руках английских дельцов очутилась большая часть чайных плантаций Индии, голландские корпорации овладели обширными плантациями в Индонезии, французские - во Вьетнаме.

В освоении и дальнейшем подчинении этих стран все более растущую роль стали играть вывоз туда капиталов и навязывание им займов под гигантские проценты. В результате уже в начале XX в. мир оказался разделенным на горстку государств-кредиторов и огромное большинство стран-должников. Займы не только приносили высокие прибыли банкам метрополий, но и обеспечивали финансовый контроль над странами-должниками. Создавалось положение, когда крупнейшие банки контролировали целые страны. Ярким примером тому служит англо-французский контроль над Египтом.

Превращение стран Азии и Африки в источник сырья вело к подрыву основ типичного для этих регионов традиционного натурального хозяйства и к вовлечению их в мировое хозяйство. Метрополии, навязывая колониальным и зависимым странам специализацию на выращивании и производстве выгодных им культур, способствовали превращению их хозяйств в монокультурные, т. е. производящие какую-либо одну культуру. Например, Ассам, Цейлон, Ява стали районами выращивания исключительно чая. Бенгалию англичане специализировали на производстве джута. Северная Африка поставляла оливки, Вьетнам - рис, Уганда - хлопок. Египет также превратился в хлопковое поле для английской текстильной промышленности. Результатом подобной ориентации явилось то, что многие из этих стран лишались собственной продовольственной базы и теряли способность к самообеспечению.

Во внешнеторговых отношениях между метрополиями, с одной стороны, и колониями и зависимыми странами, с другой, господствовала система неэквивалентного обмена. Сырье закупалось во много раз дешевле его продажной цены на рынках Запада. А иноземные фабричные товары продавались на рынках колониальных и зависимых стран по завышенным ценам. Такая практика приносила компаниям промышленно развитых стран максимальные прибыли. Все это вело к дальнейшему усилению их зависимости от метрополий.

При всем том необходимо отметить, что европейское, а затем и американское проникновение в Азию и Африку имело не только негативное значение. Хотя западные капиталовложения в экономику колониальных и зависимых стран и преследовали главным образом цель подчинения хозяйств метрополиям, одним из немаловажных результатов стало стимулирование капиталистического развития этих стран, появление здесь отдельных современных промышленных предприятий, складывание многоукладной экономики.

Важным результатом вызова западного капитала стало строительство железных дорог, портов, мостов, каналов, телеграфных и телефонных линий. В данной связи особо следует отметить строительство германским капиталом известной Багдадской железной дороги и с помощью английского и французского капитала - Суэцкого канала. С одной стороны, они приближали основные сельскохозяйственные и сырьевые регионы к промышленным центрам Запада, облегчали проникновение западных промышленных товаров в глубинные районы Азии и Африки, тем самым облегчая задачу эксплуатации их народов и обеспечения политического контроля над ними. С другой стороны, они стимулировали, хотя и однобокое, экономическое развитие целого ряда стран и регионов, способствовали их приобщению к научно-техническому прогрессу, приближению к мировым промышленным, научным и культурным центрам.

XX в. - век господства национализма. XX в. стал веком господства национализма. Национальное государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических, в том числе и международных, отношений. Германия и Италия, какими мы их знаем в современном виде, вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных государств (Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны и др.) появились на политической карте современного мира лишь после первой мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоманской и отчасти Российской империй.

Одной из общепризнанных целей Версальской мирной конференции 1919 г. было объявлено осуществление права наций на самоопределение. Согласно этому принципу, на месте распавшихся многонациональных империй предусматривалось создание множества самостоятельных национальных государств. Уже в тот период обнаружились почти непреодолимые трудности на пути реализации этого принципа.

Во-первых, на практике он был выполнен лишь в отношении некоторых народов Оттоманской и Австро-Венгерской империй, потерпевших поражение в войне, а также в силу ряда обстоятельств (большевистская революция и гражданская война) в России. Причем лишь несколько новообразовавшихся стран можно было назвать национальными в собственном смысле слова. Это Польша, Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным образованием, сформированным из соединения двух народов: чехов и словаков, а Югославия - из нескольких народов: сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев-мусульман.

Во-вторых, в восточноевропейских странах сохранились значительные национальные меньшинства, не сумевшие получить свою государственность.

В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмотря на то что из нее вышли Финляндия, Польша и прибалтийские страны, процесс самоопределения народов был прерван в самом начале и оказался отложенным на более чем семь десятилетий.

В-четвертых, заправилы Версальской конференции даже не ставили на обсуждение вопрос о предоставлении независимости народам победивших в войне колониальных империй Англии и Франции.

Начало XX в. ознаменовалось формированием в колониальных и зависимых странах национальной буржуазии, интеллигенции, офицерства, рабочего класса и сравнительно многочисленных отрядов студенчества. Отличительной особенностью буржуазии Востока были ее относительная слабость, подчиненное положение. Значительная ее часть выступала в качестве посредников между иностранным капиталом и внутренним рынком - это так называемая компрадорская буржуазия. Собственно национальную буржуазию составляли купцы, действовавшие на внутреннем рынке, владельцы промышленных предприятий и мастерских, которые сами страдали от гнета иностранного капитала. К ним примыкали широкие городские мелкобуржуазные слои. Именно они послужили основной движущей силой разворачивающихся в тот период революционно-демократических и национально-освободительных движений.

Эти движения, крепнувшие с каждым годом, постепенно превращались в важнейший фактор общественно-исторического развития стран Востока, за что они в совокупности получили название «пробуждение Азии». Наиболее яркими проявлениями этого «пробуждения» стали буржуазные революции в Иране (1905-1911), Турции (1908), Китае (1911-1913). Мощные выступления трудящихся в 1905-1908 гг. в Индии поставили под вопрос само господство англичан в этой стране. Мощные революционные взрывы имели место также в Индонезии, Египте, Алжире, Марокко, Южно-Африканском Союзе и других странах.

В процессе зарождения и развития капитализма в странах Востока перед национально-освободительным движением стояла двуединая задача форсирования капиталистического развития и достижения национального освобождения. Далеко идущие последствия с этой точки зрения имела первая мировая война, в которую оказались втянутыми колониальные и полуколониальные страны. Воюющие государства-метрополии использовали их территории в качестве плацдарма военных действий.

Так, весь Ближний Восток был превращен в фронтовую зону. Африка, Турция, Иран, арабские страны Азии, Китай и народы других стран воочию увидели прелести мировой бойни. Правительства метрополий мобилизовали в своих колониях и зависимых странах огромные массы людей, которые были отправлены на театры военных действий проливать свою кровь за чуждые им интересы. Только Англия и Франция мобилизовали в своих колониях около 6 млн чел., из которых не менее 15 % погибли на полях сражений. Были созданы также так называемые трудовые корпуса, отвлекшие от мирного труда миллионы рабочих рук. Они были направлены на принудительные работы по сооружению военных объектов и использовались в качестве носильщиков, доставляющих боеприпасы, продовольствие, медикаменты в действующие армии через джунгли и болота.

Война привела к резкому ухудшению и без того тяжелого экономического положения народов стран Азии и Африки. Их уделом стали экономическая разруха, разрушение жилищ и хозяйственных построек, эпидемии различных болезней и т. д. В то же время она способствовала социально-экономическим сдвигам в этих странах, обогащению части национальной буржуазии, помещиков, скоплению в их руках значительных денежных средств, которые после окончания войны могли пойти на развитие национальной экономики.

В результате усиливалась тенденция к росту числа национальных предприятий, их оборотного капитала, добычи полезных ископаемых, объемов выплавки чугуна, импорта фабричного оборудования. Промышленное производство росло не только в уже сложившихся центрах, оно стало появляться и в глубинных районах. При этом сохранялось огромное количество кустарных и полукустарных предприятий в текстильной, швейной, кожевенно-обувной, сахарной, спиртовой, мебельной и прочих отраслях. Но все возрастающую роль в экономике колониальных стран начинали играть крупные предприятия.

Немаловажные изменения произошли в сельском хозяйстве. В условиях войны оно вынуждено было постепенно переориентироваться на внутренний рынок. Это способствовало росту разделения труда и дальнейшему развитию товарно-денежных отношений. Натуральная форма ренты и арендной платы постепенно заменялась денежной, что стало дополнительным стимулом к повышению товарности сельскохозяйственного производства, укреплению связей деревни с городом. Упрочились позиции зажиточных крестьян - сельских предпринимателей, что способствовало ускорению и расширению капиталистических начал в сельском хозяйстве.

Таким образом, первая мировая война дала сильный толчок к дальнейшему развитию национального капитализма стран Азии и Африки, расширению и укреплению местного крупного предпринимательства. Интенсифицировались процессы дифференциации крестьянства и формирования рабочего класса. Численно возросла национальная средняя и крупная буржуазия, которая значительно укрепила свои политические позиции. Все это в совокупности ускорило созревание и консолидацию сил, способных участвовать в национально-освободительной борьбе. Эти процессы подготовили предпосылки для распада после второй мировой войны колониальных империй и образования множества новых независимых государств, изменивших облик политической карты современного мира.

Вопросы и задания

1. Какую роль в формировании «закрытого», «завершенного» мира сыграло развитие средств коммуникации и транспорта?

2. Какие типы стран (по степени независимости) входили в колониальную систему в начале XX в.?

3. Перечислите главные особенности колониальной системы первой половины XX столетия.

4. Какая роль отводилась колониям в мировом капиталистическом хозяйстве? Почему колонии попадали в зависимость от метрополий?

5. Имело ли какое-либо положительное значение европейское проникновение в страны Азии и Африки?

6. Чем различались компрадорская и национальная буржуазии колоний?

7. Какие задачи стояли перед национально-освободительным движением на Востоке?

8. Каковы были последствия первой мировой войны для колониальных стран?

Новейшая история зарубежных стран. XX век. Н.В. ЗАГЛАДИН

Учебник для учащихся 9 класса

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века - около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850-1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза - с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) - прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического - человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» - стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века - около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850-1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза - с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ 8

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 8
Страны первого эшелона индустриального развития. 8
Страны второго эшелона модернизации. 8
Обострение противоречий мирового развития. 9
§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ 12
Традиционное общество и колониализм. 12
Стремления к модернизации в колониальных странах. 14
Особенности развития Латинской Америки. 16
§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900-1914 ГГ. 16
Особенности политики ведущих стран мира. 17
Мирные и военные средства решения конфликтов. 19
Создание системы военно-политических блоков. 19
ГЛАВА II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ 20
§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ 21
Дипломатическая подготовка войны. 21
Начальный период войны. 22
§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 23
Кампания 1915 г. 23
Кампания 1916 г. и рост противоречий в воюющих странах. 24
Война и революция в России. 26
Вступление в войну США и кампания 1918 г. 26
§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 29
Противоречия между державами-победительницами. 29
Условия Версальского мира. 30
Противоречия Версальской системы. 30
«Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. 31
Вашингтонская конференция. 31
ГЛАВА III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920-1930-Х ГГ. 33
§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 33
Революция 1918 г. в Германии. 34
Революция 1919 г. в Венгрии. 34
Спад революционной волны в Европе и внешняя политика СССР. 35
Национально-освободительные движения 1920-х гг. в Азии. 36
§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ » В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-Е ГГ. 38
Социал-демократическое движение: идеология и политика. 38
Коммунисты и социал-демократы. 39
Фашистские движения в Италии и Германии. 39
§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1932 ГГ. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 42
Кризис в США: причины и последствия. 43
«Новый курс»: основные черты. 43
Теоретические основы и итоги «нового курса». 44
§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 46
Фашизм в Германии: путь к власти. 46
Фашистская диктатура в Германии. 46
Фашистская диктатура в Италии. 48
Национализм и милитаризм в Японии. 49
§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ 50
Великобритания в 1920-е гг. 51
Кризис в Великобритании и национальное правительство. 51
Особенности кризиса во Франции. 52
Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. 53
§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 55
Агрессия Японии в Китае. 55
Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. 55
Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании 56
Рост угрозы миру и международной безопасности. 57
Мюнхенское соглашение. 58
Крах идеи коллективной безопасности. 58
ГЛАВА IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 60
§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ 60
Поражение Польши и «странная война» в Европе. 61
Разгром Франции. 62
«Битва за Англию». 62
«Новый порядок» и Сопротивление в Европе. 63
§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ 65
СССР и Германия накануне войны. 65
Нападение Германии на СССР. 66
Формирование антигитлеровской коалиции. 67
Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. 68
§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ 70
Проблема второго фронта. 70
Значение советско-германского фронта. 71
Годы решающих битв: 1943-1944. 71
Разгром Германии и Японии. 73
Проблема роли СССР в антигитлеровской коалиции. 74
§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН 76
Конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. 76
Итоги второй мировой войны. 77
Значение создания ООН. 78
ГЛАВА V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ 79
§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 79
Послевоенный мир и причины «холодной войны». 79
«План Маршалла» и раскол Европы. 81
Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. 81
«Холодная война» в Азии. 82
§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 85
Крушение колониальных империй. 85
Проблема выбора пути развития. 86
Локальные конфликты и международная безопасность. 86
Европейская безопасность и германский вопрос. 88
§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 89
Гонка вооружений и советско-американские отношения. 89
Разрядка 1970-х гг. и ее кризис. 90
Проблемы нового миропорядка. 93
ГЛАВА VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945-1999 ГГ. 94
§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ 95
США на начальном этапе «холодной войны». 95
Президентство Д. Эйзенхауэра (1952-1960). 95
«Новые рубежи», «Великое общество» и война во Вьетнаме. 96
Кризис доверия в США. 97
«Неоконсервативная революция». 97
§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 99
«Экономическое чудо» в Западной Германии. 99
Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. 100
Кризис 1970-х гг. и «новые левые» в Западной Европе. 101
§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-Х ГГ. В СТРАНАХ ЗАПАДА 103
Неолиберализм и неоконсерватизм. 103
Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. 104
Информационное общество в развитых странах. 105
Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг. 105
§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 107
Этапы интеграции в Западной Европе. 107
Итоги развития Евросоюза. 108
Проблемы Североатлантической интеграции. 109
§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ 110
Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе. 110
Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». 111
Демократические революции в Восточной Европе. 112
Опыт демократического развития. 112
ГЛАВА VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 114
§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ 114
Япония после второй мировой войны. 114
Новые индустриальные страны. 116
Второй эшелон новых индустриальных стран. 117
§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ 118
Строительство основ социализма в Китае. 118
Социально-политические эксперименты в КНР. 118
Курс прагматических реформ. 119
§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 121
Предоставление независимости и раздел страны. 121
Особенности политики модернизации. 121
Внешняя политика Индии. 123
§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ 123
Национально-патриотическая модель развития. 124
Традиционализм в исламском мире. 125
Факторы единства исламских стран. 126
§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ 127
Крушение колониализма и апартеида. 127
Проблемы развития в Африке. 128
§ 30. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 130
Проблемы модели развития в Латинской Америке. 130
Кубинская революция и ее последствия. 131
Модернизация и диктаторские режимы. 132
Демократизация 1990-х гг. 133
ГЛАВА VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ 134
§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА 134
§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 137
§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 140
ГЛАВА IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142
§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 143
Военная угроза человечеству. 143
Проблема ресурсов и экологии. 143
§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 146
Формирование транснациональных корпораций. 146
ТНК и национальное государство. 147
ТНК и международная интеграция. 147
Проблемы модернизации в новых условиях. 148
§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА 149
Причины обострения противоречий в мировом развитии. 149
Этнические конфликты в современном мире. 150
Причины межэтнических конфликтов многообразны. 150
Проблема «конфликта цивилизаций». 151
§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 153
Возможности предотвращения экологической катастрофы. 153
Институты нового миропорядка. 154
Роль России в современном мире. 155
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900-1999 ГГ. 156
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ 161