Задания егэ по теме духовная жизнь общества. Тест на тему "духовная сфера"






5. Верны ли следующие суждения? А. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений. Б. Цель науки – теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний. 1) верно только А 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 3) верны оба суждения






8. Верны ли суждения? А. Культура распространяется только специализированными образовательными учреждениями. Б. Культура распространяется с помощью средств массовой коммуникации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны










В-3 Установите соответствие между характерными чертами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ 1)сложность содержания А) элитарная культура 2) ориентация на запросы потребителя Б) массовая культура 3) трудность для восприятия 4) стандартизация содержания 1234 А Б




В-6 «Культура в самом широком смысле определяется как ________(1) организации и развития человеческой жизнедеятельности и её __________(2). Это понятие отражает объект, который всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, ________(3),всё, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического _______(4) социальных _______(5) как своё основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или её основные языки: наука, искусство и ______(6). А) отношение Г) нравственность Ж) исследование Б) смысл Д) организация З) результат В) регулирование Е) способ И) институт ГАВИЗЕ




Ответ С-5. Мировоззрение –это система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром. Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно. Мировоззрение бывает обыденным, научным, религиозным.


С-6. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества Ответ: 1)Идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция 2) Распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений 3) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти




Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. В рамках массовой культуры передаются: - нравственные ценности - национальные традиции - знакомство с подлинными вершинами культуры


С-8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Образование, его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Примерный вариант плана 1)Образование как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения и подготовке кадров. а) понятие и цель образования б) основные пути получения образования в) функции образования 2) Система образования в РФ: совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, принципы функционирования. 3) Общие тенденции в развитии образования а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования г) гуманизация и гуманитаризация образования д) компьютеризация образования 4) Образование - основа общей культуры личности и общества, средство ее сохранения и обогащения.


Темы эссе: «Дом без книг подобен телу без души». Цицерон «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Д. Дидро «Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры». И. Гёте «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота». А. Шопенгауэр


Источники: Источники: 1. Аверьянова Г.И.ЕГЭ Обществознание: тематические тренировочные задания.-М.: Эксмо, П.А. Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ; под ред. П. А. Баранова.- М.:АСТ: Астрель, Программа «Сдаём единый экзамен»


  • Понятие культуры.
  • Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
  • Формы и разновидности культуры. Функции
  • Наука. Основные особенности научного мышления.
  • Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества
  • Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
  • Понятие искусства. Виды искусства

Духовная сфера = культура

  • Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
  • «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
  • «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог

М. Херсковиц


Молодежные субкультуры


Компоненты культуры

Образование

Искусство

Иногда образование не включают в компоненты культуры


  • Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
  • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
  • Народная – анонимность, коллективность, первичность
  • Экранная – видео, компьютеры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
  • Субкультура(от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
  • Контркультура(от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Функции культуры

  • Гуманистическая
  • Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
  • Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
  • Познавательная(гносеологическая)
  • Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
  • Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

Наука как компонент культуры

Наука- это сфера творческой деятельности , направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

Наука – это определенный социальный институт , состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

  • Особенности : Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
  • Рационалистическая обоснованность.
  • Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
  • Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Методы научного познания

эмпирическое познание

теоретическое познание

наблюдение и эксперимент

научное моделирование, аналогия, абстрагирование

в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям

моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка


Уровни научного познания

эмпирическое познание

имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента

теоретическое познани е

Закон Архимеда

имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены

Закон всемирного тяготения, законы наследственности


  • Культурно-мировоззренческая
  • Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
  • Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

  • Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства
  • 1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
  • 2 . гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
  • 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования

Уровни образования

Послевузовское профессиональное образование

Общее образование

Профессиональное образование

  • Аспирантура Докторантура Повышение квалификации Второе высшее образование Переподготовка Профессиональная подготовка
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Повышение квалификации
  • Второе высшее образование
  • Переподготовка
  • Профессиональная подготовка
  • дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование
  • дошкольное образование
  • начальное общее образование
  • основное общее образование
  • среднее (полное) общее образование
  • дополнительное образование детей
  • бакалавриат Магистратура
  • начальное профессиональное образование
  • среднее профессиональное образование
  • высшее профессиональное образование
  • бакалавриат
  • Магистратура

Религия (лат. Religae - связывать)

Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом


Функции религии

  • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
  • Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
  • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
  • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих



Мировая религия - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов

Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО:

1.объединение крупной общности людей

2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов



  • Пантеизм – МИР = БОГ
  • Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ
  • Монотеизм – МОНОБОЖИЕ
  • Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Нравственные убеждения личности

Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе


Искусство как компонент культуры

Искусство- это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира

Мастерство

Творческая деятельность

Произведения искусства

Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором



Список использованной литературы

1) Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание 11 класс- М: «Просвещение», 2009.

2) И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.

Тема ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества:

  • Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
  • Средства массовой информации.
  • Искусство: формы и основные направления.
  • Наука. Образование и самообразование.
  • Религия как феномен культуры.
  • Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Основные понятия : культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) Воспитанность

А2. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

А3. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

А5. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность

2) доступность

3) оригинальность

4) узнаваемость

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

3) верно А и Б 4) оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука - это система знаний

Б. Наука - это производство знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

1) государством

2) обществом

3) социальной группой

4) отдельными людьми

А9. Гуманизация образования - это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение, занятий

А10. К мировым религиям не относится:

1) христианство

2) буддизм

3) иудаизм

4) ислам

А11. Искусство в широком смысле слова - это:

1) высокий уровень мастерства

2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности

4) все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

В. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г 2) верно А В Г

3) верно В и Г 4) верно А Б В Г

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

1) честью

2) достоинством

3) уважением

4) признанием

А15. Нормы морали охраняются:

1) государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

1) национальной культуры

2) элитарной культуры

3) массовой культуры

4) народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную

3) социальную

4) нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки - теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А 2) верно только Б

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

3) театр

4) киноискусство

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой..

2) народной

3) экранной

4) художественной

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:

2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29. Духовный мир человека называется:

1) микрокосм

2) макрокосм

3) космос

4) душа

А30. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3) наука

4) культура

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями - это …………... ».

Ответ:_______________

В2. Вставьте пропущенное слово:

«………….. - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

Ответ:______________

В3. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это...........» .

Ответ:_________________

В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении - это... »

Ответ:________________

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Анонимность

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

Ответ:________________

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты

5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы

Ответ: __________________

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе

3) Детективный роман 4) Героическая былина

5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта

Ответ: ________________

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе

5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга

Ответ:___________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

С4. «Наука - сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А.Н. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).

С6. Наука - один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

  • «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель )
  • Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
  • «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии - это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ....

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура - лучшая, а остальные - хуже» ... Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка - искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души - труп». (B.Г. Белинский

Ответы по теме Духовная жизнь общества

УРОВЕНЬ А

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

2 3 5

1В 2А 3Б

1Б 2А 3А 4Б 5А

3 4 5 6

1 3 4 7

УРОВЕНЬ С

С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.

С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.

С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

С5 1) Религия - это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии - ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм - проповедь национального и социального равенства.

С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои; В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл высказываний. 2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, - безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях. 3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота - эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: ... термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма». 2) В ответе должно быть указано: - культурные универсалии - это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»; - это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: - культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; - например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т.д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению. 3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: - релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; - этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры. 4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: - фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; - или: национальная рознь как пример этноцентризма .



Духовная сфера. ЕГЭ 2.

1. Установите соответствие между общественной наукой и предме­том ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    психология А) поведение человека

    политология Б) структура общества власть в обществе

    экономика В) производство и обмен

4) социология Г) власть в обществе


2. Из нижеприведенного списка выберите науки, изучающие те или иные аспекты культуры

(задание типа Б).

    археология; 2) педагогика; 3) биология; 4) астрономия; 5) физика; 6) этика.

3. Приведите три примера методов добывания знаний, присущих науке (С).

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

4. Назовите два проявления социальной функции науки и приве­дите два примера ее осуществления (С). _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обя­зательным является

    среднее (полное) общее образование; 2) основное общее образование;

3) профессиональное образование; 4) высшее образование

6. Гуманизация образования предполагает

    внимание к личности, ее интересам, запросам

    введение новых гуманитарных дисциплин в обучение

    отказ от преподавания технических наук; 4) увеличение количества лет обучения

    Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире,

накопленным предыдущими поколениями, называется

    наукой; 2) искусством; 3) образованием; 4) творчеством.

8. Верны ли следующие суждения о развитии образования?

А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.

Б. В развитии образования проявляется тенденция к ин­тернационализации.

9. Верны ли следующие суждения о социальной функции образо­вания?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек

овладевает социальным опы­том, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно

регулирует социальные про­цессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе зна­ниях?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным

представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям

учащихся.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

11. А. Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б. Новорожденному человеку присущи индивидуальные черты и он может стать

личностью.

А) верно А; Б) верно Б

    Установите соответствие между списками:

1) социальные потребности; А) стремление к добру;

2) духовные потребности; Б) забота о потомстве;

3) материальные потребности; В) общение.

    Термин «культура» наиболее полно характеризует следующее определение:

А) совокупность лучших произведений искусства, созданных, человечеством;

Б) образцы поведения в обществе, которым стараются следовать люди;

В) все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её

результаты;

Г) признаки, отличающие развитые человеческие цивилизации, от ранних обществ

людей.

    К научному пониманию религии НЕ относится утверждение о том, что:

А) первым её элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

Б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

В) религиозная вера включает в себя нормы морали;

Г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

    К обязательным элементам религии относится:

А) вера в существование сверхъестественного;

Б) законодательство о свободе совести;

В) научная аргументация истинности религиозных догматов;

Г) активное участие деятелей церкви в политике.

    А. Религия – одна из древнейших форм культуры.

Б. Религия включает в себя определённые научно обоснованные взгляды и представления людей.

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    В наиболее полном виде мораль – это:

А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

Б) наука о правилах хорошего тона;

В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

Г) сформулированные и законодательно закреплённые нормы поведения граждан.

    А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б) Мораль сильна тем, что все её нормы охраняются законом.

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    Правила «Не делаю другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

А) искусства; Б) науки; В) морали; Г) права.

    Моральные принципы: не убей, не укради, не лги – принадлежат:

А) только христианству; Б) христианству и буддизму;

В) всем мировым религиям; Г) только буддизму.

    К мировым религиям относится:

А) буддизм; Б) синтоизм; В) брахманизм; Г) ведизм.

    Среди перечисленных религий старейшей мировой религией является:

А) христианство; Б) ислам; Б) буддизм; Г) иудаизм.

    А. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как другой

поступает по отношению к тебе».

Б. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как хочешь,

чтобы другой поступал по отношению к тебе».

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    К морали в отличие от права относится:

А) любой закон; Б) конституция государства;

В) определённые принципы, нормы поведения, принятые общества;

Г) устав общественной организации.

    К особенностям современного этапа развития науки в отличие от предыдущих относится функция:

А) культурно-мировоззренческая; В) непременного источника прибыли;

Б) непосредственной производительной силы; Г) социальной силы.

    Процесс создания художественных образов обязательно присущ:

А) науке; Б) искусству; В) образованию; Г) промышленному производству.

    Все термины, кроме одного, связаны с понятием «наука»:

Закон, теория, культ, понятие, факт.

    Соотнесите функции и элементы духовной сферы

Функции

А) восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей;

Б) выполнение роли производительной силы общества;

В) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их деятельности;

Г) разработка планов и программ экономического и социального развития;

Д) производство новых знаний о природе, обществе, мышлении.

Элементы: 1) наука; 2) религия.

    Обведите положения, характеризующие науку (В4):

1) мифотворчество; 2) логичность; 3) рациональность; 4) творчество;

5) некритичность; 6) сверхъестественность.

    Определите, какие высказывания носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

1) По мнению учёных, можно выделить три вида духовного производства: науку, искусство и религию. 2) С точки зрения некоторых философов, к ним добавляются ещё и мораль, политика и право. 3) Однако мораль создаётся самим обществом, а не изобретается профессионалами. 4) Общественные связи, возникающие между людьми в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, думается, трудно назвать духовными.

    Заполните пропуски:

Вид деятельности, воспроизводящий мир в специфических образах, называется _____________ 1). Причиной разделения его на виды является многообразие типов общественной ____________ 2) людей, опирающееся на удовлетворение __________ 3)

потребностей. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими особенностями. Формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений называется ______________ 4). Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, - это ______ 5). Изображение на плоскости картин реального мира называется _____________ 6).

А) деятельность; Б) искусство; В) живопись; Г) эстетические;

Д) общность; Е) архитектура; Ж) сознание; З) скульптура.

    Отметьте функции морали (В4):

    1. устанавливает правила поведения людей;

      изучает явления действительности;

      утешает в горе и оказывает психологическую помощь верующим;

      является основой менталитета народа;

      через неё человек приобщается к культуре.

    Познание: чувственное и _______________________ .

    Составьте план раскрывающий термин «мировоззрение»

Вопросы на другие темы:

    Что из перечисленного характеризует общество как систему:

1) обособление от природы; 2) постоянное развитие;

3) сохранение связи с природой; 4) наличие сфер и институтов.

    Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

    1. формированием рыночной экономики;

      ограничением социальной мобильности;

      развитием средств массовой коммуникации;

      организацией фабричного производства.

    Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку:

    1. открытие нового супермаркета;

      расчёт изменения спроса на мобильные телефоны;

      оказание населению медицинских услуг;

      расширение сети парикмахерских салонов.

    Отказ пожать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций…

1) неформальных позитивных; 2) формальных позитивных;

3) неформальных негативных; 4) формальных негативных.

Ключи к тесту

Духовная сфера. ЕГЭ 2

    АГВБ

    126

    наблюдение, эксперимент, научное моделирование

    функции: а) культурно-мировоззренческая, б) познавательно-объяснительная, в) социального прогнозирования (прогностическая), г) социального развития и управления…

примеры: а) помогает человеку объяснить знания о мире, выстроить в целостную систему (строение вселенной: состоит из галактик, галактики из звёздных систем типа Солнечной, звёздные системы из звезды и планет), рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение; б) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; в) осуществляет прогнозирования последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению (экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений в природных процессах и будущие контуры человеческого общества; г) анализируют состояние общества, настроения, благосостояние, проблемы… (демографы, анализируя динамику численности и состава населения, вносят коррективы в социальные программы правительства; экономисты анализируют текущие показатели и высказывают свои рекомендации…)

    2 27 – культ

    1 28 – 21211

    3 29 – 234

    3 30 – ББАБ

    1 31 – БАГЕЗВ

    3 32 – 145

11 В 33 – рациональное

12 1-В, 2-А, 3-Б 34 – 1) определение,

13 В 2) типы мировоззрения

14 Б А) обыденное Б) научное

15 А В) философское,

16 А 3) функции А) даёт ориентиры в

17 В практической и теоретической деятельности;

18 А Б) определение целей в деятельности (жизни);

19 В В) выбор методов достижения целей;

20 В Г) выработка ценностных установок.

21 А 35 – 4

22 В 36 – 3

23 Б 37 – 2

24 В 38 – 3

25 Б

26 Б

Слайд 2

Вопросы кодификатора

  • Понятие культуры.
  • Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
  • Формы и разновидности культуры. Функции
  • Наука. Основные особенности научного мышления.
  • Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества
  • Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
  • Понятие искусства. Виды искусства
  • Слайд 3

    Духовнаясфера = культура

    • Слово «Культура» (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
    • «Культура» - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
    • «Культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)» - американский культуролог М. Херсковиц
  • Слайд 4

    Молодежные субкультуры

    • Рокеры
  • Слайд 5

    Компоненты культуры

  • Слайд 6

    Формы культуры

    • Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
    • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
    • Народная – анонимность, коллективность, первичность
    • Экранная – видео, компьютеры
  • Слайд 7

    Разновидности культуры

    • По мнению большинства исследователей разновидностей три:
    • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
    • Субкультура(от лат. Sub - под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
    • Контркультура (от лат. Contra - против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
  • Слайд 8

    Функции культуры

    1. Гуманистическая
    2. Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
    3. Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
    4. Познавательная(гносеологическая)
    5. Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
    6. Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
  • Слайд 9

    Наука как компонент культуры

    • Наука - это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.
    • Наука – это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

    Особенности:

    • Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
    • Рационалистическая обоснованность.
    • Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
    • Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
  • Слайд 10

    Методы научного познания

  • Слайд 11

    Уровни научного познания

  • Слайд 12

    Функции науки

    • Культурно-мировоззренческая
    • Непосредственная производительная сила общества(включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
    • Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
  • Слайд 13

    Черты (принципы) образования

    Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства.

    1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
    2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
    3. интернационализация– формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
  • Слайд 14

    Уровни образования

  • Слайд 15

    Религия (лат. Religae - связывать)

    • Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
    • Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
  • Слайд 16

    Функции религии

    • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
    • Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
    • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
    • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
  • Слайд 17

    Религия существует в различных формах

  • Слайд 18

    Мировые религии

  • Слайд 19

    Мировая религия

    Мировая религия - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
    Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО:

    1. объединение крупной общности людей
    2. наличие последователей во многих странах и среди различных народов
  • Слайд 20

    Слайд 21

    Формы религии

    • Пантеизм – мир = бог
    • Политеизм (язычество) – многобожие
    • Монотеизм – монобожие
    • Атеизм – безбожие, неверие в бога и сверхъестественные силы
  • Слайд 22

    Мораль

    Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом

    Опирается на

    • Авторитет общественного мнения
    • Нравственные убеждения личности

    Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе

  • И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.
  • Посмотреть все слайды